Образ матери в русской литературе. Образ матери-женщины в современной литературе Образ женщины матери в литературе

Восславим женщину - Мать, чья любовь не знает преград, чьей грудью вскормлен весь мир!
Все прекрасное
в человеке - от лучей солнца и от молока Матери. Вот что насыщает нас любовью к жизни!
М. Горький


Образ матери издавна присущ русской поэзии и русской литературе в целом. Эта тема занимает важное место как в классической, так и в современной литературе. Более того, русский образ матери является национальным культурным символом, не утратившим своего высокого значения с древнейших времен до наших дней. Характерно, что образ матери, вырастая из образа конкретного человека, матери поэта, становится символом Родины. В своем блоге мне хочется остановиться только на некоторых литературных фактах.

Образ матери, ее любовь к детям появился еще в русском фольклоре. Все мы знаем пословицу: «При солнышке тепло- при матери добро». А потом образ матери как - то потускнел. Даже Пушкин - поэт «золотого века» - не писал о матери. Но вот в литературе появляется поэт «гнева и печали» Н.А. Некрасов, и мы читаем строчки его стихов, посвященные матерям

Внимая ужасам войны,
При каждой новой жертве боя

Мне жаль не друга, не жены,
Мне жаль не самого героя...
Увы! утешится жена,
И друга лучший друг забудет;
Но где-то есть душа одна -
Она до гроба помнить будет!
Средь лицемерных наших дел
И всякой пошлости и прозы
Одни я в мире подсмотрел
Святые, искренние слезы -
То слезы бедных матерей!
Им не забыть своих детей,
Погибших на кровавой ниве,
Как не поднять плакучей иве
Своих поникнувших ветвей...



Елена Андреевна Некрасова

Стихотворение “Внимая ужасам войны...”, посвящено Крымской войне 1853—1856 годов, но звучит поразительно современно.. Оно напоминает живущим о непреходящей ценности жизни, кажется, только матери, дающие жизнь, понимают ее святое назначение. А безумцы, втягивающие новые поколения в войны, ничего не хотят понимать. Не слышат голоса разума. Скольким российским матерям близко и понятно это стихотворение:

«Милая, добрая, старая, нежная» мать видится поэту С. Есенину «за родительским ужином ». Мать волнуется - сына давно не было дома. Как он там, вдалеке? Сын пытается успокоить её в письмах: «Время будет, милая, родная!» А пока над материнской избушкой струится «вечерний несказанный свет» . Сын, «по-прежнему такой же нежный», «мечтает лишь о том, чтоб скорее от тоски мятежной воротиться в низенький наш дом». В «Письме матери» сыновние чувства выражены с пронзительной художественной силой: «Ты одна мне помощь и отрада, ты одна мне несказанный свет»

Татьяна Федоровна Есенина


Полные горести строки из далёкого 19 века напоминают нам о горьком плаче матери, который мы слышим в поэме Анны Андреевны Ахматовой «Реквием». Вот оно, бессмертие истинной поэзии, вот она, завидная протяжённость её существования во времени!
Поэма имеет реальную основу: 17 месяцев (1938 - 1939 годы) Ахматова провела в тюремных очередях в связи с арестом сына, Льва Гумилёва: он арестовывался трижды: в 1935, 1938 и 1949 годах.
. Поэма «Реквием » - это дань памяти тем страшным годам и всем прошедшим с ней этот трудный путь, всем замеченным, всем родным осужденных. В поэме отражены не только личные трагические обстоятельства жизни автора, но и горе всех русских женщин, тех жен, матерей, сестер, что стояли с ней вместе 17 страшных месяцев в тюремных очередях в Ленинграде.

Узнала я, как опадают лица,
Как из-под век выглядывает страх,
Как клинописи жесткие страницы
Страдание выводит на щеках,
Как локоны из пепельных и черных
Серебряными делаются вдруг,
Улыбка вянет на губах покорных,
И в сухоньком смешке дрожит испуг.
И я молюсь не о себе одной,
А обо всех, кто там стоял со мною,
И в лютый холод, и в июльский зной
Под красною ослепшею стеною.


Анна Андреевна Ахматова с сыном. Кресты.


