Киевский национальный оперный театр. Национальный академический театр оперы и балета Украины имени Т. Шевченко. Основные исторические факты

История Киевского оперного театра

Труппа оперного театр в Киеве была сформирована в 1867 году. Здание оперного театра было открыто в 1901 году. Это здание удивительной красоты, было возведено по проекту талантливого архитектора Виктора Шретера. С самого начала Национальную оперу Украины можно относить к самым лучшим театрам Киева и Украины.
Первый сезон открыла опера «Аскольдова могила», поставленная Верстовским. Вскоре посетители смогли увидеть различные интересные оперы, среди которых были «Руслан и Людмила», «Иван Сусанин», «Евгений Онегин», «Пиковая Дама». В 1893 году на премьерном показе оперы «Алеко» побывал С.В.Рахманинов. В 1895 году Киевский оперный театр посетил Римский-Корсаков, который смог увидеть оперу «Снегурочка».

Театр во время СССР

Во времена Советского Союза театр был национализирован и переименован. Вначале он был назван в честь К. Либкнехта, а в 1926 году переименован в Киевскую государственную академическую украинскую оперу. В то время все сценические постановки шли на украинском языке. В 1939 году оперному театру присвоили имя Тараса Шевченко, что стало одним из самых важных событий для многих жителей Киева, которые с особенным уважением относятся к творчеству Шевченко.
В 30-е годы прошлого века здание театра собирались перестроить. Ему собирались придать особенности «пролетарского стиля». Тем не менее, во время перестройки удалось снять только бюсты композиторов России и пристроить двухэтажное помещение, где располагались репетиционные залы. Тогда в театре ставились такие постановки как «Золотой обруч», «Щорс», «Борис Годунов».
В довоенное время посетители могли увидеть танцевальные спектакли с грузинскими народными танцами. Их постановщиком стал И.И. Сухишвили.
В время войны театр эвакуирован в Уфу и Иркутск. Театр Киева мог вернуться в столицу Украины только в 1944 году. Это стало важным событием для жителей Киева, ведь это символизировало возрождение культурной жизни. В послевоенное время в Киевском оперном театре ставились оперные постановки по известных композиторов СССР, среди которых можно отметить «Катерина Измайлова». В 1975 году авторы спектакля «Катерина Измайлова» получили почетную Государственную премию имени Тараса Шевченко.

Реконструкция театра

В 1961 году в здании театра было установлено оборудование, которое позволяло контролировать температуру зала. Следует отметить то, что прежде театры Киева не оснащались оборудованием контроля температура.
В 1983 - 1988 годах в здании театра проводились работы по реконструкции. Реставраторы изменили закулисную часть, благодаря чему количество репетиционных залов, а также гримерных было увеличено. Кроме этого, в оперном театре в Киеве удалось оборудовать хоровой класс. Во время реставрации площадь сцены была увеличена и сейчас достигает 824 квадратных метров. В новой оркестровой яме могут поместиться одновременно до ста музыкантов. Площадь театральных помещений была увеличена на двадцать тысяч квадратных метров. После реконструкции, театр стал привлекать еще большее количество посетителей, как жителей так и гостей Киева.
Весной 2011 года художественным руководителем оперного театра Киева стал известный украинский композитор Мирослав Скорик. Он большое внимание уделяет музыке композиторов Украины.
Согласно традициям, каждый год театральная труппа Национальной оперы осуществляет премьерный показ двух оперных и двух балетных постановок.
Киев интересен для всех ценителей оперного искусства благодаря Киевскому оперному театру.

    Театр Одесский театр оперы и балета укр. Одеський театр опери та балету … Википедия

    Прежние названия Донецкий русский музыкальны … Википедия

    Театр Одесский театр оперы и балета укр. Одеський театр опери та балету Вид на театр со стороны улицы Риш … Википедия

    Тип театр оперы и балета Расположение … Википедия

    Фасад Львовской оперы Львовская опера с северной и тыльной стороны Театр на банкноте в 20 гривен Львовский национальный академический театр оперы и балета им … Википедия

    Фасад Львовской оперы Львовская опера с северной и тыльной стороны Театр на банкноте в 20 гривен Львовский национальный академический театр оперы и балета им … Википедия

    Фасад Львовской оперы Львовская опера с северной и тыльной стороны Театр на банкноте в 20 гривен Львовский национальный академический театр оперы и балета им … Википедия

    Национальный академический театр оперы и балета Украины имени Т.Шевченко творческий коллектив в Киеве (Украина). Здание, занимаемое оперой расположено в центре Киева, на улице Владимирской, 50. Содержание 1 Исторический очерк 1.1 Дореволюционные … Википедия

Изысканная архитектура и утонченная роскошь эффектного оформление в стиле французского неоренессанса — то, на чем территориально базируется первый Украинский театр. Однако сама труппа сегодня имеет более широкое влияние и известность во многих уголках мира. Страны Европы и дальнего зарубежья не раз убеждались в мастерстве и таланте украинского коллектива благодаря таким балетным и оперным постановкам:

  • «Турандот»
  • «Виденский Вальс»
  • «Корсар»
  • «Аида»
  • «Раймонда»

Старинный орган в здании театра, завораживавший слушателей в прежние времена, был заменен современным вариантом, специально заказанным у чешской авторитетной фирмы «Ригер-Клос». Оркестровая яма вмещает до 100 музыкантов, а зрительский зал — 1318 человек.

