Государственная академическая симфоническая капелла рф. Филипп Чижевский: «Аудитории нужен ток Ансамбль questa musica

дирижер

Родился в 1984 году в Москве. Окончил МГК им. П. И. Чайковского по специальностям: хоровое дирижирование (класс проф. С. С. Калинина, 2008) и оперно-симфоническое дирижирование (класс народного артиста России проф. В. К. Полянского, 2010). Лауреат всероссийского конкурса дирижеров (Москва, 2008).

С 2008 по 2011 г. - Художественный руководитель и дирижер хора Государственного музыкального колледжа им. Гнесиных, преподаватель по специальности дирижирование.

В 2008 году основал ансамбль Questa Musica, с которым осуществил ряд

крупных проектов в России и за рубежом.

С 2011 - педагог МГК им. П. И. Чайковского.

С 2011 года - дирижер Государственной академической симфонической капеллы России (худ. рук. Валерий Полянский).

В сентябре 2012 года в Большом театре под управлением Филиппа Чижевского состоялась премьера оперы Сергея Невского «Франциск», а в октябре 2012 года - премьерное исполнение оперы Майкла Наймана «Пролог к Дидоне и Энею Перселла» с оркестром ГАСК России в Перми. В 2013 году с ансамблем Questa Musica осуществил постановку «Истории солдата» И. Стравинского (хореография Олега Глушкова). С 2014 года является дирижером Большого театра. В 2014 году осуществил постановку оперы Моцарта «Così fan tutte» в Бурятском государственном академическом театре оперы и балета (режиссер-постановщик Ханс-Иоахим Фрай). Является музыкальным руководителем первого Барочного фестиваля в Большом театре (сезон 2014/2015).

В июне 2015 года вместе с режиссером Борисом Юханановым осуществил постановку оперного сериала «Сверлийцы» в Электротеатре Станиславский, который включает в себя мировые премьеры опер ведущих российских композиторов: Дмитрия Курляндского, Бориса Филановского, Алексея Сюмака, Сергея Невского, Алексея Сысоева и Владимира Раннева.

С 2016 года Филипп Чижевский сотрудничает с Tokio New Sity Orchestra (Япония, Токио).

В феврале 2016 года с Questa Musica принял участие в фестивале барочной музыке в Линце (Австрия). Совместно со скрипачом Романом Минцем осуществил запись музыки Леонида Десятникова («Эскизы к закату» и «Русские сезоны»). Является художественным руководителем II Международного фестиваля православного пения «Просветитель» (о. Валаам). В рамках V фестиваля актуальной музыки «Другое Пространство» совместно с В.Юровским и Ф.Ибрагимовым осуществил российскую премьеру произведения Штокхаузена «Группы» для трёх оркестров и трёх дирижеров.

Дважды номинирован на получение театральной премии «Золотая маска» за лучшую работу дирижёра (2013 г. опера С.Невского «Франциск», Большой театр и 2016 г. оперный сериал «Сверлийцы», Электротеатр Станиславский)

Член жюри театральной премии «Золотая Маска» 2017 г.

Сотрудничает с ведущими российскими и зарубежными оркестрами, в числе которых: Tokio New Sity Orchestr, Brno Philharmonic Orchestra (главный дирижер - Александр Марковиц), Brandenburgische Staatsorchester (худ. рук. Ховард Гриффитс), Литовский камерный оркестр, оркестр театра «Новая Опера» (главный дирижер Ян Латам-Кениг), Национальный филармонический оркестр России (худ. рук. Владимир Спиваков), Новая Россия (худ. рук. Юрий Башмет), Русская филармония (худ. рук. Дмитрий Юровский), Государственный симфонический оркестр им. Е. Ф. Светланова (худ. рук. Владимир Юровский), Musica Viva (худ. рук. Александр Рудин).

Родился в 1984 году в Москве. Окончил Московскую консерваторию по двум специальностям: хоровое дирижирование (класс Станислава Калинина) и оперно-симфоническое дирижирование (класс Валерия Полянского). В 2008 году стал лауреатом Всероссийского конкурса дирижеров в Москве, тогда же основал ансамбль Questa Musica, с которым работает в России и за рубежом. В 2013 году с этим коллективом представил постановку «Сказки о солдате» Стравинского в Театральном центре на Страстном (хореография Олега Глушкова), а в 2016 году принимал участие в фестивале барочной музыки в Линце (Австрия). Руководил хором Государственного музыкального колледжа имени Гнесиных, где также преподавал дирижирование.

