Диоскуры на конногвардейском плацу. Диоскуры на конногвардейском плацу Железные кони в Манеже

Манеж – это площадь или здание для тренировки лошадей. В Петербурге было построено много манежей, в них проводились полковые сборы и парады. До настоящего времени хорошо сохранились такие манежи, как Михайловский манеж (ныне Зимний стадион) архитектора В. Бренны, манеж 1-го Кадетского корпуса на Васильевском острове и другие.

Конногвардейский манеж был построен в 1804 – 1807 годах под руководством архитектора Джакомо Кваренги для прославленного Конного полка. Казармы полка размещались в конногвардейском переулке, а здание Манежа протянулось вдоль Конногвардейского бульвара. На месте бульвара до XIX века находился Адмиралтейский канал.

Конногвардейский полк был создан еще на основе лейб-шквадрона А. Д. Меншикова, домовой драгунской роты генерала-фельдмаршала Б.П. Шереметева и драгунской роты Санкт-Петербургского губернского батальона. Этот полк принимал участие в русско-турецкой и русско-шведской войнах, а также в отечественной войне 1812 года. Он считался одним из самых привилегированных полков, пользовавшимся особым вниманием императоров.

Здание Манежа выполнено Кваренги в строгом классическом стиле. Главный фасад, обращенный к Исаакиевскому собору, украшает глубокий восьмиколонный портик. Над входом в здание размещается барельеф со сценами спортивных конных состязаний в античном цирке. Все скульптуры и барельефы манежа повествуют об истории укрощения коня человеком.

Внутри манежа – огромный зал. Широкая лестница, ведущая к парадному входу в здание, украшена скульптурными группами. По краям лестницы. на высоких пьедесталах размещены статуи обнаженных юношей, рядом с которыми – разгоряченные вздыбленные кони.

Юноши – Кастор и Полидевк, близнецы Диоскуры. По древнегреческим преданиям они были детьми Зевса и земной женщины, но Кастор родился смертным, а Полидевк унаследовал бессмертие отца. Братья были очень дружны. И когда Кастор погиб в бою, с разрешения Зевса Полидевк разделил с братом свое бессмертие. С этой поры они были неразлучны, но один день проводили с богами на Олимпе, а другой – в царстве умерших.

В 1817 году около Конногвардейского манежа установили уменьшенные мраморные копии огромных статуй, находящихся в Риме (скульптор П. Трискорни). В первой половине XX века под руководством архитектора Н.Е. Лансере Манеж был переоборудован в гараж. Был надстроен второй этаж с ведущими на него пандусами. С 1967 года помещение Конногвардейского манежа используется как выставочный зал.

Ново-Голландский (Мастерской) канал /1717? - 1790-е?/.
/+ Смоляной, + Прядильный/.

План Санкт-Петербурга 1738 года Зихгейма
giper.livejournal.com/283302.html

Здесь /Адмиралтейский/ каналъ имелъ продолженіе по тому же направленію, но это продолженіе имело иное названіе - "Прядильный каналъ" и два заворота подъ прямыми углами: короткій заворотокъ по направленію къ Неве звался "Смоляной каналъ", на берегу его стояла каменная постройка "Смоляная баня", здесь кипятили смолу для смоленія канатовъ; и более длинный заворотокъ, по направленію къ нынешнему Конногвардейскому манежу, носившій названіе Ново-Голландскій каналъ и составлявшій съ вышеуказаннымъ Прядільнымъ каналомъ островокъ, на которомъ "пожарнаго страха ради", т. е. для безопасности отъ пожара были устроены лесные, угольные и пеньковые амбары.

Вышеуказанные каналы стали заключаться въ трубы съ начада XIX века. Прежде всего исчезъ кусочекъ Адмиралтейскаго канала на Петровской площади, затемъ ту же участь испыталъ Ново-Голландскій каналъ и позднее всехъ, когда въ 40-хъ годахъ былъ устроенъ Конно-Гвардейскій бульваръ, Пеньковый каналъ.

