Что такое литературный процесс. Литературные направления и течения: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, модернизм (символизм, акмеизм, футуризм) Модернистские направления конца XIX – XX веков

Валеева Фидания Рашитовна

Челябинская область,

Г. Миасс, МАОУ «МСОШ№16»

Тема урока: Контрольная работа «Историко-литературный процесс.

Литературные направления ».

Класс:

Предмет:

Литература

Тип ресурса:

Контрольная работа

Краткое описание ресурса:

Данная работа проверяет знания о классицизме, сентиментализме, романтизме. Проводится после изучения литературы 18-начала19 века.

Назначение контрольной работы - оценить подготовку учащихся 9 классов по литературе.

Составлены задания в соответствии с требованиями минимума содержания проекта образовательного стандарта. Задания с 1 по 9 -базовый уровень, 10 -повышенный.

Задание 1. Соотнесите характеристику направления и название.

А. Направление, возникшее в искусстве и литературе Западной Европы и России в 17-18 веках как выражение идеологии абсолютной монархии. В нём нашли отражение представления о гармонии, строгой упорядоченности мира, вера в разум человека.

Б. Художественное направление в европейской и американской культуре конца XVIII века — первой половины XIX века. Характеризуется утверждением самоценности духовно-творческой жизни личности, изображением сильных (зачастую бунтарских) страстей и характеров, одухотворённой и целительной природы. Содержит противопоставление реальной действительности и мечты.

В. Литературное направление, возникшее в искусстве и литературе Западной Европы и России в конце 17 - начале 19 веков. Выступает против отвлечённости и рассудочности произведений классицизма. В нём нашло отражение стремление изобразить человеческую психологию.

1. Романтизм

3. Классицизм

Задание 2. Соотнесите цифры.

Классицизм -1

Сентиментализм -2

Романтизм -3

  1. представители низших сословий наделяются богатым духовным миром;
  2. идеализация действительности, культ свободы;
  3. наследует традиции античного искусства;
  4. идея двоемирия: несовершенный реальный мир и совершенный идеальный мир истории;
  5. необычность и экзотичность изображения событий, пейзажа, людей;
  6. действия и поступки героев определяются с точки зрения разума;
  7. действия и поступки героев определяются с точки зрения чувств, преувеличенная чувствительность героев;
  8. идеализация мира природы (романтический пейзаж);
  9. стремление к идеалу, совершенству;
  10. изображение человеческой психологии;
  11. в центре изображения - чувства, природа;
  12. значимость гражданской проблематики содержания.
  13. сюжет и композиция подчиняются принятым правилам (правило трёх единств: места времени, действия);
  14. исключительный герой в исключительных обстоятельствах
  15. идеализация деревенского уклада жизни
  16. Задание 3. Соотнесите словарную статью с жанром:
1.Стихотворение с характером задумчивой грусти, чаще всего это философское размышление.
2.Стихотворение с драматическим развитием сюжета, основой которого является необычайный, фантастический случай.
3.Стихотворение торжественное, посвящённое какому-либо событию, герою.

А. Ода

Б. Элегия

В. Баллада

Задание 4 .Соотнесите произведение с литературным направлением:

1. «Светлана» 2. «Фелица» 3.«Бедная Лиза»

Задание 5. Представители и направления.

1.В.А.Жуковский

2.Н.М.Карамзина

3.М.В.Ломоносов

А) Сентиментализм Б) Классицизм В) Романтизм

Задание 6. Соотнеси жанры и стили классицизма.

А. высокие Б. низкие

1.комедия 2.трагедия 3.ода 4.басня

Задание 7. Вспомните теорию «трех штилей». Распределите слова на группы .

высокие

средние

низкие

Властитель, говорить, очи, болтать, идти, читать, покарать, взирать, дерзновенный, харя, отец, маменька, всевышний, металл, закон, служба, ребеночек, солнце, мироздание, чуть-чуть, немного, град, городок, город.

Задание 8. Правильно соотнесите литературные направления и характерные для них черты, проявившиеся в комедии «Горе от ума»

Задание 9 . Соедините названия произведений и фамилии авторов.

Жуковский

Грибоедов

Карамзин

Державин

Ломоносов

«Горе от ума»

«Властителям и судьям»

«Вечернее размышление…»

«Вольность»

Задание 10. Соотнесите литературоведческие понятия с их определениями :

1. Монолог

А) замечание на полях или между строк, пояснение автора пьесы для режиссера или актеров

2. Ремарка

Б) высказывание действующего лица

3. Комедия

В) драматическое произведение, написанное специально для театральной постановки

Г) речь одного человека

5. Реплика

Д) драматическое произведение веселого, жизнерадостного характера, осмеивающее отрицательные качества человеческого характера, недостатки в общественной жизни, быту

Е) построение художественного произведения, расположение и взаимосвязь частей, образов.

7.Композиция

Ж) разговор двух или нескольких лиц

8. Псевдоним

З) последовательность и связь событий в художественном произведении

И) персонаж, действующее лицо в художественном произведении

10. Герой (литературный)

11. Эпизод

Л) высмеивание, разоблачение отрицательных сторон жизни путём изображения их в нелепом, карикатурном виде.

12. Сатира

М) один из видов эпического произведения, больше по объему и по охвату жизненных событий, чем рассказ, но меньше, чем роман.

13. Повесть

Н) изображение чего-либо в смешном виде; в отличие от сатиры не обличает, а весело, беззлобно вышучивает.

О) отрывок художественного произведения, в котором говориться о законченном событии, происшествии

Ответы:

1 . А-3 Б-1 В-2

3. 1-Б2-В3-А

4. А-3 Б-2 В-1

5 . 1-В 2-Б 3-Б

6. А-2,3 Б-1,4

8. 1-В 2-А 3-Б

9. Жуковский «Море»

Грибоедов «Горе от ума»

Карамзин «Осень»

Радищев «Вольность»

Державин «Властителям и судьям»

Ломоносов «Вечернее размышление…»

10 1-Г 2-А 3-Д 4-Ж 5-Б 6-В 7-З 8-Е 9-З 10-И 11-О 12-Л 13- М 14-Н

Литературное направление - это художественный метод, формирующий общие идейно-эстетические принципы в творчестве множества писателей на определённом этапе развития литературы. Основания, необходимые для того, чтобы отнести творчество различных авторов к одному литературному направлению:

    Следование одним и тем же культурно-эстетическим традициям.

