И. А. — Разное — «Философская проблематика одного из произведений…. Философская проблематика произведений Бунина: анализ творчества Философско социальная тема в произведениях бунина

Сочинение на тему «Философская проблематика произведений Бунина» часто задают на дом учащимся старших классов. Его удивительные рассказы действительно заставляют душу трепетать от восторга, открывать неизведанные грани своего собственного существа.

Герои И. А. Бунина балансируют на стыке прошлого и настоящего. Они не могут до конца перейти существующую границу, поскольку отягощены обидой, душевной болью или нежными романтическими чувствами. Часто показаны роковые несовпадения: один персонаж любит, а для другого связь ровным счетом ничего не значит. В чем особенности философской проблематики произведений Бунина? Попробуем разобраться на примерах конкретных текстов.

«Руся»

Рассказ, который о многом заставляет задуматься, помогает переосмыслить суровые реалии повседневности. Главный герой предается воспоминаниям о своей первой влюбленности, и эти мысли значительно влияют на его настроение. Он старается беречь у сердца трепетные думы, не надеясь, что супруга поймет. Эти чувства безжалостно тревожат его душу. Вопросы, которые поднимаются в произведении:

  1. Почему с возрастом человек утрачивает свои лучшие мечты? Куда уходит юность, способность смотреть на вещи с восторгом, проникаясь их беззаветной целостностью?
  2. Отчего зажимает сердце, когда всплывают подобные воспоминания?
  3. Почему главный герой не боролся за свою любовь? Было ли это малодушием с его стороны?
  4. Быть может, воспоминания о былой влюбленности просто освежили его чувства, разбудили спящие мысли, взволновали кровь? А если бы события сложились удачно и персонажи прожили вместе много лет, магия могла бы исчезнуть.

Сочинение-рассуждение «Философская проблематика произведений Бунина» может включать в себя следующие строки: должно быть привлекательность первой любви как раз и заключена в ее недостижимости. Безвозвратность ушедшего мгновения помогает его идеализировать.

«Темные аллеи»

В центре рассказа - любовь женщины, которую она пронесла через тридцать лет. Встреча спустя годы только добавит ей страданий или станет освобождением от многолетней привязанности? Хотя это чувство заставляет страдать, героиня дорожит им, словно редким сокровищем. Здесь автор подчеркивает мысль о том, что человек не волен управлять своими чувствами, но в силах распоряжаться собственной совестью. Кроме того, у мужчины после встречи с героиней возникает стойкое ощущение, что он упустил в жизни что-то по-настоящему важное.

Значимость переживаний проявлена на высоком уровне. Философская проблематика произведений Бунина, так или иначе, направлена на отыскание индивидуальной истины. Для каждого персонажа существует своя собственная правда.

«Солнечный удар»

Рассказ повествует о неожиданной любви, которая пронзила сердце поручика. Драма заключается в том, что главный герой смог осознать, насколько ему нужна эта женщина только после расставания с ней. Поистине мучительным выглядит его проникновенный диалог с самим собой.

Персонаж не может принять свершившуюся потерю: не знает ни ее адреса, ни имени. Он пытается искать успокоения в повседневных делах, но оказывается не в силах ни на чем сосредоточиться. Еще накануне эта связь казалась ему забавным приключением, а теперь сделалась невыносимой мукой.

«Косцы»

Философская проблематика произведений Бунина не исчерпывается только темой любви. Данный текст отражает единство души всего русского народа, ее природную целостность. Главный герой попадает на сенокос и поражается тому, насколько самодостаточными могут себя ощущать простые работники. Как они удивительно относятся к своей деятельности и счастливы в ее исполнении! Звучит песня, которая объединяет их всех, заставляет почувствовать себя сопричастным к происходящему.

«Чистый понедельник»

В рассказе показана любовь мужчины к молодой девушке - робкое, нежное чувство. Он терпеливо ждет взаимности годами, прекрасно сознавая, что ответ может прозвучать отказом. Кажется, что девушка играет с ним: постоянно зовет на вечера, театрализованные представления. Герой везде сопровождает ее, втайне надеясь заслужить расположение. В финале перед читателем раскрываются истинные мотивы поведения девушки: она веселилась напоследок, старалась наполниться впечатлениями, потому что знала - больше в жизни такого не будет, героиня отправляется в монастырь. Чувства мужчины оказались ненужными.

