Цель художественной литературы в подготовительной группе. Перспективное планирование по художественной литературе в старшей группе. для чтения детям в подготовительной группе
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА
ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА
Количество занятий 34
Планирование составлено на основе программы
_____________________________
Рассмотрена и принята на
заседании педагогического совета
Протокол № ______
от «____»_____ 20___г.
Нуртдинова Раушан Гасимовна
РТ
г. Альметьевск
Коммуникация. Чтение художественной литературы
Направление «Познавательно-речевое развитие»
Образовательная область «Чтение художественной литературы»
направлено на достижение цели формирования интереса и потребности в чтении восприятии) книг через решение следующих задач:
формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных
представлений;
развитие литературной речи;
приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного
восприятия и эстетического вкуса".*
Формирование интереса и потребности в чтении
Продолжать развивать интерес детей к художественной и познавательной литературе. Обращать их внимание на выразительные средства (образные слова и выражения, эпитеты, сравнения); помогать почувствовать красоту и выразительность языка произведения; прививать чуткость к поэтическому слову.
Пополнять литературный багаж сказками, рассказами, стихотворениями, загадками, считалками, скороговорками.
Воспитывать читателя, способного испытывать сострадание и сочувствие к героям книги, отождествлять себя с полюбившимся персонажем. Развивать у детей чувство юмора.
Продолжать совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки детей при чтении стихотворений, в драматизациях (эмоциональность исполнения, естественность поведения, умение интонацией, жестом, мимикой передать свое отношение к содержанию литературной фразы).
Помогать детям объяснять основные различия между литературными жанрами: сказкой, рассказом, стихотворением.
Продолжать знакомить детей с иллюстрациями известных художников
Чтение художественной литературы
МЕСЯЦ
НЕДЕЛИ
ТЕМА
ЗАДАЧИ
ЛИТЕРАТУРА
СЕНТЯБРЬ
1
Рассказывание русской народной сказки «Царевна-лягушка»
учить детей воспринимать образное содержание произведения; закреплять знания о жанрах, композиционных, языковых особенностях русской сказки; продолжать развивать поэтический слух; умение слышать и выделять в тексте выразительные средства; подводит детей к осознанию и пониманию образных выражений.
О. С. Ушакова, Е. М. Струнина «Развитие речи детей 6-7 лет», зан.1 стр.175
2
«О чем печалишься осень». Чтение стихотворений об осени, рассматриваний иллюстраций
закрепить знания об изменениях природы; вызвать восхищение красками осенней природы в процессе рассматривания иллюстраций и слушания художественных текстов; развивать поэтический слух
О. С. Ушакова, Е. М. Струнина «Развитие речи детей 6-7 лет», зан.2 стр.182
3
Рассказывание русской народной сказки «Сивка-бурка»
Учить эмоционально воспринимать образное содержание сказки, осмысливать характеры персонажей, закрепить знания о жанровых особенностях сказки
О. С. Ушакова, Е. М. Струнина «Развитие речи детей 6-7 лет», зан.3 стр.184
4
Заучивание стихотворения Е.Трудневой «Осень»
учить детей выразительно читать наизусть стихотворение, интонационно передавать спокойную грусть осенней природы; продолжать развивать поэтический слух; умение чувствовать, понимать и воспроизводит образный язык стихотворения; развивать умение подбирать эпитеты, сравнения, метафоры для описания осенних пейзажей; активизировать употребление в речи глаголов.
О. С. Ушакова, Е. М. Струнина «Развитие речи детей 6-7 лет», зан.4стр.191
ОКТЯБРЬ
1
Чтение туркменской народной сказки «Падчерица»
учить замечать сходство и различие в построении сюжета, идее, характерах героев обеих сказок; развивать умение выделять в тексте выразительные средства, осознавать целесообразность их использования
О. С. Ушакова, Е. М. Струнина «Развитие речи детей 6-7 лет», зан.5стр.193
2
Ознакомление с малыми фольклорными формами
уточнить представления детей о жанровых особенностях, назначении загадок, скороговорок, пословиц; учить понимать обобщенное значение пословиц и поговорок, развивать умение составлять по ним небольшие рассказы, соотносить при этом содержание с названием текста.
О. С. Ушакова, Е. М. Струнина «Развитие речи детей 6-7 лет», зан.6стр.199
3
Чтение «Сказки про храброго Зайца- длинные уши, косые глаза, короткий хвост» Д.Мамин-Сибиряка
Формировать целостное восприятие художественного текста в единстве содержания и художественной формы; закреплять знания об особенностях разных литературных жанров; упражнять детей в подборе сравнений, синонимов, антонимов
О. С. Ушакова, Е. М. Струнина «Развитие речи детей 6-7 лет», зан.7стр.201
4
Заучивание стихотворение А. С. Пушкина «Уж небо осенью дышало…
учит детей выразительно читать наизусть стихотворение и передавать интонационно печаль осенней природы, чувствовать понимать и воспроизводить образность языка стихотворения; расширять представления о пейзажной лирики А.Пушкина
О. С. Ушакова, Е. М. Струнина «Развитие речи детей 6-7 лет», зан.8стр.205
НОЯБРЬ
1
Рассказывание украинской сказки «Хроменькая уточка»
познакомит детей с украинской сказкой, подвести к осознанию художественных образов сказки.
О. С. Ушакова, Е. М. Струнина «Развитие речи детей 6-7 лет», зан.9стр.205
2
Ознакомление с новым жанром – басней. Чтение басни И. Крылова
«Стрекоза и муравей
познакомить детей с басней, с ее жанровыми особенностями; помочь пониманию аллегории басни, идеи, значении пословиц о труде; воспитывать чуткость к образному строю языка басни, учить связывать значение пословицы с определенной ситуацией
О. С. Ушакова, Е. М. Струнина «Развитие речи детей 6-7 лет», зан.10 стр.205
3
Беседа о творчестве А.Пушкина. Чтение «Сказки о рыбаке и рыбки»
углублять и расширять знания детей о творчестве А.Пушкина; воспитывать умение эмоционально воспринимать образное содержание сказки, замечать и выделять изобразительно-выразительные средства, понимать их значение.