    Единые мировоззренческие установки (т.е. однотипность миропонимания).

    Общие или близкие принципы творчества.

    Обусловленность творчества единством социальной и культурно-исторической ситуации.

Классицизм ( от латинского classicus - образцовый ) - литературное направление XVII в. (в русской литературе - начала XVIII в.), для которого характерны следующие черты:

    Восприятие античного искусства как эталона творчества, образца для подражания.

    Возведение разума в культ, признание приоритета просвещённого сознания. Эстетический идеал - человек, наделённый высоким общественно-нравственным сознанием и благородными чувствами, способный преобразовать жизнь по законам разума, подчиняющий чувства разуму.

    Следование принципу подражания природе, т.к. природа совершенна.

    Иерархическое восприятие окружающего мира (от низшего к высшему), распространяющееся и на гражданское общество, и на искусство.

    Обращение к общественно-гражданской проблематике.

    Изображение трагической борьбы между чувством и разумом, между общественным и личным.

    Строгая иерархия жанров:

    1. высокие (ода, трагедия, эпопея) - изображают общественную жизнь, герои этих произведений - монархи, полководцы, поступки положительного героя продиктованы высокими нравственными принципами

      средние (письма, дневники, элегии, послания, эклоги);

      низкие (басня, комедия, сатира) - изображают жизнь простых людей.

    Логически строгая композиционно-сюжетная организация художественного произведения; схематизм образов действующих лиц (все герои строго делятся на положительных и отрицательных, положительные образы идеализированы).

    Соблюдение в драматургии закона «трёх единств»: события должны развиваться в течение одних суток (единство времени); в одном и том же месте (единство места); воспроизводить законченное действие, составляющее одно целое, т.е. только одну сюжетную линию (единство действия).

В русской литературе расцвет классицизма пришёлся на XVIII в.; классицизм заявил о себе в творчестве М.В. Ломоносова, В.К. Тредиаковского, А.Д. Кантемира, А.П. Сумарокова, Г.Р. Державина, Д.И. Фонвизина.

Сентиментализм ( от французского sentiment - чувство ) - это литературное направление второй половины XVIII - начала XIX в., возникшее как реакция на жёсткие установки классицизма и признающее основой природы человека не разум, а чувства. Основные черты сентиментализма:

    Предмет изображения - частная жизнь, движения души, переживания человека.

    Главные темы - страдания, дружба, любовь.

    Утверждение ценности отдельной личности.

    Признание органичной связи человека с природой, а чувствительности и доброты человека - как природного дара.

    Нацеленность на нравственное воспитание читателя.

    Противопоставление городской и сельской жизни, цивилизации и природы. Идеализация патриархального быта.

    Положительный герой - простой человек, наделённый богатым внутренним миром, нравственной чистотой, чувствительностью, отзывчивостью сердца, способностью сострадать чужому горю и искренне радоваться чужому счастью.

    Ведущие жанры - путешествие, роман (в том числе роман в письмах), дневник, элегия, послание.

В России представителями данного направления были В.В. Капнист, М.Н. Муравьев, А.Н. Радищев, ярким примером сентиментализма стали ранние произведения В.А. Жуковского, повесть Н.М. Карамзина «Бедная Лиза».

Романтизм ( франц. romantisme, англ. romanticism ) - литературное направление конца XVIII - начала XIX вв., в основе которого лежит субъективная позиция автора по отношению к изображаемому, стремление автора не столько воссоздать в своём произведении окружающую действительность, сколько её переосмыслить. Ведущие черты романтизма:

    Восприятие свободы личности как высшей ценности.

    Восприятие человека как величайшей тайны, а цели человеческой жизни - как разгадки этой тайны.

    Изображение исключительной личности в исключительных обстоятельствах.

    Двоемирие: подобно тому как в человеке соединены душа (бессмертная, совершенная и свободная) и тело (уязвимое для болезней, смерти, бренное, несовершенное), так и в окружающем мире сочетаются духовное и материальное, прекрасное и безобразное, божественное и дьявольское, небесное и земное, свободное и рабское, случайное и закономерное - таким образом, существует мир идеальный - духовный, прекрасный и свободный, и мир реальный - физический, несовершенный, низменный.Как следствие:

    Основой конфликта в романтическом произведении может быть противостояние личности и общества, конфликт обретает трагическую остроту, если герой бросает вызов не только людям, но и Богу, судьбе.

    Важные черты романтического героя - гордость и трагическое одиночество. Типы характера романтического героя: готовый к самоотверженному подвигу патриот и гражданин; верящий в высокие идеалы наивный чудак и мечтатель; неприкаянный бродяга и благородный разбойник; разочарованный «лишний» человек; тираноборец; демоническая личность.

    Романтический герой остро переживает разлад с действительностью, осознавая несовершенство мира и людей, и при этом, стремясь быть принятым и понятым ими.

    К художественным особенностям романтических произведений относятся: экзотический пейзаж и портрет, подчёркивающие исключительность героя; антитеза как ведущий принцип построения произведения, системы образов и зачастую образа главного героя; близость прозаического слова к поэтическому, ритмичность, насыщенность текста стилистическими фигурами, тропами, символами.

Романтизм в русской литературе представлен творчеством К.Ф. Рылеева, В.А. Жуковского, А.А. Бестужева-Марлинского, М.Ю. Лермонтова, А.С. Пушкина и др.