Где заказать билеты на балет в Киеве

Мероприятия в Национальной опере всегда сопровождаются особым ажиотажем — немало киевлян хотят наполнить свою жизнь невероятной музыкой, танцами и эффектными шоу. Ознакомиться с ближайшими событиями вы сможете на страницах нашей афиши . Также, у нас можно заранее купить билет, выбрав удобные по акустике и обзору места в:

  • партер;
  • амфитеатр;
  • бельэтаж;
  • один из 4-х ярусов по периметру зала.

Не отказывайте себе в качественном культурном досуге — наслаждайтесь высоким искусством и получайте море положительных эмоций!

Официальное название: Национальный академический театр оперы и балета Украины имени Т. Шевченко

Адрес: г. Киев, ул. Владимирской, 50.

Дата постройки: 1867

История:

Начало истории театральной жизни Киева берет ведет свою историю с середины 19-го века. Удерживания городские средства приличного театрального помещения в старые времена было не только престижным делом, но и неплохой статьей дохода для муниципальной кассы. Ведь антрепренеры - держатели труп, выступавших на городской сцене, - платили немалые деньги за аренду. Долгое время (с 1856-го года) на Театральной площади в Киеве стояла совсем невзрачное театральное здание примерно на 900 мест. О нем говорили, будто в Киев ошибочно направили проект театра, утвержденный для Житомира. Впрочем, разговоры о возведении нового городского театра упирались в отсутствие свободных средств.

И вдруг сложный вопрос решился сам собой и достаточно трагично. В феврале 1896-м году городской театр охватил пожар, который начался из гримёрных и молниеносно распространился на все здание театра. К счастью, никто не погиб, но здание театра сгорело просто дотла и исчезло из тогдашней карты Киева. Следовательно, возникла необходимость строительства нового здания для киевского театра, а городские власти решили не выделить достаточно щедрые суммы на его постройку. Было проведено целевую муниципальную ссуду, которая принесла полмиллиона рублей (по тем временам огромные деньги). Объявили широкий конкурс проектов с привлечением зодчих из многих стран: Австрии, Италии, Германии, Франции, Швеции. В феврале 1897-го года компетентное жюри, состоявшее при столичном обществе архитекторов, обнародовало свое решение: первое место занял проект петербургского академика Виктора Шрьотера. Этот известный мастер специализировался именно на проектировании театров; его произведения до сих пор украшают Санкт-Петербург, Тбилиси, Нижний Новгород и Иркутск.

Киевская опера в начале 20-го века. Фотографии сделана незадолго после ее постройки

Правда, академик решительно отказался руководить строительством на месте. Но эта проблема, наконец, решилась.

Работы по возведению нового здания театра возглавил киевский архитектор с огромным опытом - Владимир Николаев. В 1900-м году уже стартовали работы по отделки здания, но возникла серьезная проблема. Дело в том, что в начале 20-го века в Киев пришла, так называемая, строительная лихорадка, которая встряхнула весь город - горожане и инвесторы с других городов и стран начали активно инвестировать в строительство в Киеве, что подняло цены на строительные материалы и работу мастеров. В итоге, первоначальная смета оказалась недостаточной и пришлось приплачивать от города еще несколько тысяч. Но, в сентябре 1901-го года новый киевский городской театр открыл свои двери для посетителей. Общий архитектурный стиль, доминирующий как в экстерьере, так и интерьере имел черты ренессанса. Больше всего выделялся главный фасад, находившийся со стороны . Фасад нового театра был украшен разнообразными скульптурами, в том числе это были и крылатых грифоны, Мельпомены и Терпсихоры. Изначально, зал для зрительный был рассчитан на 1267 мест, а интересным и удобным решением было то, что гости на галерки вынуждены были пользоваться отдельным входом. Это было сделано для того, чтобы они не мешали зрителям партера и лож. Но экстерьер нового здания киевского театра также поддался и серьезной критикой. Многие газеты написали, что в центре Киева неуклюже разместилась огромная жаба - так они назвали новое сооружение.

