Научно-техническая революция. IX.7. Научно-техническая революция, ее технологические и социальные последствия

Большое значение для правильного понимания процессов, наблюдающихся в общественной жизни, имеет анализ современной научно-технической революции.

— это качественное преобразование , превращение науки в производительную силу и соответствующее этому коренное изменение материально-технической базы общественного производства, его формы и содержания, характера , .

оказывает влияние на всю структуру производства и на самого человека . Основные черты научно-технической революции:
  • универсальность — охватывает практически все отрасли народного хозяйства и затрагивает все сферы человеческой деятельности;
  • бурное развитие науки и техники;
  • изменение роли человека в процессе производства — в процессе научно-технической революции повышаются требования к уровню квалификации , увеличивается доля умственного труда.

Современная научно-техническая революция характеризуется следующими изменениями в сфере производства:

Во-первых , изменяются условия, характер и содержание труда за счет внедрения достижений науки в производство. На смену прежним видам труда приходит машинно-автоматизированный труд. Введение автоматов значительно увеличивает производительность труда, снимая с производства ограничения в скорости, точности, непрерывности и т.д., связанными с психофизиологическими свойствами человека. При этом изменяется место человека в производстве. Возникает новый тип связи "человек-техника", который не ограничивает развитие ни человека, ни техники. В условиях автоматизированного производства машины производят машины.

Во-вторых , начинают применяться новые виды энергии — атомной, морских отливов, земных недр. Происходит качественное изменение использования электромагнитной и солнечной энергии.

В-третьих , происходит замена естественных материалов искусственными. Широкое применение находят пластмассы и полихлорвиниловые изделия.

В-четвертых , изменяется технология производства. Например, механическое воздействие на предмет труде заменяется физико-химическим воздействием. При этом используются магнито-импульсные явления, ультразвук, сверхчастоты, электро-гидравлический эффект, различные виды излучения и т.п.

Современная технология характеризуется тем, что циклические технологические процессы все более вытесняются непрерывными поточными процессами.

Новые технологические методы предъявляют и новые требования к орудиям труда (повышенная точность, надежность, способность к саморегулированию), к предметам труда (точно заданное качество, четкий режим подачи и т.д.), к условиям труда (строго заданные требования к освещенности, температурному режиму в помещениях, их чистоте и т.д.).

В-пятых , изменяется характер управления. Применение автоматизированных систем управления изменяет место человека в системе управления и производственного контроля.

В-шестых , изменяется система выработки, хранения и передачи информации. Применение компьютеров значительно ускоряет процессы связанные с выработкой и использованием информации, совершенствует методы принятия и оценки решений.

В-седьмых , изменяются требования к профессиональной подготовке кадров. Быстрое изменение средств производства ставит задачу постоянного профессионального совершенствования, повышения уровня квалификации. От человека требуется профессиональная мобильность и более высокий уровень нравственности. Растет численность интеллигенции, повышаются требования к ее профессиональной подготовке.

В-восьмых , совершается переход от экстенсивного к интенсивному развитию производства.

Развитие техники и технологии в условиях НТР

В условиях научно-технической революции развитие техники и технологии происходит двумя путями:

  • эволюционным;
  • революционным.

Эволюционный путь состоит в постоянном совершенствовании техники и технологии, а также в увеличении мощности производительности машин и оборудования, в росте грузоподъемности транспортных средств и т.д. Так, в начале 50-х годов самый крупный морской танкер вмещал 50 тыс. т нефти. В 70-е годы стали производить супертанкеры грузоподъемностью 500 тыс. т и более.

Революционный путь является основным путем развития техники и технологии в эпоху научно-технической революции и заключается в переходе к принципиально новой технике и технологии. Революционный путь — главный путь развития техники и технологии в эпоху НТР.

Процесс автоматизации производства

Техника в период научно-технической революции вступает в новый этап своего развития — этап автоматизации .

Превращение науки в непосредственную производительную силу и автоматизация производства — это важнейшие характеристики научно-технической революции . Они изменяют связь человека и техники. Наука играет роль генератора новых идей, а техника выступает их материальным воплощением.

Процесс автоматизации производства ученые делят на ряд ступеней:
  • Первая характеризуется распространением полуавтоматической механики. Рабочий дополняет технологический процесс интеллектуальной и физической силой (загрузка, разгрузка автоматов).
  • Вторая ступень характеризуется появлением станков с программным управлением на основе компьютерной оснащенности процесса производства.
  • Третья ступень связана с комплексной автоматизацией производства. Для этой ступени характерны автоматизированные цехи и заводы-автоматы.
  • Четвертая ступень является периодом завершенной автоматизации хозяйственного комплекса, становящегося саморегулирующейся системой.

Изложенное свидетельствует о том, что научно-техническая революция выражается в качественном преобразовании системы жизнеобеспечения людей .

Научно-техническая революция преобразует не только сферу производства, но и изменяет среду , быта, расселения и другие сферы общественной жизни.

Характерными особенностями хода научно-технической революции:
  • Во-первых, научно-техническая революция сопровождается концентрацией капитала. Объясняется это тем, что техническое перевооружение предприятий требует концентрации финансовых средств и значительных их затрат.
  • Во-вторых, процесс научно-технической революции сопровождается углублением разделения труда. В-третьих, рост экономического могущества фирм приводит к усилению влияния с их стороны на политическую власть.

Осуществление научно-технической революции имеет и некоторые негативные последствия в виде увеличения социального неравенства, усиления давления на природную среду, увеличения разрушительности войн, снижения социального здоровья и т.д.

Одной из важнейших общественных задач выступает реализация необходимости максимального использования положительных последствий научно-технической революции и снижение объема ее негативных последствий.

Министерство образования и науки российской федерации

министерство образования московской области

государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

московский государственный областной

социально-гуманитарный институт

Реферат по истории

Научно-техническая революция и ее влияние на ход

общественного развития

Коломна – 2011


Научно-техническая революция в 50е-60е годы 20 века

Влияние НТР на ход общественного развития

Литература

научный технический революция


Научно-техническая революция в 50е-60е годы 20 века

Коренное, качественное преобразование производительных сил на основе превращения науки в ведущий фактор развития общественного производства. В ходе Н.-т. р., начало которой относится к середине 20 в., бурно развивается и завершается процесс превращения науки в непосредственную производительную силу. Н.-т. р. изменяет весь облик общественного производства, условия, характер и содержание труда, структуру производительных сил, общественного разделения труда, отраслевую и профессиональную структуру общества, ведёт к быстрому росту производительности труда, оказывает воздействие на все стороны жизни общества, включая культуру, быт, психологию людей, взаимоотношение общества с природой, ведёт к резкому ускорению научно-технического прогресса.

Н.-т. р. является закономерным этапом человеческой истории, характерным для эпохи перехода от капитализма к коммунизму. Она представляет собой мировое явление, но формы её проявления, её течение и последствия в социалистических и капиталистических странах принципиально различны.