Реализм ( от лат. Realis - вещественный ) - литературное направление, возникшее в начале XIX в., следуя которому писатель изображает жизнь в соответствии с объективной реальностью, правдиво воспроизводит «типические характеры в типических обстоятельствах при верности деталей» (Ф. Энгельс). В основе реализма лежит историческое мышление - умение видеть исторические перспективы, взаимодействие прошлого, настоящего и будущего, социальный анализ - изображение явлений в их социальной обусловленности, а также социальная типизация.В центре реалистического изображения находятся те закономерности, которые действуют в жизни, взаимоотношения человека и среды, героя и эпохи; при этом писатель не отрывается от реальности - он, благодаря отбору типических явлений действительности, обогащает читателя знанием жизни.Исторически реализм разделяют на три этапа: просветительский, критический, социалистический.В русской литературе крупнейшими реалистами были И.С. Тургенев, Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой, И.А. Бунин и др.

Символизм ( франц. symbollisme, греч. symbolon - знак, опознавательная примета ) - направление, противопоставившее себя реализму; возникло в конце 80-х годов XIX в.; в основе философской концепции символизма лежит идея о непознаваемости мира и человека научным, рациональным путём и средствами реалистического изображения:

    Несовершенный реальный мир всего лишь слабое отражение идеального мира.

    Только художественная интуиция способна открыть духовную сущность мира.

    Жизнь - бесконечный процесс творчества, не имеющего никакой цели, кроме эстетической (Ф.Ницше).

    Творческий акт - религиозно-мистическое действо, связывающее художника с идеальным миром, символ - связующее звено между мирами, художник - избранник, теург, наделённый высшим знанием о Красоте, воплощающий это знание в обновлённом поэтическом слове.Как следствие:

    Стремление выразить в творчестве «невыразимое», «сверхреальное»: полутона, оттенки чувств, состояний, смутных предчувствий - всего того, для чего «слова не найдены».

    Многозначность и текучесть образов, усложненная метафоричность, использование символа как ведущего художественного средства.

    Опора на музыкальность слова, фразы (музыка, рождающая смысл).

Крупнейшие представители символизма: В.С. Соловьёв, Д. Мережковский, В.Я. Брюсов, З.Н. Гиппиус, Ф. Сологуб, К. Бальмонт, Вяч.И. Иванов, С.М. Соловьёв, А. Блок, А. Белый и др.

Акмеизм ( от греч. аcme - высшая степень чего-либо, расцвет ) - литературное направление 1910-х гг., противостоящее символизму, провозглашающее стремление к «радостному любованию бытием». Принципы акмеизма:

    Освобождение поэзии от символистских призывов к идеальному, возвращение ей ясности;

    Отказ от мистической туманности, принятие земного мира в его многообразии, конкретности, звучности, красочности.

    Обращение к человеку, к «подлинности» его чувств.

    Поэтизация мира первозданных эмоций.

    Перекличка с минувшими литературными эпохами, широчайшие эстетические ассоциации, «тоска по мировой культуре».

    Стремление придать слову определенное, точное значение.Как следствие:

    1. «Зримость», предметность и четкость художественного образа, отточенность деталей.

      Простота и ясность поэтического языка.

      Строгость, чёткость композиции произведений.

Представители акмеизма: С.М. Городецкий, Н.С. Гумилёв, А.А. Ахматова, О.Э. Мандельштам и др. («Цех поэтов», 1912 г.).

Футуризм ( от лат. futurum - будущее ) - литературное направление начала XX в., характеризующееся демонстративным разрывом с традиционной культурой и классическим наследием; его основные черты:

    Бунтарское мировоззрение.

    Попытка создать «искусство будущего».Как следствие:

    1. Эпатаж публики, литературное хулиганство.

      Отказ от привычных норм стихотворной речи, экспериментаторство в области формы (ритмики, рифмы, графического изображения текста), ориентация на лозунг, плакат.

      Словотворчество, попытка создать «заумный» «будетлянский» язык (язык будущего)

Представители футуризма:

1) Велимир Хлебников, Алексей Кручёных, Владимир Маяковский и др. (группа «Гилея», кубофутуристы);2) Георгий Иванов, Рюрик Ивнев, Игорь Северянин и др. (эгофутуристы);3) Николай Асеев, Борис Пастернак и др. («Центрифуга»).

Эстетические и идеологические установки футуристов были отражены в манифесте «Пощёчина общественному вкусу» (1912 г.).

Литературный метод, стиль или литературное направление часто трактуются как синонимы. В основе лежит схожий у разных писателей тип художественного мышления. Подчас современный автор не осознает, в каком именно направлении он работает, и оценивает его творческий метод литературовед или критик. И оказывается, что автор – сентименталист или акмеист… Представляем вашему вниманию литературные направления в таблице от классицизма до модерна.

Существовали в истории литературы случаи, когда и сами представители пишущей братии осознавали теоретические основы своей деятельности, пропагандировали их в манифестах, объединялись в творческие группы. Например, российские футуристы, выступившие в печати с манифестом «Пощечина общественному вкусу».

Сегодня мы говорим о сложившейся системе литературных направлений прошлого, определявших особенности развития мирового литературного процесса, и изучаемые теорией литературы . Основные литературные направления таковы:

  • классицизм
  • сентиментализм
  • романтизм
  • реализм
  • модернизм (делится на течения: символизм, акмеизм, футуризм, имажинизм)
  • соцреализм
  • постмодернизм

Современность же чаще всего связывают с понятием постмодернизма, а иногда социально-активного реализма.

Литературные направления в таблицах

Классицизм Сентиментализм Романтизм Реализм Модернизм

Периодизация

литературное направление XVII – начала XIX веков, основанное на подражании античным образцам. Литературное направление второй половины XVIII – начала XIX века. От французского слова «Sentiment» - чувство, чувствительность. литературное направления конца XVIII – второй половины XIX в. Романтизм возник в 1790-е гг. сначала в Германии, а затем распространился по всему западноевропейскому культурному региону Наибольшее развитие получил в Англии, Германии, Франции (Дж. Байрон, В. Скотт, В. Гюго, П. Мериме) направление в литературе и искусстве XIX века, ставящее целью правдивое воспроизведение действительности в её типических чертах. литературное направление, эстетическая концепция, формировавшаяся в 1910-е годы. Основоположники модернизма: М.Пруст «В поисках утраченного времени», Дж.Джойс «Улисс», Ф.Кафка «Процесс».