С начала своего существования городской театр предоставлял помещение актерам оперы и балета. Киев в то время называли третьим оперной столицей империи. В Киевской опере в начале XX-го века выступали любимцы публики - тенора Антон Боначич, Стефан Белина-Скупевський, Федор Орешкевич; баритоны Михаил Бочаров, Оскар Камионський, бас Платон Цесевич; сопрано Клара Брун, Екатерина Воронец, Мария Скибицька; колоратурное сопрано Эмилия Боброва, Мария Таирова и Розалия Горская. Здесь работали замечательные режиссеры и дирижеры, худож-ники-декораторы и костюмеры. Киевский городской театр на высшем уровне ставил прославленные оперы: «Пиковая дама» и «Евгений Онегин» Чайковского, «Жизнь за царя» Глинки, «Князь Игорь» Бородина, «Садко» Римского-Корсакова, «Демон» Рубин-штейна, «Волшебная флейта »Моцарта,« Травиата »и« Аида »Верди,« Фауст »Гуно,« Кармен »Бизе и многие другие. Регулярно приезжали именитые гастролеры: Шаляпин, Собинов, Баттистини, Руффо...

К сожалению, кроме творческих достижений, в театре произошло досадное происшествие. 1-го (14) сентября 1911-го года в Киевской опере проходил спектакль в честь визита в город императора Николая II. Вместе с царем присутствовали его семья, царедворцы, правительство. Давали оперу Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане». В перерыве между второй и третьей действиями премьер-министр и министр внутренних дел Петр Столыпин одиноко стоял у барьера оркестровой ямы. Вдруг к нему стремительно приблизился молодой во фраке и двумя выстрелами смертельно ранил Столыпина. Через четверо суток глава правительства умер в хирургической клинике на современной ул. Олеся Гончара, 33. Петр Столыпин был похоронен на территории Киево-Печерской лавры. Его убийцу арестовали на месте покушения. Оказалось, что преступник - сын богатого адвоката и сам адвокат Дмитрий Богров, - был членом организации боевиков-анархистов и одновременно агентом «охранного отделения» (тайной политической полиции). Вскоре его казнили в крепости на Лысой горе . А для историков до сих пор остается открытым вопрос - был Богров террористом-одиночкой, а если нет, то кто именно подтолкнул преступника к действию, какие конкретные силы стояли за его спиной? Об этом, возможно, мы уже никогда точно не узнаем.


Киевская опера в 1943-м году

Во время Второй мировой войны произошел также случай, который чуть не похоронил навсегда здание киевской оперы. Во время одного из спектаклей, в оккупированном Киеве, бомбардировщик сбросил бомбу в помещение оперы. Бомба пробила крышу и упала в вестибюль, но к счастью, она не взорвалась.

В 1980-х годах реконструкция театра существенно изменила его планирования, сделано также надстройку над сценой, но общий вид и стилевое решение театрального здания остались практически неизменными.

На сегодняшний день в здание Киевской оперы проходят постановки по мотивам украинских и зарубежных композиторов. Кроме того, киевская опера славится, если так можно выразится, своей «дешевизной». Дело в том, что в Европе или США посещение Оперы считается довольно дорогостоящим удовольствием. В Киеве же, Вы можете купить билет в оперу по очень демократичной цене, а в заме Вы получите исполнение мирового класса и массу позитивных эмоций.

Интересные факты:

в 1911 году в здании Киевской оперы был смертельно ранен Петр Столыпин

Во время Второй мировой войны, в оккупированном Киеве в здании оперы праздновали день рождения Гитлера. Советские войска скинули бомбу в оперу, она пробила купол, но упав, так и не взорвалась

Киевкая опера на карте

Достопримечательность на карте:

Достопримечательности:

Киевский театр оперы и балета имени Т. Шевченко

Национальный академический театр оперы и балета Украины имени Т. Шевченко - музыкальный театр в Киеве, Украина. Третий по старшинству оперный театр на Украине после Одесского и Львовского оперных театров.

Национальная опера Украины (Киевский оперный театр)Постоянная оперная труппа была организована в Киеве в 1867 году и стала, наряду с театрами Москвы и Петербурга, одной из лучших в Российской империи. Толчком к созданию постоянно действующего театра стали успешные гастроли итальянских оперных трупп в 1865 - 1866 гг. в Киеве. Труппа работала в помещении Городского театра, называемого "русской оперой", построенного в 1856 году по проекту российского архитектора И.В.Штрома. Первый сезон был открыт оперой Верстовского "Аскольдова могила". Вскоре в театре были поставлены оперы "Иван Сусанин" и "Руслан и Людмила" М. Глинки, на премьеры опер "Опричник" (1874), "Евгений Онегин" (1889) и "Пиковая дама" (1890) приезжал П.И. Чайковский, в 1893 в театр приезжал С.В. Рахманинов на премьеру оперы "Алеко", а в 1895 - Римский-Корсаков на премьеру "Снегурочки". В разные годы солистами театра были: Пётр Иванович Словцов, Нина Павловна Кошиц, Мария Куренко и другие.