О. С. Ушакова, Е. М. Струнина «Развитие речи детей 6-7 лет», зан.11стр.212
4
Чтения стихотворения К.Чолиева «Деревья спят». Беседа об осени
Учить детей составлять рассказ с использованием выразительно-изобразительных средств языка; развивать умение подбирать эпитеты к заданному слову; передавать в слове настроение, впечатления
О. С. Ушакова, Е. М. Струнина «Развитие речи детей 6-7 лет», зан.12стр.219
ДЕКАБРЬ
1
Малые фольклорные формы
уточнять и закреплять представления детей о жанровых и языковых особенностях потешек, песенок, загадок и пословиц; воспитывать умение понимать переносное значение слов и словосочетаний.
О. С. Ушакова, Е. М. Струнина «Развитие речи детей 6-7 лет», зан.13стр.212
2
Рассказывание русской народной сказки «Снегурочка»
развивать у детей способность к целостному восприятию сказки в единстве ее содержания и художественной формы; закреплять знания об особенностях (композиционных, языковых) сказочного жанра
О. С. Ушакова, Е. М. Струнина «Развитие речи детей 6-7 лет», зан.14 стр.223
3
Заучивание стихотворения Е.Трутневой «Первый снег»
Учить детей интонационно передавать любование картиной зимней природы при чтении наизусть стихотворения; учить замечать изобразительно-выразительные средства
О. С. Ушакова, Е. М. Струнина «Развитие речи детей 6-7 лет», зан.15 стр.226
4
Рассказывание сказки В.Одоевского «Мороз Иванович»
Учить детей эмоционально воспринимать образное содержание сказки; подвести к пониманию идеи произведения; показать ее связь со значением пословицы
О. С. Ушакова, Е. М. Струнина «Развитие речи детей 6-7 лет», зан.16 стр.228
ЯНВАРЬ
1-2 недели каникулы
3
Чтение басни Крылова « Ворона и Лисица»
продолжать знакомить детей с жанровыми особенностями басни, учит понимать аллергорию, ее обощенное значение, выделит мораль басни; обращать внимание детей на языковые образные средства художественного текста; развивать чуткость к восприятию образного строя языка басни.
О. С. Ушакова, Е. М. Струнина «Развитие речи детей 6-7 лет», зан.17 стр.235
4
Чтение рассказа В.Драгунского «Тайное становится явным» . Составление рассказов по пословице
учить детей правильно понимать нравственный смысл изображенного, мотивированно оценивать поступки героя рассказа; углублять представления детей о соответствии названия текста его содержанию; продолжать учить детей составлять по пословице короткие рассказы или сказки; осмысливать образное содержание и обощенное значение пословиц и поговорок.
О. С. Ушакова, Е. М. Струнина «Развитие речи детей 6-7 лет», зан.18 стр.237
ФЕВРАЛЬ
1
Заучивание стихотворения С.Есенина «Береза». Творческое рассказывания
О. С. Ушакова, Е. М. Струнина «Развитие речи детей 6-7 лет», зан.19 стр.241
2
Чтение сказки. У.Диснея «Три поросенка отдыхают»
учить чувствовать юмористический характер сказки, обращать внимание на образный язык произведения; развивать творческую активность детей в процессе придумывания продолжения сказки
О. С. Ушакова, Е. М. Струнина «Развитие речи детей 6-7 лет», зан.20 стр.242
3
Малые фольклорные формы
Знакомить детей с малыми фольклорными формами: пословицами, поговорками, скороговорками, загадками; учить воспроизводить образные выражения, понимать переносное значение слов и словосочетаний; развивать умение составлять рассказы, сказки по пословицам, придумывать загадки
О. С. Ушакова, Е. М. Струнина «Развитие речи детей 6-7 лет», зан.21 стр.246
4
Чтение рассказа С.Иванова «Каким бывает снег»
углублять знания детей об особенностях природы в разные периоды зимы; формировать эстетическое восприятие картин природы, художественных текстов; учить передавать образы зимней природы в рисунке и словесном описании
О. С. Ушакова, Е. М. Струнина «Развитие речи детей 6-7 лет», зан.22 стр.247
МАРТ
1
Чтение басни С. Михалкова. «Ошибка» Анализ фразеологизмов, пословиц, рисование к ним иллюстраций
учить детей эмоционально воспринимать содержание басни, понимать ее нравственный смысл, подвести к осознанию аллергории, содержащейся в басне; продолжат учить детей осмысливать переносное значение слов и словосочетаний, пословиц и поговорок.
О. С. Ушакова, Е. М. Струнина «Развитие речи детей 6-7 лет», зан.23 стр.250
2
Чтение сказки В.Катаева «Цветик-семицветик».
подвести детей к пониманию нравственного смысла сказки, к мотивированной оценке поступков и характера главной героини, закрепить знание детей о жанровых особенностях сказки
О. С. Ушакова, Е. М. Струнина «Развитие речи детей 6-7 лет», зан.24стр.252
3
Комплексное занятие «Весна идет». Чтение рассказов, стихотворений о весне. Рассматривание иллюстраций
вызвать у детей чувство любования, восторга перед красотой родной природы, желание выразить в слове свои переживания и впечатления; учить эмоционально воспринимать образное содержание художественных текстов.
О. С. Ушакова, Е. М. Струнина «Развитие речи детей 6-7 лет», зан.25стр.259
4
Чтение басни Л.Толстого «Собака и её тень». Анализ половиц
учить детей осмысливать аллергонию басни, ее образную суть, соотносить идею басни со значением пословицы
О. С. Ушакова, Е. М. Струнина «Развитие речи детей 6-7 лет», зан.26стр.262
АПРЕЛЬ
1
Чтение сказки М. Михалков
«Лесные хоромы» . Сопоставлений с русской народной сказкой « Теремок»
познакомить детей со сказкой, помочь найти сходное и отличное от русской народной сказки «Теремок», научить осмысливать идею сказки, оценивать характеры персонажей.