Признаки, особенности

  • Четко делятся на положительных и отрицательных.
  • В конце классической комедии порок всегда наказан, а добро торжествует.
  • Принцип трех единств: времени (действие длится не более суток), места, действия.
Особое внимание – к душевному миру человека. Главным объявляется чувство, переживание простого человека, а не великие идеи. Характерные жанры – элегия, послание, роман в письмах, дневник, в которых преобладают исповедальные мотивы Герои – яркие, исключительные личности в необычных обстоятельствах. Для романтизма характерен порыв, необычайная сложность, внутренняя глубина человеческой индивидуальности. Для романтического произведения характерна идея двоемирия: мир, в котором живет герой, и другой мир, в котором он хочет быть. Реальность является средством познания человеком себя и окружающего мира. Типизация образов. Это достигается через правдивость деталей в конкретных условиях. Даже при трагическом конфликте искусство жизнеутверждающее. Реализму присуще стремление рассматривать действительность в развитии, способность обнаруживать развитие новых социальных, психологических и общественных отношений. Основной задачей модернизма является проникновение в глубины сознания и подсознания человека, передача работы памяти, особенностей восприятия окружающего, в том, как в «мгновениях бытия» преломляется прошлое, настоящее и провидится будущее. Основным приёмом в творчестве модернистов становится «поток сознания», позволяющий запечатлеть движение мыслей, впечатлений, чувств.

Особенности развития в России

К качестве примера можно привести комедию Фонвизина «Недоросль». В этой комедии Фонвизин пытается осуществить главную идею классицизма – перевоспитать мир разумным словом. К качестве примера можно привести повесть Н.М.Карамзина "Бедная Лиза", которая в противовес рационалному классицизму с его культом разума утверждает культ чувств, чувственности. В России романтизм зародился на фоне национального подъема после войны 1812 года. Ему присуща ярко выраженная социальная направленность. Он проникнут идеей гражданского служения и вольнолюбия (К. Ф. Рылеев, В. А. Жуковский). В России основы реализма были заложены в 1820 - 30-х гг. творчеством Пушкина («Евгений Онегин», «Борис Годунов «Капитанская дочка», поздняя лирика). этот этап связан с именами И. А. Гончарова, И. С. Тургенева, Н. А. Некрасова, А. Н. Островского и др. Реализм 19 века принято называть «критическим», так как определяющим началом в нем являлось именно социально-критическое. В Российском литературоведении модернистскими принято называть 3 литературных течения, заявивших о себе в период с 1890 по 1917 год. Это символизм, акмеизм и футуризм, которые составили основу модернизма как литературного направления.

Модернизм представлен следующими литературными течениями:

  • Символизм

    (Символ – от греч. Symbolon – условный знак)
    1. Центральное место отводится символу*
    2. Преобладает стремление к высшему идеалу
    3. Поэтический образ призван выражать суть какого-либо явления
    4. Характерно отражение мира в двух планах: реальном и мистическом
    5. Изысканность и музыкальность стиха
    Основоположник Д. С. Мережковским, который в 1892 году выступил с лекцией «О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы» (статья опубликована в 1893 г.) Символистов делят на старших ((В. Брюсов, К. Бальмонт, Д. Мережковский, 3. Гиппиус, Ф. Сологуб дебютировали в 1890-е) и младших (А. Блок, А. Белый, Вяч. Иванов и др дебютировали в 1900-е г.)
  • Акмеизм

    (От греческого «акме» - острие, высшая точка). Литературное течение акмеизма возникло в начале 1910-х годов и генетически было связано с символизмом. (Н. Гумилев, А. Ахматова, С. Городецкий, О. Мандельштам, М. Зенкевич и В. Нарбут.) Влияние на формирование оказала статья М. Кузмина «О прекрасной ясности», напечатанную в 1910 году. В программной статье 1913 г. «Наследие акмеизма и символизм» Н. Гумилев называл символизм «достойным отцом», но подчеркивал при этом, что новое поколение выработало «мужественно твердый и ясный взгляд на жизнь»
    1. Ориентация на классическую поэзию XIX века
    2. Принятие земного мира в его многообразии, зримой конкретности
    3. Предметность и чёткость образов, отточенность деталей
    4. В ритмике акмеисты использовали дольник (Дольник – нарушение традиционного
    5. регулярного чередования ударных и безударных слогов. Строки совпадают по количеству ударений, но ударные и безударные слоги свободно располагаются в строке.), что сближало стихотворение с живой разговорной речью
  • Футуризм

    Футуризм – от лат. futurum , будущее. Генетически литературный футуризм теснейшим образом связан с авангардными группировками художников 1910-х годов - прежде всего с группами «Бубновый валет», «Ослиный хвост», «Союз молодежи». В 1909 г. в Италии поэт Ф. Маринетти опубликовал статью «Манифест футуризма». В 1912 г. манифест «Пощечина общественному вкусу» создали русский футуристы: В. Маяковский, А. Крученых, В. Хлебников: «Пушкин непонятнее иероглифов». Распадаться футуризм стал уже в 1915-1916-е годы.
    1. Бунтарство, анархичность мировоззрения
    2. Отрицание культурных традиций
    3. Эксперименты в области ритма и рифмы, фигурное расположение строф и строчек
    4. Активное словотворчество
  • Имажинизм

    От лат. imagо - образ Литературное течение в русской поэзии XX века, представители которого заявляли, что цель творчества состоит в создании образа. Основное выразительное средство имажинистов - метафора, часто метафорические цепи, сопоставляющие различные элементы двух образов - прямого и переносного. Имажинизм возник в 1918 году, когда в Москве был основан «Орден имажинистов». Создателями «Ордена» стали Анатолий Мариенгоф, Вадим Шершеневич и входивший ранее в группу новокрестьянских поэтов Сергей Есенин

В своих произведения писатель может включать все, что есть в других видах копирайтинга: использовать любые стили, любые жанры, любые художественно-выразительные средства. Так, литературное произведение может быть написано с применением делового, разговорного, научного или художественного стиля. При этом содержать в себе журналистский репортаж, рекламное объявление, пресс-релиз, прибегать к рифме, тропам и т.п.

