Экспрессионизм в литературе. Дудова Л.В., Михальская Н., Трыков В.П.: Модернизм в зарубежной литературе. Поэзия немецкого экспрессионизма Немецкий экспрессионизм в литературе и новый человек

Экспрессионизм занимает особое место в культуре Германии первой трети XX в. Если развитие немецкого натурализма и импрессионизма было во многом стимулировано зарубежным влиянием, прежде всего французским, то экспрессионизм как особое художественное течение зарождается в русле немецкой эстетической системы и впервые после значительного перерыва начинает активно влиять на европейское искусство первых десятилетий XX в.

Экспрессионизм - особое направление среди художественных течений начала XX века. Специфика его в том, что это эмоциональный, этический «взрыв», «крик», порожденный глубоким кризисом эпохи рубежа веков и кануна военных и революционных потрясений. Эта особенность отчетливо осознавалась как теоретиками нового направления, так и рядовыми «активистами» (термин, употребляемый в среде экспрессионистов. - Т.Ш.). Среди предтеч экспрессионистов обычно называют драматургов «Бури и натиска», Ф. Гельдерлина, Клейста, Бюхнера, А. Рембо, Г. Аполлинера, Гуссерля, Ницше.

Прямыми предшественниками экспрессионистов принято называть голландца Ван Гога, бельгийца Энсора, норвежца Э. Мунка (1863- 1944). Гравюра последнего «Крик» (1893) могла бы быть выбрана в качестве своеобразной эмблемы этого течения, поскольку фактически является квинтэссенцией экспрессионистской выразительности. Полотна Мунка передают не столько реалии окружающей художника действительности, сколько чувственно окрашенные впечатления. Пейзажи Мунка неуютны, полны тоски и боли. Персонажи мучимы страхом, одиночеством и смертью и воплощают в себе страдание и скорбь всего человечества. В гравюре «Крик» ощущение неумолимо надвигающегося Апокалипсиса передается не только изображением самой кричащей фигурки на мосту, но и всей системой композиционно-графической организации поверхности листа.

Однако сам прием экспрессивного выражения с помощью цвета и формы тех или иных экстремальных состояний человеческой психики, глубинных состояний души и духа человечества встречается в истории искусства с древних времен. В манифестах экспрессионистов неоднократно подчеркивалось, что их течение интернационально и носит вневременной характер. Приемы подобного самовыражения можно найти в искусстве Африки и средневековой немецкой готике, у Эль Греко, Гойи, Гогена, представителей европейского символизма и стиля модерн. Как явствует из высказываний экспрессионистов (Казимир Эдшмидт), родство творческих исканий переосмысливается ими как родство душ, не связанных ни временем, ни национальными традициями: «Их истоки - не в предыдущем поколении, от которого это искусство отмежевывается во всем История души не движется по конвейеру былого столь просто и последовательно. Родство не ограничено. Традиция - вопрос не национальный и не связанный с историей какого-то периода Экспрессионизм существовал во все времена».

Итак, для теоретиков экспрессионизма это явление нс художественное, а мировоззренческое. Оно проявляет себя везде, где происходят великие духовные революции. Не случайно многие из их представителей были эсперантистами. Катастрофы Первой мировой войны заставили усомниться в возможности прогресса и обострили кризис общественного сознания. Исследователи отмечали, что развившееся и укрепившееся в годы войны течение было создано тем германским юношеством, которое в предвоенное и предреволюционное время жаждало духовного очищения. Произведениям экспрессионистов свойственен, прежде всего, не политический, а общечеловеческий пафос, хотя в целом, это искусство мыслило себя как бунтарское , антибуржуазное. Пафос нового течения в искусстве определялся зачастую эмоциональным взрывом , восстанием против привычных и устоявшихся моральных норм и общественных и социальных институтов - политического и государственного устройства, несправедливости и жестокости человеческого существования. Представители этого течения уповали на духовное возрождение и объединение человечества, уцелевшего в окопах Первой мировой войны, они хотели изменить человека, способствовать появлению нового , духовно раскрепощенного человека:

«Обновленно почувствовалось, что связь, спаявшая Европу и скрепленная войной, настолько сильна, что для ее обитателей впредь нет другой судьбы, кроме общей, и что облик нового мира, возникающего из пепла, будет не русским, или немецким, или латинским, но что эта часть света породит теперь из кровавых туманов то человеческое «я», которое вырастет в ближайшие тысячелетия, разовьется, создаст культуру, насладится, отстрадает и погибнет вновь. Подготовляется не тот век техники, который предсказывал опьяненный своими открытиями XIX век, но век духа, когда человек насадит на земле своими руками благочестивый сад» .

С полным правом мы можем назвать немецкий экспрессионизм самым «гуманистически ориентированным» течением в начале XX в. Когда мы говорим об экспрессионизме, то подразумеваем не только и не столько художественное течение. Как справедливо выразился Иван Голль (1891 -1950), мы имеем в виду «состояние духа, распространившееся, подобно эпидемии, на все виды интеллектуальной деятельности: нс только на поэзию, но и на прозу, не только на живопись, но также на архитектуру и театр, музыку и науку, университетское образование и реформу средней школы» .

Началом художественной деятельности экспрессионистов принято считать образование немецкими художниками в 1905 г. в Дрездене группы «Мост» («Die Вгйске»). Они ратовали за простые формы, новые ритмы и насыщенность цвета. В нее входили Э.Л. Кирхнер, Э. Хе- кель, Э. Нольде, О. Мюллер и М. Пехштейн, после переселения в Берлин эта группа распалась. В 1911 г. в Мюнхене было создано второе объединение экспрессионистов - группа «Синий всадник» («Der Blaue Reiter»). Среди ее деятелей - Франц Марк, Август Маке, Василий Кандинский, Пауль Клее и др.

Следует отметить интернациональный состав этой группы, что тем более важно, поскольку Европа этого времени была уже объята предвоенным националистическим угаром. Экспрессионистам хотелось уничтожить любые существующие перегородки между людьми, чтобы найти то общее в духовной сущности человечества, что послужит всеобщему объединению людей. Важную роль в выработке эстетических принципов нового течения сыграла художественная практика русских художников, в частности В. Кандинского, старавшегося освободить образ от власти объекта. Именно его изображение Голубого Всадника было помещено на обложке одноименного альманаха, содержавшего программные заявления экспрессионистов.

Характерно смысловое содержание термина «экспрессионизм». Он берет свое начало от французского «expressionisme выражение», «выразительность», и латинского «expressio» - «выразительность», «сила проявления чувственного переживания». Вследствие этого для экспрессионистов «внешнее впечатление» вытеснялось «выражением» авторской идеи , позиции, а изображение реальной действительности заменялось выражением индивидуальности , духовного мира творца. Отрицая пассивность и эстетизм большинства художественных течений на рубеже XX в., представители рассматриваемого течения считали себя ответственными за судьбы человечества. Специфической особенностью манифестов и творческой практики экспрессионистов был столь не характерный для немецкой эстетической мысли нарочитый отказ от всей предшествующей художественной традиции. Отвергая привычные и ставшие узкими рамки и нормативы жизни, представители немецкой творческой интеллигенции отвергают и искусство прошлого, если оно - только эстетическая ценность. В годы предвоенного кризиса, войны и революции оказались «взорванными» привычная мораль, религия, эстетика. Представители этого течения видели свою задачу в выявлении сути бытия, пренебрегая деталями, полутонами, «видимостью»: «...Все пространство художника-экспрессиониста становится видением. У него не взгляд - у него взор. Он не описывает - он сопереживает. Он нс отражает - он изображает. Он не берет - он ищет. И вот нет больше цепи фактов: фабрик, домов, болезней, проституток, крика и голода. Есть только видение этого, ландшафт искусства <...> Все становится связанным с вечностью...» .