Н.-т. р. - длительный процесс, который имеет две главные предпосылки - научно-техническую и социальную. Важнейшую роль в подготовке Н.-т. р. сыграли успехи естествознания в конце 19 - начале 20 вв., в результате которых произошёл коренной переворот во взглядах на материю и сложилась новая картина мира. Этот переворот В. И. Ленин назвал «новейшей революцией в естествознании» (см. Полное собрание соч., 5 изд., т. 18, с. 264). Она началась открытием электрона, радия, превращения химических элементов, созданием теории относительности и квантовой теории и ознаменовала собой прорыв науки в область микромира и больших скоростей. Под влиянием успехов физики в 20-х гг. 20 в. существенным изменениям подверглись теоретические основы химии. Квантовая теория объяснила природу химических связей, что, в свою очередь, открыло перед наукой и производством широкие возможности химического преобразования вещества. Началось проникновение в механизм наследственности, развивается Генетика, формируется хромосомная теория.

Революционный сдвиг произошёл и в технике, в первую очередь под влиянием применения электричества в промышленности и на транспорте. Было изобретено радио, получившее широкое распространение. Родилась авиация. В 40-х гг. наука решила проблему расщепления атомного ядра. Человечество овладело атомной энергией. Важнейшее значение имело возникновение кибернетики. Исследования по созданию атомных реакторов и атомной бомбы впервые заставили капиталистические государства организовать в рамках крупного национального научно-технического проекта согласованное взаимодействие науки и промышленности. Это послужило школой для осуществления последующих общенациональных научно-технических исследовательских программ. Но, возможно, ещё большее значение имел психологический эффект использования атомной энергии - человечество убедилось в колоссальных преобразующих возможностях науки и её практического применения. Начался резкий рост ассигнований на науку, числа исследовательских учреждений. Научная деятельность стала массовой профессией. Во 2-й половине 50-х гг. под влиянием успехов СССР в изучении космоса и советского опыта организации и планирования науки в большинстве стран началось создание общегосударственных органов планирования и управления научной деятельностью. Усилились непосредственные связи между научными и техническими разработками, ускорилось использование научных достижений в производстве. В 50-е гг. создаются и получают широкое применение в научных исследованиях, производстве, а затем и управлении электронно-вычислительные машины (ЭВМ), ставшие символом Н.-т. р. Их появление знаменует начало постепенной передачи машине выполнения логических функций человека, а в перспективе - переход к комплексной автоматизации производства и управления. ЭВМ - принципиально новый вид техники, изменяющий положение и роль человека в процессе производства.

В 40-50-е гг. под влиянием крупнейших научных и технических открытий происходят коренные сдвиги в структуре большинства наук и научной деятельности; возрастает взаимодействие науки с техникой и производством. Так, в 40-50-е гг. человечество вступает в период Н.-т. р.

На современном этапе своего развития Н.-т. р. характеризуется следующими основными чертами. 1) Превращением науки в непосредственную производительную силу в результате слияния воедино переворотов в науке, технике и производстве, усиления взаимодействия между ними и сокращения сроков от рождения новой научной идеи до её производственного воплощения. 2) Новым этапом общественного разделения труда, связанным с превращением науки в ведущую сферу экономической и социальной деятельности, приобретающей массовый характер. 3) Качественным преобразованием всех элементов производительных сил - предмета труда, орудий производства и самого работника; возрастающей интенсификацией всего процесса производства благодаря его научной организации и рационализации, снижению материалоёмкости, капиталоёмкости и трудоёмкости продукции: приобретаемое обществом новое знание в своеобразной форме «замещает» затраты на сырьё, оборудование и рабочую силу, многократно окупая расходы на научные исследования и технические разработки. 4) Изменением характера и содержания труда, возрастанием в нём роли творческих элементов; превращением процесса производства «... из простого процесса труда в научный процесс...» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 46, ч. 2, с. 208). 5) Возникновением на этой основе материально-технических предпосылок преодоления противоположности и существенных различий между умственным и физическим трудом, между городом и деревней, между непроизводственной и производственной сферой. 6) Созданием новых, потенциально безграничных источников энергии и искусственных материалов с заранее заданными свойствами. 7) Огромным повышением социального и экономического значения информационной деятельности как средства для обеспечения научной организации, контроля и управления общественным производством; гигантским развитием средств массовой коммуникации. 8) Ростом уровня общего и специального образования и культуры трудящихся; увеличением свободного времени. 9) Возрастанием взаимодействия наук, комплексного исследования сложных проблем, роли общественных наук и идеологической борьбы. 10) Резким ускорением общественного прогресса, дальнейшей интернационализацией всей человеческой деятельности в масштабе планеты, возникновением так называемых «экологических проблем» и необходимостью в связи с этим научного регулирования системы «общество - природа».

Наряду с основными чертами Н.-т. р. можно выделить её главные научно-технические направления: комплексная автоматизация производства, контроля и управления производством; открытие и использование новых видов энергии; создание и применение новых конструкционных материалов. Однако сущность Н.-т. р. не сводится ни к её характерным чертам, ни, тем более, к тем или иным даже самым крупным научным открытиям или направлениям научного и технического прогресса. Н.-т. р. означает не просто применение новых видов энергии и материалов, ЭВМ и даже комплексной автоматизации производства и управления, а перестройку всего технического базиса, всего технологического способа производства, начиная с использования материалов и энергетических процессов и кончая системой машин и формами организации и управления, отношением человека к процессу производства.

Н.-т. р. создаёт предпосылки для возникновения единой системы важнейших сфер человеческой деятельности: теоретического познания закономерностей природы и общества (наука), комплекса технических средств и опыта преобразования природы (техника), процесса создания материальных благ (производство) и способов рациональной взаимосвязи практических действий в процессе производства (управление).

Превращение науки в ведущее звено в системе наука - техника - производство не означает низведения двух других звеньев этой системы до пассивной роли лишь воспринимающих импульсы, идущие от науки. Общественное производство является важнейшим условием существования науки, и его потребности по-прежнему служат главной движущей силой её развития. Однако, в отличие от предшествующего периода, к науке перешла наиболее революционизирующая, активная роль. Это находит выражение в том, что она открывает новые классы веществ и процессов, и особенно в том, что на основе результатов фундаментальных научных исследований возникают принципиально новые отрасли производства, которые не могли бы развиться из предшествующей производственной практики (атомные реакторы, современная радиоэлектронная и вычислительная техника, квантовая электроника, открытие кода передачи наследственных свойств организма и др.). В условиях Н.-т. р. сама практика требует, чтобы наука опережала технику, производство, а последнее всё больше превращалось в технологическое воплощение науки.

Усиление роли науки сопровождается усложнением её структуры. Этот процесс находит выражение в бурном развитии прикладных исследований, проектно-конструкторских и опытно-конструкторских работ как звеньев, связывающих фундаментальные исследования с производством, в возрастании роли комплексных междисциплинарных исследований, усилении взаимосвязи естественных, технических и общественных наук, наконец, в возникновении специальных дисциплин, изучающих закономерности развития, условия и факторы повышения эффективности самой научной.