О. С. Ушакова, Е. М. Струнина «Развитие речи детей 6-7 лет», зан.27 стр.263
2
Чтение рассказа В. Драгунского
«Друг детства» -
чтение рассказа
Вызывать эмоциональный отклик на восприятие образного содержания произведения; помочь осмыслению идеи значения образных выражений; закрепить знания о жанровых особенностях литературных произведений (сказка, стихотворение, рассказ
О. С. Ушакова, Е. М. Струнина «Развитие речи детей 6-7 лет», зан.28стр.262
3
Малые фольклорные формы
систематизировать и обобщить знания о жанровых и языковых особенностях потешек, песенок, загадок и пословиц; развивать умение понимать переносное значение слов и словосочетаний
О. С. Ушакова, Е. М. Струнина «Развитие речи детей 6-7 лет», зан.29стр.270
4
Заучивание стихотворения Г.Новицкой « Вскрываются почки». Творческое рассказывание «Как разбудили клен»
учит детей выразительно читать наизусть стихотворение, интонационно передавать радость пробуждения природы; развивать поэтический слух, способность воспринимать музыкальность поэтической речи, чувствовать и понимать поэтические образы; развивать умение составлять лирические рассказы и сказки (речетворческие способности)
О. С. Ушакова, Е. М. Струнина «Развитие речи детей 6-7 лет», зан.30стр.273
МАЙ
1
Беседа о русском устном народном творчестве. Рассказывание сказки С.Аксакова «Аленький цветочек». Лексические упражнения.
систематизировать и углубить знания детей о русском устном народном творчестве; о сказках, потешках, песенках, пословицах; о жанровых, композиционных и национальных языковых особенностях русской сказки
О. С. Ушакова, Е. М. Струнина «Развитие речи детей 6-7 лет», зан.31стр.275
2
Чтение сказки Х-К.Андерсена «Гадкий утенок»
уточнить знание детей о творчестве датского сказочника Х.-К. Андерсена; учить осмысливать и оценивать характер персонажей сказки, формировать внимание к поэтическим образам.
О. С. Ушакова, Е. М. Струнина «Развитие речи детей 6-7 лет», зан.32стр.277
3
Чтение басни И.Крылова «Лебедь, Щука и Рак»
продолжать учить осмысливать содержание басни, образный строй языка; развивать точность, выразительность, ясность изложения мысли
О. С. Ушакова, Е. М. Струнина «Развитие речи детей 6-7 лет», зан.33стр.278
4
Итоговая литературная викторина
закрепить, систематизировать знания детей о литературных произведениях, прочитанных за год, об особенностях разных жанров художественных произведений; закрепить знания о малых фольклорных формах.
О. С. Ушакова, Е. М. Струнина «Развитие речи детей 6-7 лет», зан.34стр.279
Елена Щербакова
Картотека художественной литературы в разных образовательных областях в старшей группе
Картотека
художественной литературы
в разных образовательных областях в старшей группе
По программе «От рождения до школы» по ред. Н. Е. Вераксы
Составила: Щербакова Е. В.
Нравственное воспитание
рнс «Лиса и кувшин» обр. О. Капица Воспитание добрых чувств; формирование представлений о жадности и глупости
рнс «Крылатый, мохнатый и маслянный» обр. И. Карнаухова Учить детей понимать характер и поступки героев
X. Мякеля. «Господин Ау» (главы, пер. с фин. Э. Успенского
рнс «Хаврошечка» обр. А. Н. Толстой Воспитывать проявления добрых чувств по отношению к друг другу;
рнс «Заяц-хвастун» обр. О. Капица Воспитывать нормы нравственного поведения
рнс «Царевна-лягушка» обр. М. Булатов Воспитывать доброту, чувство взаимопомощи.
Б. Шергин «Рифмы» Воспитывать уважительное отношение к окружающим людям
рнс «Сивка-бурка» обр. М. Булатов Формировать у детей умение оценивать поступки героев, выражать свое отношение к ним
рнс «Финист-ясный сокол» обр. А. Платонов Воспитывать чувство сострадания к окружающим
В. Драгунский «Друг детства», «Сверху вниз, наискосок» Воспитывать внимательность, любовь, сострадание к ближнему товарищу
С. Михалков «А что у вас?»
ненецкая сказка «Кукушка» обр. К. Шаров Способствовать воспитанию доброты, внимательности и отзывчивости к родным
«Златовласка», пер. с чеш. К. Паустовского;
воспитывать в себе умение сопереживать, выть щедрым, не завидовать другим; воспитывать самоуважение, взаимопомощь в работе.
«Три золотых волоска Деда-Всеведа», пер. с чеш. Н. Аросьевой (из сборника сказок К. Я. Эрбена).
В. Дмитриева. «Малыш и Жучка» (главы) Чувствовать и понимать характер образов литературного
произведения
Л. Толстой «Косточка» Воспитывать нравственные качества личности: честность, правдивость, любовь к семье.
Л. Толстой «Прыжок» Пробудить в детях сопереживание герою рассказа
Н. Носов. «Живая шляпа»; Формировать представления детей о нормах нравственности с помощью детской литературы.