Когда начался этот канал рытьем /Адмиралтейский на месте нынешнего бульвара/, Петр Великий дал ему и другое специальное назначение. Прежде всего, от этого канала, по направлению здания бывшего Синода, был проведен небольшой отрезок, а затем, в противоположную сторону от этого отрезка, сперва под прямым углом, был проведен второй, затем параллельный Адмиралтейскому каналу и снова впадающий в него и образующий таким образом особый островок. Этот островок должен был быть застроен амбарами для пеньки, льна, угля — легко возгораемых продуктов, — чтобы обеспечить другие здания адмиралтейства от пожара или, как тогда говаривалось, «пожарного страха для» и устроили этот островок. Но насколько можно судить но некоторым данным, на островке не было устроено этих амбаров, островок, вплоть до своего исчезновения, что случилось в начале XIX века, был не застроен.

Санкт-Петербург 1753 Академический план Трускотта
retromap.ru

15 Адмиралтейская (улица)
17 Исаакиевская (улица)

XV Адмиралтейской (канал)
XVI Мастерской (канал)

s "Новая голландия и прядильной двор"

Летучая Новая Голландия.

У Зихгейма /1738/ она, Новая Голландия, там, где и должна быть. У Трускотта /1753; и не только у него/ ни с того ни с сего и Новая, и Голландия находится на "полуострове" между нынешними Галерной и Конногвардейским бульваром. А у Столпянского канал Ново-Голландский огибает Безымянный остров. Не он ли и есть - первично-исторически - именно Новая, и именно Голландия?

Атлас г. Санкт- Петербурга 1798 год
giper.livejournal.com/268938.html

Канал бОльшей частью "исчезает" (именуется "Крюков"; Екатерина II, обозначая в письме Безбородко место отводимое под Почтовый двор, возможно, говорит именно об этом "Крюковом" канале /1782/).

РГИС (для сравнения)
rgis.spb.ru

Зелёный - Прядильный (Адмиралтейский, Пеньковый/?/) канал
Синий - Ново-Голландский (Мастеровой, "Крюков") канал
Голубой - Смоляной канал
Фиолетовый - "Исаакиевский" канал (показан у Зихгейма)

Укрупнённые цитаты:

Въ такомъ виде соборъ Исаакія простоялъ некоторое время, былъ снова разобранъ и замененъ ныне существующимъ по проекту Монферана. Вотъ первая перемена, резко бросающаяся въ глаза. Затемъ изъ этой местности въ настоящее время безследно исчезли каналы, которые составляли главную отличительную ея черту. Изъ-подъ фортификаціи или, попросту говоря, изъ-подъ вала Адмиралтейства на нынешнюю Сенатскую площадь выходилъ Адмиралтейскій каналъ, и подъ такимъ названіемъ онъ шелъ приблизительно до нынешняго зданія Синода; здесь каналъ имелъ продолженіе по тому же направленію, но это продолженіе имело иное названіе—"Прядильный каналъ" и два заворота подъ прямыми углами: короткій заворотокъ по направленію къ Неве звался "Смоляной каналъ", на берегу его стояла каменная постройка "Смоляная баня", здесь кипятили смолу для смоленія канатовъ; и более длинный заворотокъ, по направленію къ нынешнему Конногвардейскому манежу, носившій названіе Ново-Голландскій каналъ и составлявшій съ вышеуказаннымъ Прядільнымъ каналомъ островокъ, на которомъ "пожарнаго страха ради", т. е. для безопасности отъ пожара были устроены лесные, угольные и пеньковые амбары. Прядильный каналъ впадалъ на, нынешней Благовещенской площади въ Крюковъ каналъ, тогда еще выходившій изъ Невы, а не спрятанный въ трубы, какъ это случилось съ нимъ, когда стали строить Благовещенскій прежде, а ныне Николаевскій, мостъ. По левой стороне нынешней Галерной улицы и по набережной Прядильнаго канала тянулись вплоть до Благовещенской площади Канатные дворы, где "канаты вертятъ", а на Благовещенской площади стояли кузнечныя и инструментальныя мастерскія. За Крюковымъ каналомъ шелъ первоначальный Галерный дворъ, а тамъ, где теперь Новое Адмиралтейство, были провіантскіе амбары. По Неве между Адмиралтействомъ и Крюковымъ каналомъ были нарезаны домовые участки, предполагаемые къ заселенію мастерами галернаго дела. Вотъ въ какомъ виде въ петровское время и много летъ позже была Англійская набережная и Конногвардейскій бульваръ.