Таким образом, философская проблематика произведений Бунина затрагивает самые потаенные уголки души читателя. Его рассказы вызывают амбивалентные чувства: заставляют сожалеть о прошлом и в то же время помогают с надеждой смотреть в будущее. В этих коротких историях нет безысходности, поскольку соблюден баланс между чувствами и мудрым отношением к описываемым событиям. Философская проблематика произведений Бунина и Куприна во многом схожа, имеет общую основу - извечный поиск правды и смысла.

«Сосны» 1901г.- первый шаг в полемике: изображение заснеженной деревни, где умирает Митрофан- «жить батраком жизни».

Обличение устоев бесчеловечного, уродливого строя сочетается здесь с острым предчувствием неизбежной катастрофы общества, основанного на насилии и порабощении, с ожиданием грозных социальных потрясений. Нищета и страдания порабощенного народа, попираемого пятой английских «культуртрегеров», выразительно изображены Буниным в рассказе «Братья». Произведение было результатом живых впечатлений автора, посетившего Цейлон в 1911 году.
Контрастны выведенные здесь образы жестокого, пресыщенного англичанина и молодого «туземца» - рикши, влюбленного в прекрасную девушку своего края. Один за другим проходят эпизоды бесчеловечного издевательства колонизаторов над местным населением: надорвавшись на непосильной работе, умирает отец героя рассказа, невеста молодого рикши оказывается в доме терпимости, а сам он, мучимый невыносимой душевной болью, кончает жизнь самоубийством на пустынном берегу океана. Иронически-гневно звучит наименование «братья» по отношению к угнетателю и его рабу.
Не удовлетворяясь внешним рисунком событий, Бунин стремится показать психологию угнетателя. Англичанин, возвращаясь с Цейлона, размышляет о своей роли. Автор заставляет его признать, что он несет с собой горе, голод и преступления во все края, куда заносит его алчная воля колонизатора…
«в Африке,- говорит он,- я убивал людей, в Индии, ограбляемой Англией, а значит, отчасти и мною, видел тысячи умирающих с голоду, в Японии покупал девочек в месячные жены, в Китае бил палкой по головам беззащитных обезьяноподобных стариков, на Яве и на Цейлоне до предсмертного хрипа загонял рикш».
В духе абстрактного гуманизма Бунин размышляет о братстве людей, о нарушении высоких моральных законов представителями того бесчеловечного порядка, при котором один «брат» убивает другого. Но эта отвлеченно-нравственная идея художественно преодолевается ярким социальным обличением, а конкретное изображение губительных последствий колониализма в стране, которая могла бы стать земным раем, придает произведению большое общественное звучание, определяет его действенность и силу не только для далеких предоктябрьских лет, но и для современности.



Произведения И.А. Бунина наполнены философской проблематикой. Основными вопросами, волнующими писателя, были вопросы смерти и любви, сущности этих явлений, их влияния на человеческую жизнь.

На первый план у Бунина выходит обращение к вечным темам любви, смерти и природы. О Бунине давно и прочно утвердилось мнение как об одном из величайших стилистов в русской литературе. В его творчестве ярко проявились и неуловимая художественная точность и свобода, и образная память, и знание народного языка, и великолепная изобразительность, и словесная чувственность. Все эти черты присущи не только его поэзии, но и прозе. В предреволюционное десятилетие на первый план в творчестве Ивана Бунина вышла именно проза, вобравшая в себя органически присущий таланту писателя лиризм. Это время создания таких шедевров, как рассказы "Братья", "Господин из Сан-Франциско", "Сны Чанга". Историки литературы считают, что эти произведения стилистически и мировоззренчески тесно связаны между собой, составляя вместе своеобразную художественно-философскую трилогию.

