Как сделать голос сильнее и звонче. Как сделать голос сильным

Красивый голос, мелодично выводящий удивительную мелодию, и слушатели, затаившие дыхания от восторга – кто не мечтал об этом? Но сделать так, чтобы мечта стала реальностью, удается далеко не всем, при том что ученые утверждают, что певческий талант в той или иной степени есть у каждого человека, просто не каждый его развивает. Как сделать голос более сильным и мелодичным? Тут, пожалуй, пригодятся советы преподавателей вокала.

Как улучшить голос для пения? Самое простое и очевидное решение – заниматься с преподавателем вокала. Даже если вы планируете учиться петь самостоятельно – одно-два вводных занятия не помешают, по крайней мере, специалист услышит ваш голос, обозначит ошибки и слабые стороны, и вы уже будете понимать, куда нужно двигаться.
Но, как показывает практика, прекрасно поющих самородков и самоучек встречается огромное количество, следовательно, можно научиться петь самому.

Что для этого нужно делать? Чтобы улучшить голос, нужно петь. Это очевидно.

Начинайте с самого простого: подпевайте любимому исполнителю, ставьте запись – и вперед! Для начала выбирайте из числа любимых исполнителей, как минимум, того, что с вами одного пола, и желательно, со схожим тембром голоса. Такое «совместное» пение, если заниматься им регулярно, способно значительно улучшить голос.

Следующим этапом будет караоке – к счастью, это развлечение сейчас совершенно доступно: все необходимое оборудование стоит недорого, а найти «минуса» можно практически к любой песне. Начинайте с тех композиций, которые вы любите и хорошо знаете, и не беритесь для начала за слишком сложные.

Освоив пение под фонограмму, можно перейти к еще более сложному этапу - пению а капелла (без музыкального сопровождения), так вы услышите все свои ошибки и недочеты, сможете работать над звучанием. Не перенапрягайте связки, когда поете, вам должно быть удобно и легко брать каждую ноту, и ни в коем случае не кричите, такие «упражнения» неизбежно приведут вас к хрипоте и потере голоса. Пойте так, как позволяют возможности голоса – не спешите, от раза к разу они будут увеличиваться. Каждую репетицию начинайте с тихого пения, постепенно увеличивая громкость и диапазон.

  • не простужаться;
  • не «давать концерты» на холоде;
  • не кричать (совмещать вокальную карьеру и стиль жизни футбольного болельщика довольно сложно);
  • не курить;
  • не разговаривать много. Голосу необходим отдых, хотя бы по часу дважды в день нужно побыть в полной тишине.
Не стоит так же и петь, приняв порцию алкоголя – под его воздействием связки разогреваются и голос звучит лучше, но в последствии алкоголь сушит связки, что в долгосрочной перспективе ухудшит голос. Не лучший друг для вашего голоса и кофе, его лучше вовсе исключить.
  • семечки, чипсы и сухарики;
  • шоколад;
  • холодное мороженое;
  • острые и горячие блюда (слишком высокие и низкие температуры снижают эластичность голосовых связок);
  • продукты с красителями;
  • жирная и сладкая пища (сахар и жир осядут на связках).
А вот воду пить можно и даже много. Также на пользу пойдут сочные фрукты с большим содержанием воды – персики, виноград, арбузы, груши и т.д.

Перед тем как начать петь, обязательно сделайте дыхательную гимнастику. Но когда поете – не думайте о дыхании.

Не нужно тянуть или напрягать шею во время пения, напряжение передастся на гортань, и звук получится сдавленным. Совершенно свободными должны быть и плечи – только так получатся глубокие и объемные низкие ноты.

Чтобы слышать, как вы поете - записывайте голос и прослушивайте запись, так вы сможете работать над ошибками.

Попробуйте делать упражнения, чтобы улучшить голос для пения.