Роман «Молодая гвардия» - еще одна веха в истории нашей страны. .Герой романа А. Фадеева Олег Кошевой обращается не только к матери, но и ко всем детям, от горя которых « седеют наши матери».:
«Мама, мама! Я помню руки с того момента, как я стал осознавать себя на свете. И с того самого мгновения я всегда помню твои руки в работе.
Я помню, как они сновали в мыльной пене, стирая мои простынки, когда эти простынки были так малы, что походили на пеленки.
Я вижу твои пальцы на букваре, и я повторяю за тобой: «бе-а-ба, ба-ба».
Я помню твои руки, не сгибающиеся, красные от студеной воды - и помню, как незаметно могли руки твои вынуть занозу из пальца у сына, и как они мгновенно продевали нитку в иголку, когда ты шила и пела.
Нет ничего на свете, что бы сумели руки твои, чего бы они погнушались!
Но больше всего, на веки вечные, запомнил я, как нежно гладили они, руки твои, чуть шершавые и такие теплые и прохладные, как они гладили мои волосы, и шею, и грудь, когда я в полусознании лежал в постели. И когда бы я ни открыл глаза, ты была всегда возле меня, и ночник горел в комнате, а ты глядела на меня из тьмы, сама тихая и светлая, будто в ризах. Я целую чистые, святые руки твои!
Ты проводила на войну сыновей - если не ты, так другая, такая же, как ты, - иных ты уже не дождешься вовеки…
Оглянись же и ты, юноша, мой друг, оглянись, как я, и скажи, кого ты обижал в жизни больше, чем мать свою - не от меня ли, не от тебя ли, не от него ли, не от наших ли неудач, ошибок и не от нашего ли горя седеют наши матери? А ведь придет час, когда мучительным упреком сердцу вернется все это у материнской могилы.
Мама, мама! Прости меня, потому что ты одна, только ты одна на свете можешь прощать, положи на голову руки, как в детстве, и прости…»

Елена Николаевна, мама Олега Кошевого


Образ матери извечно нёс на себе черты драматизма. И стал выглядеть ещё более трагично на фоне великой и страшной в своей ожесточённости минувшей войны. Кто более матери перенёс страданий в эту пору?

Да разве об этом расскажешь -
В какие ты годы жила!
Какая безмерная тяжесть
На женские плечи легла!

- так пишет М, Исаковский в своем стихотворении..


И ты перед всею страною,
И ты перед всею войною
Сказалась — какая ты есть


Уникальный пример милосердия дала нам , воспитавшая 48 детей разных народностей. Первого ребёнка сестра милосердия Сашенька Деревская взяла на воспитание, когда ей едва минуло восемнадцать, — в гражданскую войну. В эти годы тысячи сирот бродили по дорогам. Грянула Великая Отечественная война. И Александра Абрамовна вновь поступала так, как велело ей материнское сердце: она выходила к эшелонам, в которых привозили эвакуированных детей, и приносила самых слабых домой. Спешите делать добро! Способны ли вы возвести в душе своей здание. Милосердия и Добра? Ибо без этого нет человека. Без этого нет женщины.

Александра Абрамовна Деревская

Мудрец нашего века Расул Гамзатов сказал: «Нам бы не только любить, но и молиться за матерей следует, и не потому, что они молятся за нас, а по внутренней потребности ». Мать - начало всех начал, неиссякаемый источник добра, всепонимания и всепрощения. Мать - опора земли. Жизнелюбием матери, её милосердием и бескорыстием крепнет и умножается семья. В народе говорят: несчастлива семья, где женщина грустна. Не может быть счастливой и страна, где не устроены семьи, где нарушен или же не создан семейный лад, семейный уют. Благополучие семьи зависит от матери, от её внутреннего состояния, улыбки, тёплого взгляда. По отношению к женщине определяется зрелость общества, а нашей заботой о матерях - его нравственная высота или, наоборот, порочность и духовная нищета. Вот как об этом сказала М. Цветаева:

Склоняются низко цветущие ветки,
Фонтана в бассейне лепечут струи,
В тенистых аллеях все детки, все детки,
Ах, детки в траве, почему не мои?
Как будто на каждой головке коронка,
От взглядов, детей стерегущих любя.
И женщине каждой, что гладит ребенка,
Мне хочется крикнуть: «Весь мир у тебя».
Как бабочки, платьица девочек пестры:
Там ссора, там слезы, там сборы домой.
И шепчутся мамы, как нежные сестры:
«Подумайте, сын мой!» - «Да что вы! А мой…»
Я женщин люблю, что в бою не робели,
Умели и шпагу держать, и копье,
Но знаю, что только в плену колыбели
Обычное , женское счастье мое .