Рассказ "Сны Чанга " был написан в 1916 году. Уже само начало произведения ("Не все ли равно, про кого говорить? Заслуживает того каждый из живущих на земле") навеяно буддийскими мотивами, ведь что в этих словах, как не отсылка к цепочке рождений и смертей, в которую втянуто любое живое существо - от муравья до человека? И вот уже читатель с первых строк внутренне готов к перемежениям настоящего и воспоминаний в рассказе.
А сюжет произведения таков. Во время плавания капитан одного из российских судов купил у старого китайца рыжего щенка с умными черными глазами. Чанг (так звали собаку) во время долгого путешествия становится единственным слушателем хозяина. Капитан рассказывает о том, какой он счастливый человек, ведь у него в Одессе есть квартира, любимая жена и дочка. Затем все в его жизни рушится, так как капитан понимает, что жена, к которой он стремится всей душой, его не любит. Без мечты, без надежды на будущее, без любви этот человек превращается в горького пьяницу и в конце концов умирает. Главными героями произведения являются капитан и его верный пес Чанг. Интересно наблюдать за изменениями, происходящими с капитаном на протяжении жизни, наблюдать за тем, как меняется его представление о счастье. Во время плавания на корабле он говорит: "А как же великолепна жизнь, Боже мой, как великолепна!" Тогда капитан любил, он был весь в этой любви и поэтому счастлив. "Было когда-то две правды на свете, постоянно сменявших друг друга: первая - та, что жизнь несказанно прекрасна, а другая - что жизнь мыслима лишь для сумасшедших". Теперь, после потери любви, после разочарования, у капитана остается только одна правда, последняя. Жизнь кажется ему скучным зимним днем в грязном кабаке. А люди... "Нет у них ни Бога, ни совести, ни разумной цели существования, ни любви, ни дружбы, ни честности, - нет даже простой жалости".
Внутренние изменения влияют и на внешний образ героя. В начале рассказа мы видим счастливого капитана, "размытого и выбритого, благоухающего свежестью одеколона, с поднятыми по-немецки усами, с сияющим взглядом зорких светлых глаз, во всем тугом и белоснежном" Затем он предстает перед нами грязным пьяницей, живущим на гнусном чердаке. В качестве сравнения автором приводится чердак его друга-художника, только что обретшего правду жизни. У капитана - грязь, холод, скудная некрасивая обстановка, у художника - чистота, тепло, уютно, старинная мебель. Все это сделано для того, чтобы противопоставить эти две правды и показать, как осознание той или иной влияет на внешний образ человека. Обилие используемых в произведении деталей создает необходимую для читателя эмоциональную окраску и обстановку. С этой же целью была создана двойственная композиция рассказа. Четко просматриваются две параллели. Одна - сегодняшний мир, в котором нет счастья, другая - счастливые воспоминания. Но как же происходит сообщение между ними? Ответ прост: именно для этого и понадобился образ собаки. Чанг является той нитью, которая соединяет реальную действительность с прошлым через его сны. Чанг - единственный в рассказе, кто обладает именем. Художник не просто безымянен, но и безмолвен Женщина и вовсе явлена из каких-то книжных туманов: дивная "в своей мраморной красоте" Чанга Бунин наделяет чувством "безначального и бесконечного мира, что не доступен Смерти", то есть ощущением подлинности - невыразимой третьей правды. Капитана поглощает смерть, Чанг же не утрачивает своего китайского имени и остается в зыбком теперь, ибо он, по Бунину, следует безропотно "сокровеннейшим велениям Тао, как следует им какая-нибудь морская тварь."
Попробуем разобраться в философской проблематике произведения. В чем смысл жизни? Возможно ли человеческое счастье? В связи с этими вопросами в рассказе появляется образ "дальних работящих людей" (немцев) На примере их образа жизни писатель рассказывает о возможных путях человеческого счастья. Труд, чтобы жить и размножаться, не познав при этом полноты жизни. Воплощением являются эти самые "работящие люди". Бесконечная любовь, которой вряд ли стоит посвящать себя, так как всегда существует возможность измены. Воплощение - образ капитана Путь вечной жажды поиска, в котором, впрочем, по Бунину, тоже счастья нет В чем же оно? Может быть, в признательности и верности? Эту идею несет в себе образ собаки. Через реальные неприглядные факты жизни пробивается по-собачьи верная память, когда в душе был мир, когда капитан и пес были счастливы. Таким образом, рассказ "Сны Чанга" является прежде всего философским произведением рубежа веков. В нем рассматриваются такие вечные темы, как любовь и смерть, говорится о зыбкости счастья, построенного только на любви, и вечности счастья, основанного на верности и признательности. По моему мнению, рассказ Бунина очень актуален и сегодня. Проблемы, затронутые в произведении, нашли живой отклик в моей душе, заставили задуматься о смысле жизни. Ведь поколение, к которому я принадлежу, живет во время переходного периода истории, когда людям свойственно подводить итоги и думать о будущем. Поможет быть, чтение этого произведения развеет наш внутренний подсознательный страх перед ним. Ведь есть на свете вечные/истины, не подверженные никакому влиянию и никаким переменам.
Наиболее глубоко тема смерти раскрыта Буниным в его рассказе «Человек из Сан-Франциско» (1915). Кроме того, здесь писатель старается ответить и на другие вопросы: в чем счастье человека, каково его предназначение на земле.