С. Георгиев. «Я спас Деда Мороза» Формировать умение оценивать свои поступки и поступки героев, воспитывать дружелюбие, умение взаимодействовать со сверстниками
А. Линдгрен. «Карлсон, который живет на крыше, опять прилетел» (главы, в сокр., пер. со швед. Л. Лунгиной
К. Паустовский. «Кот-ворюга» Воспитывать нравственные качества: чувство сострадания, сопереживания
Мицкевич Адам «Друзьям»
Обобщить и расширить знания детей о таких понятиях как «друг», «дружба», «честность», «справедливость»
П. Бажов «Серебряное копытце» Воспитывать чувство доброты, заботы о слабых
Р. Киплинг. «Слоненок», пер. с англ. К. Чуковского, стихи в пер. С. Маршака Воспитывать культуру поведения, дружбу, взаимопомощь, заботу о близких
В. Катаев. «Цветик-семицветик» Формировать умение представлять особенности своей личности в кругу сверстников, отражая достижения и причины возможных затруднений.
Ребенок в семье и в обществе рнс «Хаврошечка» обр. А. Н. Толстой Познакомить с разными семейными взаимоотношениями
Ю. Коваль «Дед, баба и Алеша» Формировать у детей представление о семье как о людях, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге.
В. Драгунский «Денискины рассказы» Формирование представлений о характерных качествах мальчиков и девочек.
А. Гайдар. «Чук и Гек» (главы)
Учить давать оценку взаимоотношениям между близкими людьми в семье, составлять характеристики героев
Е. Григорьева «Ссора» Развивать основы социального взаимодействия между мальчиками и девочками; доброжелательного отношения к противоположному полу
А. Барто «Вовка - добрая душа»
Е. Благинина «Посидим в тишине» Продолжать формировать представление детей о добром отношении к маме
А. Усачёв «Что такое этикет» Продолжать обучение культуре речевого общения в детском саду и дома
«Крупеничка» Н. Телешов Воспитывать интерес к сказкам, к русским традициям
Самообслуживание, труд рнс «Хаврошечка» обр. А. Н. Толстой Формировать представления детей о трудолюбивом человеке
К. Чуковский «Мойдодыр» Воспитание культурно-гигиенических навыков
К. Чуковский «Федорино горе»
рнс «По щучьему веленью» Закреплять у детей понятие о важности человеческого труда
А. Барто «Девочка-чумазая» Воспитывать опрятность, бережное отношение к личным вещам, вещам товарища
Ю. Тувим. «Письмо ко всем детям по одному очень важному делу», пер. с польск. С. Михалкова
Формирование основ безопасности С. Михалков «Дядя Степа-милиционер» Закрепление правил поведения на улицах города
Е. Сегал «Машины на нашей улице»
Познавательное развитие ФЭМП Считалки
Герои сказок
С. Маршак «Цифры» Знакомство с цифрами
Ознакомление с социальным миром Г. Х. Андерсен
«Снеговик» Знакомство с новогодними традициями разных стран
С. Михалков «А что у вас?» Знакомство с важностью любой профессии
«Чудесные истории про зайца по имени Лек», сказки народов Западной Африки, пер. О. Кустовой и В. Андреева; Знакомство с особенностями народов Западной Африки
А. Гайдар «Сказка про военную тайну, Мальчиша- Кибальчиша и его твердое слово»
Продолжать расширять представления детей о Российской армии.
ненецкая сказка «Кукушка» обр. К. Шаров Знакомство с бытом народов крайнего севера
М. Бородицкая «Ждем брата» Формировать желание заботится о малышах, развивать чувства ответственности уважения к младшим товарищам
А. Твардовский «Рассказ танкиста» Формировать у детей представление о подвиге народа, который встал на защиту своей Родины.
А. Барто «Игра в стадо» Расширить знания детей о своем детском саде, привлечь внимание к его истории, уточнить представления о труде сотрудников детского сада
С. Махотин «Старшая группа»
О. Высоцкая
Т. Александрова «Домовенок Кузька» (главы) Воспитывать интерес к жизни россиян в древности, любовь к истории своего народа
М. Исаковский «Поезжай за моря-океаны» Уточнить знания о родной стране.
Б. Алмазов. «Горбушка» Приобщение к российским ценностям;
Ознакомление с миром природы рнс «Заяц-хвастун» обр. О. Капица Формировать заботливое отношение детей к природе, желание принимать участие в её охране и защите.
Л. Толстой. «Лев и собачка», «Косточка», «Прыжок» Расширять представления о жизни животных
Г. Снегирев «Пингвиний пляж»
К. Паустовский. «Кот-ворюга» Воспитывать любовь и бережное отношение к природе, доброту;
В. Бианки «Сова» Продолжать формировать представление о взаимосвязи и взаимозависимости живых существ, представление о литературном жанре «познавательная сказка»;
Б. Заходер «Серая звездочка» Воспитывать чувство сопереживания и любви к природе и человеку, умение противостоять злу
С. Есенин «Черемуха» Помочь почувствовать красоту природы в стихотворении
Р. Киплинг. «Слоненок», пер. с англ. К. Чуковского, стихи в пер. С. Маршака Развивать мелкую моторику рук, внимание и интерес к животному миру и его многообразию
П. Бажов «Серебряное копытце» Воспитывать чуткое отношение к животным, любовь к природе
Речевое развитие Развитие всех сторон речи
Знакомство с жанрами
Объяснение незнакомых, устаревших слов
Художественно-эстетическое развитие Приобщение к искусству В. Конашевич Знакомство с художниками-иллюстраторами
И. Билибин
Е. Чарушин
ИЗО деятельность Рисование иллюстраций по произведениям
Музыкальная деятельность П. И. Чайковский «Щелкунчик» (фрагменты) Знакомство с музыкальным изображением героев и образов произведений
П. И. Чайковский «Времена года» (фрагменты)
Н. А. Римский-Корсаков «Сказка о царе Салтане» (фрагменты)
С. Прокофьев «Петя и волк»
НОД и досуги по сюжетам произведений
Герои произведений
Публикации по теме:
НОД во второй младшей группе. Чтение художественной литературы «Мой мишка» З. Александрова Примерная технологическая карта непосредственной образовательной деятельности Вид образовательной деятельности: чтение художественной литературы.
Чтение, заучивание художественной литературы в старшей группе по темам Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» Здравствуйте дорогие коллеги. Хочу предложить вашему вниманию материал по.