Для того чтобы умело распорядиться таким богатым инструментарием, литератор, конечно, должен владеть им.

Правила для создания литературного произведения и сам процесс очень сложны. Поэтому литературный копирайтинг можно назвать вершиной мастерства копирайтинга. С одной стороны, для того чтобы написать стихотворение или рассказ, или даже роман, не обязательно иметь практику, например, в журналистике или рекламе. Но, с другой, писатель, который имеет опыт работы с рекламными, деловыми, PR -текстами обладает гораздо более богатым инструментарием в своей литературной деятельности: его произведения могут быть более вариативны и глубоки с точки зрения познания окружающей действительности. Многие копипирайтеры, начиная с рерайтинга, рекламного или медиакопирайтинга, планируют в дальнейшем стать писателями. Не даром говорят, что в столе любого журналиста лежит недописанный роман. Вместе с тем, многие писатели никогда не занимались ни PR , ни рекламой, ни рерайтингом.

Эволюция литературы

При создании текстов важно понимать, что требования к литературным произведениям постоянно меняются. На протяжении всей истории человечества происходила эволюция как словесно-художественных форм, так и творческих принципов писателей в масштабах всемирной литературы. Как отмечают исследователи, «стадии литературного процесса привычно мыслятся как соответствующие тем этапам истории человечества, которые с наибольшей отчетливостью и полнотой явили себя в странах западноевропейских и особенно ярко – в романских. В этой связи выделяются литературы древние, средневековые и литературы Нового времени с их собственными этапами (вслед за Возрождением – барокко, классицизм, Просвещение с его сентименталистской ветвью, романтизм, наконец, реализм, с которым в XX в. сосуществует и успешно конкурирует модернизм)».

В начале развития человеческой цивилизации литература была устным творчеством, произведения нужно было запоминать, нередко воспроизводить под музыку. Письменная же литература стала самостоятельной и отказалась от необходимости использовать рифму или музыкальный ритм. Это дало ей большую свободу в форме и языковых средствах выражения.

Также на литературу влияют интересы, требования общества и государства. Причем имеет значение и географическое положение, и культурные, и религиозные различия. Литература разных народов эволюционирует по-разному. Однако в целом мировая литература развивается по единому «сценарию».

Древняя литература, по большей части, была религиозно-культовой и фольклорной с нечетко обозначенным авторством. В Новое время литература становится авторской, имеющей индивидуальность. Ренессанс дал литературе полную свободу творческого самовыражения. В эпоху Возрождения литература в большей мере становится светской. В эпоху Просвещения и романтизма литература окончательно становится авторской, индивидуальной, охватывающей все сферы жизни человека – представителей любого сословия. На первый план выходит внутренний м ир человека, его драматический конфликт с самим с собой и внешним миром.

Девятнадцатый век в литературе – это период реализма, определяемого как «правдивое воспроизведение типичных характеров в типичных обстоятельствах». Начало двадцатого века - время модернизма, которому свойственно «максимально открытое и свободное самораскрытие авторов, их настойчивое стремление обновить художественный язык, сосредоточенность более на универсальном и культурно-исторически далеком, нежели на близкой реальности». Конец двадцатого и начало двадцать первого веков – «пришествие» постмодернизма, надо всем иронизирующего, все превращающего в игру и легко заимствующего части текстов авторов других эпох. С. Кинг отмечал: «И с моими писаниями меня тоже успех не преследовал. Мода на ужастики, фантастику и детективы постепенно сменялась все более живописными сюжетами секса». Одним из хитов ХХІ века стал роман именно о сексе – «Пятьдесят оттенков серого» британской писательницы Э. Л. Джеймс.

В Советском Союзе в ХХ веке, на время остававшемся вне мировых процессов, со стороны государства был спрос на литературу «социалистического реализма» – метода, требующего от писателя правдивого, исторически-конкретного изображения действительности в ее революционном развитии в сочетании с задачей идейной переделки и воспитания членов общества в духе социализма. Поэтому в советский период издавалось много героических произведений о людях, приносящих себя в жертву ради общего дела.

В постсоветское время российское общество «набросилось» на литературу «низких жанров», которой было лишено долгие годы: на любовные романы, детективы, приключения и т.п.

Однако к началу 21 века отечественные читатели, можно сказать, «удовлетворили» свой интерес к «запретной» литературе. Сегодня в издательских портфелях присутствуют книги «всех жанров и направлений»: от классики до киберпанка. Наша страна вновь оказалась в русле всех основных мировых литературных процессов.

Конечно, современные литературоведы задаются вопросом: какой будет литература завтрашнего дня – второй половины и конца ХХІ века. Ответить на него точно сегодня вряд ли кто сможет, т.к. все зависит опять же от запросов общества и творчества современных литературных копирайтеров, существующих в условиях быстрой мировой глобализации.

В ХХ веке большое развитие получило направление нон-фикшн.

В современном постоянно меняющемся мире для литературных копирайтеров становится все более актуальным вопрос: стоит ли заниматься литературой, вкладываться в нее? Вопрос этот не такой простой, как может показаться на первый взгляд, так как в разные времена литература занимала разные места в ряду искусств.