  1. Сделайте вдох, а на выдохе произносите каждый из звуков – пока хватает дыхания «и», «э», «а», «о», «у» - именно в этом порядке. Последовательность важна – начинаем со звука самой высокой частоты. Достаточно сделать упражнение три раза – три глубоких выдоха на каждый звук.
  2. Чтобы активизировать область груди и живота, трижды произносим звук «м» (так же долго – насколько это возможно). Первый раз – довольно тихо, второй – уже громче, третий – громко, насколько это возможно.
Для развития музыкальности и слуха важно не только, что вы поете, но и то, что вы слушаете. Старайтесь слушать как можно больше музыки. Чтобы улавливать оттенки и полутона, довольно простенькую (хоть и симпатичную) попсу в плеере лучше заменить классическими произведениями.

«Хочу петь громче!» , «Я пою хорошо, но слишком тихо…» , «Мне говорят, что голос неплохой, но слабый» - подобных сообщений сайт получает немало. Если вы считаете, что ваш голос звучит хоть и правильно, но слишком тихо, нужно заняться развитием громкости, вернее, силы голоса. Сама громкость, как показано в статьях «Сила голоса» и «Как петь громче? Вокальная координация» является ПРОДУКТОМ взаимодействия ФУНКЦИЙ основных вокальных органов в процессе их работы. Не буду повторяться, вы все можете прочитать в предыдущих статьях блока .

Вам должно быть уже понятно, что просто кричать – не продуктивно, не правильно, это не приведет к развитию силы голоса, а лишь спровоцирует отрицательные последствия, вплоть до болезней вокальных органов. А как тогда быть? Расскажу…

При выработке и «тренировке» громкости важным моментом становится исключение из этого процесса естественной реакции организма, связанной с повышением голоса.

Поясняю. Известно, что при желании человека (или просьбе к нему) сказать или спеть что-нибудь громче, чем он только что сказал (спел), ПОДАВЛЯЮЩЕЕ БОЛЬШИНСТВО людей повторят ту же фразу (слово) громче, но… Она прозвучит ВЫШЕ ! Хоть и громче тоже!

Почему? Ведь не просили сказать/спеть выше? А получилось именно так! Парадокс?

На самом деле, в этом нет ничего удивительного, ведь слуховая система определяет более высокие звуки как более громкие, такова природа. Соответственно, ее (слуховой системы) влияние (у НЕОПЫТНОГО вокалиста) сказывается и на тех реакциях, которые вызваны командой: «Громче!» Но сыграет роль не только влияние слуховой системы, одновременно с ней сработает и подсознательное, усвоенное с детства умение создавать более мощный выдох. Пусть даже и на долю секунды. Это называют «толкать воздух».

Дело в том, что в вокале очень много функций, которые… Да что там много, ВСЕ функции проявляются ОДНОВРЕМЕННО на слух и «взгляд». Это - одно из серьезных препятствий для постижения самой механики вокала. Трудно объяснить на словах процессы, происходящие не только практически мгновенно, но даже совместно и одновременно! Аж в рифму…

Поэтому, чтобы научиться хорошо петь, нужно несколько «расширять» свое сознание, свой взгляд. Понимать, что в вашем организме очень многое происходит неосознанно и ПАРАЛЛЕЛЬНО с тем процессом, который вы сейчас сознательно контролируете.

Вот так и с громкостью – при желании получить звук громче, он обязательно (повторяю, у неопытного певца!) «захочет» стать выше.

Но музыка – штука высотно точная! В ней необходимо строго соблюдать ИНТОНАЦИЮ . Это в обычной разговорной речи никто не обратит внимания на то, что более громкие звуки в вашем голосе становятся и более высокими. А в вокале – обратят. Слушатели. И не будут слушать «лажу», никому не нравится фальшивое пение. Как быть, ведь силу голоса то развивать надо?

Сразу необходимо сказать во-первых, о том, что развивать силу голоса верным образом, чтобы не допускать ТОЛЧКА ВОЗДУХА и обязательно связанного с ним ВОКАЛЬНОГО ЗАЖИМА , сложно и достаточно долго. Да и прежде нужно немало навыков получить, без которых от толкания не уйти никак.