Научно-технический переворот революционизирует сельскохозяйственное производство, превращая с.-х. труд в разновидность индустриального труда. Одновременно деревенский уклад жизни всё более уступает место городскому. Рост науки, техники и промышленности способствует интенсивной урбанизации, а развитие средств массовой коммуникации и современного транспорта способствует интернационализации культурной жизни.

В процессе Н.-т. р. в новую фазу вступают отношения общества и природы. Неконтролируемое воздействие технической цивилизации на природу приводит к серьёзным вредным последствиям. Поэтому человек из потребителя природных богатств, каким он был до последнего времени, должен превратиться в подлинного хозяина природы, заботящегося о сохранении и умножении её богатств. Перед человечеством во весь рост встала так называемая «экологическая проблема», или задача сохранения и научного регулирования среды своего обитания.

В условиях Н.-т. р. возрастает взаимосвязь различных процессов и явлений, что усиливает значение комплексного подхода к любой крупной проблеме. В связи с этим стало особенно необходимо тесное взаимодействие общественных, естественных и технических наук, их органическое единство, которое способно во всё возрастающей мере влиять на повышение эффективности общественного производства, улучшение условий жизни и рост культуры, обеспечивать всесторонний анализ Н.-т. р.

Изменение содержания труда, постепенно происходящее в ходе Н.-т. р. в различных сферах общества, существенно изменило требования к трудовым ресурсам. Наряду с увеличением объёма обязательного общего образования возникает проблема повышения и изменения квалификации работников, возможности их периодической переподготовки, особенно в наиболее интенсивно развивающихся сферах труда.

Масштабы и темпы изменений в производстве и общественной жизни, которые несёт с собой Н.-т. р., с небывалой до сих пор остротой вызывают необходимость своевременного и как можно более полного предвидения совокупности их последствий, как в сфере экономики, так и в социальной сфере, их влияния на общество, человека и природу.

Подлинным носителем Н -т. р. выступает рабочий класс, ибо он является не только главной производительной силой общества, но и единственным классом, заинтересованным в последовательном, полном развитии Н.-т. р. При капитализме, борясь за своё социальное освобождение, за ликвидацию капиталистических отношений, рабочий класс одновременно открывает путь для полного развития Н.-т. р. в интересах всех трудящихся.

Н.-т. р. создаёт предпосылки для коренного изменения характера производства и функций главной производительной силы - трудящихся. Она предъявляет возрастающие требования к профессиональным знаниям, квалификации, организационным способностям, а также к общему культурному и интеллектуальному уровню работников, повышает роль моральных стимулов и личной ответственности в труде. Содержанием труда постепенно станет контроль и управление производством, раскрытие и использование законов природы, разработка и введение прогрессивной технологии, новых материалов и видов энергии, орудий и средств труда, преобразование среды жизни людей. Необходимым условием этого является социальное освобождение трудящихся, развитие человеческого фактора Н.-т. р. - повышение образования и общей культуры всех членов общества, создание неограниченного простора для всестороннего развития человека, которое может быть обеспечено только в процессе построения коммунизма.

Успехи науки и техники в 1-й половины 20 в. могли перерасти в Н.-т. р. лишь при определённом уровне социально-экономического развития общества. Н.-т. р. стала возможной благодаря высокой степени развития производительных сил и обобществления производства.

Н. -т. р., как и предшествовавшие технологические перевороты в истории общества, обладает относительной самостоятельностью и внутренней логикой своего развития. Подобно промышленной революции конца 18 - начала 19 вв., которая в одних странах началась после буржуазной революции, а в других - до неё, Н.-т. р. в современную эпоху одновременно происходит как в социалистических, так и в капиталистических странах, а также втягивает в свою орбиту развивающиеся страны «третьего мира». Н.-т. р. обостряет экономические противоречия и социальные конфликты капиталистических системы и, в конечном счёте, не может уместиться в её пределах.

В. И. Ленин подчёркивал, что за каждым коренным техническим переворотом «... неизбежно идет самая крутая ломка общественных отношений производства...» (Полное собрание соч., 5 изд., т. 3, с. 455). Н.-т. р. преобразует производительные силы, но их коренное изменение невозможно без соответствующего качественного преобразования общественных отношений. Как промышленная революция конца 18 - начала 19 вв., заложившая основы материально-технической базы капитализма, нуждалась для своего осуществления не только в коренном техническом преобразовании производства, но и в глубоком преобразовании социальной структуры общества, так и современная Н.-т. р. требует для собственного полного развития не только преобразования технологии производства, но и революционного преобразования общества. Глубоко обнажив несовместимость свободного развития современных производительных сил с капиталистическим способом производства, Н.-т. р. усилила объективную необходимость перехода от капитализма к социализму и тем самым стала важным фактором мирового революционного процесса. Напротив, в социалистических странах создание материально-технической базы и др. предпосылок перехода к коммунизму предполагает органическое соединение достижений Н.-т. р. с преимуществами социалистической системы. В современных условиях Н.-т. р. «... стала одним из главных участков исторического соревнования между капитализмом и социализмом... « (Международное совещание коммунистических и рабочих партий. Документы и материалы, М., 1969, с. 303).

Всемирный характер Н.-т. р. настоятельно требует развития международного научно-технического сотрудничества, в том числе и между государствами с различным социальным строем. Это диктуется главным образом тем обстоятельством, что целый ряд последствий Н.-т. р. выходит далеко за национальные и даже континентальные рамки и требует объединения усилий многих стран и международного регулирования, например борьба с загрязнением окружающей среды, использование космических спутников связи, разработка ресурсов Мирового океана и т.д. С этим связана взаимная заинтересованность всех стран в обмене научно-техническими достижениями.

Для мировой социалистической системы Н.-т. р. является естественным продолжением коренных социальных преобразований. Мировая система социализма сознательно ставит Н.-т. р. на службу социальному прогрессу. В условиях социализма Н.-т. р. способствует дальнейшему совершенствованию социальной структуры общества и общественных отношений.

Капиталистическое применение достижений Н.-т. р. подчинено, прежде всего, интересам монополий и направлено на укрепление их экономических и политических позиций. Развитые капиталистические страны располагают высокоорганизованным производственным механизмом и солидной научно-исследовательской базой. В 50-е гг. значительно усилилось стремление монополистического капитала путём государственного вмешательства найти организационные формы, позволяющие преодолеть препятствия росту производительных сил. Распространение получают программирование и прогнозирование технического прогресса и научных исследований.