Вышеуказанные каналы стали заключаться въ трубы съ начада XIX века. Прежде всего исчезъ кусочекъ Адмиралтейскаго канала на Петровской площади, затемъ ту же участь испыталъ Ново-Голландскій каналъ и позднее всехъ, когда въ 40-хъ годахъ былъ устроенъ Конно-Гвардейскій бульваръ, Пеньковый каналъ. И, проходя въ настоящее время по широкому красивому Конно-Гвардейскому бульвару, петербуржецъ, конечно, не думаетъ, что онъ идетъ по маленькому островку, на которомъ въ Петровскіе дни - "пожарнаго страха ради" устраивали амбары для храненія леса...

Столпянский П.Н. 1918 Как возник, основался и рос Санкт-Петербург, 216-217, 221

Из-под валов Адмиралтейства шел через бывший Александровский сад длинный канал, который носил названые Адмиралтейского, он проходил под нынешним Бульваром Профессиональных Союзов и впадал в существующий доныне Крюков канал; теперь этот Адмиралтейский канал заключен в трубу, одно отверстие которой видно при впадении его в Крюков канал: подробности об этом будут сообщены ниже. Крюков канал был прорыт от Невы до Мойки, часть этого Крюкова канала, на бывшей Благовещенской площади, при постройке первого постоянного в Петербурге Николаевского моста, была также заключена в трубу. Крюков канал был прорыт в 1717 году /Богданов - Рубан. — «Описание столичного города С.-Петербурга», стр. 224/, получил свое название от фамилии подрядчика Крюкова, копавшего этот канал и получившего 20 сентября 1719 года /Опись сенатских указов Баранова Л» 681/ 150 рублей за добавочное рытье. Канал этот был прорыт со специальною целью осушить эту местность. Назначение Адмиралтейского капала было несколько иное: этот канал — он вырыт также в 1717 году /Богданов - Рубан. — «Описание столичного города С.-Петербурга», стр. 224/ — должен был служить для хранения привозимого в Петербург леса. «Корабельные сосновые леса,— читаем мы распоряжение от 8 июня 1720 года /Материалы для истории русского Флота, т. IV, стр. 413/,—класть по каналу, который делается от Адмиралтейства к Голландии». Но когда начался этот канал рытьем, Петр Великий дал ему и другое специальное назначение. Прежде всего, от этого канала, по направлению здания бывшего Синода, бы.упроведен небольшой отрезок, а затем, в противоположную сторону от этого отрезка, сперва под прямым углом, был проведен второй, затем параллельный Адмиралтейскому каналу и снова впадающий в него и образующий таким образом особый островок. Этот островок должен был быть застроен амбарами для пеньки, льна, угля — легко возгораемых продуктов, — чтобы обеспечить другие здания адмиралтейства от пожара или, как тогда говаривалось, «пожарного страха для» и устроили этот островок. Но насколько можно судить но некоторым данным, на островке не было устроено этих амбаров, островок, вплоть до своего исчезновения, что случилось в начале XIX века, был не застроен. С другой стороны этого Адмиралтейского канала, вплоть до нынешней Благовещенской площади, тянулись, как и говорится в описании Берхольца, канатные амбары, занимая собою всю левую сторону современной Галерной улицы, правая сторона Галерной улицы была уже и в то время отчасти застроена постройками частных домов, хотя Петр Великий и его преемники противились появлению в этой местности сперва вообще частных домов, а впоследствии деревянных домов. 9 июня 1720 года, т.е. в год постройки канатного двора, появился именный, объявленный генерал-полицмейстером Девиером указ «о нестроении в Санкт-Петербурге, где казенный прядильный двор и прочие Адмиралтейские заводы, строения». 22 декабря того же года этот указ был подтвержден, причем вместо хоромного строения приказано было сделать «забор с решетками» /Материалы для истории русского Флота, т. IV, стр. 440/; наконец, 10 июля 1738 года последовала утвердительная резолюция кабинета министров на доклад комиссии о строении, «о сломке деревянных зданий в С.-Петербурге по Галерной набережной» /Опись сенатских указов Баранова № 66, 77/; но из дальнейшего изложения будет видно, что все эти указы не имели никакого действия. Вышеупоминаемый палисад был в действительности построен на несколько ином месте, а именно, он шел /Материалы для истории русского Флота, т. IV, стр. 617/ через былую Сенатскую площадь, приблизительно там, где теперь возвышается монумент Петру I, и затем этот палисад уже не постоянный, а передвижной, устраивался по льду Невы, зимою, чтобы воспрепятствовать входить посторонним лицам в Канатный завод, но, кажется, очень скоро догадались, что этими палисадами делу не поможешь, и их перестали ставить /Архив бывшего Морского Министерства. Дело Адмиралтейской коллегии 1729 г. № 10 л.л. 405, 406, 1097-1102/.