В 2011 году стал дирижером Государственной академической симфонической капеллы России (художественный руководитель – Валерий Полянский). Ассистировал Геннадию Рождественскому при подготовке абонементных концертов коллектива, участвовал вместе с оркестром Капеллы в проведении I Всероссийского музыкального конкурса, за что удостоен благодарности министра культуры Российской Федерации. Дирижировал премьерой оперы Майкла Наймана «Пролог к Дидоне и Энею Пёрселла» в Перми. В 2012 году руководил премьерным исполнением оперы Сергея Невского «Франциск» в Большом театре России. За эту работу номинирован на Национальную театральную премию «Золотая маска». В 2014 году – штатный дирижер ГАБТа, с 2015 – приглашенный. Музыкальный руководитель I Барочного фестиваля Большого театра. В 2014 году поставил оперу Моцарта «Так поступают все женщины» в Бурятском государственном академическом театре оперы и балета (режиссер-постановщик Ханс-Йоахим Фрай). В июне 2015 года вместе с режиссером Борисом Юханановым осуществил постановку оперного сериала «Сверлийцы» в Электротеатре Станиславский, за эту работу вновь номинирован на «Золотую маску».

В рамках V фестиваля «Другое пространство» совместно с Владимиром Юровским и Фуадом Ибрагимовым осуществил российскую премьеру «Групп» Штокхаузена (2016). Член жюри премии «Золотая маска» (2017). Музыкальный руководитель постановки оратории «Триумф Времени и Бесчувствия» Генделя в Музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко (2018). Сотрудничает с российскими и зарубежными оркестрами, среди которых Госоркестр России имени Е. Ф. Светланова, Национальный филармонический оркестр России, «Новая Россия», «Русская филармония», оркестр Московского театра «Новая Опера», Московский камерный оркестр Musica Viva, Филармонический оркестр Брно, Бранденбургский государственный симфонический оркестр, Литовский камерный оркестр и Новый городской оркестр Токио. Со скрипачом Романом Минцем осуществил запись сочинений Леонида Десятникова «Эскизы к закату» и «Русские сезоны». С 2011 года преподает в Московской консерватории.

Родился в 1984 году в Москве. Окончил МГК им. П. И. Чайковского по специальностям: хоровое дирижирование (класс проф. С. С. Калинина, 2008) и оперно-симфоническое дирижирование (класс народного артиста России проф. В. К. Полянского, 2010). Лауреат всероссийского конкурса дирижеров (Москва, 2008).

С 2008 по 2011 г. - Художественный руководитель и дирижер хора Государственного музыкального колледжа им. Гнесиных, преподаватель по специальности дирижирование. 2008 году основал ансамбль Questa Musica, с которым осуществил ряд крупных проектов в России и за рубежом.

С 2011 - педагог МГК им. П. И. Чайковского. С 2011 года - дирижер Государственной академической симфонической капеллы России (худ. рук. Валерий Полянский).

В сентябре 2012 года в Большом театре под управлением Филиппа Чижевского состояласьпремьера оперы Сергея Невского «Франциск», а в октябре 2012 года - премьерное исполнение оперы Майкла Наймана «Пролог к Дидоне и Энею Перселла» с оркестром ГАСК России в Перми. В 2013 году с ансамблем Questa Musica осуществил постановку «Истории солдата» И. Стравинского (хореография Олега Глушкова). С 2014 года является дирижером Большого театра. В 2014 году осуществил постановку оперы Моцарта «Così fan tutte» в Бурятском государственном академическом театре оперы и балета (режиссер-постановщик Ханс-Иоахим Фрай). Является музыкальным руководителем первого Барочного фестиваля в Большом театре (сезон 2014/2015).

В июне 2015 года вместе с режиссером Борисом Юханановым осуществил постановку оперного сериала «Сверлийцы» в Электротеатре Станиславский, который включает в себя мировые премьеры опер ведущих российских композиторов: Дмитрия Курляндского, Бориса Филановского, Алексея Сюмака, Сергея Невского, Алексея Сысоева и Владимира Раннева.