Картотека подвижных игр «Разных народов» АФРИКАНСКИЕ САЛКИ ПО КРУГУ (Танзания) Играют 10 и более человек. Ход игры: Нужен лист от дерева. Игроки встают в круг лицом к центру. За.
Конспект НОД. Чтение художественной литературы в подготовительной к школе группе «Никита Кожемяка» Разработала: Бондарева Елена Дмитриевна. Студентка "Волгодонского педагогического колледжа" Цель: развитие умения коротко пересказывать.
Картотека художественной литературы в разных образовательных областях в старшей группе
По программе «От рождения до школы» по ред. Н. Е. Вераксы
Нравственное воспитание
рнс «Лиса и кувшин» обр. О. Капица Воспитание добрых чувств; формирование представлений о жадности и глупости
рнс «Крылатый, мохнатый и маслянный» обр. И. Карнаухова Учить детей понимать характер и поступки героев
X. Мякеля. «Господин Ау» (главы), пер. с фин. Э. Успенского
рнс «Хаврошечка» обр. А. Н. Толстой Воспитывать проявления добрых чувств по отношению к друг другу;
рнс «Заяц-хвастун» обр. О. Капица Воспитывать нормы нравственного поведения
рнс «Царевна-лягушка» обр. М. Булатов Воспитывать доброту, чувство взаимопомощи.
Б. Шергин «Рифмы» Воспитывать уважительное отношение к окружающим людям
рнс «Сивка-бурка» обр. М. Булатов Формировать у детей умение оценивать поступки героев, выражать свое отношение к ним
рнс «Финист-ясный сокол» обр. А. Платонов Воспитывать чувство сострадания к окружающим
В. Драгунский «Друг детства», «Сверху вниз, наискосок» Воспитывать внимательность, любовь, сострадание к ближнему товарищу
С. Михалков «А что у вас?»
ненецкая сказка «Кукушка» обр. К. Шаров Способствовать воспитанию доброты, внимательности и отзывчивости к родным
«Златовласка», пер. с чеш. К. Паустовского;
воспитывать в себе умение сопереживать, выть щедрым, не завидовать другим; воспитывать самоуважение, взаимопомощь в работе.
«Три золотых волоска Деда-Всеведа», пер. с чеш. Н. Аросьевой (из сборника сказок К. Я. Эрбена).
В. Дмитриева. «Малыш и Жучка» (главы) Чувствовать и понимать характер образов литературного
произведения
Л. Толстой «Косточка» Воспитывать нравственные качества личности: честность, правдивость, любовь к семье.
Л. Толстой «Прыжок» Пробудить в детях сопереживание герою рассказа
Н. Носов. «Живая шляпа»; Формировать представления детей о нормах нравственности с помощью детской литературы.
С. Георгиев. «Я спас Деда Мороза» Формировать умение оценивать свои поступки и поступки героев, воспитывать дружелюбие, умение взаимодействовать со сверстниками
А. Линдгрен. «Карлсон, который живет на крыше, опять прилетел» (главы, в сокр.), пер. со швед. Л. Лунгиной
К. Паустовский. «Кот-ворюга» Воспитывать нравственные качества: чувство сострадания, сопереживания
Мицкевич Адам «Друзьям»
Обобщить и расширить знания детей о таких понятиях как «друг», «дружба», «честность», «справедливость»
П. Бажов «Серебряное копытце» Воспитывать чувство доброты, заботы о слабых
Р. Киплинг. «Слоненок», пер. с англ. К. Чуковского, стихи в пер. С. Маршака Воспитывать культуру поведения, дружбу, взаимопомощь, заботу о близких
В. Катаев. «Цветик-семицветик» Формировать умение представлять особенности своей личности в кругу сверстников, отражая достижения и причины возможных затруднений.
Ребенок в семье и в обществе рнс «Хаврошечка» обр. А. Н. Толстой Познакомить с разными семейными взаимоотношениями
Ю. Коваль «Дед, баба и Алеша» Формировать у детей представление о семье как о людях, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге.
В. Драгунский «Денискины рассказы» Формирование представлений о характерных качествах мальчиков и девочек.
А. Гайдар. «Чук и Гек» (главы)
Учить давать оценку взаимоотношениям между близкими людьми в семье, составлять характеристики героев
Е. Григорьева «Ссора» Развивать основы социального взаимодействия между мальчиками и девочками; доброжелательного отношения к противоположному полу
А. Барто «Вовка - добрая душа»
Е.. Благинина «Посидим в тишине» Продолжать формировать представление детей о добром отношении к маме
А. Усачёв «Что такое этикет» Продолжать обучение культуре речевого общения в детском саду и дома
«Крупеничка» Н. Телешов Воспитывать интерес к сказкам, к русским традициям
Самообслуживание, труд
рнс «Хаврошечка» обр. А. Н. Толстой Формировать представления детей о трудолюбивом человеке
К. Чуковский «Мойдодыр» Воспитание культурно-гигиенических навыков
К. Чуковский «Федорино горе»
рнс «По щучьему веленью» Закреплять у детей понятие о важности человеческого труда
А. Барто «Девочка-чумазая» Воспитывать опрятность, бережное отношение к личным вещам, вещам товарища
Ю. Тувим. «Письмо ко всем детям по одному очень важному делу», пер. с польск. С. Михалкова
Формирование основ безопасности С. Михалков «Дядя Степа-милиционер» Закрепление правил поведения на улицах города
Е. Сегал «Машины на нашей улице»
Познавательное развитие ФЭМП Считалки
Герои сказок
С. Маршак «Цифры» Знакомство с цифрами
Ознакомление с социальным миром Г. Х. Андерсен
«Снеговик» Знакомство с новогодними традициями разных стран
С. Михалков «А что у вас?» Знакомство с важностью любой профессии
«Чудесные истории про зайца по имени Лек», сказки народов Западной Африки, пер. О. Кустовой и В. Андреева; Знакомство с особенностями народов Западной Африки
А. Гайдар «Сказка про военную тайну, Мальчиша- Кибальчиша и его твердое слово»
Продолжать расширять представления детей о Российской армии.