А закончить тему матери, ее любви к детям мне хочется притчей «Мамина любовь»:
Однажды к маме пришли её дети, споря между собой и доказывая свою правоту друг другу, с вопросом: кого она любит больше все на свете?
Мать молча взяла свечу, зажгла её и начала говорить.
"Вот свеча — это я! Её огонь — моя любовь!"
Затем она взяла ещё одну свечу и зажгла её от своей.
"Это мой первенец, я дала ему своего огня, свою любовь! Разве от того что я дала, огонь моей свечи стал меньше? Огонь моей свечи остался прежним…"
И так она зажгла столько же свечей, сколько у неё было деток, и огонь её свечи оставался таким же большим и тёплым…

Люди, пока ваши сердца бьются, помните о той, которая дала Вам жизнь, не спал, когда вы болели, целовал ваши крохотные ручонки и пел Вам колыбельные песни. Низко поклонитесь матери за ее доброе всепрощающее сердце. Пока не поздно.
.
Условия использования материалов (пункт 8) -

Исследовательская работа.

«Образ матери в лирике поэтов-классиков и поэтов-современности»

учитель начальных классов МБОУ

лицей №13 г.Ростов-на-Дону

Мама, имя твоё я несу через жизнь, как святыню.

Будут годы идти. Будут яблоки падать в траву.

Будет солнце всходить.

Будут реки врываться в пустыню.

Будут плыть корабли в белизну марсианских морей.

Будет жизнь бушевать.

Каждым атомом. Жилкою каждой.

Люди! Братья мои! Берегите своих матерей!

Настоящая мать – человеку дается однажды!

Сергей Остовой.

Кто учит ребенка делать первые шаги? Кто поет первую в его жизни колыбельную песню? Кто рассказывает сказку? Кто учит говорить на родном языке? И какое слово чаще всего первым произносит ребенок? Конечно, МАМА!

Да, именно МАМА открывает малышу дверь в большой мир, она неотступно находится с ним, первой встает на его плач… Он слышит ласковые слова матери, чувствует её тепло, защиту. Как его ручонки тянутся к МАМЕ! И даже когда люди становятся взрослыми и отрываются от родного дома, их связь с матерью не обрывается. И в минуты беды, опасности, отчаяния мы по-прежнему зовем на помощь, прежде всего, МАМУ…

Современный мир жесток, здесь правят власть, деньги, покровительство. А как же сила материнской любви, любви всепоглощающей, любви всепрощающей? Может, повернувшись к началу, к истоку жизни, общество сумеет вернуть мир, покой, благополучие? С молоком Матери каждый человек впитывает самые дорогие, нежные, искренние чувства. Почему со временем из такого малыша, а потом и взрослого человека появляется жестокость, стремление унизить, даже уничтожить подобного себе?

Эти вопросы волновали поэтов и писателей еще с библейских времен. Образ Матери – один из самых почитаемых, любимых в русской литературе.

Сердце матери

Сердце матери – самый милосердный судья, самый участливый друг, это солнце любви, свет которого согревает нас всю жизнь.

Александр Сергеевич Пушкин

«Солнце русской поэзии» - знаменитый во всем мире классик – А.С.Пушкин в детстве был обделен материнской любовью. Надежда Осиповна характер имела неровный, с резкими сменами настроений: то гневалась, то впадала в черную меланхолию, то вдруг снова становилась ласковой и оживленной. Александр чаще всего раздражал её и призывался обычно после очередной шалости на расправу. Мать раздражало все: упрямство мальчика, его непохожесть на других детей, его непонятная сложность.

Но все-таки были две женщины в доме Пушкиных, которые дали Александру так не достававшую ему материнскую любовь и ласку. Няня - Арина Родионовна, крепостная крестьянка, отпущенная на волю, но не пожелавшая уйти от господ, вынянчившая их детей, а потом и внуков. Бабушка - Мария Александровна Ганнибал, которая, по свидетельству сестры поэта, Ольги Сергеевны, «была ума светлого и по своему времени образованная, говаривала и писала прекрасным русским языком…» Это они рассказывали ему сказки, легенды, знакомили с миром народного вымысла.