С 2016 года Филипп Чижевский сотрудничает с Tokio New Sity Orchestra (Япония, Токио). В феврале 2016 года с Questa Musica принял участие в фестивале барочной музыке в Линце (Австрия). Совместно со скрипачом Романом Минцем осуществил запись музыки Леонида Десятникова («Эскизы к закату» и «Русские сезоны»). Является художественным руководителем II Международного фестиваля православного пения «Просветитель» (о. Валаам). В рамках V фестиваля актуальной музыки «Другое Пространство» совместно с В.Юровским и Ф.Ибрагимовым осуществил российскую премьеру произведения Штокхаузена «Группы» для трёх оркестров и трёх дирижеров. Дважды номинирован на получение театральной премии «Золотая маска» за лучшую работу дирижёра (2013г. опера С.Невского «Франциск», Большой театр и 2016г. оперный сериал «Сверлийцы», Электротеатр Станиславский)

Член жюри театральной премии «Золотая Маска» 2017г.

Сотрудничает с ведущими российскими и зарубежными оркестрами, в числе которых: Tokio New Sity Orchestr, Brno Philharmonic Orchestra (главный дирижер - Александр Марковиц), Brandenburgische Staatsorchester (худ. рук. Ховард Гриффитс), Литовский камерный оркестр, оркестр театра «Новая Опера» (главный дирижер Ян Латам-Кениг), Национальный филармонический оркестр России (худ. рук. Владимир Спиваков), Новая Россия (худ. рук. Юрий Башмет), Русская филармония (худ. рук. Дмитрий Юровский), Государственный симфонический оркестр им. Е. Ф. Светланова (худ. рук. Владимир Юровский), Musica Viva (худ. рук. Александр Рудин).

На Малой сцене Музыкального театра имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко в мае состоится российская премьера оратории Георга Фридриха Генделя «Триумф Времени и Бесчувствия».

Режиссером спектакля выступил Константин Богомолов, который впервые обратился к музыкальному театру.

Новое либретто создал известный писатель, сценарист, художник Владимир Сорокин.

За музыкальную составляющую отвечает ансамбль Questa Musica под руководством Филиппа Чижевского.

Незадолго до премьеры дирижер рассказал об этой оратории и о музыке Генделя.

— Филипп, как мне известно, Константин Богомолов планировал поставить «Триумф Времени и Бесчувствия» три года назад. Как получилось, что вы стали частью уже обсуждаемого спектакля?

— Меня пригласил Антон Гетьман, причем в мой день рождения. Он сказал, что у него уже есть договоренность с Костей, и теперь ему нужен я и мои музыканты. Правда, поставил условие играть на исторических инструментах.

Для меня это предложение стало самым лучшим подарком! «Триумф…» – очень сложный и необычный проект. В этой оратории – четыре аллегорические бесполые фигуры. Я предложил Косте сделать полностью мужскую историю, и он сразу ухватился за эту идею. У нас четыре замечательных солиста, мы провели первый блок репетиций с оркестром, кое-что придумали для континуо… Но не буду раскрывать всех тайн.

— У вас уже был опыт работы над музыкой Генделя – и над ораторией «Мессия», и над оперой «Роделинда» – совместно с Кристофером Мулдсом. Теперь – одно из ранних творений великого композитора.

— Да, это, как известно, его первая оратория. Мы играем самую раннюю версию, написанную для его итальянских покровителей в 1707 году. Гендель обратился к этому сочинению спустя тридцать лет (1737 год), и оно получилось наполовину английским, наполовину итальянским. И потом еще спустя 20 лет (1757 год) оратория уже целиком исполнялась на английском языке.

Для Генделя это абсолютно «авангардный» опус. Не люблю это слово. Ведь, в принципе, Гендель – довольно «причесанный» композитор. У него вся музыка красивая, благозвучная – просто Игорь Крутой своего времени. А если послушать арию «Gentle Morpheus» из «Альцесты», то это чистой воды стиль группы ABBA.

Конечно же, все наоборот, но смысл того, что я хочу сказать, понятен. В юности у Генделя все же был «волчий» нюх. А потом он несколько успокоился.