Во-вторых же - столь распространенное у нас в России «фальцетное пение» (особенно у женщин) будет препятствовать этой работе настолько сильно, что просто ничего не получится. Вот пример такого вокала:

А вся проблема в том, что фальцет - это голос со слишком большим потоком воздуха. Его просто невозможно усилить, потому что воздух не даст связкам смыкаться плотно и на более долгое время (хоть и в микросекундах).

Но именно смыкание - залог усиления громкости (силы) звука. В профессиональном голосе это не совсем так, конечно, там еще много чего влияет на громкость и силу, но это в ПРОФЕСИОНАЛЬНОМ ! Пока речь идет о голосе новичка, еще не слишком опытного вокалиста.

То есть, использовать предлагаемое упражнение нужно исключительно в том случае, если вы уже поете голосом ПОЛНЫМ , без фальцетирования. В противном случае - сначала избавляйтесь от фальцета.

Итак, для развития силы голоса существует упражнение. Его можно назвать «раздуванием» ноты. Принцип достаточно прост. На высоте одной и той же ноты, на одном дыхании необходимо увеличивать и уменьшать силу своего выдоха, стремясь к четкому удержанию самой ноты. Отклонение от нее, в данном случае, недопустимо! И, поначалу, сделать это удается с трудом или вообще не удается, настолько велика «тяга» к повышению звука!

А его надо ДЕРЖАТЬ ! И в смысле «высоты», и в смысле «качества»! При этом фонируя ГЛАСНЫЙ (!) звук.

Возможно, послушав примеры, вы подумали, что все это слишком примитивно. Как то странно даже… И все?! Неужели громкость голоса можно развить, всего лишь делая такие «раздувания»? Можно, но со временем!

Подвергать «раздуванию» нужно не какую-нибудь одну ноту, а ВСЕ , присутствующие в вашем ТРЕНИРОВОЧНОМ диапазоне, а уж в рабочем – тем более. Это ведь УПРАЖНЕНИЕ ! А если точнее, то его применение к той или иной ноте должно быть продиктовано необходимостью. Не все ноты вы можете петь с нужной вам «силой», вот и применяйте по отношению к тем нотам, которые пока «слабоваты».

Они слабоваты именно потому, что не выработан НАВЫК их фонации с повышением громкости! Вот вы и вырабатываете при помощи такого упражнения этот навык.

Одновременно это упражнение тренирует и «оборотную сторону» силы голоса. Ведь нужно уметь петь и ТИХО , но при этом опёрто, качественно, не переходя на шепот. А все познается в сравнении! Понять, насколько вы можете петь громко, можно, лишь сравнив с тем, как вы поете тихо!

В этом упражнении как раз и будут «проявлены» крайние точки громкости. На сегодняшний день. А по мере занятий точки раздвинутся на линейке громкости, вы будете петь тише, но с тем же качеством звука, и громче, не теряя вокальной координации и, как следствие, самой ноты.

НЕ ТЕРЯЯ ВОКАЛЬНОЙ КООРДИНАЦИИ! Это крайне важно! Изменение громкости должно происходить ТОЛЬКО ПЛАВНО! Стоит «поддать жару» в какой-то момент, «подтолкнуть», как станет очень вероятным вокальный зажим, который может проявиться после тренировки саднением, першением в гортани или просто ощущением дискомфорта.

Это значит, что вы еще не готовы к данному уровню громкости, убавляйте обороты!

Оно (это упражнение) – начальная и основная ступень для освоения ФИЛИРОВАНИЯ звука. Что это такое? Обратимся к «Вокальному словарю» :

«ФИЛИРОВКА , филирование (от фр. Filer un son – тянуть звук) – умение плавно изменять динамику тянущегося звука от forte к piano и наоборот; эффектный прием, который широко применяется в вокальной литературе, чаще в оперных партиях старинных и классических опер. Хорошо выполненная филировка предполагает владение процессом певческого выдоха, позволяющее плавно усиливать (или ослаблять) посыл дыхания так, чтобы качество звука и его высота оставались неизменными. Наличие навыка филировки – показатель правильности и естественности звукообразования.»