Ах! умолчу ль о мамушке моей,
О прелести таинственных ночей,
Когда в чепце, в старинном одеянье,
С усердием перекрестит меня
И шепотом рассказывать мне станет
О мертвецах, о подвигах Бовы...
От ужаса не шелохнусь, бывало,
Едва дыша, прижмусь под одеяло,
Не чувствуя ни ног, ни головы.

1816 год

С огромной любовью и нежностью поэт часто говорил о своей няне – Арине Родионовне. Она постоянно была рядом не только, когда поэт был ребенком, но и будучи знаменитым поэтом, другом и соратником участников декабристского движения. Она сопровождала его и в ссылках, и в изоляции в их родовом имении с.Михайловском.

Няне

Подруга дней моих суровых,
Голубка дряхлая моя!
Одна в глуши лесов сосновых
Давно, давно ты ждешь меня.
Ты под окном своей светлицы
Горюешь, будто на часах,
И медлят поминутно спицы
В твоих наморщенных руках.
Глядишь в забытые вороты
На черный отдаленный путь:
Тоска, предчувствия, заботы
Теснят твою всечасно грудь.

Мадонна – в католицизме означает Богородица, «мать» божественного создания, сына Божьего. Воплощением идеала материнства стала жена Александра Сергеевича - Наталья Николаевна Гончарова.

Мадонна

Не множеством картин старинных мастеров
Украсить я всегда желал свою обитель,
Чтоб суеверно им дивился посетитель,
Внимая важному сужденью знатоков.

В простом углу моем, средь медленных трудов,
Одной картины я желал быть вечно зритель,
Одной: чтоб на меня с холста, как с облаков,
Пречистая и наш божественный спаситель -

Она с величием, он с разумом в очах -
Взирали, кроткие, во славе и в лучах,
Одни, без ангелов, под пальмою Сиона.

Исполнились мои желания. Творец
Тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадонна,
Чистейшей прелести чистейший образец.

Образ Матери в творчестве А.С.Пушкина прошел все этапы поэтизированного эволюционного развития: от неприязни к собственной родной матери, через добрые нежные чувства к няне и бабушке, к высшему поклонению Святой Богородице.

Михаил Юрьевич Лермонтов.

Мать М.Ю.Лермонтова – Мария Михайловна – была очень добрым человеком, лечила крепостных крестьян, помогала бедным. Она нередко брала на колени маленького Мишу, играла на фортепиано и пела.

« Когда я был мальчиком лет трех , - вспоминал Лермонтов, - то была песня, от которой я плакал…Её певала мне покойная мать…» Нежность к матери и тоска по ней нашли отражение во многих произведениях поэта.

Ангел

По небу полуночи ангел летел

И тихую песню он пел;

И месяц, и звезды, и тучи толпой

Внимали той песне святой.

Он пел о блаженстве безгрешных духов

Под кущами райских садов;

О Боге великом он пел, и хвала

Его непритворна была.

Он душу младую в младую в объятиях нес

Для мира печали и слез,

И звук его песни в душе молодой,

Остался – без слов, но живой.

И долго на свете томилась она,

Желанием чудным полна;

И звуков небес заменить не могли

Ей скучные песни земли.

1831 год

Мария Михайловна умерла от чахотки в феврале 1817 года в возрасте 21 год 11 месяцев 7 дней. Тема одиночества и грусти, сопровождающая поэта с раннего детства, пролегла красной нитью через все творчество М.Ю.Лермонтова.

Афанасий Афанасьевич Фет.

Детство А.А.Фета не было вполне счастливым. Но и печальным его не назовешь: «… все у него было как у многих помещичьих сыновей, живущих преимущественно на земле и землею. Была деревенская жизнь, обычный сельский обиход, и вокруг – среднерусская природа» - так вспоминала впоследствии о поэте его дочь.

Образ матери у поэта связан с корнями немецкими (мать – урожденная Шарлотта-Елизавета Фет), будущий поэт воспитывался в немецкой школе до 14 лет. Затем – Орловская губерния с её безграничными полями, равнинами и совсем иные воспоминания о той поре, о близком и родном человеке – о матери. В стихотворениях, связанных с тем временем, мы находим тесно переплетенный фольклор:

Колыбельная песня сердцу

Сердце – ты малютка!