— В «Триумфе Времени и Бесчувствия» нет самого главного для оратории – хора. Это произведение так и хочется назвать оперой. Но, как пишет Лариса Валентиновна Кириллина в своей книге о Генделе, по приказу папы Климента XI публичные оперные представления в Риме с 1700-го по 1721 год не разрешали ставить. Не кажется ли вам, что Гендель таким образом зашифровал свое сочинение?

— Конечно. Гендель хотел написать именно оперу. Но он был еще молодым человеком, и ему, как говорится, не нужны были проблемы. Поэтому опера и стала ораторией. В партитуре довольно много композиторских находок – например, полностью выписанная сольная партия органа. Такое довольно редко встречается в его музыке.

Помимо шикарных дуэтов и арий (кстати, одна ария перекочевала потом в оперу «Ринальдо»), там есть всего два речитатива аккомпаниато и два квартета, один из них полноценный («Voglio tempo»). Много ли мы знаем у него подобных образцов, где одновременно поют четыре человека? Это уникальный пример.

В «Триумфе…» явно чувствуется итальянский стиль письма, прежде всего, из-за обилия «bel canto», зародыши которого весьма конкретно проглядываются. Партии вокалистов написаны дичайше сложно! У солистов должна быть феноменальная техника.

Гендель, как и многие его коллеги, обращается с голосами инструментально. Допустим, у него два гобоя играют мелкие ноты, и потом он тут же запускает эту фактуру в вокальном дуэте. Такое ощущение, что он чуть-чуть издевается. Генделю тогда исполнилось 22 года, его переполняла жизненная энергия, он не боялся экспериментировать.

Но через много лет он посмотрел на себя молодого сквозь призму зрелого музыканта, как позже сделает Брукнер, вернувшись к своей первой симфонии в последние годы жизни.

— Константин Богомолов назвал либретто кардинала Памфили «тухлым». Вы согласны с ним?

— В принципе, да. Вообще, если мы посмотрим на какие-то образцы либретто того времени, то почти не найдем супер-интересного. У Памфили все понятно – вот Удовольствие говорит Красоте: «Ты будешь всегда прекрасна». А Время отвечает: «Нет, все когда-то заканчивается…» Ну и все вокруг этого.

А для Кости, как человека театрального, важно более точечное воплощение этого условного сюжета. Что сделал с текстом Сорокин? Он просто взял и написал свой текст! Хотя, конечно, переклички с Памфили остались. На мой взгляд, это невероятно сделано. Очень интересное решение. Вот мы смотрим на картину – если мы угадываем ракурс и то, под каким углом художник наносил тот или иной штрих, то нам эта картина раскрывается. Мне кажется, что Сорокин поступил так же. Он разгадал Генделя.

— Текст либретто был созвучен эпохе. А будет ли интересен современному зрителю весь этот комплекс символов и аллегорий? Или необходимо кардинальное решение, как в случае с версией Сорокина?

— Я не думаю, что оратория в оригинальной исторической постановке будет скучной. Но у нас свой путь. Наверняка вы видели постановку Кшиштофа Варликовского в Экс-ан-­Провансе, где в последней арии Красота вскрывает себе вены. У нас все иначе. Художник, который берется за нечто для себя новое, хочет многое сказать, многое донести до зрителя. Тем более, состоявшийся художник.

— На премьере оратории триумфа не было, а будет ли он у нас, как думаете?

— Я одно могу сказать точно – это будет интересно. Даже сейчас, в процессе репетиций мы чувствуем свежесть. Естественно, мы играем на «жилах», но я говорю своим музыкантам: друзья, забудьте, что вы барочные исполнители.

Мы смотрим на эту музыку сквозь призму нашего времени – и в плане структуры, и в плане артикуляции, штрихов, динамики. Нужно искать другие выходы. Да, мы знаем, что тут надо замедлить, а здесь пойти вперед. Но почему мы должны этого придерживаться на 100%? Мы играем новейшую музыку, но можем исполнять барочную музыку с того же «взгляда».

В «Триумфе Времени и Бесчувствия» будет Гендель, непохожий, может быть, на того, которого мы привыкли слышать. Мы делаем нетипичного Генделя. Но на исторических инструментах.