Современная наука и техника могут эффективно развиваться лишь при условии скоординированной экономики, планового распределения ресурсов в масштабе государства или, по крайней мере, целой отрасли, требуют управления всей сложной системой социально-экономических процессов в интересах всего общества. Однако капиталистический способ производства не может создать таких условий, необходимых для реализации возможностей науки и техники. Масштабы научно-технического прогресса в наиболее развитых капиталистических странах далеко не соответствуют имеющемуся научно-техническому потенциалу. Движущей силой научно-технического прогресса в условиях капитализма остаётся конкуренция и погоня за прибылью, что противоречит потребностям развития науки и техники. Капитализм нуждается в науке, но в то же время сдерживает её развитие. Отношения людей в сфере науки превращаются в отношения между трудом и капиталом. Учёный оказывается в положение лица, продающего свой труд капиталисту, который монополизирует право на эксплуатацию его результатов. Научные исследования используются как важнейшее орудие ожесточённой конкурентной борьбы между монополиями.

В рамках отдельных крупных капиталистических фирм достигнута серьёзная постановка научно-исследовательской и опытно-конструкторской работ, эффективное внедрение новой техники и технологии, продиктованное необходимостью конкурентной борьбы. Объективные потребности обобществления и интернационализации производства в условиях Н.-т. р. вызвали значительный рост так называемых «наднациональных корпораций», которые по объёму занятых превзошли многие капиталистические государства.

Известное расширение функций капиталистического государства в результате его срастания с монополиями, попытки государственного программирования и регулирования позволяют временно ослаблять наиболее острые противоречия, которые в результате лишь накапливаются и углубляются. Поддержка государством тех или иных направлений науки и техники способствует их успехам, но, поскольку такое вмешательство преследует интересы монополий, военно-промышленного комплекса, научно-технический прогресс приобретает в капиталистических странах одностороннее направление, а его результаты часто противоположны интересам общества и провозглашенным целям, приводят к огромному расточительству научно-технического потенциала. Капитализм не может преодолеть стихийный характер общественного производства и использовать огромную силу кооперации, планирования и управления в масштабах всего общества, устранить основное противоречие - между производительными силами и производственными отношениями, общественным характером производства и частным характером присвоения.

Капиталистическое общество резко ограничивает возможности, открываемые Н.-т. р. для развития самого человека, а зачастую обусловливает их реализацию в уродливой форме (стандартизация образа жизни, «Массовая культура«, отчуждение личности). Напротив, при социализме Н.-т. р. создаёт условия для повышения общекультурного и научно-технического уровня трудящихся и тем самым является важнейшим средством всестороннего развития личности.

Истолкование сущности и социальных последствий Н.-т. р. является полем острой борьбы марксистско-ленинской и буржуазной идеологий.

Первоначально буржуазно-реформистские теоретики пытались истолковать Н.-т. р. как простое продолжение промышленной революции или же как её «второе издание» (концепция «второй промышленной революции»). По мере того как своеобразие Н.-т. р. становилось очевидным, а её социальные последствия необратимыми, большинство буржуазно-либеральных и реформистских социологов и экономистов встали на позиции технологического радикализма и социального консерватизма, противопоставляя в своих концепциях «постиндустриального общества», «технотронного общества» технологическую революцию социальной, освободительному движению трудящихся. В качестве ответной реакции многие «новые левые» на Западе заняли противоположную позицию - технологического пессимизма в сочетании с социальным радикализмом (Г. Маркузе, П. Гудмен, Т. Роззак - США, и др.). Обвиняя своих противников в бездушном Сциентизме, в стремлении поработить человека посредством науки и техники, эти мелкобуржуазные радикалы называют себя единственными гуманистами, призывают к отказу от рационального знания в пользу мистики, религиозного обновления человечества. Марксисты отвергают обе эти позиции как односторонние и теоретически несостоятельные. Н.-т. р. не в состоянии разрешить экономические и социальные противоречия антагонистического общества и привести человечество к материальному изобилию без радикальных социальных преобразований общества на социалистических началах. Наивными и утопичными являются также левацкие представления, согласно которым можно якобы построить справедливое общество посредством одних лишь политических средств, без Н.-т. р.

Обострение противоречий капитализма в связи с Н.-т. р. вызвало на Западе широкое распространение так называемой «технофобии», т. е. враждебности к науке и технике как среди консервативно настроенной части населения, так и среди либерально-демократической интеллигенции. Несовместимость капитализма с дальнейшим развитием Н.-т. р. получила превратное идеологическое отражение в социально-пессимистических концепциях «пределов роста», «экологического кризиса человечества», «нулевого роста», воскрешающих мальтузианские взгляды. Многочисленные социальные прогнозы такого рода свидетельствуют, однако, не о наличии каких-то объективных «пределов роста», а о пределах экстраполяции как метода предвидения будущего и о пределах капитализма как общественной формации.

Основоположники марксизма-ленинизма неоднократно указывали, что коммунизм и наука неотделимы, что коммунистическое общество будет обществом, обеспечивающим полное раскрытие способностей всех своих членов и полное удовлетворение их высокоразвитых потребностей на основе высших достижений науки, техники и организации. Как для победы коммунизма необходимо максимальное использование возможностей Н.-т. р., так и Н.-т. р. нуждается для своего развития в дальнейшем совершенствовании социалистических общественных отношений и их постепенном перерастании в коммунистические.


Влияние НТР на ход общественного развития

Исследование технического прогресса невозможно в отрыве от общественного прогресса. В свою очередь,полную картину общественного прогресса как органического целого нельзя получить не изучив все части этого целого и, прежде всего, не исследовав технический прогресс как социальный феномен.

Если вести более конкретный разговор, то диалектика общественного и технического прогресса заключается в следующем. С одной стороны, существует связь, идущая от общественного прогресса к технике (главная структурная связь). С другой - связь, идущая от техники к общественному прогрессу (обратная структурная связь).

Эти две линии взаимосвязи общественного и технического прогресса реализуются при относительной самостоятельности развития и функционирования общества и техники друг от друга.

Эта диалектика проявляется, прежде всего, в социальной обусловленности развития техники. Не существует технических задач, которые бы не касались общества. Именно общество формулирует задачи технике в виде социальных заказов, определяет финансовые возможности, общую направленность технического прогресса, его перспективы. Технологическая необходимость есть способ проявления общественной необходимости. "Ведь цели техники имеют внетехническую природу, - пишет Х.Закесе. - Постановка надлежащих целей функционирования техники - не проблема техники, а проблема общественной структуры и формирования политической воли" (6,420).

Мы уже отмечали, что, безусловно, существует определенная самостоятельность в развитии техники, которая может опережать, а может (что чаще) отставать от социальных запросов в силу наличия в ней своих специфических законов развития и функционирования. Но как социальный феномен техника подчиняется и общесоциологическим закономерностям. Поэтому в целом, в главной своей тенденции технический прогресс, его темпы, результативность и направленность определяются обществом.