ненецкая сказка «Кукушка» обр. К. Шаров Знакомство с бытом народов крайнего севера
М. Бородицкая «Ждем брата» Формировать желание заботится о малышах, развивать чувства ответственности уважения к младшим товарищам
А. Твардовский «Рассказ танкиста» Формировать у детей представление о подвиге народа, который встал на защиту своей Родины.
А. Барто «Игра в стадо» Расширить знания детей о своем детском саде, привлечь внимание к его истории, уточнить представления о труде сотрудников детского сада
С. Махотин «Старшая группа»
О. Высоцкая
«Детский сад»
Т. Александрова «Домовенок Кузька» (главы) Воспитывать интерес к жизни россиян в древности, любовь к истории своего народа
М. Исаковский «Поезжай за моря-океаны» Уточнить знания о родной стране.
Б. Алмазов. «Горбушка» Приобщение к российским ценностям;
Ознакомление с миром природы
рнс «Заяц-хвастун» обр. О. Капица Формировать заботливое отношение детей к природе, желание принимать участие в её охране и защите.
Л. Толстой. «Лев и собачка», «Косточка», «Прыжок» Расширять представления о жизни животных
Г. Снегирев «Пингвиний пляж»
К. Паустовский. «Кот-ворюга» Воспитывать любовь и бережное отношение к природе, доброту;
В. Бианки «Сова» Продолжать формировать представление о взаимосвязи и взаимозависимости живых существ, представление о литературном жанре «познавательная сказка»;
Б. Заходер «Серая звездочка» Воспитывать чувство сопереживания и любви к природе и человеку, умение противостоять злу
С. Есенин «Черемуха» Помочь почувствовать красоту природы в стихотворении
Р. Киплинг. «Слоненок», пер. с англ. К. Чуковского, стихи в пер. С. Маршака Развивать мелкую моторику рук, внимание и интерес к животному миру и его многообразию
П. Бажов «Серебряное копытце» Воспитывать чуткое отношение к животным, любовь к природе
Речевое развитие
Развитие всех сторон речи
Знакомство с жанрами
Объяснение незнакомых, устаревших слов
Художественно-эстетическое развитие
Приобщение к искусству В. Конашевич Знакомство с художниками-иллюстраторами
И. Билибин
Е. Чарушин
ИЗО деятельность Рисование иллюстраций по произведениям
Музыкальная деятельность П. И. Чайковский «Щелкунчик» (фрагменты) Знакомство с музыкальным изображением героев и образов произведений
П. И. Чайковский «Времена года» (фрагменты)
Н. А. Римский-Корсаков «Сказка о царе Салтане» (фрагменты)
С. Прокофьев «Петя и волк»
Физическое развитие
НОД и досуги по сюжетам произведений
Герои произведений
Скачать Картотека художественной литературы в старшей группе по ФГОС
Художественная литература
Продолжать развивать интерес к художественной литературе. Поддерживать желание знакомиться с другими главами понравившейся «толстой» книги, рассматривать рисунки и оформление книг. Пополнять литературный багаж сказками, рассказами, стихотворениями, загадками, считалками, скороговорками. Воспитывать читателя, способного испытывать сострадание и сочувствие к героям книги, отождествлять себя с полюбившимся персонажем. Воспитывать чувство юмора, используя смешные сюжеты из литературы.
Обращать внимание детей на изобразительно-выразительные средства (образные слова и выражения, эпитеты, сравнения); помогать почувствовать красоту и выразительность языка произведения; прививать чуткость к поэтическому слову.
Продолжать совершенствовать художественно-речевые исполнитель¬ские навыки детей при чтении стихотворений, в драматизациях (эмоциональность исполнения, естественность поведения, умение интонацией, жестом, мимикой передать свое отношение к содержанию литературной фразы). Помогать детям объяснять основные различия между литературными жанрами: сказкой, рассказом, стихотворением.
Для чтения детям
Русский фольклор
Песенки.
«Лиса рожью шла...»,
«Чигарики-чок-чигарок...»,
«Идет матушка-весна...»,
«Вот пришло и лето красное...»,
«Когда солнышко взойдет, роса на землю падет...»,
«Зима пришла».
Календарные обрядовые песни.
«Коляда! Коляда! А бывает коляда...»,
«Коляда, коляда, ты подай пирога...»,
«Как пошла коляда»,
«Как на Масленой неделе...»,
«Тин-тин-ка!..»,
«Масленица, Масленица».
Произведения поэтов и писателей России
Поэзия.
А. Блок. «Ветер принес издалека» (в сокр.), «На лугу»;
М. Волошин. «Осенью»;
С. Городецкий. «Первый снег», «Весенняя песенка»;
С. Есенин. «Пороша»;
В. Жуковский. «Жаворонок» (в сокр.);
М. Лермонтов. «На севере диком», «Горные вершины» (из Гёте);
Н. Некрасов. «Перед дождем» (в сокр.);
А. Пушкин.«Птичка», «За весной, красой природы...» (из поэмы «Цыганы»), «Зима! Крестьянин, торжествуя...» (из «Евгения Онегина»);
А. Ремизов. «У лисы бал», «Калечина-малечина»;
П. Соловьева. «Ночь и день»;
Ф. Тютчев. «Весенние воды»;
А. Фет. «Уж верба вся пушистая» (отрывок),
«Что за вечер...» (в сокр.);
С. Черный. «Перед сном», «Волшебник».