Главный герой рассказа - господин из Сан-Франциско - полон снобизма и самодовольства. Всю жизнь он стремился к богатству, примером для себя поставив известных миллиардеров. Наконец, ему кажется, что поставленная цель близка, пора отдохнуть, пожить в свое удовольствие - герой отправляется в круиз на корабле «Атлантида».

Он ощущает себя «хозяином» положения, но не тут-то было. Бунин показывает, что деньги - могущественная сила, но на них невозможно купить счастье, благополучие, жизнь... Богач умирает во время своего блистательного путешествия, и оказывается, что мертвым он уже никому не нужен. Обратно его, всеми забытого и покинутого, перевозят в трюме корабля.

Сколько раболепия и преклонения видел этот человек при жизни, столько же унижений испытало его бренное тело после смерти. Бунин показывает, сколь призрачна власть денег в этом мире. И жалок человек, делающий ставку на них. Сотворив себе кумиров, он стремится достичь того же благосостояния. Вот, кажется, цель достигнута, он на вершине, ради которой много лет трудился, не покладая рук. А что сделал, что оставил потомкам? Даже имени его никто не запомнил.

Бунин подчеркивает, что все люди, независимо от их состояния, материального положения, равны перед смертью. Именно она позволяет увидеть истинную сущность человека. Загадочна и таинственна смерть физическая, но еще более страшна смерть духовная. Писатель показывает, что такая смерть настигла героя гораздо раньше, когда он посвятил свою жизнь накоплению денег.

Тема красоты и любви в творчестве Бунина представлена очень сложными и порой противоречивыми ситуациями. Любовь для писателя – сумасшествие, всплеск эмоций, мгновение безудержного счастья, которое очень быстро обрывается, и только потом осознается и понимается. Любовь, по Бунину, это таинственное, роковое чувство, страсть, которая полностью меняет жизнь человека.

Именно такова встреча поручика с прекрасной незнакомкой в «Солнечном ударе». Это был миг счастья, который нельзя вернуть или воскресить. Когда она уезжает, поручик сидит «под навесом на палубе, чувствуя себя постаревшим на десять лет», ибо это чувство внезапно возникло и внезапно исчезло, оставив в душе глубокую рану. Но все же любовь - это огромное счастье. По Бунину, это смысл человеческой жизни

Иван Бунин – русский писатель, который известен нам как лирик. Он очень много размышляет на темы крестьянства, судьбы своего народа, человеческих чувств. Эти темы интересны во все времена. В его произведениях прослеживается его грусть и чувство одиночества, раскрывается суть человеческого бытия, его непродолжительного пребывания в этом мире. Он рассматривает ценности человека. По его суждениям можно сделать вывод, что человек всего-навсего песчинка в этом мире, по сравнению со вселенной.

В рассказах Бунин часто раскрывает человеческое естество. Он показывает, на сколько люди эгоистичны, самоуверенны. Человек очень редко задумывается о своем пребывании на земле, продолжительности жизни, о ценностях и морали. Человеку свойственно строить планы и мнить себя Творцом своей жизни… Но как мы можем понять из произведения «Господин из Сан-Франциско», жизнь преподносит нам уроки. Иногда эти уроки становятся роковыми.

Суть этого творения состоит в том, что главный герой, имя которого не упоминается, посвятил свою жизнь приобретению материальных благ. Он жаждал их, не задумываясь о главных ценностях. Главный герой был убежден, что в этом мире достаточно иметь много денег. Ведь с их помощью возможно приобретение всего! Как же он заблуждался! Жизнь такова, что требует за полученные блага высокую цену. Цели он достигнул. Но какой ценой? Ценой собственной жизни. Она прервалась. И прискорбным стал тот факт, что о его уход не опечалил никого, даже родных ему людей. Бунину горько за главного героя. Что останется после него? Кто вспомнит о нем спустя время?

Писатель, можно сказать, скорбит в произведении о тех членах общества, которые не способны видеть и чувствовать чужую боль, сострадать, любить и оказывать помощь. Какое будущее ожидает это народ? Как скоро их мир превратится в прах? У такого гнилого общества нет морали и будущего!

Сам Иван Алексеевич был из дворянской семьи. Но он проводил время за изучением крестьянской души. Ему интересно было наблюдать за работой крестьян, манерой общаться. Бунин любил наблюдать за крестьянами, когда те отдыхали, веселились на ярмарках и вели беседы.