Так, в античности доминировала скульптура. В эпоху Возрождения – живопись. Литература выдвинулась на первый план только в ХVІІІ-ХІХ веках. С ней стала соперничать музыка. В двадцатом веке литературу серьезно «подвинули» радио, кино и телевидение. В ХХІ веке – интернет с его колоссальной индустрией развлечений. У людей на книги остается слишком мало времени и сил.

Как, полагает М. Маклюэн, «у книги нет будущности: привычка к чтению себя изживает, письменность обречена, ибо она слишком интеллектуальна для эпохи телевидения». Однако многим исследователям это утверждение представляется чересчур категоричным. Скорее всего, литература останется уважаемым и почитаемым членом «семьи муз». Но у нее, скорее всего, уже никогда не будет лидирующего положения в сфере искусств и коммуникаций. Тем, кто не может не создавать литературных произведений, с этим нужно смириться, просто принять сей факт к сведению. Тому, кто может не писать, лучшего этого и не делать.

Стоит отметить, что место литературы в русской культуре может существенно отличаться от ее места в западной.

Очевидно, что, в целом, современная литература – это сплав поучения и развлечения. Или наоборот: развлечения и поучения.

Специфика литературного творчества

Современный литератор уже не может полагаться на музу или вдохновение – слишком развита конкуренция. Технологии создания литературных произведений хорошо изучены, и потому хорошие тексты создает, прежде всего, тот писатель, который этими технологиями владеет. С одной стороны, создание профессионального текста литературного произведения происходит согласно тех же этапов, что и в других видах копирайтинга. Но, с другой, литературный копирайтер должен уделять особое внимание сторителлингу: знать, как создается качественная история и как она может быть использована в тексте произведения. При создании литературного текста всего лишь один фактор владения созданием истории может перевесить все остальные (оригинальность стиля, буйство фантазии, исповедальность и т.д.). Например, при написании романа или повести, как и истории, необходимо: разработать сеттинг, тему, управляющую идею, конфликт, персонажей, драматическую ситуацию, перипетии, события, бреши, барьеры, фабулу, сюжет, структуру и т.д.

Конечно, литературный копирайтинг – это наиболее свободный, с точки зрения творчества, вид копирайтинга.

Кто-то из писателей говорил: «Когда я пишу, у меня нет жены, друзей, коллег…» Думая так, автор снимает с себя ограничения в творчестве: он не боится обидеть своими (или своих героев) мыслями, идеями близких людей.

Вместе с тем, творческая свобода всегда заключена в определенные рамки требований к текстам (соблюдение правил создания истории, соответствие содержания форме, следования основным правилам создания текста). И еще: хотя творчество, безусловно, субъективно, оно не может основываться исключительно на внутреннем мире автора. Как говорил В. Гете:

«Пока [поэт] выражает только немногие личные ощущения, он еще не поэт; но как скоро он усвоит себе мир и научится изображать его, он станет поэтом. И тогда он будет неисчерпаем и всегда нов; субъективная же натура скоро выскажет то немногое, что в ней заключено, и впадет в манерность».

Начиная работать над созданием литературного произведения, копирайтер должен понимать специфику самого литературного произведения. Литература отличается от музыки и танца, она, подобно живописи и скульптуре, изображает действительность, только делает это с помощью слов. И литератор не обязательно показывает вокруг себя все, как оно есть. Литературе присущ художественный вымысел: создатель произведения додумывает происходящие события или придумывает никогда не происходящие. Обстановка, персонажи литературного произведения могут быть списаны с кого-то, а могут быть полностью выдуманными. Вымысел помогает автору обобщать факты реальности, демонстрировать свой взгляд на мир и свои творческие возможности. Вымысел в литературном произведении может приводить к созданию гротеска и абсурда (произведения Салтыкова-Щедрика, Гофмана, Беккета и т.п.). Но с другой стороны, наличие вымысла совершенно необязательно. Жизнь сама зачастую придумывает такие сюжеты и драматические ситуации, которые просто невозможно создать никакому писателю. Поэтому, например, Варлам Шаламов говорил о своих «Колымских рассказах»: «не проза документа, а проза, выстраданная как документ».

Литературу отличает глубина погружения в «материал», определение сущностей происходящего с человеком или о бществом. Поэтому литературным произведениям прежде всего присущи психологизм (воссоздание внутренней жизни персонажа), который достигается с помощью различных художественных средств (прибегая к описанию впечатлений, сновидений, галлюцинаций и т.д.)

Психологизм – это важнейшая черта литературы в эпоху визуальных коммуникаций (телевидения и интернета), когда по утверждению Ильи Эренбурга «литературе остается мир незримый, то есть психологический».

Еще одна важная деталь, отличающая литературный копирайтинг от других видов, – это язык. Как отмечал М.М. Бахтин: «Основная особенность литературы – язык здесь не только средство коммуникации и выражения-изображения, но и объект изображения». Литературное произведение может быть даже целиком акцентировано на красоте или возможностях языка.

Целью и результатом высокохудожественного литературного произведения часто является катарсис – особое душевное состояние человека, при котором он может одновременно ощущать и горе, и радость. Катарсис – это очищение через сострадание, процесс высвобождения психической энергии – эмоциональной разрядки.

Что почитать и посмотреть о литературном копирайтинге?

Книги:

Ахманов М. «Не боги горшки обжигают, или пособие для начинающего литератора»

Батчер Дж. «Писательское ремесло»

Бредбери Р. «Радость писательства»

Варгас Льоса. «Письма молодому романисту»

Вересаев В.В. «Что нужно для того, чтобы быть писателем?»