Столпянский П.Н. 1923 Старый Петербург. Дворец труда, 10-11

Конногвардейский манеж в Санкт-Петербурге – это монументальное строение, созданное для прославленного лейб-гвардии Конного полка. Историческое здание расположено рядом с Исаакиевским собором и Александровским садом. Посещая эти достопримечательности Санкт-Петербурга , Вы, несомненно, обратите внимание на здание с колоннами, это Конногвардейский манеж, главным украшением и символом которого являются две скульптурные группы юношей и коней.

Молодежи это место знакомо по клипу группы Ленинград «В Питере пить» - именно здесь ГИБДДшник пересаживается на коня.

В Конногвардейском манеже проходили занятия по верховой езде солдат Конного полка. Конногвардейский полк был одной из самых привилегированных частей российской гвардии, его шефами являлись правящие императоры и великие князья. Полк был создан ещё в петровские времена и участвовал в войнах с Турцией, Швецией и в войне с Наполеоновской армией 1812 года. Царские особы часто присутствовали на занятиях в манеже. Согласно одной из легенд, от Зимнего дворца сюда был прорыт подземный ход.

Конногвардейский манеж построен в строгом классическом стиле по проекту известного итальянского архитектора Джакомо Кваренги в 1804-1807 годах. Широкая лестница ведет к глубокому портику, украшенному восемью мощными колоннами. На фронтоне над входом Вы увидите барельеф, выполненный скульптором Давидом Иенсеном, с изображением сцен спортивных конных состязаний в античном цирке.

Справа и слева от лестницы на высоких пьедесталах установлены две скульптурные композиции. Их герои - Кастор и Полидевк, юноши-близнецы Диоскуры, укрощающие своих вздыбленных коней.

Согласно древнегреческому мифу, Кастор и Полидевк были близнецами, их родила Леда, супруга спартанского царя Тиндарея. Отцом Кастора был сам Тиндорей, а отцом Полидевка – Зевс, бог неба, грома и молний, соблазнивший Леду, обратившись в лебедя.

Полидевк, сын Зевса, был бессмертен, обладал огромной силой и никто не мог тягаться с ним в кулачном бою. Кастор славился как искуснейший возничий боевой колесницы, но он был смертен и погиб в одном из сражений.

Братья были дружны и неразлучны. С разрешения Зевса, бога неба, Полидевк разделил с братом свое бессмертие: теперь они проводили один день с богами на Олимпе, а другой – в царстве умерших.

Скульптуры выполнены в Италии Павлом Трискорни (Triscorni Paolo) в 1810 году и привезены в Россию в 1817 году. Образцом для них послужили античные статуи Диоскуров перед Квиринальским дворцом в Риме . Скульптурные группы у Конногвардейского дворца – это уменьшенные мраморные копии огромных статуй, находящихся в Риме. На одной из композиций Вы прочтете надпись «1810 год, Паоло Трискорни, Каррара».

Интересно, что по настоянию духовенства Исаакиевского собора с 1844 по 1954 год статуи обнаженных героев были перенесены на противоположную от храма сторону манежа, где они и находились вплоть до 1954 года.

Как выставочный зал Конногвардейский манеж стал использоваться с 1850 года, когда Николай I распорядился провести в нем сельскохозяйственную выставку. Интересно, что в 1886 году знаменитый композитор Штраус выступил здесь на благотворительном концерте, он дирижировал оркестром, исполняющим его произведения, в том числе прозвучал и Конный марш, написанный к этому мероприятию.

В 1973-1977 годах проведена реконструкция исторического здания, в результате которой облик Конногвардейского манежа максимально приближен к его первоначальному историческому виду. Внутри появились просторные экспозиционные залы.

В настоящее время – Конногвардейский манеж в Санкт-Петербурге является крупнейшим выставочным залом в центре Санкт-Петербурга. Здесь проходят художественные выставки, лекции и мастер-классы, семинары по вопросам искусства и культуры, кинопоказы и концерты. Также работает кафе-кондитерская и книжный магазин.