Кажущаяся «легкость» этого упражнения – химера! Оно достаточно трудное. Обратите внимание на то, что выполнять его нужно НА ОДНОМ ДЫХАНИИ ! Что лишний раз поможет избежать толчка воздуха. Сколько получится у вас «раздуваний», если дыхание брать нельзя? В примерах – 3-4. И это хорошо! Ведь в максимальных «точках» нужно и выдох делать максимальным! НО – ПОСТЕПЕННО ! Вспомните о крещендо и диминуэндо! Вот как раз «переходы» от тихого звука к громкому и обратно так в вокале и называются!

Дыхание в этом упражнении расходуется со скоростью авиалайнера. Не успели оглянуться, а его (дыхания) уже не хватает… В предыдущем абзаце речь идет о 3-4 «качаниях», но чем больше получается сделать на одном дыхании, тем лучше!

А как же? Громкость – это, в первую очередь, взаимодействие связок с воздухом! Одной силы дыхания тут мало, нужно уметь его правильно распределять, поддерживая оптимальное давление в подсвязочной области. Не обладая натренированным вокальным выдохом вокалисту никогда не добиться от голоса СИЛЫ! Увы, но такова природа…

Маленькая подсказка. При выполнении упражнения «помогайте» себе рукой. Увеличивая громкость, «отодвигайте» звук движением руки от себя вперед, плавно, в соответствии со степенью нарастания громкости (то есть, «крещендируя»), и наоборот, так же плавно «возвращайте» звук назад, приближая руку к телу, «сопровождая» уменьшающуюся громкость голоса (выполняя прием диминуэндо).

И еще одна подсказка. Вполне может быть, что вам удобнее и привычнее петь длинный гласный звук, начав его со слога, то есть впереди гласного вы привыкли ставить согласный. Пример: не А , а МА , не У , а РУ … В самом начале всей фразы, подчеркиваю, ведь дальше исполнять упражнение нужно «на одном дыхании».

Нам помогали:

Кирилл Плешаков-Качалин
Руководитель Школы природного голоса

Жан Абитболь
Врач-отоларинголог, фониатр

Как устроен голос

Природа была так щедра, что наградила нас одной из сложнейших систем, создающей и воспроизводящей звуки. Человеческий голосовой аппарат устроен по принципу язычкового инструмента, или попросту баяна. Воздушный регулятор – меха – это легкие, перепончатый язычок – голосовые связки, а резонатор – полости глотки, рта и носа. Главная часть – связки, которые способны принимать около 170 различных положений (с помощью 16 тончайших мышц).

При спокойном дыхании они достаточно вялы и образуют широкую щель для свободного прохождения воздуха. А при воспроизведении звука – напрягаются, приближаются друг к другу, и голосовая щель сужается. Воздух проходит уже с трудом и шевелит связки, а те, в свою очередь, тоже колеблют воздух и так порождают звук. Звуковые волны поступают в полости глотки, носа и рта. После этого твой голос может быть услышан окружающими.

КСТАТИ: Исследования английского социолога Анны Карпф показывают, что за период с 1945 по 1993 год частота колебаний голоса 18–25-летних женщин снизилась в среднем на 23 герца. Поскольку низкий голос традиционно ассоциируется с силой, уверенностью в себе, сексуальностью и умением убеждать, можно передать привет торжествующему феминизму.

Что поможет изменить голос

Есть мнение, что менять голос – почти то же самое, что вставлять в грудь имплантаты. Ну то есть неестественно. Между тем многочисленные исследования констатируют: большинство людей говорят не своими голосами. Социальные барьеры, комплексы, детские травмы, невыраженные желания, о которых мы уже упоминали, – все это накладывает отпечаток.