Во время эмиграции Бунин пишет рассказы, раскрывающие тему любви. Он повествует о ее быстротечности, непостоянстве. О том, что она разбивается о скалы житейских бурь. А точнее любовь человеческая гаснет от обстоятельств, которым мы не хотим или не можем противостоять. Это сложно, всю жизнь посвятить себя одному человеку и не разочароваться в нем.

Из всего выше перечисленного можно сделать вывод о высокодуховном внутреннем мире Бунина, который он раскрывает в своих творениях.

`

Популярные сочинения

  • Сочинение Сила слова

    Многие из нас хотя бы раз слышали выражение Сила слова или же, словом можно творить великие дела. Однако, что же значит данное выражение, которое так любят применять люди, которые так или иначе связаны

  • Когда в разговоре проскальзывает вопрос о том, кто же является самым лиричным поэтом России, некоторых это, конечно, вводит в ступор, но большинство поразмыслив, отвечает: Лермонтов. И действительно, Лермонтов Михаил Юрьевич

  • Евгений Онегин - энциклопедия русской жизни сочинение

    Роман в стихах о Евгении Онегине впервые назван энциклопедией критиком Белинским. Данное обозначение сохранилось до настоящей поры, но не всем известно его правильное толкование.

Произведения И. А. Бунина наполнены философской проблематикой. Основными вопросами, волнующими писателя, были вопросы смерти и любви, сущности этих явлений, их влияния на человеческую жизнь.

Наиболее глубоко тема смерти раскрыта Буниным в его рассказе «Человек из Сан-Франциско» (1915). Кроме того, здесь писатель старается ответить и на другие вопросы: в чем счастье человека, каково его предназначение на земле.

Главный герой рассказа - господин из Сан-Франциско - полон снобизма и самодовольства. Всю жизнь он стремился к богатству, примером для себя поставив известных миллиардеров. Наконец, ему кажется, что поставленная цель близка, пора отдохнуть, пожить в свое удовольствие - герой отправляется в круиз на корабле «Атлантида».

Он ощущает себя «хозяином» положения, но не тут-то было. Бунин показывает, что деньги - могущественная сила, но на них невозможно купить счастье, благополучие, жизнь... Богач умирает во время своего блистательного путешествия, и оказывается, что мертвым он уже никому не нужен. Обратно его, всеми забытого и покинутого, перевозят в трюме корабля.

Сколько раболепия и преклонения видел этот человек при жизни, столько же унижений испытало его бренное тело после смерти. Бунин показывает, сколь призрачна власть денег в этом мире. И жалок человек, делающий ставку на них. Сотворив себе кумиров, он стремится достичь того же благосостояния. Вот, кажется, цель достигнута, он на вершине, ради которой много лет трудился, не покладая рук. А что сделал, что оставил потомкам? Даже имени его никто не запомнил.

Бунин подчеркивает, что все люди, независимо от их состояния, материального положения, равны перед смертью. Именно она позволяет увидеть истинную сущность человека. Загадочна и таинственна смерть физическая, но еще более страшна смерть духовная. Писатель показывает, что такая смерть настигла героя гораздо раньше, когда он посвятил свою жизнь накоплению денег.

Тема красоты и любви в творчестве Бунина представлена очень сложными и порой противоречивыми ситуациями. Любовь для писателя – сумасшествие, всплеск эмоций, мгновение безудержного счастья, которое очень быстро обрывается, и только потом осознается и понимается. Любовь, по Бунину, это таинственное, роковое чувство, страсть, которая полностью меняет жизнь человека.

Именно такова встреча поручика с прекрасной незнакомкой в «Солнечном ударе». Это был миг счастья, который нельзя вернуть или воскресить. Когда она уезжает, поручик сидит «под навесом на палубе, чувствуя себя постаревшим на десять лет», ибо это чувство внезапно возникло и внезапно исчезло, оставив в душе глубокую рану. Но все же любовь - это огромное счастье. По Бунину, это смысл человеческой жизни.

Творчество И. А.Бунина решает многие философские проблемы, основными из которых является проблема смерти и жизни, а также любви, которая приравнивается писателем к самой жизни, ее смыслу.

Сочинение: Бунин. И.А. - Разное - "Философская проблематика одного из произведений русской литературы ХХ века. (Смысл жизни в рассказе И. Бунина «Господин из Сан-Франциско»)"

"Философская проблематика одного из произведений русской литературы ХХ века. (Смысл жизни в рассказе И. Бунина «Господин из Сан-Франциско»)"

Философская проблематика одного из произведений русской литературы ХХ века.