Шпалерная ул., 60-62
Шпалерная ул., 49-51


Год постройки: 1741-1757, 1800
Архитектор: Боенналь

Стиль: Классицизм

Главные артиллерийские казармы (Аракчеевские казармы)
1800-е гг.
Утраченные здания

До революции на Шпалерной ул. (по обеим ее сторонам), начиная от угла Таврической ул., располагались Аракчеевские казармы. По правой стороне казармы располагались от дома № 60/41 до самого Смольного собора, по левой стороне от дома № 49/29 (позднее № 49/39) и доходили до Ставропольской улицы.
С 1733 до 1800 гг. здесь квартировала Конная гвардия.
В 1730-е гг. Кикины палаты передали лейб-гвардии Конному полку, прибывшему из Москвы, где он был сформирован по приказу Анны Иоанновны.
Поблизости правильными рядами были поставлены 107 изб и светлиц, образовавших четырехугольник с одиннадцатью улицами - Конную слободу, выходящую на Первую Березовую улицу (Шпалерную). В 1733 г. Кикины палаты были приспособлены под полковой лазарет и канцелярию. Большой зал использовали для полковой церкви.
Создавалась слобода Конного полка по проекту и под руководством арх. Боенналя. Строительство велось с 1741 по 1757 гг. Постепенно территория слободы стала сокращаться, деревянные избы заменяться каменными. Сокращение территории произошло за счет строительства на ней сначала Смольного собора, а позднее Таврического дворца с садом.
При Павле I началось повсеместное строительство каменных казарм, куда были переселены солдаты. Конному полку выделили и роскошный Таврический дворец.
В 1800 г. Конногвардейская слобода была ликвидирована, здания распроданы.
В начале 1800-х гг. на территории бывшей слободы Конного полка вдоль Воскресенской наб. (Шпалерной ул.) были выстроены (возможно, перестроены из старых построек) длинные одноэтажные казармы. Поскольку шефом артиллерии считался Аракчеев, казармы стали называть также Аракчеевскими. Описание казарм - низенькие здания, украшенные огромными гербами с инициалами Императора Павла I и изображением мальтийского креста, с живописным мальтийским орлом над порталом.
Аракчеевские казармы, уже показанные на плане 1806 г., состояли из одноэтажных кирпичных корпусов конюшен, расположенных по обе стороны Шпалерной ул. Параллельно основным конюшням, стоявшим по красной линии, размещены с некоторым разрывом дополнительные корпуса (сеновалы, кузницы и т.д.).

С 1807 г. полку был отведен участок между Мойкой и Адмиралтейским каналом.





Конногвардейский бульв., 2
Якубовича ул., 1
Исаакиевская пл., 1
Архитекторы: Кваренги Д.

Год постройки: 1804-1807
Стиль: Классицизм


Долгое время на месте Конногвардейского бульвара был канал, соединяющий Адмиралтейство с лесными складами - Новой Голландией.
В начале XIX в. на берегу канала были построены казармы Конногвардейского полка. В комплекс казарм входил и манеж , сооруженный по проекту арх. Д. Кваренги в 1804-1807 гг. Главным фасадом манеж выходит на Сенатскую площадь и Исаакиевский собор. выполнен в стиле строгого классицизма; благодаря великолепному дорическому портику главного фасада похож на антитчный храм.
Почти весь внутренний объем здания в прошлом занимал один большой зал, предназначенный для занятий верховой ездой.
В 1817 г. перед входом были установлены мраморные скульптурные группы Диоскуров, держащих коней. Они были выполнены в Италии скульптором П. Трискорни. В 1840-х гг. скульптуры были перенесены к зданию казарм в Конногвардейском пер. Возвращены в 1954 г.
В 1872-1873 гг. арх. Д. И. Гримм перестроил манеж. Тогда же с западной стороны был пристроен вестибюль, разобранный в 1970-х гг. В это же время на фронтоне установлен терракотовый барельеф работы скульптора Д. И. Иенсена.
В 1930-х гг., после пожара, арх. Н. Е. Лансере перестроил манеж, приспособив его под гараж. Барельефы были сняты. В 1967 г. здание передали Союзу художников для выставок.
(Памятники истории и культуры Санкт-Петербурга, состоящие под государственной охраной. 54)

Полк занял новое здание, построенное вдоль Адмиралтейского канала специально для Лейб-гвардии Конного полка (Конногвардейский бульвар, 2-4).