Вольф Ю. «Школа литературного мастерства»

Воратха (Силин В.) «Стилистика начинающего автора»

Воттс Н. «Как написать роман»

Галь Н. «Слово живое и мертвое»

Горький М. «Как я учился писать», «Письма начинающим литераторам»

Желязны Р. «Создание научно-фантастических романов»

Кинг С. «Как писать книги»

Лебедев К. «Каков слог, таков и монолог»

Лондон Дж. «Мартен Иден»

Макки Р. «История на миллион долларов»

Миллер Г. «Размышления о писательстве», «Сочинительство»

Митта А. «Кино между адом и раем»

Моэм У. С. «Искусство слова»

Никитин Ю. «Как стать писателем»

Островский Н. «Как закалялась сталь»

Паустовский К. «Золотая роза»

Рэнд А. «Искусство беллетристики»

Скотт В. «О сверхъестественном в литературе»

Твен М. «Литературные грехи Фенимора Купера»

Толстой А. «О творчестве и литературе»

Уилсон К. «Мастерство романа»

Фрэй Дж. Н. «Как написать гениальный роман»

Хайнлайн Р. «Как стать фантастом»

Хализев В. «Теория литературы»

Шкловский В. «О теории прозы»

Ягер Дж. «Писателями не рождаются»

Фильмы:

«Агата». Реж. Майкл Эптид

«Ангел за моим столом». Реж. Джейн Кэмпион

«Андерсен. Жизнь без любви». Реж. Эльдар Рязанов

«Бартон Финк». Реж. Джоэл Коэн

«Бедная богатая девочка». Реж. Джейсон Райтман

«Бомарше». Реж. Эдуар Молинаро

«Великолепный». Реж. Винсент Кок

«Влюбленный Шекспир». Реж. Джон Мэдден

«Волшебная страна». Реж. Марк Форстер

«Волшебник страны грез». Реж. Филип Савилл

«Генри и Джун». Реж. Филип Кауфман

«Дафна». Реж. Клер Бевэн

«Двадцать шесть дней из жизни Достоевского». Реж. Александр Зархи

«Капоте». Реж. Беннетт Миллер

«Кафка». Реж. Стивен Содерберг

«Кое-что еще». Реж. Вуди Ален

«Лопе де Вега: Распутник и соблазнитель». Реж. Андруча Уэддингтон

«Мисима: Жизнь в четырех главах». Реж. Пол Шредер

«Мисс Поттер». Реж. Крис Нунан

«Мольер». Лоран Тирар

«Найти Форрестера». Реж. Гас Ван Сент

«Области тьмы». Реж. Нил Бергер

«Она написала убийство». Реж. Эдвард Эбромс, Кори Аллен, Джон Остин

«Перо маркиза де Сада». Реж. Филип Кауфман

«Полное затмение». Реж. Агнешка Холланд.

«Полночь в Париже». Вуди Ален

«Призрак». Реж. Роман Полански

«Пьянь». Реж. Барбет Шредер

«Спроси у пыли». Реж.Роберт Таун

«Творческий тупик». Реж Чарлз Коррелл

«Тема». Реж. Глеб Панфилов

«Уайльд». Реж. Брайан Гилберт

Интернет-ресурсы:

Писателям – все о писательстве: http://www.klikin.ru/writer.htm

Справочник писателя: http://www.avtoram.com/

Мастерская писателей: http://writercenter.ru/

Союз российских писателей: http://www.writers.ru/

Форум начинающих писателей: http://pisatel.forumbb.ru/

Более подробную информацию на эту тему можно найти в книгах А. Назайкина

О литературной эволюции

Положение истории литературы продолжает оставаться в ряду культурных дисциплин положением колониальной державы. С одной стороны, ею в значительной мере владеет индивидуалистический психологизм (в особенности на Западе), где вопрос о литературе неправомерно подменяется вопросом об авторской психологии, а вопрос о литературной эволюции - вопросом о генезисе литературных явлений. С другой стороны, упрощенный каузальный подход к литературному ряду приводит к разрыву между тем пунктом, с которого наблюдается литературный ряд, - а им всегда оказываются главные, но и дальнейшие социальные ряды, - и самым литературным рядом.

Теория ценности в литературной науке вызвала опасность изучения главных, но и отдельных явлений и приводит историю литературы в вид «истории генералов». В результате последнего конфликта возникло стремление изучать отдельные вещи и законы их построения во внеисторическом плане (отмена истории литературы).

Для того чтобы стать наконец наукой, история литературы должна претендовать на достоверность. Пересмотру должны быть подвергнуты все ее термины, и прежде всего самый термин «история литературы». покрывающим и материальную историю художественной литературы, и историю словесности и письменности вообще

Между тем исторические исследования распадаются, по крайней мере, на два главных типа по наблюдательному пункту: исследование генезиса литературных явлений и исследование эволюции литературного ряда, литературной изменчивости

ценка при этом должна лишиться своей субъективной окраски, и «ценность» того пли иного литературного явления должна рассматриваться как эволюционное значение и характерность».

То же должно произойти и с такими оценочными пока что понятиями, как «эпигонство»- нетворческое следование традиции, «дилетантизм» или «массовая литература»

Главным понятием литературной эволюции оказывается смена систем, а вопрос о «традициях» переносится в другую плоскость.

литературное произведение является системою, и системою является литература. Только при этой основной договоренности и возможно построение литературной науки

Соотнесенность каждого элемента литературного произведения как системы с другими и, стало быть, со всей системой я называю конструктивной функцией данного элемента.

При ближайшем рассмотрении оказывается, что такая функция - понятие сложное. Элемент соотносится сразу: с одной стороны, по ряду подобных элементов других произведений-систем, и даже других рядов 3 , с другой стороны, с другими элементами данной системы (автофункция и синфункция).

Так, лексика данного произведения соотносится сразу с литературной лексикой и общеречевой лексикой, с одной стороны, с другими элементами данного произведения - с другой. Оба эти компонента, вернее, обе равнодействующие функции - неравноправны.

Автофункция не решает, она дает только возможность, она является условием синфункции

Вырывать из системы отдельные элементы и соотносить их вне системы, т.е. без их конструктивной функции, с подобным рядом других систем неправильно.

изолированное изучение произведения есть та же абстракция, что и абстракция отдельных элементов произведения

Существование факта как литературного зависит от его дифференциального качества (т.е. от соотнесенности либо с литературным, либо с внелитературным рядом), другими словами - от функции его.