B.Берестов. «Дракон»;
А. Введенский. «Песенка о дожде»;
Ю. Владимииров. «Оркестр»;
Н. Заболоцкий. «На реке»;
Н. Матвеева. «Путаница»;
Э. Мошковская. «Какие бывают подарки», «Хитрые старушки», «Обида»;
Н. Рубцов. «Про зайца»;
Г. Сапгир. «Считалки, скороговорки»;
И. Токмакова. «Мне грустно...»;
Э. Успенский. «Страшная история», «Память»;
Л. Фадеева. «Зеркало в витрине»;
Д. Хармс. «Веселый старичок», «Иван Торопышкин».
Проза.
К. Коровин. «Белка» (в сокр.);
А. Куприн. «Слон»;
Д. Мамин-Сибиряк «Медведко»;
Н. Телешов. «Уха» (в сокр.).
C.Алексеев. «Первый ночной таран»;
Е. Воробьев. «Обрывок провода»;
М. Зощенко. «Великие путешественники»;
Ю. Коваль. «Стожок», «Выстрел», «Русачок-травник»;
Е. Носов. «Тридцать зерен», «Как ворона на крыше заблудиласъ»;
М. Пришвин. «Курица на столбах»;
А. Раскин. «Как папа бросил мяч под автомобиль», «Как папа укрощал собачку»;
С. Романовский. «На танцах».
Литературные сказки.
В. Даль. «Старик-годовик»;
П. Ершов. «Конек-Горбунок»;
А. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»;
И. Соколов-Микитов. «Соль земли»;
К. Ушинский. «Слепая лошадь».
К. Драгунская. «Лекарство от послушности»;
Н. Носов. «Бобик в гостях у Барбоса»;
К. Паустовский. «Теплый хлеб»;
Г. Скребицкий. «Всяк по-своему»;
А. Усачев. «Про умную собачку Соню» (главы).
Для чтения в лицах
К. Аксаков. «Лизочек»;
А. Фройденберг. «Великан и мышь», пер. с нем. Ю. Коринца;
Д. Самойлов. «У Слоненка день рождения» (отрывки);
Л. Левин. «Сундук»;
С. Маршак. «Кошкин дом» (отрывки).
Игровой фольклор .
Прибаутки:
«Где кисель -тут и сел...»,
«Глупый Иван...»,
«Братцы, братцы!..»,
«Федул, что губы надул?..»,
«Сбил, сколотил - вот колесо...»,
«Ты пирог съел?».
Небылицы.
«Вы послушайте, ребята...»,
«Богат Ермошка».
Сказки и былины.
«Илья Муромец и Соловей-разбойник» (запись А. Гильфердинга, отрывок);
«Садко» (запись П. Рыбникова, отрывок);
«Добрыня и Змей», пересказ Н. Колпаковой;
«Снегурочка» (по народным сюжетам);
«Василиса Прекрасная», «Белая уточка» (из сборника сказок А. Н. Афанасьева);
«Семь Симеонов - семь работников», обр. И. Карнауховой;
«Сынко-Филипко», пересказ Е. Поленовой;
«Не плюй в колодец - пригодится воды напиться», обр. К. Ушинского;
«Чудесное яблочко», обр. Л. Елисеевой;
«Волк и лиса», обр. И. Соколова-Микитова.
Фольклор народов мира
Песенки .
«Ой, зачем ты, жаворонок...», укр., обр. Г. Литвака;
«Улитка», молд., обр. И. Токмаковой;
«Что я видел», «Трое гуляк», пер. с франц. Н. Гернет и С. Гиппиус;
«Перчатки», «Кораблик», пер. с англ. С. Маршака;
«Мы пошли по ельнику», пер. со швед. И. Токмаковой.
Сказки.
«Айога», нанайск., обр. Д. Нагишкина;
«Каждый свое получил», эстон., обр. М. Булатова;
«Голубая птица», туркмен., обр. А. Александровой и М. Туберовского;
«Джек, покоритель великанов», валлийск., пер. К.Чуковского;
«Беляночка и Розочка», нем., пер. Л. Кон; из сказок Ш. Перро:
«Мальчик-с-пальчик», Ш. Перро, пер. Б. Дехтерева,
«Кот в сапогах», пер. Т. Габбе;
«Самый красивый наряд на свете», япон., пер. В. Марковой.
произведения поэтов и писателей разных стран
Поэзия.
Б. Брехт. «Зимний разговор через форточку», пер. с нем. К. Орешина;
М. Валек. «Мудрецы», пер. со словац. Р. Сефа;
Л. Станчев. «Осенняя гамма», пер. с болг. И. Токмаковой;
Э. Лир. Лимерики («Жил-был старичок из Гонконга...»; «Жил-был старичок из Винчестера...»; «Жила на горе старушонка...»; «Один старикашка с косою...»), пер. с англ. Г. Кружкова.
Литературные сказки.
X. К. Андерсен. «Гадкий утенок», «Дюймовочка», пер. с дат. А Ганзен; Ф. Зальтен.
«Бемби» (главы), пер. с нем. Ю. Нагибина;
А. Линдгрен. «Принцесса, не желавшая играть в куклы», пер. со швед. Е. Соловьевой;
М. Мацутани. «Приключения Таро в стране гор» (главы), пер. с япон. Г. Ронской;
С. Топелиус. «Три ржаных колоса», пер. со швед. А. Любарской;
Б. Поттер. «Сказка про Джемайму Нырнивлужу», пер. с англ. И. Токмаковой;
Г. Фаллада. «Истории из Бедокурии» (глава «История про день, когда все шло шиворот-навыворот»), пер. с нем. Л. Цывьяна;
М. Эме. «Краски», пер. с франц. И. Кузнецовой.
Для заучивания наизусть
Я. Аким. «Апрель»;
П. Воронько. «Лучше нет родного края», пер. с укр. С. Маршака;
Е. Благинина. «Шинель»;
Н. Гернет и Д. Хармс. «Очень-очень вкусный пирог»;
С. Есенин. «Береза»;
С. Маршак. «Тает месяц молодой...»;
Э. Мошковская. «Добежали до вечера»;
В. Орлов. «Ты лети к нам, скворушка...»;
А. Пушкин. «Уж небо осенью дышало...» (из «Евгения Онегина»);
Н. Рубцов. «Про зайца»;
И. Суриков. «Зима»;
П. Соловьева. «Подснежник»;
Ф. Тютчев. «Зима недаром злится».