Хочешь разливаться соловьем? Выбирай подходящие упражнения. Эффект ты ощутишь уже с первого раза . Но надо заниматься регулярно.

Положи руки на живот. Вспомни то, что очень тебя рассердило. Произнеси любой текст, прижимая руки к животу и стараясь, чтобы звуки исходили именно из области пупка. Выпусти гнев, четко произнося согласные и широко открывая рот. Старайся как можно чаще выражать таким образом свои эмоции – грусть, гнев, радость. Сама убедишься: после неоднократных повторений речь станет насыщенной, менее официальной и более искренней.

Делай зарядку, цель которой – освободить горло, передав основную работу губам и диафрагме. Произноси слоги «кью-икс»: на «кью» губы округляются, а «икс» произносится с широкой улыбкой. Повтори упражнение 30 раз, а потом произнеси небольшую речь, чтобы убедиться в его пользе. После этого на публичных выступлениях твои голосовые связки будут меньше утомляться, а мышцы рта – легче выполнять посылаемые мозгом команды.

5–10 минут в день громко читай любой текст, но без согласных звуков. Затем перечитывай, на этот раз исключая гласные. Вскоре твои трели обретут интенсивность.

«Сядь как можно удобнее, можешь даже прилечь, – советует Кирилл Плешаков-Качалин. – Зевни пару раз для расслабления горла, со звуком. Слегка приоткрой рот (разомкни губы и зубы) и начинай СТОНАТЬ. На разные лады: выше-ниже, короче-длиннее. При этом одну руку положи на грудь. Изображай голосом разные эмоциональные оттенки, от стонов боли до стонов удовольствия. Продолжай 5–10 минут. Если стонать по 15–20 минут в день (можно разделить на два или три подхода и выполнять их в любое время), то скоро ты заметишь, что твой голос стал звучать свободнее, красивее и богаче. Плюс это упражнение крайне полезно для здоровья: звуковые вибрации распространяются по телу, так что ты сама делаешь себе массаж внутренних органов».

После посещения бани и сауны речь тоже звучит глубже – благодаря расслаблению всего тела. Такой же эффект дает спокойная пробежка. Стинг, например, бегает по 6 км в день. Полезно и плавать: это занятие укреп­ляет мышцы спины и улучшает осанку. Последняя – залог хорошего дыхания, а значит, свободного и глубокого голоса.

5. Если хромает дикция

Фраза «вяло шевелит языком» означает, что у человека плохо развита подвижность этого органа, а еще губ и челюсти. Но дикцию легко улучшить, если произносить вслух любые тексты . Например, читать стихи Пушкина методом «закрытого рта»: губы должны быть сомкнуты, а зубы – разомкнуты. Так артикуляционные мышцы начинают работать более активно. «Поначалу, скорее всего, будет слышно одно только мычание, но уже через 5–10 минут тренировок гласные и согласные зазвучат заметно четче», – обещает Кирилл.

Что делать тем, у кого голос от природы слабый или неуверенный? Можно воспользоваться мощными упражнениями для развития голоса, которые рекомендует эксперт Феликс Алексеевич Кузьмин, профессор Московской государственной Академии печати.

Вы можете развить свой голос при помощи этих упражнений подобно тому, как развиваете мышцы при помощи занятий физкультурой. Ваш голос станет более низким и благозвучным, насколько это необходимо, его диапазон расширится, произношение станет более четким, модуляции - выразительнее, а экспрессивность - убедительнее. Лучше всего выполнять эти упражнения регулярно, причем по утрам, это зарядит вас бодростью на целый день.

В результате этой тренировки спокойнее и глубже становится не только голос, но и ваши мысли. Чем глубже и ниже голос, тем глубже он оседает в сознании, тем больше впечатление производят произносимые слова. За счет этого укрепляется ваш личный авторитет.