То, что в одной эпохе является литературным фактом, то для другой будет общеречевым бытовым явлением, и наоборот, в зависимости от всей литературной системы, в которой данный факт обращается.

Изучая изолированно произведение, мы не можем быть уверенными, что правильно говорим об его конструкции, о конструкции самого произведения.

Здесь и еще одно обстоятельство.

Автофункция, т.е. соотнесенность какого-либо элемента с рядом подобных элементов других систем и других рядов, является условием синфункции. конструктивной функции данного элемента. любого литературного элемента: он не исчезает, только функция его меняется, становится служебной

Мы склонны называть жанры по второстепенным результативным признакам, грубо говоря, по величине. Названия «рассказ», «повесть», «роман» для нас адекватны определению количества печатных листов. Это доказывает не столько «автоматизованность» жанров для нашей литературной системы, сколько то, что жанры определяются у нас по иным признакам. Величина вещи, речевое пространство - не безразличный признак.

изучение изолированных жанров вне знаков той жанровой системы, с которой они соотносятся, невозможно.

Проза и поэзия соотносятся между собою, есть взаимная функция прозы и стиха.

Функция стиха в определенной литературной системе выполнялась формальным элементом метра.

Но проза дифференцируется, эволюционирует, одновременно эволюционирует и стих. Дифференция одного соотнесенного типа влечет за собою или, лучше сказать, связана с дифференцией другого соотнесенного типа.

Функция прозы к стиху остается, но формальные элементы, ее выполняющие, - другие.

Дальнейшая эволюция форм может либо на протяжении веков закрепить функцию стиха к прозе, перенести ее на целый ряд других признаков, либо нарушить ее, сделать несущественной

Эволюционное отношение функции и формального элемента - вопрос совершенно неисследованный.

Примеры того, как форма с неопределенной функцией вызывает новую, определяет ее, многочисленны. Есть примеры другого рода: функция ищет своей формы.

Связь функции и формы не случайна. еременность функций того или иного формального элемента, возникновение той или иной новой функции у формального элемента, закрепление его за функцией - важные вопросы литературной эволюции, решать и исследовать которые здесь пока не место.

Система литературного ряда есть прежде всего система функций литературного ряда, в непрерывной соотнесенности с другими рядами. Ряды меняются по составу, но дифференциальность человеческих деятельностей остается. Эволюция литературы, как и других культурных рядов, не совпадает ни по темпу, ни по характеру (ввиду специфичности материала, которым она орудует) с рядами, с которыми она соотнесена. Эволюция конструктивной функции совершается быстро. Эволюция литературной функции - от эпохи к эпохе, эволюция функций всего литературного ряда по отношению к соседним рядам - столетиями.

Ввиду того что система не есть равноправное взаимодействие всех элементов, а предполагает выдвинутость группы элементов («доминанта») и деформацию остальных, произведение входит в литературу, приобретает свою литературную функцию именно этой доминантой. Так, мы соотносим стихи со стиховым рядом (а не прозаическим) не по всем их особенностям, а только по некоторым.

Здесь еще один любопытный, с точки зрения эволюционной, факт. Соотносится произведение по тому или иному литературному ряду, в зависимости от «отступления», от «дифференции» именно по отношению к тому литературному ряду, по которому оно разносится.

Ведь быт по составу многогранен, многосторонен, и только функция всех его сторон в нем специфическая. Быт соотнесен с литературой прежде всего своей речевой стороной. Такова же соотнесенность литературных рядов с бытом. Эта соотнесенность литературного ряда с бытовым совершается по речевой линии, у литературы по отношению к быту есть речевая функция.

У нас есть слово «установка». Она означает примерно «творческое намерение автора». Но ведь бывает, что «намерение благое, да исполнение плохое». Прибавим: авторское намерение может быть только ферментом. Орудуя специфическим литературным материалом, автор отходит, подчиняясь ему, от своего намерения.

Речевая функция должна быть принята во внимание и в вопросе об обратной экспансии литературы в быт. «Литературная личность», «авторская личность», «герой» в разное время является речевой установкой литературы и оттуда идет в быт.

Для экспансии литературы в быт требуются, само собой, - особые бытовые условия.

12. Такова ближайшая социальная функция литературы. Только через изучение ближайших рядов возможно ее установление и исследование. Только при рассмотрении ближайших условий возможно оно, а не при насильственном привлечении дальнейших, пусть и главных, каузальных рядов.

И еще одно замечание: понятие «установки», речевой функции относится к литературному ряду или системе литературы, но не к отдельному произведению. Отдельное произведение должно быть соотнесено с литературным рядом, прежде чем говорить об его установке.

Есть глубокие психологические и бытовые личные влияния, которые никак не отражаются в литературном плане (Чаадаев и Пушкин). Есть влияния, которые модифицируют, деформируют литературу, не имея эволюционного значения (Михайловский и Глеб Успенский). Всего же поразительнее факт наличия внешних данных для заключения о влиянии - при отсутствии его. Я приводил пример Катенина и Некрасова. Эти примеры могут быть продолжены. Южноамериканские племена создают миф о Прометее без влияния античности. Перед нами факты конвергенции 23 , совпадения. Эти факты оказываются такого значения, что ими совершенно покрывается психологический подход к вопросу о влиянии, и вопрос хронологический - «кто раньше сказал?» оказывается несущественным.

Если этого «влияния» нет, аналогичная функция может привести и без него к аналогичным формальным элементам

эволюция есть изменение соотношения членов системы, т.е. изменение функций и формальных элементов, - эволюция оказывается «сменой» систем. Смены эти носят от эпохи к эпохе то более медленный, то скачковой характер и не предполагают внезапного и полного обновления и замены формальных элементов, но они предполагают новую функцию этих формальных элементов. Поэтому самое сличение тех или иных литературных явлений должно проводиться по функциям, а не только по формам

error: Content is protected !!