История возникновения самого термина в литературоведении освещается неоднозначно. Некоторые исследователи считают его автором Вильгельма Воррингера, искусствоведа, автора известных работ «Абстракция и вчувствование» (1911) и «Проблемы формы готического искусства». В этих работах по-новому ставился вопрос о сущности искусства. С точки зрения Воррингера, в кризисные эпохи бытия всегда рождается настороженное отношение человека к миру, вследствие этого возникает искусство, отказывающееся от изображения непонятной и враждебной конкретности жизни. Абстрактность на всех уровнях художественного изображения становится определяющей чертой стиля:

«Счастливые возможности искусства состояли... в том, чтобы вырвать предмет внешнего мира из его произвольной кажущейся случайности, увековечить его приближением к абстрактной форме и, таким образом, найти успокоение» .

В хаосе повседневности и мировых катастроф незыблемыми, с точки зрения Воррингера, остаются только математические формулы и порывы человеческого духа. Так возникает знаменитое «искусство прямых линий»: готика и пирамиды «выросли из дисгармонии внешнего мира». В критике неоднократно отмечалось плодотворное влияние экспрессионистской эстетики на мировое театральное и кинематографическое искусство. Простые и говорящие контрасты черного и белого, света и тьмы, геометрические линии, прорезающие плоскости, декорации и пространства были с большим успехом использованы в немом кинематографе. Возникло даже своеобразное направление «ка- лигаризм», взявшее название от нашумевшего фильма режиссера Роберта Вине «Кабинет доктора Калигари» (1919). Вся изобразительная система фильма основывалась на своеобразном применении простых геометрических деталей и фигур: вертикалей, диагоналей, треугольников и т.д. Даже образы героев ассоциировались с соответствующими фигурами. Эстетику немецкого экспрессионизма использовал Сергей Эйзенштейн при создании фильмов «Броненосец "Потемкин” и «Иван Грозный».

Как справедливо замечает Н.С. Павлова, «в экспрессионизме жизнь больше не воспринимается непосредственно. Она ощутима только как предмет истолкования, трудной рефлексии художника» . Подтверждением этого является программная речь Казимира Эдшмида (Эдуарда Шмида), произнесенная 17 декабря 1917 г. «Экспрессионизм в поэзии». В полемическом запале автор утверждает, что даже изображение простого обычного дома под пером экспрессиониста теряет свою конкретность. Из атрибута человеческого существования «освобожденный от затхлой зависимости от действительности» дом предстает в своей «сущности сути». Художник призван выявить скрытый смысл, потаенное назначение и предназначение вещей. Как следствие этого возможна деформация изображаемого предмета во имя достижения поставленной цели. Так, дом, «даже рискуя своей привычной внешностью», «будет готов выявить свой характер, покуда не воспарит или рухнет, покуда нс придет в движение или не застынет, до тех пор, пока не исполнится все, что в нем спит» .

Не случайно драматургия экспрессионизма входит в историю литературы под именем «драмы крика». Деформация в ней охватывает не только сценическое оформление спектаклей, но суть самих образов, законы грамматики языка. Регулирующей нормой экспрессионистского самовыражения становится авторская идея. По Эдшмиду, предметом изображения в искусстве должен стать не мыслящий герой, а процесс мышления. Именно подобный подход, и точка зрения теоретиков экспрессионизма «дисциплинируют структуру» произведения: «Предложения укладываются в ритм не так, как это делается обычно. Они подчинены одинаковому намерению, одному и тому же потоку духа, рождающему только истинное. Они во власти мелодики и словотворчества, Но в этом нет самоцели. Предложения, объединенные в длинной единой цепи, служат духу, который их формирует <...> Также и слово получает другую силу. Описательное, обсасывающее предмет со всех сторон исчезает. Для него нет больше места. Слово стало стрелой. Оно поражает нутро предмета и одухотворяется им. Выкристаллизовывается подлинный образ вещи <...> Прилагательное сливается в единый сплав с носителем словесной мысли. Оно тоже не должно описывать. Оно должно самым сжатым образом выражать сущность, и только сущность. И больше ничего» .

В связи с вышесказанным становится понятным повышенное значение символа в художественной системе экспрессионизма и, как следствие этого, обращение к мифологическим сюжетам и образам, библейским и древнегреческим.

Хронологические рамки экспрессионизма как течения достаточно узки и несоизмеримы с тем влиянием, которое он оказал на художественное мышление XX в. - примерно с 1910-1912 по 1924-1925 гг. Тем не менее, время существования этого течения можно разделить на три этапа. Первый связан с периодом его оформления - с начала 10-х годов до Первой мировой войны. Это время расцвета экспрессионистской лирики. В поэтических жанрах этого времени выразились суть и нерв экспрессионистского мироощущения. В 1919 г. увидели свет знаменитые антологии экспрессионистической поэзии «Сумерки человечества» («Menschheitsdammerung») и «Товарищи человечества» («Kameraden der Menschheit»), сожженные в 1933 г. фашистами и переизданные в неизмененном виде как важнейшие документы этого яркого течения. Уже сами названия сборников многозначны. Как известно, мир воспринимался экспрессионистами в своеобразной диалектике: он нс только погибающий, но и способный к обновлению. За сумерками обязательно воспоследует рассвет духовно возрожденного человечества.

Второй этап - годы войны и революции (1914-1923) - время расцвета драматургии и прозы, наименее развитой в русле этого течения. В 1917 г. почти одновременно появляются два знаковых для экспрессионизма произведения: знаменитая книга новелл Леонгарда Франка «Человек добр!» («DerMensch ist gut!») и программная книга видного теоретика левого экспрессионизма Людвига Рубинера «Человек в центре» («Der Mensch in der МШе»).Уже сами названия этих произведений подчеркивают гуманистическую устремленность экспрессионизма и его антивоенный пафос.

Последний этап экспрессионизма - 1923-1925 гг., время брожения, переход к иным позициям в эстетике. Лишь в драме продолжают успешно реализоваться выработанные экспрессионизмом принципы.

В истории становления и расцвета экспрессионизма особую роль сыграли два объединения. В 1910 г. в Берлине начинает выходить журнал «Штурм» («Der Sturm»), издатель Герхарт Вальден, объединивший вокруг себя многих талантливых писателей и художников (Август Штрамм, Рудольф Блюмнер и др.) деятели этой группы были сосредоточены, в основном, на художественных проблемах, считая искусство самоценным и замкнутым в себе явлением.

С 1911 г. начинает свою деятельность другой журнал и другое объединение, название которых - «Акцион» («Die Aktion») отражает их суть - «Действие». Центральной задачей «активистов» становится утверждение общественной значимости искусства. Именно в русле этого объединения впервые прозвучал знаменитый лозунг - «Человек в центре!» Подчеркнутая активность гуманистической позиции привлекла к сотрудничеству с левыми экспрессионистами Г. Манна. Среди участников этого объединения такие яркие личности, как Иоганнес Бехер, Эрнст Толлер, Рудольф Леонгард. Объединения «Штурм» и «Акцион» находились в постоянной полемике, тем не менее, зачастую одни и те же писатели публиковались и в тех, и в других изданиях. В дальнейшем судьбы экспрессионистов во многом разошлись. Коммунистами стали И. Бехер и Ф. Вольф, Р. Леонгард, антимилитаристами и антифашистами Л. Франк, Г. Кайзер, А. Цвейг, Э. Толлер, В. Газенклевер, анархистом Э. Мюзам, пацифистом Ф. Верфель, антифашистом-католиком А. Деблин. И только Г. Ноет, отказавшись от гуманистических идеалов, встает на сторону фашизма.