Угомон возьми…

Хоть на миг рассудка

Рада я принять душою

Всю болезнь твою!

Спи, Господь с тобою,

Баюшки-баю!..

1843 год

Серенада

Тихо вечер догорает,

Горы золотя;

Знойный воздух холодает,-

Спи, мое дитя.

Соловьи давно запели,

Сумрак возвестя;

Струны робко зазвенели,-

Спи, мое дитя.

Смотрят ангельские очи,

Трепетно светя;

Так легко дыханье ночи,-

Спи, мое дитя.

1845 год

В более позднем периоде своего творчества поэт обращает свое внимание на образ матери как Богородицы. Это связано с внутренним разногласием на поэтическом поприще, и непонимание со стороны близких, любовью которых был обделен А.Фет в детстве. И стихотворения превращаются в молитву:

AVE MARIA

AVE MARIA - лампада тиха,

В сердце готовы четыре стиха:

Чистая дева, скорбящего мать,

Душу проникла твоя благодать.

Неба царица, не блеске лучей,

В тихом предстань сновидении ей!

AVE MARIA - лампада тиха,

В сердце готовы четыре стиха.

1842 год

Назначение женщины поэт представлял как материнство, а саму женщину славил Мадонной, несущей своего сына людям во имя спасения.

Николай Алексеевич Некрасов.

Детство Н.А.Некрасова прошло в селе Грешнево, что находится на берегу великой русской реки Волги в семье зажиточных помещиков. Мало в окружающей его жизни было приятного, горестных минут в достаточной мере пришлось испытать будущему поэту. Стихотворение «Родина» - биографическая сага о родных краях, где прошло его детство, воспоминания о трагичных минутах из детства. Его мать – Елена Андреевна – добрая, мягкая женщина, которая покорилась судьбе, жила с человеком, тиранящим не только крепостных крестьян, слуг, но и всех домочадцев.

Чей лик мелькает в аллее дальной

Мелькает меж ветвей, болезненно – печальный?

Я знаю, отчего ты плачешь, мать моя!

Навеки отдана угрюмому невежде,

Не предавалась ты несбыточной надежде –

Тебя пугала мысль восстать против судьбы,

Ты жребий свой несла в молчании рабы…

Но знаю: не была душа твоя бесстрастна;

Она была горда, упорна и прекрасна,

И все, что вынести в тебе достало сил,

Предсмертный шепот твой губителю простил?..

Горечь, боль, тоска слышатся и в других стихотворениях- воспоминаниях о родных и близких:

Повидайся со мною, родимая!

Появись легкой тенью на миг!

Всю ты жизнь прожила нелюбимая,

Всю ты жизнь прожила для других,

С головой, бурям жизни открытою,

Весь свой век под грозою сердитою

Простояла ты – грудью своей

Защищала любимых детей…

(«Рыцарь на час»)

Поэт «мести и печали» в своих произведениях часто затрагивал трагическую судьбу русской женщины, женщины –матери. Это и поэма «Русские женщины», и поэма «Кому на Руси жить хорошо», «Мороз, Красный нос» и многие другие.

В полном разгаре страда деревенская…

Доля ты! – русская долюшка женская,

Вряд ли труднее сыскать.

Немудрено, что ты вянешь до времени,

Всевыносящего русского племени

Многострадальная мать!

И опять встречаются строки из молитвы, обращенной к Богородице, в защиту и прощение, в милосердие:

День-деньской моя печальница,

В ночь- ночная богомолица,

Векова моя сухотница…

(«Орина, мать солдатская»)

Ни один поэт до Н.А.Некрасова не воспел с такой силой образ женщины, женщины-матери. Насколько потрясающие идеальные образы создает мастер. Как прекрасны образы, созданные Некрасовым, находящиеся в постоянном труде, радостях и скорбях материнства и борьбе за семью.

Поэзия 20 века. Новая волна

Век двадцатый ворвался в литературу и, в частности, в поэзию, новизной форм, стихосложения, размера, лексических оборотов. Появилась масса различных течений со своими идейными взглядами, новыми темами. Но тема материнства не только осталась одной из самых важных, но и зазвучала с новой силой. К этой теме не раз обращались А.Блок, И.Северянин, О.Мандельштам, М.Цветаева, Б.Ахмадулина, Е.Евтушенко и многие другие.