1. Встаньте перед зеркалом. Сделайте выдох, затем вдох и произносите каждый звук до тех пор, пока у вас хватит дыхания. Итак, вдохните и начинайте:

ииииииииии

ээээээээээ

аааааааааа

оооооооооо

уууууууууу

Эта последовательность не случайна, вы начинаете со звука самой высокой частоты — «и». Если вы при этом положите ладонь на голову, то ощутите легкую вибрацию кожи. Это свидетельство более интенсивного кровообращения. Произнесение звука «э» активизирует область шеи и горла, вы это можете почувствовать, приложив руки к шее.

Произнесение звука «а» благотворно воздействует на область грудной клетки. При произнесении звука «о» усиливается кровоснабжение сердца, а упражнение со звуком «у» оказывает положительное воздействие на нижнюю часть живота. Произносите медленно один за другим все звуки три раза. Вы хотите, чтобы ваш голос был более низким и глубоким? Тогда много раз в течение дня произносите звук «у».

2. Теперь нужно активизировать область груди и живота, для этого надо произносить звук «м» с закрытым ртом. Упражнения на звук «м» проделайте три раза. Один раз совсем тихо, второй раз - громче и в третий раз - как можно громче, чтобы голосовые связки напряглись. Положив ладонь на живот, вы ощутите сильную вибрацию.

Особое внимание следует уделить звуку «р», поскольку он способствует улучшению произношения и придает голосу силу и энергичность. Для того чтобы расслабить язык, проведите предварительную подготовку: поднимите кончик языка к небу за передними верхними зубами и «порычите» как трактор.

Итак, сделайте выдох, потом вдох и начинайте «рычать»: «рррр». После этого выразительно и эмоционально с подчеркнуто раскатистым «р» произнесите следующие слова: роль, руль, ринг, рубль, ритм, рис, ковер, повар, забор, сыр, товар, трава, крыло, сирень, мороз, и т.п.

3. В заключение проделайте «упражнение Тарзана», которое представляет собой лучшую профилактику против простудных заболеваний и инфаркта миокарда. Встаньте прямо, сделайте выдох, затем глубокий вдох. Сожмите руки в кулаки. Громко произносите звуки из первого упражнения, начиная со звука «и», одновременно колотите себя кулаками по груди, как это делал Тарзан в знаменитом фильме. Затем продолжайте, произнося звук «э» и так далее.

По окончании упражнения вы заметите, как очищаются ваши бронхи от слизи, как ваше дыхание становится свободным, как вы заряжаетесь энергией. Хорошенько откашляйтесь, избавьтесь от всего ненужного! Это упражнение следует выполнять только по утрам, поскольку оно обладает возбуждающим и активизирующим действием.

После нескольких недель тренировки сравните свой нынешний голос с прежним, лучше всего это сделать, заранее перед началом тренировок записав свой голос на магнитофон. Вы убедитесь, что ваш голос заметно изменился. Теперь он обрел большую суггестивную силу, а это значит, что исходящее от вас харизматическое излучение стало более интенсивным, вы стали говорить более убедительно и сильнее воздействовать на окружающих.

При помощи дыхательных упражнений и упражнений для развития голоса вы изменяете не только свой голос, но и исходящую от вас энергетику и вообще свою личность в целом.

  • Шаг №3. Научитесь орать
  • Шаг №4. Ноу смокинг

Приятный голос – вещь необходимая. Не только для того чтобы петь в караоке Лепса, заниматься сексом по телефону и представлять свою страну на «Евровидении», но и, как ни странно. Для другой работы. Если во время важных переговоров или презентаций вы то и дело слышите: «Что-что? Повторите еще раз, пожалуйста!» - или вдруг начинаете хрипеть, сопеть, сипеть и искать стакан воды, вам явно не помешает пройти несколько несложных шагов.