Необходимо отметить не только зависимость технического прогресса от общественного, не только определенную самостоятельность в развитии техники, но и то, что технический прогресс оказывает обратное воздействие на развитие общества, является одной из могучих движущих сил этого развития. Ускорение технического прогресса заставляет нас умножать усилия для ускорения решения ряда социальных проблем, а замедление темпов технического прогресса заставляет людей прилагать огромные усилия для решения возникающих проблем, ликвидации негативных сторон общественной жизни.

Необходимо отметить амбивалентный характер воздействия техники на общественный прогресс. Непосредственная цель достигается с помощью определенной техники, однако эта техника может вызвать не ожидаемые и не желательные последствия. Каждое воскресное издание газеты "Нью-Йорк Таймс" поглощает несколько гектаров леса. Повышение количества вырабатываемой энергии с огромной скоростью уничтожает невосполнимые запасы нефти, газа, угля.

Средства защиты древесины приводит к отравлению организма. Химические удобрения отравляют пищевые продукты. АЭС несут радиоактивные заражения. Подобный перечень можно было бы продолжить. Технический прогресс имеет свою цену, которую должно платить общество.

Особую противоречивость воздействия на общество оказывает современный этап научно-технической революции. Так, возникновение "гибких рабочих мест", т.е. работы на дому в результате компьютеризации информационной сферы, имеет ряд преимуществ.

К их числу можно отнести экономию времени и горючего при переездах, лучшее использование времени работника путем самостоятельности ее планирования и рационального чередования труда и отдыха, более полное использования рабочей силы за счет вовлечения в процесс труда домохозяек и пенсионеров и улучшения территориального распределения рабочей силы, укрепление семьи, снижение расходов на содержание контор. Но эта работа имеет и отрицательные последствия: нераспространение на работающих на дому систем социального страхования, потеря социального контакта с коллегами, усиление чувства одиночества, появление отвращения к работе.

В целом развитие техники вызывает качественные измения в обществе, рево люционизирует все сферы деятельности человека, все элементы общественной системы, способствует формированию новой культуры. Ж.Кантен пишет, что под воздействием технического развития происходит переход "от этапа цивилизации, на котором доминировала технокультура, к новому этапу на котором ведущей уже становится социокультура... Инновация будет иметь тем больше шансов на успех, чем гармоничнее и теснее она соединит технический аспект с социальным" (Цит. по:11,209).


Литература

1.Научно-техническая революция и общественный прогресс, М., 1969

2.Современная научно-техническая революция. Историческое исследование, 2 изд., М., 1970

3.Современная научно-техническая революция в развитых капиталистических странах: экономические проблемы, М., 1971

4.Иванов Н. П., Научно-техническая революция и вопросы подготовки кадров в развитых странах капитализма, М., 1971

5.Гвишиани Д. М., Микулинский С. Р., Научно-техническая революция и социальный прогресс, «Коммунист», 1971, № 17

6.Афанасьев В. Г., Научно-техническая революция, управление, образование, М., 1972

7.Научно-техническая революция и социальный прогресс. [Сб. ст.], М., 1972

8.Урбанизация, научно-техническая революция и рабочий класс, М., 1972

9.Научно-техническая революция и социализм, М., 1973

10.Человек - наука - техника, М., 1973

11.Борьба идей и научно-техническая революция, М., 1973

12.Марков Н. В., Научно-техническая революция: анализ, перспективы, последствия, М., 1973

13.Научно-техническая революция и общество, М., 1973

14.Гвишиани Д. М., Научно-техническая революция и социальный прогресс, «Вопросы философии», 1974

15.Глаголев В. Ф., Гудожник Г. С., Козиков И. А., Современная научно-техническая революция, М., 1974

16.Большая советская энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия. 1969-1978

На современном этапе научно-техническая революция (НТР) вызывает глубокие изменения в структуре производительных сил, меж- и внутриотраслевых пропорциях в национальных хозяйствах все более растущего числа стран и мирового хозяйства в целом. Стратегия промышленных отраслей, на которых длительное время базировалась экономическая мощь ведущих стран мира, перемещение ряда традиционных промышленных производств из индустриальных стран в новые районы мира, повышение доли наукоемкой продукции и разного рода услуг все эти процессы ведут к динамичным и глубоким изменениям в мировом хозяйстве, МРТ, мировом рынке, которые определяют их качественные черты на рубеже третьего тысячелетия.

Нарастающее воздействие НТР испытывают общие условия производства и сфера личного потребления. В 50-60-е годы роль "локомотивов" экономического роста, развития науки и техники в мире играли автомобиле-, авиа-, судостроение и комплексно связанные с ними отрасли (металлургия, дорожное строительство, добывающие отрасли). Общая черта их развития - ориентация на массовый выпуск стандартной продукции при помощи высокоспециализированного оборудования, применение автоматических линий с жесткой специализацией и соответственно стандартизация потребления. Развитие материало- и энергоемких отраслей, снижение издержек достигались главным образом за счет роста масштабов производства.

Новая технологическая база, доступность информации с начала 80-х годов меняют условия производства и потребления. Индивидуализация спроса, рост насыщения массовых потребностей, сокращение сроков удовлетворения спроса, постоянная угроза перепроизводства, ряд социально-экономических моментов - все это резко повысило роль потребительского спроса как стимула качественного развития производства и услуг. Или иначе, формирования направлений технического прогресса, конечной эффективности материального и духовного производства.

Современное модульное многоцелевое оборудование позволяет повысить гибкость производственных программ, оптимизировать сочетание крупного и мелкого производства, сделать эффективным одновременный выпуск многих модификаций одного изделия, предназначенных для повышения степени и быстроты удовлетворения все более дифференцирующегося спроса на определенном рынке или в его сегменте. Эта новая тенденция приобретает универсальное значение: в результате снижение издержек связывается не столько с экономией на масштабах, сколько с экономией на разнообразии или оптимальной вариации масштабов.

Новые технологии приводят в действие качественно новые хозяйственные связи: они нацелены на экономию ресурсов, индивидуализацию и специализацию производства и потребления. Совокупный результат новых связей проходит не столько по цепочке затрат, сколько по оси нарастающего эффекта от их применения. Цепная реакция здесь имеет следствием сбережение всех видов ресурсов. Повышение роли потребителей в системе "производитель-потребитель" имеет следствием реализацию комплекса организационно-управленческих мер на фирменном уровне маркетингового характера (усиление связи научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ и производственной деятельности со сбытовой политикой, предварительное выявление и оценка возможностей потребителей, ориентация на удовлетворение узкого специфического спроса).

Применение новых технологий воздействует на мирохозяйственные связи. Меняется сложившийся характер МРТ, поскольку новейшие формы автоматизации лишают развивающиеся страны в возрастающем числе видов хозяйственной деятельности части преимуществ, связанных с наличием значительной дешевой рабочей силы, что влияет на традиционные стимулы к вывозу капитала. Они смещаются от экономии на затратах труда к экономии на издержках, связанных с более низкими стандартами по экологической чистоте и безопасности труда, на что идут развивающиеся страны ради индустриализации национальных экономик. В дополнение к экспорту товаров и капитала промышленно развитые страны в растущих масштабах используют экспорт научно-технической информации и научно-технических услуг в качестве "тарана" большой пробивной силы для утверждения и расширения своих позиций на мировом рынке.