Сергей Есенин

Но, пожалуй, самый емкий, выразительный, общенародный образ матери принадлежит Сергею Есенину. В русском сознании образу матери всегда отводилась особая роль: она и подательница жизни, и кормилица, и защитница, и печальница за невзгоды детей, она и олицетворение родной земли, она и «мати зеленая дубравушка», и «Волга-матушка», и «Родина-мать», и наконец, «мать – сыра земля» - последний приют и прибежище каждого человека.

Вряд ли найдется человек, не знающий есенинских строк «Письма к матери». И даже самое загрубевшее в жизненных бурях сердце сжимается при воспоминании о матери при чтении его стихов или пении песен, пусть чужой, но так похожей на его своею любовью, тревогой, терпением.

Ты жива еще, моя старушка?
Жив и я. Привет тебе, привет!
Пусть струится над твоей избушкой
Тот вечерний несказанный свет… <…>
Ничего, родная! Успокойся.
Это только тягостная бредь.
Не такой уж горький я пропойца,
Чтоб, тебя не видя, умереть. <…>
Я по-прежнему такой же нежный
И мечтаю только лишь о том,
Чтоб скорее от тоски мятежной
Воротиться в низенький наш дом. <…>
И молиться не учи меня. Не надо!
К старому возврата больше нет.
Ты одна мне помощь и отрада,
Ты одна мне несказанный свет<… >

1924 год

Друг С.Есенина Иван Евдокимов вспоминает о чтении письма поэтом: «…зажало мне крепко жестко горло, таясь и прячась, я плакал, в глуби огромного нелепого кресла, на котором сидел в темнеющем простенке между окнами».

Такой пронзительно волнующий образ матери сложился у поэта только в конце жизненного пути. Мать в стихах Есенина – символ детства, родного дома, очага, родной земли, Родины. Она делается похожей на всех матерей Русской земли, терпеливо ожидающих возвращения своих сыновей и горюющих об их бедах и неудачах.

Слова в стихах поэта часто переплетаются со словами многих молитв, обращенных к Богородице:

«Богороде Дево, не презри меня, грешнаго, требующа Твоея помощи и твоего заступления, на тя бо упова душа моя, и помилуй мя…»

Есенин, посвящая стихи матери, творил молитву сына о Матери. И молитва его доходила до сердца, врывалась в память навсегда и становилась народной песней.

Анна Ахматова

С матерью у упрямой и своенравной девочки отношения были ровно-холодные и поэтому теплых слов, посвященных беззаботному детству, мы не находим. Однако тема материнства у А.Ахматовой прослеживается с раннего творчества. И через все стихи – образ Матери-мученицы, заступницы, Богоматери.

Доля матери- светлая пытка,

Я достойна её не была.

В белый рай растворилась калитка,

Магдалина сыночка взяла.

Каждый день мой – веселый, хороший,

Заблудилась я в длинной весне,

Только руки тоскуют по ноше,

Только плач его слышу во сне.

1914 год

Трагическая судьба Ахматовой повторила тысячи женских долей, выпавших на плечи матерей репрессированных. Боль всех матерей слилась в одну темную, всепоглощающую и вылилась в поэму «Реквием»

Перед этим горем гнутся горы,
Не течет великая река,
Но крепки тюремные затворы,
А за ними "каторжные норы"
И смертельная тоска.
Для кого-то веет ветер свежий,
Для кого-то нежится закат -
Мы не знаем, мы повсюду те же,
Слышим лишь ключей постылый скрежет
Да шаги тяжелые солдат.
Подымались как к обедне ранней.
По столице одичалой шли,

Там встречались, мертвых бездыханней,

Солнце ниже и Нева туманней,
А надежда все поет вдали.
Приговор… И сразу слезы хлынут,
Ото всех уже отделена,
Словно с болью жизнь из сердца вынут,
Словно грубо навзничь опрокинут,
Но идет... Шатается... Одна...
Где теперь невольные подруги
Двух моих осатанелых лет?.. <…>

Тихо льется тихий Дон,
Желтый месяц входит в дом.
Входит в шапке набекрень -
Видит желтый месяц тень.