Как уже отмечалось, экспрессионизм в литературе начинался в творчестве нескольких ярких поэтов. Это Георг Тракль (Georg Trakl, 1887 -1914), Георг Гейм (Georg Heim, 1887 -1912), Эльза Ласкер-Шюлер (Else Lasker-Schuler, 1869 -1945), Эрнст Штадлер (Ernst Schtadler, 1883 -1914) и др. Большое влияние на них оказал опыт французского символизма - Бодлера, Верлена, Малларме, Рембо. Как справедливо пишет Н.С. Павлова, Тракль и Гейм ввели в австрийскую и немецкую поэзию то, что можно назвать «абсолютной метафорой»: «Эти поэты не занимались больше образным отображением действительности, - они создавали «вторую реальность» 1 . Характерным в этом плане примером является стихотворение Тракля «Покой и молчание», центральным символом которого являются «похороны солнца» в мертвом мире («голом лесу»). Чувство неотвратимости катастрофы усиливается тем, что хоронят солнца пастыри («пастухи»), те, кто призван его встречать, оберегать. Образы пастырей привычно вызывают библейские благостные ассоциации, но именно эти люди хоронят надежду человечества («солнца»), а рыбак (образ также евангельский) из мертвого пруда вылавливает «месяц» (или луну), во многих мифологиях мира ассоциирующийся со смертью, тленом:

Пастухи погребли солнце в голом лесу Рыбак

Вытянул волосяным неводом месяц из мерзнущего пруда.

В голубом хрустале обитает Бледный человек, прильнув щекой

к своим звездам.

Или клонит он голову в пурпурном сне.

А зрящих вечно трогает черная стая Птиц, святость синих цветов Предвестьем близкой тишины забвенья, угасших ангелов.

Снова меркнет лоб в лунном окамененье.

Сияющим юношей Появляется сестра среди осени и

черного тленья.

(Перевод А. Николаева // Тракль Георг.

Песня закатной страны. М., 1995)

Как констатирует Н.С. Павлова, «метафора у Тракля обнимает весь мир, воссоздает его состояние; сущность и суть выведены наружу, представлены зримо» . В творчестве экспрессионистов, как в поэзии, так и в живописи, встречаются подлинные озарения, удивительные предвидения. Всемирно известный «Апокалиптический ландшафт» Людвига Мейднера появляется задолго до Первой мировой войны. В 1911 г. было напечатано стихотворение рано умершего Георга Гейма (1887 -1912) «Война», зримые, живописные образы которого не только опираются на библейские аллюзии (сюжет о гибели Содома и Гоморры), но и известные живописные реминисценции. Перед глазами читателя буквально встает картина Ф. Гойи «Колосс» (1808-1812), созданная в период наполеоновских войн в Испании.

Пробудился тот, кто непробудно спал.

Пробудясь, оставил сводчатый подвал,

Вышел вон и стал, громадный, вдалеке,

Заволокся дымом, месяц сжал в руке.

Он спускает в поле огненного пса.

Лясканьем и лаем полнятся леса.

Дико скачут тени, на свету снуя,

Отблеск лавы лижет, гложет их края.

В желтом дыме город бел, как полотно,

Миг, глядевшись в пропасть, бросился На дно.

Но стоит у срыва, разрывая дым,

Тот, что машет небу факелом своим.

И в сверканье молний, в перемигах туч.

Под клыками с корнем вывернутых круч,

Пепеля поляны на версту вокруг,

На Гоморру серу шлет из щедрых рук.

(Перевод Б. Пастернака // Зарубежная поэзия в переводах Б. Пастернака. М., 1990)

Стихам Гейма присуща удивительная предметная точность, смягчающая мрачность апокалиптических образов и ощущение беспросветного ужаса в предсмертный миг человечества, добровольно бросающегося в пропасть будущей войны.

Ведущей в творчестве поэтов-экспрессионистов становится антивоенная тема. Это естественно, поскольку война не только ворвалась в их жизнь, но и сломала ее, а у многих и оборвала. Так, один из самых ярких поэтов-экспрессионистов Георг Тракль нс смог оправиться от психической травмы, вызванной участием в военных событиях, и покончил с собой, приняв чрезмерную дозу наркотика. Тем нс менее, война изображается ими не в реальной конкретности, а в смутных символических грандиозных образах. В предисловии к антологии «Сумерки человечества» критик Курт Пинтус замечает: «Даже о войне, о войне, которая уничтожила многих из этих поэтов, - рассказывается нс вещественно-реалистически: она присутствует всегда как видение, разбухает как всеобщий ужас, растягивается как нечеловеческое зло» 1 .

Война уподобляется ими необъяснимому природному бедствию, землетрясению, разбушевавшейся стихии, «вечной ночи», спустившейся на Европу. В стихах одного из наиболее интересных поэтов этого периода А. Эрснштсйна возникает образ гигантского кровавого потока, захлестнувшего мир, «кровавого моря», среди которого «бродит», «шатаясь», заблудившееся человечество («стены похожи на волны, дома похожи на волны»).

Время наивысшего подъема экспрессионистической драматургии совпадает с окончанием Первой мировой войны. Антивоенная тема определяет ее содержание, как и содержание прозы. В 1919 г., почти одновременно, были поставлены пьесы, считавшиеся вершиной экспрессионистической драматургии. Это «Газ» Георга Кайзера (1878-1945), одного из самых выдающихся писателей этого течения, «Род» Фрица фон Упру (1885-1970), «Превращение» Эрнста Тол- лера (1893-1939), «Антигона» Вальтера Газенклсвсра. В 1919 г. открывается специально приспособленный для постановок драм экспрсссионистов театр «Трибюне». В манифесте, приуроченном к открытию этой сцены, четко обозначено назначение нового театра: «Не сцена, а кафедра проповедника». Этот лозунг ярко выражает активность позиции большинства экспрессионистов, видевших в театре прежде всего средство идеологического воздействия.

Важнейшим элементом всех экспрессионистических драм является крик, порожденный апокалиптическим видением мира. Крик должен был пробудить массы от нравственной спячки, в крике выражались мгновенные реакции и чувства персонажей. «Подобное сведение переживаний к крику оставляет главную особенность новой драмы. Реальность представляется авторам пьес некой абстракцией, и они замыкаются в субъективизме. Все, чего жаждали обрести экспрессионисты, - это независимость искусства. Абстрагирование от реальности они воспринимали как шаг вперед в эстетике, что - наряду с маргинальным общественным положением - вело к одиночеству и своего рода внутренней эмиграции», - справедливо констатируется в «Энциклопедии экспрессионизма» . Не случайно за драматическими произведениями экспрессионистов закрепилась столь говорящая характеристика - «драма крика». В немецком литературоведении есть не менее точное обозначение подобных произведений, указывающее на источник нравственного напряжения в этих пьесах - «Ich-Drama» (драма «лирического Я»). Разорванный, взвихренный, смятенный мир личности - объект постоянного пристального внимания экспрессионистов. Во всех экспрессионистских драмах мы сталкиваемся с отстраненностью от конкретных событий и обстоятельств реальной действительности. Характерны в этом отношении ремарки в их пьесах: «Время - сегодня. Место - мир»; «Время - мифическое; место - Микены - Олимп - «царство мертвых». Человек интересовал экспрессионистов в момент исключительного напряжения всех его нравственных сил, когда отступало все повседневное, частное, будничное и выявлялось вечное, общечеловеческое. Не случайно одним из наиболее частых персонажей экспрессионистских драм является пророк , мессия , мученик и искупитель за все грехи человечества.