Таким образом, современный мир стремительно движется к новой, синтезированной модели развития. Ее характеризуют не только качественное обновление технологической базы производства, широкое внедрение ресурсе - и энергосберегающих технологий, но и принципиально важные сдвиги в структуре, содержании и характере процессов производства и потребления. Мировое сообщество постепенно преодолевает синдром "борьбы двух систем". Но слом биполярной модели международных отношений выявил другой острейший конфликт в мире - между центральной (Север) и периферийными частями (Юг) в структуре мирового хозяйства. Проблема выживания делает необходимой органичную интеграцию этих двух частей на основе их взаимной адаптации и активных связей.

Влияние НТР на мировое хозяйство. Современное мировое хозяйство существенно изменяется под влиянием

бурного развития науки и техники. Это проявляется в трех основных направлениях: ускорении темпов производства, изменениях в отраслевой структуре экономики и сдвиги в размещении хозяйства.

Изменения в отраслевой структуре хозяйства в период НТР имеют глубокий характер.

  • Во-первых, изменилось соотношение между производственной и непроизводственной сферами. Количество работников в сфере услуг стремительно растет и уже достигла 1/3 всех работающих. Вместе сокращается занятость в производственной сфере.
  • Во-вторых, в сфере материального производства изменяются пропорции между ее отраслями: стабилизируется численность работников в промышленности и транспорте, сокращается - в сельском хозяйстве, растет - в торговле.
  • В-третьих, существенные сдвиги происходят также в структуре каждой из отраслей. В промышленности уменьшается занятость в добывающей отрасли и растет в обрабатывающей. Однако в последнее время быстрыми темпами растет роль «авангардной тройки» отраслей: машиностроение (в период НТР обеспечивает хозяйство машинами и механизмами), электроэнергетики (без которой не будет ни одна машина) и химической промышленности (дает производству новые материалы). На эти три отрасли приходится половина всего промышленного производства мира.

При этом на первый план выходят новейшие наукоемкие отрасли: микроэлектроника, приборостроение, робото-строения, авиаракетокосмична промышленность, химия органического синтеза. Одновременно значение старых отраслей промышленности (черная металлургия, текстильная и лесная промышленность) уменьшается.

В сельском хозяйстве уменьшается количество занятых в растениеводстве и несколько возрастает в животноводстве. В растениеводстве произошла «зеленая революция», которая заключалась во внедрении высокопродуктивных сортов растений, механизации хозяйства и мелиорации земель. В животноводстве произошел переход некоторых видов производства (птицефабрики, комплексы по разведению крупного рогатого скота) на индустриальные технологии. На этих производствах вводится не только механизация, а автоматизация, т.е. управление при помощи машин и механизмов.

В эпоху НТР возрастает роль перевозок пассажиров и грузов. Несколько уменьшается значение старых видов транспорта (речного, морского, железнодорожного) и возрастает роль новейших (воздушного, автомобильного, трубопроводного, электронного). Значительно упростила перевозки контейнеризация грузов. Однако и старые виды транспорта претерпят существенных изменений. Появляются новые транспортные средства: поезда на воздушной подушке и магнитной подвеске, суда на подводных крыльях, суда-атомоходы и др. На киевском заводе «Авиант» разработан исследовательский экземпляр новейшего транспортного средства, который сочетает в себе лучшие свойства автомобиля и вертолета. Ему дали рабочее название «аероавто».

Научно-техническая революция изменила товарную структуру торговли. Растет покупка и продажа готовых товаров, сокращается - сырья и продовольствия. Возникла новая форма торговли - технологиями: лицензиями, патентами, техническим опытом. Главным продавцом технологий на мировом рынке являются США, а покупателем - Япония.

Происходят существенные сдвиги в размещении производства: роль одних факторов, к которым тяготеют предприятия, уменьшается, других - возрастает. Когда-то определяющий сырьевой фактор, теперь имеет второстепенное значение. Зато растет роль транспортного фактора. Экономика высокоразвитых стран сейчас работает преимущественно на импортном сырье, поэтому хозяйственные объекты перемещаются в морских побережий.

Влияние такого фактора, как трудовые ресурсы, тоже увеличивается. Особенно это касается размещения трудоемких и наукоемких отраслей. Повышается роль квалифицированных кадров. При размещении предприятий все больше учитывается экологический фактор. Все чаще «грязные» производства переносятся в районы с меньшей концентрацией населения. Высокоразвитые страны выносят филиалы своих экологически опасных производств (в частности цветную металлургию) в развивающихся. Таким образом мы живем в период научно-технической революции, которая существенно влияет на все сферы человеческой деятельности.

ОТКРЫТЫЙ УРОК В 10 ГРУППЕ

ТЕМА: «Характеристика НТР ».

« Научно-техническая революция и её влияние на мировое хозяйство».

ЦЕЛИ УРОКА:

Образовательная:

1. Дать понятие о научно-технической революции;

2. Рассказать о характерных чертах о научно-технической революции;

3. Показать, что НТР – это единая сложная система, в которой тесно взаимодействуют друг с другом четыре составные части:

· техника и технология

· производство

· управление

4. Рассмотреть влияние НТР на мировую экономику

Воспитательные задачи:

1. Воспитание трудолюбия;

2. Аккуратности в ведении записей в рабочих тетрадях учащихся;

3. Самостоятельности в суждениях по данной теме.

Развивающие задачи:

1. Развитие внимания учащихся;

2. Грамотной монологической речи;

3. Умения четко, обосновано формулировать вопрос и давать краткий, содержательный ответ на поставленный вопрос;

4. Развитие умения проводить сравнение и анализ таблиц (приложение № 1, № 2)

ТИП УРОКА: комбинированный.

МЕТОДЫ ВЕДЕНИЯ УРОКА:

лекционный с элементами беседы, аналитический, стимулирующий, метод устного контроля.

· Интеллектуальный (внедрение межпредметных связей, диалогическая подача материала;

· Социальные: работа в группе и парами;

· Програмагтические: постановка целей урока перед учащимися на их уровне;

· Эмоциональные: создание ситуации успеха.

Понятие об НТР. Основные черты НТР. Пути развития техники и технологий. Международная специализация, международные монополии. Главные центры мирового хозяйства, экономическая интеграция.

ФОРМА КОНТРОЛЯ: фронтальная

ОСНАЩЕНИЕ: Схема «НТР», учебник, тетради учащихся.

ОБОРУДОВАНИЕ: политическая карта мира, атласы, таблицы, учебники.