Эта женщина больна,
Эта женщина одна,
Муж в могиле, сын в тюрьме,
Помолитесь обо мне. <…>

И опять звучит имя Богородицы, имя страдалицы, великой мученицы – имя Матери.

Распятие
"Не рыдай Мене, Мати,
во гробе зрящи".

1

Хор ангелов великий час восславил,
И небеса расплавились в огне.
Отцу сказал: "Почто Меня оставил?"
А Матери: "О, не рыдай Мене..."

2
Магдалина билась и рыдала,
Ученик любимый каменел,
А туда, где молча Мать стояла,
Так никто взглянуть и не посмел.

Марина Ивановна Цветаева

Поэзия Марины Цветаевой – это поток бурных воспоминаний о далеком беззаботном детстве, где мама – Мария Александровна Мейн – любила играть на рояле, прививая любовь к музыке и искусству своим дочерям.

Мы, как ты, приветствуем закаты,
Упиваясь близостью конца.
Все, чем в лучший вечер мы богаты,
Нам тобою вложено в сердца.

К детским снам клонясь неутомимо

(Без тебя лишь месяц в них глядел!),
Ты вела своих малюток мимо
Горькой жизни помыслов и дел.

С ранних лет нам близок, кто печален,
Скучен смех и чужд домашний кров...
Наш корабль не в добрый миг отчален
И плывет по воле всех ветров!

Все бледней лазурный остров - детство,
Мы одни на палубе стоим.
Видно, грусть оставила в наследство
Ты, о мама, девочкам своим!

1908 год

В цикле « В первых стихотворениях о маме» мы видим и чувствуем всю нежность и трогательность Цветаевой по отношению к близким людям, особенно к матери.

Впоследствии, после долгих лет скитаний, бед, непринятости, разлук, в её лирике мы видим обращение к богу, стихи-молитвы.


За Отрока - за Голубя - за Сына,
За царевича младого Алексия
Помолись, церковная Россия!
Очи ангельские вытри,

Вспомяни, как пал на плиты
Голубь углицкий - Димитрий.
Ласковая ты, Россия, матерь!
Ах, ужели у тебя не хватит
На него - любовной благодати? …

Страдания матери, которая отдает свое чадо людям, вечное терпение, любовь, ожидание, надежда – чувства, которые пронизывают стихи Марины Цветаевой, воспевающие нелегкую материнскую долю.

Современность и стихи о матери

Любовь к матери – одна из сокровеннейших тем не только русской , но и мировой поэзии.

Мама… это чистейший родник, из которого черпает силы каждый человек. Это наша надежда, наша опора, наша защита, наша любовь.

В стихотворениях о Великой Отечественной войне мы видим всепрощающее сердце матери, которые провожают своих сыновей на войну – на защиту Родины.

Первой пулей на войне любой

Поражают сердце материнское.

Кто б ни выиграл последний бой,

А страдает сердце материнское!..

(К.Кулиев)

И опять с новой силой звучат молитвы в стихах современников.

Ой, зачем ты, солнце красное,

Все уходишь – не прощаешься?

Ой, зачем с войны безрадостной,

Сын, не возвращаешься?

Из беды тебя я выручу,

Прилечу орлицей быстрою…

Отзовись, моя кровиночка!

Маленький, единственный…

Белый свет не мил.

Изболелась я.

Возвратись, моя надежда!

Зернышко моё,

Зорюшка моя,

Горюшко моё, -

Где же ты?

«Реквием» Р.Рождественский

Современная поэзия продолжает традиции классиков, воспевая образ матери – простой крестьянской женщины, матери-Родины, матери-солдатки, отдавшей своего сыны войне, матери – Богородице, несущей миру часть себя, своей души, свою жизнь – своего ребенка.

Чаще звучит тема разлук, встреч, прощаний…

Нас, как причалы, ждут края родные…

И, обожженный ветрами путей,

Ты, отчий дом вернувшись, как впервые,

Увидишь руки матери своей …

Что в них слилось все доброе, святое,

И свет окна, и спелой нивы дрожь,

Что им, бессонным, больше бы покоя,

А ты им все покоя не даешь!

И.Волобуева.

Метафорично и образно представлена мать в произведении, написанном белым стихом, немецкого поэта Збигнева Херберта «Мать»:

Упал он с ее колен как клубок шерсти.