Казармы лейб-гвардии Конного полка - Трехэскадронный корпус



Конногвардейский бульв., 4
Конногвардейский пер., 2
Якубовича ул., 3
Архитекторы: Ермолаев (?)
Руска Л. (?)

Черник И. Д.
.

Год постройки: 1810, 1844-1847
Стиль: Классицизм

Фасад дома выходил на Адмиралтейский канал, который проходил по Конногвардейскому бульвару и соединял Адмиралтейство с лесными складами - Новой Голландией.
В 1844-1847 гг. арх. И. Д. Черник перестроил старый корпус, изменив фасад здания в стиле, переходном от казарменного классицизма к неоренессансу в безордерной трактовке.
(Памятники истории и культуры, состоящие под государственной охраной. 64)

Главный фасад первоначально выходил на Ново-Исаакиевскую (ныне Якубовича) улицу: отсюда офицеры поднимались в свои квартиры на 3-м этаже. Солдаты располагались на втором этаже и входили со стороны Адмиралтейского канала. Первый этаж был занят конюшнями.
После 1845 г., когда канал был засыпан и на его месте образовался Конногвардейский бульвар, были построены новые корпуса ближе к Мойке. Вход с бульвара в Трехэскадронный корпус стал главным, а с противоположной стороны пристроили еще один ряд конюшен. Длина фасада этого здания с бульвара составляет 275 м, стены скупо оформлены в стиле классицизма, однако здание выглядит привлекательно, благодаря пяти выдвинутым за красную линию ризалитам, над центральным из которых возвышается фронтон, над боковыми - небольшие аттики.

Согласно новейшему изданию справочника охраняемых государством памятников, казармы возведены в 1805 - 1807-е годы, их автор - совершенно неизвестный А. И. Ермолаев. А ведь историк города П. Н. Столпянский еще в 1934 г. писал, что Ермолаев выстроил Конногвардейские казармы по проекту придворного архитектора Л. Руска…
Конногвардейские казармы - хороший образец безордерного ампирного стиля. Выносной карниз, дощатый руст по первому этажу, отделенному профильными тягами от двух верхних, - обычные элементы этого стиля, как и украшения оконных проемов: прямоугольные сандрики и заглубленные арки. Именно окна придают строгую ритмичность зданию, объемно расчлененному четырьмя ризалитами; центральный из них украшен треугольным фронтоном.
На каком основании Руска следует назвать автором Конногвардейских казарм? Во-первых, он входил в Городской комитет о построении гвардейских казарм и состоял его ведущим архитектором. Во-вторых, сам Руска, перечисляя свои произведения, упоминает и эти казармы. Зачем было приглашать какого-то Ермолаева, если Руска, автор казарм Кавалергардского и Гренадерского полков, стоял во главе всей казарменной программы?
Казармы, сохраняя свой внешний облик, подвергались основательной переделке военными архитекторами Е. Тимофеевым (1820), который расширил их по торцам, и И. Д. Черником (1844-1847). Последний, вероятно, придал казарме более нарядный вид, ибо главный фасад стал выходить на новопроложенный бульвар… В центре Петербурга возник военный квартал… Посередине этого квартала по-прежнему стоит здание, автором которого отныне необходимо считать Л. Руска.

Ист.: Антонов В. В. Кому был нужен Ермолаев? // Антонов В. В. Петербург неизвестный. Забытый. Знакомый. - М.: Центрполиграф, 2007. -С. 80-82.

Казармы Конногвардейского полка


Конногвардейский бульв., 6
Конногвардейский пер., 1
Труда ул., 8
Архитектор: Черник И. Д.

Год постройки: 1843-1848

Полку было тесно, один из эскадронов квартировал в Стрельне. В 1844 г. началось строительство нового казарменного комплекса на территории, ограниченной Большой Морской ул., Благовещенской площадью, Ново-Исаакиевской улицей и Конногвардейским переулком. Автор проекта и руководитель строительства архитектор И.Д. Черник. Основную площадь занимают солдатские казармы и полковой плац между ними. Двухэтажные здания, в первых этажах которых размещались конюшни, образуют три стороны каре. Две расположены вдоль современных улиц Труда и Якубовича, третья идет под углом к Большой Морской. Свободная сторона Каре обращена в сторону Конногвардейского переулка и забрана изящной чугунной решеткой на гранитном основании, за которой находился плац.