Одним из наиболее ярких драматургов этого течения был Вальтер Газенклевер (Walter Hasenclewer, 1890 -1940), чья пьеса «Сын» («Der Sohn») принесла ему в 1914 г. необыкновенный успех и открыла своей постановкой «звездный час» экспрессионистской драматургии. В основе конфликта пьесы лежит борьба двух поколений - отцов и детей - конфликт, характерный для немецкой драматургии, начиная с драмы штюрмсров, и один из основных в экспрессионистских пьесах. Характерной особенностью этого произведения Газенклевера является то, что названный конфликт разрешается им не в духе фрейдистских комплексов, как у большинства экспрессионистов, а как столкновение передовой молодежи и старого реакционного порядка.

Одной из наиболее ярких драм Газенклевера, да и всей экспрессионистской драматургии является «Антигона» («Antigone», 1917, опубл. 1920), написанная в самый разгар Первой мировой войны и впервые поставленная в переоборудованном специально для этого зрелища здании цирка, вмещающем до трех тысяч человек. Пьесу Газенклевера отличает страстное бунтарство, откровенная публицистичность, это - пьеса-призыв к революционному, но прежде всего с нравственной точки зрения, переустройству мира. Политическая расстановка классовых сил предельно обнажена, исторические акценты звучат столь точно, что зритель и читатель безошибочно определят место действия - Германия, время действия - разгар Первой мировой и предреволюционной стихии. Антигона Газенклевера (вариант Мессии) ощущает себя Матерью человечества, заблудшего и слабого, но достойного спасения. Перед нами интересный симбиоз античного сюжета и христианской гуманистической традиции. Христианская тема имеет в «Антигоне» и свою особую специфику. Путь христианского мученичества, апостольский путь уготован не только Вечной матери Антигоне, но и всей интеллигенции - носительнице, по мысли Газенклевера, высокого духовного начала, подчас недоступного пониманию толпы. Успех духовной революции может зависеть, по мысли драматурга, только от нравственного подвига интеллигенции. Представление о революции у Газенклевера весьма расплывчато, что доказывают финальные сцены трагедии. Уход тирана Креонта повергает толпу в растерянность, страх, люди готовы крушить и грабить. Только мистическое озарение (непременный атрибут экспрессионистских драм) останавливает разгул стихии. Образ народа, массы, как это и свойственно экспрессионистам, занимает особое место в поэтике пьесы. Не случайно в перечне действующих лиц «Народ фиванский» поставлен на первое место. Пьеса изобилует массовыми сценами, сценическими эффектами, рассчитанными на участие значительного актерского состава. Арена цирка - наиболее приспособленное место для подобного действа. Ведет за собой массу герой-проповедник, пламенной речью увлекающий толпу. В пьесе - это Антигона.

Обладая всеми признаками экспрессионистской драмы (стремительная смена сцен, «видений», деталей, «кадров», интенсивность всеохватывающих порывов), произведение Газенклевера представляет зрителям и эффект мгновенного нравственного «взрыва» - прозрения тирана Креоита. Подобно римскому Нерону, приказавшему поджечь собственный город, не гнушающийся убийствами и преступлениями, герой в мгновение ока при виде трупа собственного сына прозревает и добровольно сложив с себя царские регалии, уходит из дворца, начиная путь нравственного очищения. Произведение Газенклсвс- ра публицистично по своей сути и воплощает в себе лучшие тенденции экспрессионистской драмы, а также имеет характерную для всей литературы Германии воспитательную, в лучшем смысле этого слова нравоучительную тенденцию, столь ярко проявившую себя в драматургии одного из виднейших деятелей немецкой культуры XX в. - Бертольта Брехта.

ЛИТЕРАТУРА

Называть вещи своими именами: программные выступления мастеров западноевропейской литературы XX века. М., 1986.

Павлова Н.С. Экспрессионизм // История немецкой литературы: в 5 т. М., 1968. Т. 4.

Пестова Н.В. Немецкий литературный экспрессионизм. Екатеринбург. 2004. Сумерки человечества. Лирика немецкого экспрессионизма. М., 1990. Экспрессионизм: Драматургия. Живопись. Графика. Киноискусство. М., 1966. Энциклопедия экспрессионизма: Живопись и графика. Скульптура. Архитектура. Литература. Драматургия. Театр. Кино. Музыка. М., 2003.

  • Экспрессионизм / Под ред. Е. Брауде и Н. Радлова. Пг.; М., 1923. С. 63.
  • Энциклопедия экспрессионизма: Живопись и графика. Скульптура. Архитектура. Литература. Драматургия. Театр. Кино. Музыка. М., 2003. С. 5.
  • Называть вещи своими именами: Программа выступления мастеров западно-европейской литературы XX в. М., 1986. С. 306.
  • История немецкой литературы. М., 1968. Т. 4. С. 537.
  • История немецкой литературы. М., 1968. Т. 4. С. 538.
  • Называть вещи своими именами... С. 306.
  • Называть вещи своими именами... С. 309.
  • Энциклопедия экспрессионизма. С. 224-225.

1. Предпосылки происхождения термина

2. Общие положения

3. История возникновения

4. Экспрессионизм в различных направлениях искусства

5. Русский экспрессионизм

6. Приложение 1(Представители экспрессионизма)

Предпосылки происхождения термина

Несмотря на то, что данный термин широко используется в качестве справочного, в реальности не существовало никакого определенного художественного движения, называющего себя «экспрессионизмом». Считается, что экспрессионизм зародился в Германии, и важную роль в его становлении сыграл немецкий философ Фридрих Ницше, привлекший внимание к незаслуженно забытым ранее течениям в античном искусстве. В книге «Рождение трагедии или Эллинство и пессимизм» (1871) Ницше излагает свою теорию дуализма, постоянной борьбы между двумя типами эстетического переживания, двумя началами в древнегреческом искусстве, которые он называет аполлоническим и дионисическим. Ницше спорит со всей немецкой эстетической традицией, оптимистически трактовавшей древнегреческое искусство с его светлым, аполлоническим в своей основе началом. Он впервые говорит о другой Греции -- трагической, опьяненной мифологией, дионисической, и проводит параллели с судьбами Европы. Аполлоническое начало являет собой порядок, гармонию, спокойный артистизм и порождает пластические искусства (архитектура, скульптура, танец, поэзия), дионисическое начало -- это опьянение, забвение, хаос, экстатическое растворение идентичности в массе, рождающее непластическое искусство (прежде всего музыка). Аполлоническое начало противостоит дионисическому как искусственное противостоит естественному, осуждая все чрезмерное, непропорциональное. Тем не менее, эти два начала неотделимы друг от друга, всегда действуют вместе. Они борются, по мнению Ницше, в художнике, и всегда оба присутствуют в любом художественном произведении. Под влиянием идей Ницше немецкие (а вслед за ними и другие) художники и литераторы обращаются к хаосу чувств, к тому, что Ницше называет дионисическим началом. В наиболее общем виде термин «экспрессионизм» относится к произведениям, в которых художественными способами выражены сильные эмоции, и само это выражение эмоций, общение посредством эмоций становится основной целью создания произведения.

Полагают, что сам термин "экспрессионизм" был введен чешским историком искусств Антонином Матешеком в 1910 году в противоположность термину "импрессионизм: "Экспрессионист желает, превыше всего, выразить себя... <Экспрессионист отрицает...> мгновенное впечатление и строит более сложные психические структуры... Впечатления и умственные образы проходят через человеческую душу как через фильтр, который освобождает их от всего наносного, чтобы открыть их чистую сущность <...и> объединяются, сгущаются в более общие формы, типы, которые он <автор> переписывет их через простые формулы и символы".