Филипп Чижевский родился в 1984 году.

Родился в 1984 году в Москве. Окончил МГК им. П. И. Чайковского по специальностям: хоровое дирижирование (класс проф. С. С. Калинина, 2008) и оперно-симфоническое дирижирование (класс народного артиста России проф. В. К. Полянского, 2010). Лауреат всероссийского конкурса дирижеров (Москва, 2008).

С 2008 по 2011 г. - Художественный руководитель и дирижер хора Государственного музыкального колледжа им. Гнесиных, преподаватель по специальности дирижирование.

В 2008 году основал ансамбль Questa Musica, с которым осуществил ряд

крупных проектов в России и за рубежом.

С 2011 - преподаватель МГК им. П. И. Чайковского.

В 2011 году он стал дирижером Государственной академической симфонической капеллы России. За годы работы музыкант ассистировал Геннадию Рождественскому при подготовке абонементных концертов коллектива. С оркестром Капеллы Чижевский участвовал в проведении Первого Всероссийского музыкального конкурса и был удостоен благодарности Министра культуры Российской Федерации. В 2012 году он продирижировал премьерой оперы Майкла Наймана «Пролог к Дидоне и Энею Пёрселла» в Перми.

Сентябрьские вечера
Торжок 2014

В сентябре 2012 года в Большом театре под управлением Филиппа Чижевского состоялась премьера оперы Сергея Невского «Франциск», а в октябре 2012 года - премьерное исполнение оперы Майкла Наймана «Пролог к Дидоне и Энею Перселла» с оркестром ГАСК России в Перми. В 2013 году с ансамблем Questa Musica осуществил постановку «Истории солдата» И. Стравинского (хореография Олега Глушкова). С 2014 года является дирижером Большого театра. В 2014 году осуществил постановку оперы Моцарта «Così fan tutte» в Бурятском государственном академическом театре оперы и балета (режиссер-постановщик Ханс-Иоахим Фрай). Является музыкальным руководителем первого Барочного фестиваля в Большом театре (сезон 2014/2015).

В июне 2015 года вместе с режиссером Борисом Юханановым осуществил постановку оперного сериала «Сверлийцы» в Электротеатре Станиславский, который включает в себя мировые премьеры опер ведущих российских композиторов: Дмитрия Курляндского, Бориса Филановского, Алексея Сюмака, Сергея Невского, Алексея Сысоева и Владимира Раннева.

С 2016 года Филипп Чижевский сотрудничает с Tokio New Sity Orchestra (Япония, Токио).

В феврале 2016 года с Questa Musica принял участие в фестивале барочной музыке в Линце (Австрия). Совместно со скрипачом Романом Минцем осуществил запись музыки Леонида Десятникова («Эскизы к закату» и «Русские сезоны»). Является художественным руководителем II Международного фестиваля православного пения «Просветитель» (о. Валаам). В рамках V фестиваля актуальной музыки «Другое Пространство» совместно с В.Юровским и Ф.Ибрагимовым осуществил российскую премьеру произведения Штокхаузена «Группы» для трёх оркестров и трёх дирижеров.

Дважды номинирован на получение театральной премии «Золотая маска» за лучшую работу дирижёра (2013г. опера С.Невского «Франциск», Большой театр и 2016г. оперный сериал «Сверлийцы», Электротеатр Станиславский)

Член жюри театральной премии «Золотая Маска» 2017г.


ММДМ 20.10.2015
Юбилейный концерт А.Журбина


Сотрудничает с ведущими российскими и зарубежными оркестрами, в числе которых: Tokio New Sity Orchestr, Brno Philharmonic Orchestra (главный дирижер - Александр Марковиц), Brandenburgische Staatsorchester (худ. рук. Ховард Гриффитс), Литовский камерный оркестр, оркестр театра «Новая Опера» (главный дирижер Ян Латам-Кениг), Национальный филармонический оркестр России (худ. рук. Владимир Спиваков), Новая Россия (худ. рук. Юрий Башмет), Русская филармония (худ. рук. Дмитрий Юровский), Государственный симфонический оркестр им. Е. Ф. Светланова (худ. рук. Владимир Юровский), Musica Viva (худ. рук. Александр Рудин).

error: Content is protected !!