Казармы лейб-гвардии Конного полка. Офицерский корпус




Большая Морская ул., 67
Труда ул., 10
Конногвардейский пер., 5

Архитекторы: Черник И. Д.

Год постройки: 1840-1849
Стиль: Эклектика
Офицерский корпус построен в 1840-х гг. по проекту арх. Ивана Денисовича Черника.
Двухэтажное на высоком гранитном цоколе с трехэтажными центральным и боковыми ризалитами здание соединяет черты классицизма (исп. штукатурки, рустовка) с чертами неоренессанса - "брамантовыми окнами" (арочное окно в прямоугольной раме - названо по фамилии итальянского архитектора Браманте, впервые использовавшего их при строительстве одной из итальянских вилл).
Над главным входом в здание до настоящего времени сохранилась лепнина: знамёна, шлемы, латы.
До недавнего времени дом имел красный кирпичный фасад, такой же как у дома № 69. Эти здания строились одновременно.

По адресу Благовещенская ул. (ул. Труда), дом 10 в начале XX в. располагался Усиленный лазарет Лейб-гвардии конного полка с Благовещенским офицерским отделением. В лазарете к 1910 г. имелось 75 коек для нижних чинов и 25 коек для офицерского состава. Гражданские больные принимались за плату в отделение для нижних чинов, если были свободные места. Руководил лазаретом старший врач.
(Ист.: Врачебные и санитарные учреждения города Санкт-Петербурга. СПб.,1910) .

Офицерский корпус и служебный флигель лейб-гвардии Конного полка, здание полковых казарм с конюшнями и ограда



Якубовича ул., 26
Архитекторы: Черник И. Д.

Год постройки: 1848-1850
Стиль: Эклектика

Последнее здание казарм возведено в 1914 г. военным инженером В.П. Апышковым параллельно строениям И.Д. Черника на нынешней улице Труда. Стилизованное под ампир здание удачно вписалось в существовавший комплекс. Здание украшено центральным портиком со сдвоенными колоннами на уровне 2-го и 3-го этажей и треугольным фронтоном, богато отделано скульптурой.

Церковные службы для конногвардейцев отправлялись в домовой церкви, расположенной в казармах. В 1842-49 гг. на площади, примыкающей к казарменному комплексу со стороны Невы, архитектор К.А. Тон построил церковь в русско-византийском стиле, освященную во имя Благовещания пресвятой Богородицы 4 марта 1849 г. Тогда же Благовещенскими стали именоваться площадь и мост через Неву. В 1939 г. церковь была снесена, и с тех пор площадь лишена доминанты.


Конногвардейский манеж построен в 1804-1807 годах по проекту Д. Кваренги на Конногвардейском бульваре, который находится на месте бывшего Адмиралтейского канала. Манеж предназначался для верховых занятий солдат Конногвардейского полка в осеннее и зимнее время года. До появления Исаакиевского собора и засаженного деревьями Александровского сада он играл большое значение в перспективе Сенатской площади.

Ступени манежа в 1810-1811 годах украшены копиями римских античных статуй Диоскуров. Их автор — Паоло Трискорни. Изготовлены они в Италии в 1807 году. Статуи изображают мифических близнецов, сыновей Зевса и Леды, олицетворявших братскую любовь и преданность и потому отображавшихся всегда вместе, зеркально отображёнными.
Постоянными посетителями манежа были царские особы. Существовала легенда о подземном ходе, якобы связывавшим Зимний дворец и манеж.

В 1837 году на фронтонах установили барельефы работы Д.И. Иенсена. В 1840 году капитул Исаакиевского собора посчитал кощунственным нахождение рядом с собой обнажённых языческих богов. Статуи поставили позади манежа. Вернули их на своё историческое место только в 1954 году.
В 1930-х годах манеж переоборудовали по проекту Н.Е. Лансере под гаражи. В 1977 году после капитальной реконструкции в здании был открыт центральный выставочный зал, которым пользуется Союз художников Санкт-Петербурга.

error: Content is protected !!