Общие положения

Экспрессионизм (от лат. expressio -- выражение), направление, развивавшееся в европейском искусстве и литературе примерно с 1905 по 1920-е гг. Возникло как отклик на острейший социальный кризис 1-й четверти 20 в. (включая 1-ю мировую войну и последовавшие революционные потрясения), стало выражением протеста против уродств современной буржуазной цивилизации. Социально-критический пафос отличает многие произведения экспрессионизма от искусства авангардистских течений, развивавшихся параллельно с ним или сразу после него (кубизма, сюрреализма). Протестуя против мировой войны и социальных контрастов, против засилья вещей и подавленности личности социальным механизмом, а иногда обращаясь и к теме революционного героизма, мастера экспрессионизма совмещали протест с выражением мистического ужаса перед хаосом бытия. Кризис современной цивилизации представал в произведениях экспрессионизма одним из звеньев апокалиптической катастрофы, надвигающейся на природу и человечество. Термин «экспрессионизм» впервые употребил в печати в 1911 Х. Вальден -- основатель экспрессионистского журнала «Штурм» («Der Sturm»).

Принцип всеохватывающей субъективной интерпретации действительности, возобладавший в экспрессионизме над миром первичных чувственных ощущений (составлявших первооснову художественного образа в импрессионизме), обусловил тяготение к иррациональности, обостренной эмоциональности и фантастическому гротеску, нередко -- к полному или частичному уничтожению границ между персонажами и окружающей их естественной (или городской) пейзажной средой. Ярче всего принципы экспрессионизма выявились в искусстве Германии и Австрии.

Для Э. характерен принцип всеохватывающей субъективной интерпретации реальности, возобладавшей над миром первичных чувственных ощущений, как было в первом модернистском направлении - импрессионизме. Отсюда тяготение экспрессионизма к абстрактности, обостренной и экстатической, подчеркнутой эмоциональности, мистике, фантастическому гротеску и трагизму.

Искусство экспрессионизма было поневоле социально ориентированным, так как развивалось на фоне резких социально-политических переломов, крушения австро-венгерской империи и первой мировой войны.

Однако было бы неверно думать, что экспрессионизм лишь направление искусства. Экспрессионизм был крайним выражением самой сути тогдашнего времени, квинтэссенцией идеологии предвоенных, военных и первых послевоенных лет, когда вся культура на глазах деформировалась. Эту деформацию культурных ценностей и отразил экспрессионизм. Его едва ли не главная особенность состояла в том, что объект в нем подвергался особому эстетическому воздействию, в результате чего достигался эффект именно характерной экспрессионистской деформации. Самое важное в объекте предельно заострялось, результатом чего был эффект специфического экспрессионистского искажения. Путь, по которому пошел экспрессионизм, мы называем логаэдизацией, суть которой в том, что система ужесточается до предела, чем демонстрирует свою абсурдность.

Существует мнение, что явлением экспрессионизма был классический психоанализ Фрейда. Об этом говорит сам пафос деформации исходных "викторианских" представлений о счастливом и безоблачном детстве человека, которое Фрейд превратил в кошмарную сексуальную драму. В духе экспрессионизма само углубленное заглядывание в человеческую душу, в которой не находится ничего светлого; наконец, мрачное учение о бессознательном. Вне всякого сомнения, пристальное внимание к феномену сновидения также роднит психоанализ с экспрессионизмом.

Итак, в центре художественной вселенной экспрессионизма -- истерзанное бездушием современного мира, его контрастами живого и мёртвого, духа и плоти, «цивилизации» и «природы», материального и духовного сердце человека. В экспрессионизме "ландшафт потрясенной души" предстает как потрясения самой действительности. Преображение действительности, к которому страстно призывали многие экспрессионисты, должно было начаться с преображения сознания человека. Художественным следствием этого тезиса явилось уравнивание в правах внутреннего и внешнего: потрясённость героя, «ландшафт души» представлялись как потрясения и преобразования действительности. Экспрессионизм не предполагал изучения сложности жизненных процессов; многие произведения мыслились как воззвания. Искусство же левого экспрессионизма по самой сути агитационно: не «многоликая», полнокровная, воплощённая в осязательных образах картина реальности (познание), а заострённое выражение важной для автора идеи, достигаемое путём любых преувеличений и условностей.

Экспрессионизм задал глобальную парадигму эстетики ХХ в., эстетики поисков границ между вымыслом и иллюзией, текстом и реальностью. Эти поиски так и не увенчались успехом, потому что, скорее всего таких границ либо не существует вовсе, либо их так же много, как субъектов, которые занимаются поисками этих границ. Проблема была снята в философии и художественной практике постмодернизма

История возникновения

С конца XIX в. в немецкой культуре сложился особый взгляд на произведение искусства. Считалось, что оно должно нести в себе лишь волю творца, создаваться «по внутренней необходимости», которая в комментариях и оправданиях не нуждается. Одновременно происходила переоценка эстетических ценностей. Появился интерес к творчеству готических мастеров, Эль Греко, Питера Брейгеля Старшего. Заново открывались художественные достоинства экзотического искусства Африки, Дальнего Востока, Океании. Всё это отразилось на формировании нового течения в искусстве.

Экспрессионизм -- это попытка показать внутренний мир человека, его переживания, как правило, в момент предельного духовного напряжения. Своими предшественниками экспрессионисты считали и французских постимпрессионистов, и швейцарца Фердинанда Ходлера, и норвежца Эдварда Мунка, и бельгийца Джеймса Энсора. В экспрессионизме было много противоречий. Громкие декларации о рождении новой культуры, казалось бы, плохо согласовались со столь же яростными проповедями крайнего индивидуализма, с отказом от действительности ради погружения в субъективные переживания. А кроме того, культ индивидуализма в нём сочетался с постоянным стремлением объединяться.

Первой значительной вехой в истории экспрессионизма считается возникновение объединения «Мост» (нем. Bracke). В 1905 г. четверо студентов-архитекторов из Дрездена -- Эрнст Людвиг Кирхнер, Фриц Блейль, Эрих Хеккель и Карл Шмидт-Ротлуфф создали нечто вроде средневековой цеховой коммуны -- вместе жили и работали. Название «Мост» предложил Шмидт-Ротлуфф, считая, что оно выражает стремление группы к объединению всех новых художественных течений, а в более глубоком смысле символизирует её творчество -- «мост» в искусство будущего. В 1906 г. к ним присоединились Эмиль Нольде, Макс Пехштейн, фовист Кес ван Донген и другие художники.

Хотя объединение появилось тотчас же за выступлением парижских фовистов в Осеннем салоне, представители «Моста» утверждали, что действовали самостоятельно. В Германии, как и во Франции, естественное развитие изобразительного искусства привело к изменению художественных методов. Экспрессионисты также отреклись от светотени, передачи пространства. Поверхность их холстов кажется обработанной грубой кистью без всякой заботы об изяществе. Художники искали новые, агрессивные образы, стремились выразить средствами живописи тревогу, дискомфорт. Цвет, считали экспрессионисты, обладает собственным смыслом, способен вызывать определённые эмоции, ему приписывали символическое значение.

Первая выставка «Моста» состоялась в 1906 г. в помещении завода осветительной аппаратуры. И эта и последующие выставки мало интересовали публику. Лишь экспозиция 1910 г. была снабжена каталогом. Но с 1906 г. «Мост» ежегодно издавал так называемые папки, каждая из которых воспроизводила работы одного из членов группы.

Постепенно члены «Моста» перебирались в Берлин, ставший центром художественной жизни Германии. Здесь они выставлялись в галерее «Штурм» (нем. «буря»).

В 1913 г. Кирхнер опубликовал «Хронику художественного объединения «Мост»». Она вызвала резкое несогласие остальных «мостовцев», посчитавших, что автор слишком завысил оценку собственной роли в деятельности группы. В результате объединение официально прекратило существование. Между тем для каждого из этих художников участие в группе «Мост» оказалось важной вехой творческой биографии.