Шаг №1. Лечитесь и еще раз лечитесь

  • Недостаточно избавиться от простуды, ларингита и прочих напастей, связанных непосредственно с горлом, голос - штука коварная, и влияют на него абсолютно все болезни, кроме, пожалуй, родильной горячки:
  • Проблемы пищеварительной системы приводят к недостаточному увлажнению голосовых складок, отсюда в горле появляется першение и возникает кашель.
  • Неполадки сердечнососудистой системы уменьшают подвижность диафрагмы - появляются быстрая утомляемость голоса и боли в гортани.
  • Болезни легочной системы делают голос дрожащим и вызывают одышку.
  • Искривление позвоночника и остеохондроз мешают правильной постановке дыхания и звукоизвлечению, вызывают охриплость.
  • Психические расстройства делают голос напряженным, слишком (или недостаточно) эмоциональным и лишаю его тембральных красок.
  • Психологическая зажатость и подавление эмоций мешают четкой артикуляции.

Шаг №2. Чтобы сделать голос приятнее надо правильно питаться

Отказ от острого, соленого, жирного, слишком холодного и слишком горячего, может, и сделает из вас звезду караоке, но лишит многих других мирских радостей. Поэтому будем ставить достижимые цели: в ежедневный рацион неплохо бы включить продукты, которые содержат витамины В и С (капуста, апельсины, шпинат, печень, яйца, рис), а за день до важного выступления желательно не есть орехи, семечки и томаты.

Шаг №3. Научитесь орать

Без этого полезного навыка нынче никуда! Если на работе и телеэкране сплошные идиоты, а судья на матче - то самое слово, которое больше нельзя произносить из-за закона против пропаганды гомосексуализма, умение правильно кричать вам явно пригодится. И главное здесь - не сдерживать себя. Уж если начали орать, делайте это как положено - с душой и что есть сил. Только такой вдохновенный крик нормализует давление на голосовые связки, а значит, риск охрипнуть будет значительно меньше, чем при интеллигентном оре вполголоса. К тому же это еще и хорошая профилактика психических расстройств (смотрите Шаг №1).

Шаг №4. Ноу смокинг

Здесь, как и с питанием, все только на вашей совести (и голосовых связках). С одной стороны, Минздрав предупреждает, что от курения голос понижается и за счет неплотного смыкания связок появляется неприятная сипловатость. С другой - Фрэнк Синатра и Джон Леннон дымили, словно паровозы, и не задумывались над тем как сделать свой голос более приятным . И еще одна приятная новость: алкоголь не слишком, влияет на то, как мы говорим (скорее, на то, что мы говорим).

Шаг №5. Сделать голос приятным и красивым поможет постановка дыхания

Если вы здоровы, не курите и не едите всякую гадость, а голос все равно никак не может определиться, на кого ему хочется быть похожим - на Витаса или Луи Армстронга, пора работать над дыханием. Методик и гимнастик сейчас великое множество, а начать можно с этого:

Шаг №6. Голос станет приятнее и красивее, если вы поработаете над артикуляцией

Хорошая артикуляция нужна для того, чтобы не глотать слова, а говорить четко и понятно в любой ситуации: от рабочих переговоров до объяснения бармену, какой именно коктейль вы хотите. Упражнения лучше всего выполнять перед зеркалом, чтобы контролировать лицевые мышцы, а заодно лишний раз смотреть на себя красивого:

  • Представьте, что ваш язык – это малярный валик. Прокрасьте им жесткое небо максимально тщательно, как маляр-отличник труда.
  • Представьте, что вы - лошадь (это упражнение не только на артикуляцию, но и на богатое воображение) и пофыркайте немного. Зубы сомкнуты, губы расслаблены, и сквозь них проходит воздух с характерным «Фрррр!».
  • Вытяните губы вперед и слегка наружу и, не двигая головой, рисуйте ими картинки - от яблока или ананаса до раннего Ван Гога. За правильной техникой выполнения можно обратиться к одноклассницам вашей дочери, у которых дакфейс на аватарах в социальных сетях.

P.S. Вот еще несколько статей которые помогут сделать ваш голос приятнее: « Упражнения для развития голоса », « Как развить дикцию речи ».

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

error: Content is protected !!