Логико-понятийная структура основного содержания урока:

«Характеристика научно-технической революции»

Характерные черты и основные части

Техника и технология

Производство

Управление

6 главных направлений:

1.Электронизация

2. Комплексная автоматизация

3. Перестройка электрохозяйства

4. Производство новых материалов

5. Космизация

6. Ускорение развития биотехнологии

ВОПРОСЫ ДЛЯ ВВОДА В ТЕМУ:

1. Что такое научно-техническая революция?

2. Как различаются понятия «научно-технический прогресс» и «научно

3. техническая революция»?

4. Почему мы говорим, что наука сегодня превратилась в непосредственно

5. производительную силу»?

Как вы понимаете это выражение?

ХОД УРОКА

1. Изучение нового материала

А) Понятие об НТР.

Развитие человеческой цивилизации тесно связано с научно-техническим прогрессом. Научно-технический прогресс обеспечивает поступательное развитие производительных сил общества. На фоне этого прогресса бывают и «бури» и «натиски» в изменении производственных сил.

Таким был период промышленных переворотов в ряде стран (в18-19 вв), который обозначил переход от ручного труда к машинному производству.

Вопрос к учащимся:

Опираясь на знания по предыдущим курсам географии и истории объясните:

Почему образование мирового рынка, мировой торговли было связано с Великими географическими открытиями?

Начало периода НТР относится к середине 20 века.

НТР - представляет собой коренной качественный переворот в производительных силах человечества, основанный на превращении науки в непосредственную производительную силу общества.

Важнейшим экономическим показателем НТР являются затраты на НИОКР (научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы). Основная доля их – 85% - приходится на США, Японию, Германию, Францию, Великобританию. Абсолютный лидер – США.

НТР характеризуется:

Во первых , универсальностью, всеохватностью.

Она затронула все страны мира и все сферы географической оболочки, космическое пространство. НТР преобразует все отрасли производства, характер труда, быт, психологию людей.

Раньше символом НТР считали паровую машину. Для современной НТР – символом является реактивный самолёт, космический корабль, ЛЭС, ЭВМ, телевизор и т. д. Благодаря НТР в нашем лексиконе появились слова: спутник, атом, робот.

Во вторых , чрезвычайным ускорением научно-технических преобразований.

В частности, оно выражается в сокращении «инкубационного» периода между научным открытием и его внедрением в производство.

За 15-20 лет человечество прошло путь от запуска первого искусственного спутника земли до высадки человека на Луну.

Мобильность, постоянное обновление продукции стали непременным условием

развития большинства отрасли производства.

Всё это требует больших средств.

В третьих : НТР повысила требования к уровню квалификации трудовых ресурсов.

Меняется характер труда, происходит его интеллектуализация.

Что это значит?

Во всех сферах человеческой деятельности увеличивается доля умственного труда.

Все виды труда превращаются в высококвалифицированную деятельность.

В четвёртых : НТР – это военно-техническая революция. Военная особенность

современной НТР, её тесная связи с военным производством, подтверждается

известным всему миру взрывом атомной бомбы в Хиросиме в 1945 году.

На протяжении всего периода «холодной войны» НТР была ориентирована на

использование новейших достижений научно-технической мысли в военных целях.

Но после ввода первой АЭС и запуска первого искусственного спутника земли

многие страны делают всё для того, чтобы направить НТР на достижение мирных

Беседа с учащимися:

1.Учитель предлагает ответить на вопрос:

Как различаются понятия «научно-технический прогресс» и «научно-техническая

«революция?»

2.Учащиеся пользуясь записями в тетрадях, выделяют главные черты НТР.

1. Универсальность, всеохватность.

2. Чрезвычайное ускорение научно-технических преобразований.

3. Интеллектуализация.

4. Военно-техническая революция

Предлагается рассмотреть схемы:

А) Сокращение разрыва во времени между научным открытием и его внедрением в производство.

(приложение № 1)

Б) Техника морского бурения нефти и газа.

(приложение № 2)

Рассматривая черты НТР, приходим к выводу:

НТР - это единая сложная система, в которой действуют:

1. Наука 2. Техника и технология 3.Производство. 4. Управление.

Это её составные части.

Познакомимся подробно с каждой из них:

1. Наука: рост наукоёмкости.

Наука в эпоху НТР – это сложный комплекс знаний. В мире 5-6 миллионов научных работников, т. е. 9/10 наших современников.

Выросли связи науки с производством, которые становятся более наукоёмким:

1-е место по числу учёных и инженеров занимают: США, Япония, страны Западной Европы, Россия. Расходы на науку в этих странах составляет 2-3% ВВП.

В развивающихся странах затраты на науку в среднем не превышают – 0,5% ВВП.

2. В условиях НТР развитие техники и технологии происходит двумя путями:

а) эволюционный путь

б) революционный путь

Эволюционный путь заключается в совершенствовании уже известной технической

2. Комплексная автоматизация:

В 1950х годах - появление ЭВМ; в 1970х годах - появление микроЭВМ и микропроцессоров, начинается новая эра применения роботов.

Самым большим парком промышленных роботов обладают: Япония, США, ФРГ, Италия, Франция.

3. Перестройка энергетического хозяйства, основанная на энергоснабжении , совершенствовании структуры топливно-энергетического баланса, более широком использовании новых источников энергии.

Наиболее развита эта отрасль в США, Франции, Японии, ФРГ, России.

4. Производство новых материалов.

Высокие требования к старым конструкционным материалам, а также появление новых материалов 20 века: (литий, бериллий, титан)

Титан-металл, используемый в аэрокосмической промышленности.

5. Ускоренное развитие биотехники.

Это направление возникло в 1970е годы. Биотехнология и биоиндустрия принадлежат к более наукоёмким новейшим отраслям НТР. Особенно успешно развиваются в США, Японии, ФРГ, Франции.

6. Космизация.

Развитие космонавтики, новейшей наукоёмкой отрасли – аэрокосмической промышленности.

Четвертая составная часть НТР - управление.

Учитель предлагает учащимся вспомнить традиционные пути совершенствования производства:

это-механизация, электрификация, химизация.

Подведём итоги:

Пользуясь своими записями в тетрадях, назовите 6 главных направлений развития

1. Электронизация. 2. Комплексная автоматизация. 3. Перестройка энергохозяйства. 4. Производство новых материалов. 5. Космизация. 6. Ускоренное развитие биотехнологий.

Вопрос учащимся:

1. Пользуетесь ли вы интернетом и для какой цели?

2. Пользуясь таблицей «основные части НТР» объясните, как влияет НТР на отраслевую структуру хозяйства?

3. Как НТР влияет на территориальную структуру хозяйства?

4. Почему в эпоху НТР значение производственной сферы хозяйства возрастает?

При рассмотрении характеристики и основных черт НТР нельзя не отметить её влияние на мировое хозяйство

1. На современной политической карте мира насчитывается стран:

а) 230 в) 1000

б) 15О г) 2000

Ответ: 230

2. Важную роль в урегулировании международных конфликтов играет:

а) ООН в) НАТО

б) ОПЕК г) Красный Крест

Ответ: НАТО

3.Примером разъединения страны и образование на её месте двух или нескольких государств может служить:

а) Куба в) Германия

б) Чехословакия г) Венгрия

Ответ: б

4. Какая форма правления предусматривает передачу власти по наследству?