Стремительный взлет экспрессионизма определен редким соответствием нового направления характерным чертам эпохи. Его расцвет недолговечен. Прошло немногим более десятилетия, и направление утратило былое значение. Однако за короткий срок экспрессионизм успел заявить о себе новым миром красок, идей, образов.

Неординарное авангардистское направление, экспрессионизм, берет свое начало в середине 90-х годов 19 столетия. Родоначальником термина считается основатель журнала «Штурм» - Х. Вальден.

Исследователи экспрессионизма считают, что ярче всего он выразился в литературе. Хотя не менее колоритнее экспрессионизм проявился и в скульптуре, графике и живописи.

Новый стиль и новый миропорядок

С изменениями в общественном и социальном порядке начала 20 века, появилось новая направленность в искусстве, театральной жизни и музыке. Не заставил себя ждать и экспрессионизм в литературе. Определение этого направления не сложилось. Но литературоведы объясняют экспрессионизмом как большой массив разнонаправленных курсов и течений, развивающийся в рамках модернистского направления стран Европы начала прошлого века.

Говоря об экспрессионизме, практически всегда подразумевают немецкое течение. Высшей точкой этого течения называют плоды творчества «пражской школы» (немецкоязычной). В нее входили К. Чапек, П. Адлер, Л. Перуц, Ф. Кафка и др. При большом различии творческих установок этих авторов их связала заинтересованность к ситуации идиотически-нелепой клаустрофобии, мистическим, таинственным галлюциногенным сновидениям. В России это направление развивали Андреев Л. и Замятин Е.

Многих писателей вдохновлял романтизм или барокко. Но особо глубокое влияние немецкого символизма и французского (особенно Ш. Бодлера и А. Рембо) ощущал на себе экспрессионизм в литературе. Примеры из произведений любого автора-последователя показывают, что внимание к жизненным реалиям происходит через начала философского бытия. Известный лозунг адептов экспрессионизма - «Не падающий камень, а закон тяготения».

Пророческий пафос, присущий Георгу Гейму, стал узнаваемой типичной особенностью начала экспрессионизма как течения. Его читатели в стихах «Грядет большое умиранье…» и «Война» разглядели пророческое предсказание грядущей катастрофы в Европе.

Австрийский выразитель экспрессионизма с совершенно небольшим стихотворным наследием оказал огромное воздействие на все немецкоязычную поэзию. В стихах Тракля были символически усложненные образы, трагизм в связи с крахом миропорядка и глубокая эмоциональная сочность.

Рассвет экспрессионизма пришелся на 1914-1924 годы. Это были Франц Верфель, Альберт Эренштейн, Готфрид Бенн и другие авторы, которых колоссальные потери на фронтах убедили в твердых пацифистских убеждениях. Эта тенденция особенно ярко раскрывается в работах Курта Хиллера. Поэтический экспрессионизм в литературе, основные черты которого достаточно быстро захватили драматургию и прозу, вылились в знаменитую антологию «Сумерки человечества», вышедшую на суд читателя в 1919 году.

Новая философия

Основная философско-эстетическая идея последователей экспрессионистов была заимствована из «Идеальных сущностей» - теории познания и на признании интуиции «пупом земли» А. Бергсоном в его системе «жизненного» прорыва. Считается, что эта система способна преодолеть закоснелость философской материи в неостанавливающемся потоке эволюции.

Именно поэтому экспрессионизм в литературе проявляется как восприятие невыдуманной действительности как «объективной видимости».

Выражение «Объективная видимость» пришло из классических произведений немецкой философии и означало восприятие реальной действительности с картографической точностью. Следовательно с тем, чтобы очутиться в мире «идеальных сущностей», нужно снова противопоставить духовное материальному.

Эта идея очень похожа на идейную мысль символистов, в то время как экспрессионизм в литературе ориентируется на бергсоновский интуитивизм, и поэтому ищет смысл бытия в жизни и иррациональном. Жизненный прорыв и глубокое чутье на уровне интуиции объявляются наиглавнейшим оружием в сближении с духовной космической реальностью. При этом экспрессионисты утверждали, что мир материального (то есть внешний мир) исчезает в личном экстазе и безумно близка становится разгадка многовековой «тайны» бытия.

Экспрессионизм в литературе 20 века ярко отличается от течений сюрреализма или кубизма, развивавшихся чуть ли не параллельно. Патетика, причем, социально-критическая, делает выгодным различие между произведениями экспрессионистов. Они пестрят протестами против расслоения общества на социальные слои и войн, против затравленности человеческой личности общественными институтами и социальными. Иногда авторы-экспрессионисты эффектно прорисовывали образ революционного героя, выказывая тем самым мятежные настроения, выражающие мистически жуткий ужас перед непреодолимой неразберихой бытия.

Кризис миропорядка как бытия в произведениях экспрессионистов выражал себя как главное звено апокалипсиса, который, двигаясь с огромной скоростью, обещает поглотить и человечество, и природу.

Идейное зарождение

Экспрессионизм в литературе выделяет запрос на пророчество универсального характера. Именно это и требует обособленности стиля: необходимо поучать, призывать и декларировать. Только так, избавившись от прагматичной морали и стереотипов, адепты экспрессионизма пытались высвободить в каждом человеке буйство фантазии, углубить чувствительность и усилить влечение ко всему тайному.

Может, поэтому экспрессионизм взял свое начало с объединения группы художников.

Историки культуры полагают, что год зарождения экспрессионизма - 1905-й. Именно в этом году в германском Дрездене произошло объединение единомышленников, назвавших себя группой «Мост». Под ее началом сошлись студенты-архитекторы: Отто Мюллер, Эрих Хекель, Эрнст Кирхнер, Эмиль Нольде и др. А к началу 1911 года заявляет о себе легендарная группа «Голубой всадник». В нее входили влиятельные художники начала ХХ века: Август Маке, Пауль Клее, Василий Кандинский и др. Группа издавала одноименный альманах с марта 1912 года, в котором рассказывала о новейших творческих пробах новой школы, формулировала цели и ставила задачи своего направления.

Представители экспрессионизма в литературе сомкнулись на базе журнала «Акцион» («Действие»). Первый номер вышел в Берлине в начале 1911 года. В нем участвовали поэты и пока еще не известные драматурги, но уже яркие бунтари этого направления: Толлер Э., Франк Л., Бехер И. и др.

Черты экспрессионизма колоритнее всего проявились в немецкой литературе, австрийской и русской. Французские экспрессионисты представлены поэтом Пьером Гарнье.

Поэт-экспрессионист

Поэту этого направления досталась функция «Орфея». То есть он должен быть магом, который, борясь с неподчинением костной материи, приходит к внутренней истинной сути происходящего. Главное для стихотворца - сущность, появившаяся изначально, а не само реальное явление.

Поэт - это высшая каста, высшее сословие. Он не должен участвовать в «делах толпы». Да и прагматизм, и беспринципность должны напрочь в нем отсутствовать. Именно поэтому, как полагали основатели экспрессионизма, поэту легко достичь вселенской затягивающей вибрации «идеальных сущностей».

Исключительно культ обожествленного акта творчества адепты экспрессионизма называют единственно верным способом модифицировать мир материи, чтобы подчинить его.

Из этого следует, что истина стоит выше красивости. Тайные, сокровенные знания экспрессионистов облекаются в фигуры со взрывной экспансивностью, которая создается рассудком как бы в состоянии алкогольного опьянения или галлюцинаций.

Творческий экстаз

Творить для адепта этого направления - это создавать шедевры в состоянии напряженной субъективности, которая основана на состоянии экстаза, импровизации и переменчивом настроении поэта.

Экспрессионизм в литературе - это не наблюдение, это неутомимое и неспокойное воображение, это не созерцание объекта, а экстатическое состояние видения образов.