(Смысл жизни в рассказе И. Бунина «Господин из Сан-Франциско»)

Хотя мы и смертны, но должны

не подчинятся тленным вещам,

но, насколько возможно, подниматься

до бессмертия и жить согласно

с тем, что в нас есть лучшего. Аристотель.

Тысяча девятьсот пятнадцатый год. В самом разгаре первая мировая война. Её пожар раздут отнюдь не без участия «отборного общества». «Говорят Брианы, Милюковы, - пишет И. Бунин, - а мы ровно ничего не значим. Миллионы народа они готовят на убой, а мы можем только возмущаться, не более. Древнее рабство? Сейчас рабство такое, по сравнению с которым древнее рабство – сущий пустяк». Вот это цивилизованное рабство Бунин и показал в своем рассказе «Человек из Сан-Франциско». Сюжет произведения несложен. Герой рассказа, богатый американский бизнесмен, имени которого даже не упоминается, достигнув высокого материального благополучия решает устроить для своей семьи длительное путешествие. Но все планы разрушает одно непредвиденное обстоятельство - смерть героя.

Главной идеей является не просто история об американском бизнесмене. Она более масштабна. Казалось бы, главный герой умирает – сюжетный потенциал исчерпан. Но границы рассказа оказываются значительно шире границ истории. Перед читателем появляется панорама Неополитанского залива, зарисовка уличного рынка, образы лодочника Лоренца и абруццких горцев и, наконец, образ «Атлантиды» - парохода, возвращающего мертвого господина в Америку.

«Атлантида» замыкает композиционный круг рассказа. Если в начале господин сам развлекается на пароходе – общается с богатыми людьми, наблюдает за яркой порой «влюбленных», то в конце то же самое происходит с другими пассажирами, а «глубоко под ними, на дне темного трюма,» стоит гроб господина, который некогда планировал развлекаться целых два года. Гроб в трюме – своеобразный приговор бездумно веселящемуся обществу, напоминание о том, что и богатые люди отнюдь не всесильны и не всегда определяют свою судьбу. Богатство отнюдь не залог счастья. Последнее – в совсем иных человеческих измерениях.

Независимость человека от его социального положения или богатства – главная тема произведения.

Кроме того, в рассказе раскрывается тема счастья. Правда, представление о нём у господина и его семьи своеобразно. Для героя счастье – сидеть и рассматривать фрески рядом с миллиардером, для его дочери – выйти замуж за принца. Любовь, как и другие чувства в «отборном обществе», искусственно. Доказательством этого является пара, специально нанятая для того, чтобы играть влюбленных.

Нарушение планов господина происходит уже в Неапале. Неподвластная господину и поэтому непредсказуемо капризная природа заставляет его отправиться на Капри.

Автор очень подробно и детально описывает распорядок существования господина. Трижды в рассказе почти останавливается сюжетное движение, отменяемое сначала методичным изложением маршрута круиза, потом размеренным отчетом о «режиме дня» на «Атлантиде» и, наконец, тщательным описанием порядка, заведенного в неополитанском отеле. Механически разлинованы «графы» и «пункты» существования господина: «во-первых», «во-вторых», «в-третьих»; «в одиннадцать», «в пять», «в сеть часов». В целом регламентированность образа жизни американца и его компаньонов задает монотонный ритм описанию всего социального мира, заставляет читателя увидеть искусственность, механичность и монотонность жизни «отборного общества».

Выразительным контрастом пунктуальному миру господина становится не предсказуемая стихия подлинной жизни. На фоне четкого распорядка существования героя его смерть кажется «нелогичной». Но ещё более «нелогичными» и непредсказуемыми оказываются действия служащих отеля и «отборного общества». Они явно не довольны тем, что смерть господина нарушила их веселье. Хозяин отеля чувствует вину за то, что не сумел скрыть случившегося. Со смертью героя теряется его власть над людьми. На просьбу жены господина из Сан-Франциско найти гроб хозяин отеля цинично предлагает ящик из-под содовой воды, в котором тело и доставляется на пароход.

Оказывается, все накопленное им не имеет никакого значения перед тем вечным законом, которому подчинены все без исключения. Очевидно, что смысл жизни не в приобретении богатств, а в чем-то, не поддающемся денежной оценке, - житейской мудрости, доброте, духовности.

Работая над рассказом, писатель вносит в дневник следующую запись: «Плакал, пиша конец». Бунин отнюдь не оплакивает своего героя, а испытывает боль от мертвящей жизни богатеев, которые вершат судьбы простых людей.

error: Content is protected !!