Булычева Александра Валерьевна
Произведения поэтов и писателей России
Поэзия .
- В. Берестов «Дракон»;
- А. Блок «Ветер принес издалека» (в сокащении), «На лугу»;
- А. Введенский «Песенка о дожде»;
- Ю.Владимиров «Оркестр»;
- М. Волошин «Осенью»;
- С. Городецкий «Весенняя песенка», «Первый снег», ;
- С. Есенин «Пороша»;
- В. Жуковский «Жаворонок» (в сокращении);
- Н. Заболоцкий «На реке»;
- М. Лермонтов «На севере диком», «Горные вершины»;
- Н. Матвеева «Путаница»;
- Э. Мошковская «Какие бывают подарки», «Хитрые старушки», «Обида»
- Н. Некрасов «Перед дождем» (в сокращении);
- А. Пушкин «За весной, красой природы…» (отрывок из поэмы «Цыганы»), «Птичка», «Зима! Крестьянин, торжествуя…» (отрывок из )
- А. Ремизов «Калечина-малечина», «У лисы бал»;
- Н. Рубцов «Про зайца»;
- Г. Сапгир «Считалки, скороговорки»;
- П. Соловьева «Ночь день»;
- И. Токмакова «Мне грустно…»;
- Ф. Тютчев «Весенние воды»;
- Э. Успенский «Память», «Страшная история»;
- Л.Фадеева «Зеркало в витрине»;
- А. Фет «Что за вечер…» (в сокращении), «Уж верба вся пушистая» (отрывок) ;
- Д. Хармс «Веселый старичок», «Иван Торопышкин»;
- С. Черный «Волшебник», «Перед сном»
Проза .
- С. Алексеев «Первый ночной таран»;
- Е. Воробьев «Обрывок провода;
- М. Зощенко «Великие путешественники»;
- Ю. Коваль «Выстрел», «Русачок-травник», «Стожок»;
- К. Коровин «Белка» (в сокращении);
- А. Куприн «Слон»;
- Д. Мамин-Сибиряк «Медведко»;
- Е. Носов «Как ворона на крыше заблудилась», «Тридцать зерен»;
- М. Пришвин «Курица па столбах»;
- А. Раскин «Как папа бросил мяч под автомобиль», «Как папа укрощал собачку»;
- С. Романовский «На танцах»;
- Н. Телешов «Уха» (в сокращении)
Литературные сказки .
- В. Даль «Старик-годовик»;
- В. Драгунский «Денискины рассказы»
- К. Драгунская «Лекарство от послушности»;
- П. Ершов «Конек-Горбунок»;
- К.Лагунов «Ромка, Фомка и Артос»
- Н.Носов «Бобик в гостях у Барбоса»;
- К. Паустовский «Теплый хлеб»;
- А. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»;
- А. Ремизов «Гуси-лебеди», «Хлебный голос»;
- Г.Скребицкий «Всяк по-своему»;
- И. Соколов-Микитов «Соль земли»;
- А. Усачев «Про умную собачку Соню» (главы);
- А.Усачев «Школа снеговиков»
- К. Ушинский «Слепая лошадь»
Произведения поэтов и писателей разных стран
Поэзия .
- Б. Брехт «Зимний разговор через форточку», перевод с немецкого К. Орешина;
- М. Валек «Мудрецы», переввод со словац. Р. Сефа;
- Л. Станчев «Осенняя гамма», перевод с болг. И. Токмаковой;
- Э. Лир. Лимерики («Жил-был старичок из Гонконга…»;
- «Жил-был старичок из Винчестера…», «Жила на горе старушонка…»; «Один старикашка с косою…»), перевод с англ. Г. Кружкова.
Литературные сказки .
- X. К. Андерсен «Гадкий утенок», «Дюймовочка», пер. с датскго А Ганзен; Ф.Зальтен «Бемби» (главы), перевод с немецкого Ю. Нагибина;
- А. Линдгрен «Принцесса, не желавшая играть в куклы», перевод со шведского Е. Соловьевой;
- М. Мацутани «Приключения Таро в стране гор» (главы), перевод с японского Г. Ронской;
- Б.Поттер «Сказка про Джемайму Нырнивлужу», перевод с англ. И. Токмаковой;
- С. Топелиус «Три ржаных колоса», перевод со шведского А. Любарской;
- Г. Фаллада «Истории из Бедокурии» (глава «История про день, когда все шло шиворот-навыворот»), перевод с немецкого Л. Цывьяна;
- М. Эме «Краски», перевод с французского И. Кузнецовой.
Для заучивания наизусть
- Я. Аким «Апрель»;
- П. Воронько «Лучше нет родного края», перевод с украинского С.Маршака;
- Е. Благинина «Шинель»;
- Н. Гернет и Д. Хармс «Очень-очень вкусный пирог»;
- С. Есенин «Береза»;
- С. Маршак «Тает месяц молодой…»;
- Э. Мошковская «Добежали до вечера»;
- В. Орлов «Ты лети к нам, скворушка…»;
- А. Пушкин «Уж небо осенью дышало…» (отрывок из «Евгения Онегина»);
- Н. Рубцов «Про зайца»;
- И. Суриков «Зима»;
- П. Соловьева «Подснежник»;
- Ф. Тютчев «Зима недаром злится»
Для чтения в лицах
- К. Аксаков «Лизочек»;
- Л.Левин «Сундук»;
- С. Маршак «Кошкин дом» (отрывки);
- Д. Самойлов «У Слоненка день рождения» (отрывки);
- А. Фройденберг «Великан и мышь», перевод с немецкого Ю. Коринца