Немецкий экспрессионист, его теоретик и один из лидеров Казимир Эдшмид считал, что настоящий поэт изображает, а не отражает действительность. Поэтому, как следствие, литературные произведения в стиле экспрессионизм являются итогом сердечного порыва и объектом для эстетической услады души. Экспрессионисты не обременяют себя заботой об утонченности выражаемой формы.

Идейной ценностью языка художественной выразительности у экспрессионистов является искажение, а зачастую и гротеск, который появляется вследствие дикого гиперболизма и постоянной битвы с сопротивляющейся материей. Подобное искажение не только деформирует внешние черты мира. Оно придает эпатажности и поражает гротескностью создаваемых образов.

И здесь становится понятно, что главная цель экспрессионизма - реконструкция людской общности и достижение единства со Вселенной.

«Экспрессионистское десятилетие» в немецкоязычной литературе

В Германии, как и в остальных странах Европы, экспрессионизм проявился после яростных потрясений в общественно-социальной сфере, переполошивших страну в первом десятилетии прошлого века. В немецкой культуре и литературе экспрессионизм был ярчайшим явлением с 10 по 20 год ХХ века.

Экспрессионизм в немецкой литературе был откликом интеллигенции на проблемы, которые обнажили Первая мировая война, Ноябрьское движение революционеров в Германии и свержение царского режима в России в октябре. Прежний мир разрушался, а на его обломках появлялся новый. Писатели, на глазах которых проходило это преображение, остро ощутили несостоятельность существовавшего порядка и вместе с тем убожество нового и неосуществимость любого прогресса в новом обществе.

Немецкий экспрессионизм носил яркий, бунтарский, противобуржуазный характер. Но при этом, раскрывая несовершенство капиталистического строя, экспрессионисты раскрывали предлагаемую взамен, совершенно нечеткую, абстрактную и нелепую социально-политическую программу, способную возродить дух человечества.

Не до конца понимающие идеологию пролетариата, экспрессионисты верили в наступающий конец миропорядка. Гибель человечества и грядущая катастрофа - центральные темы произведений экспрессионистов периода начала Первой мировой войны. В особенности ярко это прослеживается в лирике Г. Тракля, Г. Гейма и Ф. Верфеля. Я. Ван Годдис отозвался на события, происходящие в стране и мире, стихом «Конец мира». И даже сатирические произведения показывают весь драматизм ситуации (К. Краус «Последние дни человечества»).

Эстетические идеалы экспрессионизма собрали под своим крылом очень разных по художественной стилистике, вкусам и политическим принципам авторов: от Ф. Вольфа и И. Бехера, принявших идеологию революционной перестройки общества, до Г. Йоста, немного позже ставшего стихотворцем при дворе третьего рейха.

- синоним экспрессионизма

Франца Кафку справедливо называют синонимом экспрессионизма. Его убеждение о том, что человек живет в мире, который ему абсолютно враждебен, сущность человеческая не может побороть противостоящие ей институты, а, следовательно, достичь счастья нет возможности, является основной идей экспрессионизма в литературной среде.

Писатель считает, что нет повода у личности для оптимизма и, возможно, поэтому нет жизненной перспективы. Однако в своих работах Кафка стремился найти что-то неизменное: «свет» или «неразрушимое».

Автора знаменитого «Процесса» называли поэтом хаоса. Окружающий его мир был пугающе страшным. Франц Кафка боялся сил природы, которыми уже владело человечество. Его смятение и испуг легко понять: люди, подчинив природу, не могли разобраться с отношениями между собой. Кроме того, они сражались, убивали друг дружку, уничтожали селения и страны и не давали друг другу быть счастливыми.

От эпохи мифов зарождения мира автора мифов ХХ века отделяют почти 35 веков цивилизации. Мифы Кафки наполнены ужасом, отчаянием и безнадежностью. Судьба человека уже принадлежит не самой личности, а какой-то потусторонней силе, и она с легкостью отделяется от самого человека.

Человек, полагает писатель, - создание социальное (иначе и быть не может), но именно сформированное общественностью устройство бытия полностью извращает человеческую сущность.

Экспрессионизм в литературе 20 века в лице Кафки осознает и признает незащищенность и хилость человека от сформированных им же и более не контролируемых общественно-социальных институтов. Доказательство налицо: человек вдруг попадает под следствие (на защиту не имея прав!), или вдруг им начинают интересоваться «странные» люди, руководят коими малопонятные, и от того темные невежественные силы. Человек под влиянием общественно-социальных институтов достаточно легко ощущает свое бесправие, и затем весть остаток существования предпринимает безрезультатные попытки на дозволение жить и быть в этом несправедливом мире.

Кафка удивлял своим даром прозрения. Особенно ярко это выражено в работе (опубликованном посмертно) «Процесс». В нем автор предвидит новые сумасшествия ХХ века, чудовищные по своей разрушительной силе. Одно из них - проблема бюрократии, набирающая силу, как грозовая туча, затягивающая все небо, в то время как личность становится беззащитной незаметной букашкой. Действительность, настроенная агрессивно-враждебно, полностью разрушает в человеке личность, а, следовательно, мир обречен.

Дух экспрессионизма в России

Направление в культуре Европы, развивавшееся в первой четверти ХХ века, не могло не отразится на литературе России. Авторы, творившие с 1850 года по конец 1920-х, остро откликались на буржуазную несправедливость и социальный кризис этой эпохи, возникший вследствие Первой мировой войны и последующими реакционными переворотами.

Что же такое экспрессионизм в литературе? Кратко - это мятеж. Возмущение поднималось против обесчеловечивания общества. Оно, наравне с новым утверждением о бытийственной ценности духа человека, было близким по духу, традициям и обычаям к исконно русской литературе. Ее роль мессии в обществе выражалась через бессмертные произведения Н.В. Гоголя и Ф.М. Достоевского, через потрясающие полотна М.А. Врубеля и Н.Н. Ге, через обогативших весь мир В. Ф. Комиссаржевскую и А.Н. Скрябина.

Очень отчетливо прослеживается в недалеком грядущем большая возможность зарождения русского экспрессионизма во «Сне смешного человека» Ф. Достоевского, «Поэме экстаза» А. Скрябина, «Красном цветке» В. Гаршина.

Русские экспрессионисты искали универсальную целостность, в своих работах стремились воплотить «нового человека» с новым сознанием, чем оказывали содействие единению всему культурно-художественному обществу России.

Литературоведы подчеркивают, что экспрессионизм не оформился как самостоятельное, отдельное течение. Он лишь только проявлялся через обособленность поэтики и стилизации, зарождавшиеся в среде различных уже устоявшихся течений, чем делал их границы более прозрачными, и даже условными.

Так, скажем, экспрессионизм, рожденный в пределах реализма, вылился в творения Леонида Андреева, работы Андрея Белого вырвались из символистского направления, акмеисты Михаил Зенкевич и Владимир Нарбут выпустили сборники поэтических произведений с яркой экспрессионисткой тематикой, и Владимир Маяковский, будучи футуристом, тоже писал в манере экспрессионизма.

Стиль экспрессионизм на русской земле

На русском языке впервые слово «экспрессионизм» «прозвучало» в чеховском рассказе «Попрыгунья». Героиня ошиблась, употребив «экспрессионисты» вместо «импрессионисты». Исследователи русского экспрессионизма полагают, что он тесно и всевозможно объединен с экспрессионизмом старой Европы, который сформировался на почве австрийского, но больше немецкого экспрессионизма.

Хронологически это течение в России возникло гораздо ранее и сошло на нет значительно позже «десятилетия экспрессионизма» в немецкоязычной литературе. Экспрессионизм в литературе России начался с издания рассказа Леонида Андреева «Стена» в 1901 году, а закончился перфомансом «Московского Парнаса» и группы эмоционалистов в 1925 году.