Появлению нового оперного театра предшествовало печальное событие: в феврале 1896 года, после утреннего показа оперы "Евгений Онегин" П. Чайковского, в одной из гримерных произошел пожар. Огонь распространился молниеносно и полностью уничтожил здание старого Городского театра. Как ни странно, но тогда это был не исключительный случай, только за два года (1889-1891) в Европе и Америке сгорело 22 театральные помещения.

После этого был объявлен конкурс на проект нового здания. В нем приняли участие более двадцати архитекторов из России, Германии, Франции, Италии. 25 февраля 1897 жюри объявило результаты конкурса. Лучшим был признан проект российского архитектора Виктора Александровича Шретера, который перестраивал и фасад Мариинского театра в Санкт-Петербурге. Сооружение нового здания на месте старого театра началось в 1898 году.

Зал оперного театра включал партер, амфитеатр, бельэтаж и четыре яруса, которые вмещают около 1650 зрителей (в партере 384 места), общая кубатура театра - почти 100 000 куб.м, площадь помещений - 40210 кв.м. Над главным входом театра был установлен официальный герб Киева с изображением архангела Михаила - покровителя города, однако, по настоянию Киевского митрополита Феогноста, который считал театр греховным заведением, герб заменили аллегоричной композицией: геральдические грифоны держат в лапах лиру как символ музыкального искусства. Фасад здания украшали бюсты композиторов М. Глинки и А. Серова, подаренные Киеву артистами петербургского Мариинского театра.

Для архитектора был важен не только внешний вид театра, ритмика и изысканный декор фасада. В. Шретер позаботился, чтобы помещение было удобным и для тех, кто будет выступать на сцене, и для тех, кто будет сидеть в зале. К тому времени сцена Киевского оперного была крупнейшей в России (ширина 34,3 м; глубина 17,2 м; высота 22,7 м). Театр имел системы парового отопления, кондиционирования воздуха, прекрасное сценическое оборудование. В свое время Киевский оперный театр действительно поражал: партер, амфитеатр, бельэтаж и четыре яруса могли вместить одновременно 1318 зрителей (в партере насчитывалось 384 места). В интерьерах доминировали бархат и бронза. Изысканные кресла, люстры и светильники привезли из Вены.

Торжественное открытие нового оперного театра состоялось 29 сентября (16 сентября по старому стилю) 1901 года с представления оперы "Жизнь за царя" М.И. Глинки.

В 1911 году в театре произошло событие, отразившееся на всей российской истории, - был убит премьер-министр Петр Аркадьевич Столыпин. В конце августа 1911 года император Николай II с семьей и приближенными, в том числе и с премьер-министром Столыпиным, находились в Киеве. 1 сентября 1911 года император, его дочери и приближенные присутствовали на спектакле "Сказка о царе Салтане". Во время второго антракта Столыпин разговаривал у барьера оркестровой ямы с министром двора бароном В.Б.Фредериксом и земельным магнатом графом И. Потоцким. Неожиданно к Петру Столыпину приблизился Дмитрий Богров и выстрелил из браунинга дважды: первая пуля попала в руку, вторая в живот, задев печень. От мгновенной смерти Столыпина спас крест Св. Владимира, в который попала пуля и, раздробив который, изменила прямое направление в сердце. Этой пулей оказались пробиты грудная клетка, плевра, грудобрюшная преграда и печень. После ранения Столыпин тяжело опустился в кресло и ясно и отчетливо, голосом слышным находившимся недалеко от него, произнес: "Счастлив умереть за Царя"

В советское время театр несколько раз менял своё название, в 1926 году получил статус "академический", в 1939 театру было присвоено имя Тараса Шевченко.

В годы Великой Отечественной войны труппа театра была эвакуирована в Уфу, потом в Иркутск, а в 1944 году вернулась в Киев. Само здание театра не сильно пострадало от военных действий и востановление обошлось только косметическим ремонтом.

В 1983-1988 годах была осуществлена капитальная реконструкция театрального помещения. Реставраторы внесли значительные изменения в закулисную часть театрального помещения, что позволило увеличить количество репетиционных залов, гримёрных, был оборудован специальный хоровой класс. Также был увеличен размер сцены до 20 м вглубь и 27 м в высоту. Общая площадь сцены теперь стала 824 кв.м. Также во время реставрации вместо старинного органа установили новый, построенный чешской фирмой "Ригер-Клос". Была переоборудована и оркестровая яма, в которой сейчас одновременно может поместиться 100 музыкантов. После реставрации площадь театральных помещений увеличилсь на 20000 кв.м. Стало вдвое больше гримёрных комнат, появилось несколько новых репетиционных залов.

error: Content is protected !!