а) республика в) монархия

б) федеративная республика г) затрудняюсь ответить

Ответ: в

5. Что такое федеративное государство:

а) форма власти

б) экономический союз

в) форма государственного устройства, при которой в состав государства входят государственные образования, обладающие определенной юридической и политической самостоятельностью.

г) форма государственного устройства, при которой государство состоит из административных единиц, подчиняющихся центральному правительству

Ответ: в

6. По каким трем основным критериям ООН выделяет группу наименее развитых стран мира?

Ответ: 1. ВВП в расчете на душу населения страны – менее 500 долларов

2. Доля обрабатывающей промышленности в ВВП страны и в экспорте страны - не более 10 %

3. Около 80 % взрослого населения – неграмотное

7. Дайте определение граница :

Ответ: установление по соглашению с соседними государствами линии, определяющие пределы государственной территории.

УУ 2 10 класс

Контрольный тестовый срез знаний по теме «Политическая карта мира»

1. Наибольшее количество развивающихся стран находится:

а) Азии, Латинской Америке, Африке, Океании

б) Юго-Восточной Азии,

в) Центральной и Южной Африке

г) Австралии и Океании

Ответ: а

2. Расширение НАТО на Восток - сложное военно-политическая проблема для:

а) Эстонии и Латвии

б) России

в) Польши и Венгрии

г) Чехии и Словакии

Ответ: б

3. На протяжении всего послевоенного периода главной «горячей точкой» планеты остается:

а) США в) Ближний Восток

б) Экваториальная Африка г) Россия

Ответ: в

4. Какое из перечисленных государств является теократической монархией:

б) Бельгия г) Великобритания

Ответ: а

5. Форма государственного устройства, при которой территория страны имеет в своем составе самоуправляющиеся государственные образования, называется…

а) федерацией в) унитарным государством

б) монархией г) республикой

Ответ: а

6. Перечислите страны, входящие в Европейский Союз (ЕС), каковы цели создания и проблемы союза?

Ответ: Европейский Союз (ЕС) – Австрия, Бельгия, Великобритания, Греция, Дания, Ирландия, Испания, Люксембург, Нидерланды, Португалия, Финляндия, Франция, ФРГ, Швеция

Цели: 1.единый рынок товаров, услуг, капиталов и рабочей силы.

2.переход от интеграции экономической к политической, введение единой финансовой и военной систем.

3.общие нормы юриспруденции и социальных норм

4. отменна внутрирегиональных таможенных барьер ов

7. Дайте определение:

политко-географическое положение страны –это место страны на политической карте мира, связь с другими государствами и международными союзами.

УУ 3 10 класс

Контрольный тестовый срез знаний по теме «Политическая карта мира»

1. Определите абсолютную монархию среди перечисленных стран:

а) Дания в) Марокко

б) Оман г) Нидерланды

Ответ: б

2. Высокий уровень экономического и социального развития страны характеризуется в первую очередь:

а) численностью населения в) плотность населения

б) ВВП на душу населения г) ценами на газеты и журналы

Ответ: б

3. Договор о нераспространении ядерного оружия (1970год) узаконил существование пяти ядерных стран:

а) США, Россия, Пакистан, Индия, Израиль

б) США, Россия, Великобритания, Франция, Китай

в) США, Россия, Япония, Бразилия, ЮАР

Ответ: б

4. Форма государственного устройства, при которой в составе государства нет самоуправляющихся государственных образований, называется…

а) федеративным государством в) унитарным государством

б) монархией г) республикой

Ответ: в

5. Какие особенности политико-географического положения превратили зону Персидского залива в «горячую точку» планеты?

а) причины национально-этнического характера

2) Пакистан, Судан 5) Узбекистан, Таджикистан

3) Италия, США 6) США, Китай

4. Укажите четыре государства, которые занимают ведущее место в мире по запасам железной руды:

1) Австрия 5) Россия

2) Бразилия 6) США

3) Канада 7) Алжир

4) Индия 8) Франция

5.Выделите четыре государства, которые занимают ведущее место в мире по добыче железной руды:

1) Австралия 5) ФРГ

2) Китай 6) США

3) Египет 7) Россия

4) Бразилия 8) Швеция

6.Назовите четыре государства, являющихся крупнейшими в мире экспортерами железной руды:

1) Россия 5) Австралия

2) ФРГ 6) Бразилия

3) ЮАР 7) Канада

4) Венгрия 8) Япония

7.Выберите отрасль, вносящую наибольший вклад в потепление климата на планете:

1) Машиностроение 4) Производство строительных материалов

2) Нефтехимия 5) Чёрная металлургия

3) Энергетика 6) Пищевая промышленность

8.Найдите единственное правильное сочетание страны и преобладающего в ней типа электростанций (по доле выработке электроэнергии):

1) Россия –тепловые электростанции

2) ФРГ – гидроэлектростанции

3) Франция –тепловые электростанции

4) США – гидроэлектростанции

9.Наибольшие темпы роста производства продукции наблюдаются:

1) В текстильной промышленности

2) В лесной промышленности

3) В электронном машиностроении

4) В угледобывающей промышленности

10.Рыбная промышленность – отрасль международной специализации:

1) в Чехии 3) в Норвегии

2) в Венгрии 4) в Люксембурге

УУ-3 Тестовые задания по географии

Раздел: «Мировое хозяйство»

Промышленность

1.Основным фактором размещения промышленного производства в эпоху НТР становится:

1) Сырьевой в) Транспортный

2) наукоёмкий г) Потребительский

2. Ведущие страны по выплавке стали:

1) Норвегия, Финляндия, Дания

2) Япония, США, Китай

3) Мексика, Аргентина, Бразилия

4) Испания, Португалия, Греция

3.Наибольшее количество электроэнергии в мире производится:

1) в Индии 3) в Пакистане

2) в Бангладеш 4) в Лаосе

4.В мировой добыче алмазов 90% приходится на долю:

1) Среди топливных полезных ископаемых наиболее велики в мире запасы нефти

2) Основная часть запасов угля находится в южном полушарии

3) Почти все топливные полезные ископаемые относятся к категории возобновляемых

4) Угольные и нефтегазоносные бассейны имеют осадочное происхождение

5) Большая часть запасов нефти приходится на развитые страны

9. «Медным поясом» называют:

1) Средиземноморское побережье Африки

2) Замбию и южную часть Заира

3) Горные районы Чили, Перу, Эквадора

4) Побережье Гвинейского залива

5) Государства Юго-Восточной Азии

10.Что общего в специализации промышленности центральной части России, Науру, Эстонии, Марокко, Чили, Казахстана, Того, Иордана? Продолжите ответ:

добыча (фосфоритов) __________________________________________________________________

error: Content is protected !!