Леонид Николаевич Андреев - бунтарь русского экспрессионизма

Новое направление, очень быстро захватившее Европу, не оставило в стороне и русскую литературную среду. Отцом-основателем экспрессионистов в России считается

В первых своих произведениях автор глубоко драматически анализирует окружавшую его действительность. Очень ярко это прослеживается в ранних произведениях: «Гараська», «Баргамот», «Город». Уже здесь можно проследить главные мотивы творчества писателя.

«Жизнь Василия Фивейского» и рассказ «Стена» вырисовывают скепсис автора в людской рассудок и крайний скептицизм. Во время своего увлечения верой и спиритуализмом Андреев пишет знаменитого «Иуду Искариота».

Спустя довольно небольшой промежуток времени творчество Андреева Леонида Николаевича делает резкий поворот. Это связано с началом революционного движения 1907 года. Писатель пересматривает свои взгляды и понимает, что массовые бунты, кроме больших терзаний и массовых жертв, ни к чему не приводят. Эти события описаны в «Рассказе о семи повешенных».

Рассказ «Красный смех» продолжает раскрывать взгляды автора на происходящие в государстве события. В произведении описываются ужасы военных действий на основе событий Русско-Японской войны 1905 года. Недовольные установившимся миропорядком герои готовы затеять анархический бунт, но с такой же легкостью могут спасовать и проявлять пассивность.

Более поздние произведения писателя пропитаны концепцией победы потусторонних сил и глубокой депрессией.

Post scriptum

Формально немецкий экспрессионизм как сошел на нет к середине 20-х годов прошлого века. Однако он, как ни какой другой, оказал значительное влияние на литературные традиции следующий поколений.

Понятие экспрессионизма восходит к латинскому expressio и французскому expression («выражение»). Это основная характеристика течения авангардистского толка в различных видах европейского искусства первой четверти двадцатого столетия.

Яркие литературные произведения, явившиеся отражением идеологии и эстетики экспрессионизма, подарили миру поэты и писатели Германии и Австрии.

Суть экспрессионизма

(Винцент Ван-гог "Красные виноградники в Арле" )

В литературных произведениях этого направления превалировало не столько стремление воспроизвести действительность, сколько выразить эмоции и чувства автора по поводу изображаемых явлений. Авторская позиция была реакцией острой, болезненной, отражающей глубину переживаний, которые были рождены трагическими событиями начала века - Первая мировая война, революционные движения. На смену изображению пришло выражение, интуиция стала превыше логики - таковы принципы нового направления литературного творчества.

История возникновения

(Амедео Модильяни - "Пейзаж, Южная Франция" )

Писателям и поэтам, живущим в эпоху великих перемен, стал интересен внутренний мир человека в момент глубокого душевного потрясения. Произошел духовный прорыв, в произведениях зазвучали пророческие истины. Со страниц книг, из стихотворных строф выплескивалось ощущение ежедневной боли, высказывалось сомнение в разумности бытия, вставал страх за будущее человека, угроза бессмысленной гибели.

Предшественниками направления считаются французский и немецкий символизм, барокко и романтизм. Приверженцы нового течения ратовали за отказ от абстрактных философских концепций, но хотели проникнуть в скрытый смысл происходящего, становясь активными преобразователями реальности.

Выделяют два периода в развитии течения: ранний экспрессионизм (до 1914) и экспрессионистское десятилетие (1914-1924). Несмотря на столь краткий жизненный цикл, экспрессионизм захватил в свою орбиту 347 авторов.

Яркие представители экспрессионизма в литературе

Пророческий пафос наиболее полно отразился в произведениях немецкого писателя Георга Гейма, писавшего стихи, прозу, пьесы; стихотворения «Война» и «Грядет большое умиранье...» - предсказание будущей войны в Европе.

Австрийский поэт Георг Тракль (полное собрание сочинений вышло под названием «Себастьян во сне») оказал сильнейшее влияние на развитие немецкой поэзии.

(Бертольд Брехт )

Как экспрессионист творил ставший впоследствии широко известным драматургом Бертольд Брехт: «Что тот солдат, что этот», «Святая Иоанна скотобоен».

Роман «Берлин, Александерплац» Альфреда Дёблина входит в пятерку лучших книг на немецком языке.

Георг Кайзер прославился драматургической трилогией «Ад - Путь - Земля».

Поэт и драматург Рейнхарт Зорге считается основоположником экспрессионистской драмы (пьеса «Нищий»).

Литература экспрессионизма - это не отстраненное наблюдение со стороны, а неуемное и энергичное воображение, не пассивное рассматривание действительности, а видение образов в состоянии аффекта и экстаза.

- (от лат. expressio выражение), направление, развивавшееся в европейском искусстве и литературе в середине 1900 20 х гг. Возникший как отклик на острейший социальный кризис первой четверти XX в. (включая Первую мировую войну 1914 18 и… … Художественная энциклопедия

Экспрессионизм архитектура Первой мировой войны и 1920 х годов в Германии («кирпичный экспрессионизм»), Нидерландах (амстердамская школа) и сопредельных странах, для которой свойственно искажение традиционных архитектурных форм с целью… … Википедия

Постоянное взаимодействие Л. и м. протекает непосредственно, в форме «переливания» мифа в литературу, и опосредованно: через изобразительные искусства, ритуалы, народные празднества, религиозные мистерии, а в последние века через научные… … Энциклопедия мифологии

Литература и экспрессионизм - Новая система средств выразительности, разработанная экспрессионизмом, в силу своей неоднородности с самого начала ускользала от четких определений (И.Голль*: “Не стиль, а окраска души, которая для техников литературы до сих пор не поддалась… … Энциклопедический словарь экспрессионизма

- (от лат. expressio выражение) направление, развивавшееся в европейском искусстве и литературе примерно с 1905 по 1920 е гг. Возникло как отклик на острейший социальный кризис 1 й четверти 20 в. (включая 1 ю мировую войну и последовавшие… … Большая советская энциклопедия

Кадр из фильма «Кабинет доктора Калигари» (1920) Экспрессионизм господствующее художественное направление в немецком кинематографе 1920 25 гг. Основные представители Ф. В. Мурнау, Ф. Ланг, П. Вегенер, П. Лени. В современных… … Википедия

- (от лат. expressio выражение, выявление) направление в европ. иск ве и лит ре, возникшее в 1 х десятилетиях 20 в. в Австрии и Германии и распространившееся затем частично на др. страны. Становление Э. в живописи и лит ре привело к… … Музыкальная энциклопедия

- (лат. expressio – выражение), художественный стиль в искусстве модернизма, пришедший в 1910 х гг. на смену импрессионизму и получивший распространение в литературе авангардизма. Возникновение стиля связано с появлением в немецкоязычной культуре… … Литературная энциклопедия

Экспрессионизм - (от лат. expressio — выражение, выявление), художественное направление в западном искусстве. Экспрессионизм возник и получил наибольшее развитие в немецком кино в 1915—25. Появление экспрессионизма связано с обострением социальных… … Кино: Энциклопедический словарь

Книги

  • История зарубежной литературы XX века в 2-х частях. Часть 2. Учебник для бакалавриата и магистратуры , Шарыпина Т.А.. В учебнике отобраны наиболее характерные и одновременно трудные в теоретическом отношении темы, произведения, явления литературного процесса ушедшего столетия. Дан широкий эстетический и…
  • Литературный процесс в Германии на рубеже XIX-XX веков , . В труде исследуется проблемно-тематическое и стилевое своеобразие течений и направлений, определявших картину литературного развития Германии на рубеже XIX-XX вв. Малоизученные в…
error: Content is protected !!