Развивался поспешно и убегал вслепую.

Она держала начало жизни,

о бвив вокруг пальца,

Как тонкое кольцо. Уберечь хотела.

А он катился с крутизны и взбирался в гору.

И приходил к ней, запутавшийся, и молчал.

Вовек уж не вернется на сладкий

трон ее коленей.

Вытянутые руки светят во тьме

как старый город.

Мама – самый близкий и дорогой человек на земле. Рядом с ней, будь ли нам пять, двадцать или пятьдесят лет, мы всегда дети, и у нас есть, как сказал С.Есенин – «помощь и отрада» в лице наших матерей. Не сразу приходит понимание этого, но чем старше мы становимся, тем острее ощущаем трагизм неизбежной потери и свою вину за то, что не всегда достаточно благодарны, внимательны, нежны. Прошлого не вернешь, так надо беречь настоящее.

Список использованной литературы.

    Ахматова А.А. Стихотворения. Поэмы. Цветаева М.И. Стихотворения. Поэма. Драматургия. Эссе. – М.: Олимп; ООО «Фирма «Издательство АСТ», 1998.

    Некрасов Н.Н. Стихотворения. Поэмы. Статьи. – М.: Олимп; Издательство АСТ, 1996.

    Поэзия Серебряного века в школе: Книга для учителя/ авт.-сост. Е.М.Болдырева, А.В. Леденев. – М.: Дрофа, 2001.

    Серебряный век. Поэзия. (Школа классики) – М.: АСТ, Олимп, 1996.

    А.А.Фет. . Ленинград, Советский писатель, 1959.

Образ матери-женщины в современной литературе

« О мать моя, подвигнут я тобою,

во мне спасла живую душу ты».

У каждого из нас есть самый дорогой и близкий человек – это мать. Она дала нам жизнь, подарила счастливое детство. Её доброта и забота согревают нас и в грустные минуты. Несомненно, все свои тайны, сокровенные мечты мы доверяем маме, с ней советуемся. Она наш лучший друг, мудрый советчик. Мама является нашим ангелом – хранителем. Мать способна на любую жертву ради детей. Нет ничего святее и бескорыстнее любви матери!

Всё самое дорогое и святое, что есть на земле, связано с женщиной. Истинное назначение женщины – быть матерью. Она любит своего дитя всем сердцем. Велика сила материнской любви! О ней написано немало книг. Мать, безусловно, - это самый важный в жизни каждого из нас человек. Именно она находится всегда рядом с нами.

Известные учёные и писатели, певцы и композиторы многим обязаны своим матерям. Они с благодарностью вспоминают о том, что сделали для них матери. Современный писатель Ю. Бондарев в рассказе « Мать» пишет о своей матери. Автор говорит о том, что мать научила его верить в добро, самому нести его людям.

Многие современные авторы обращаются к этой теме. С любовью и уважением пишет о своей матери известный хирург и писатель Ф. Углов в книге « Сердце хирурга». Автор утверждает, что «сыновнюю любовь и большое уважение к матери не стёрли годы». Родом она была из сибирских крестьян. Писатель всегда удивлялся терпению русской женщины, восхищался её достоинством и добротой. Несмотря на невзгоды, тяжёлые испытания, мать Ф. Углова не утратила милосердия, сострадания к людям, всегда стремилась чем – либо помочь. « Желание помочь другим, охота к труду были в нашей матери» -, писал автор. Возможно, любовь к людям, к работе были у писателя от матери. Какие слова нужно найти, чтобы написать о материнской мудрости и материнской любви? Углов благодарен матери за всё, чему она научила в жизни. Сама же мать совсем не ходила в школу, была неграмотной. Обладала прекрасной памятью, легко запоминала содержание книг, которые читались в доме вслух, неплохо знала историю русского народа, помнила даты важнейших событий, имена и дела выдающихся людей. Писатель утверждает, что любовь к чтению привили ему мать и отец, который очень любил читать вслух. Любовь к чтению, к русской истории и к русскому народу были заложены в писателе ещё с детства. Углов в своей книге также рассказывает о том, что суждения матери были просты, человечны, поражали глубиной обобщений. Особенно близко к сердцу принимала она судьбы своих односельчанок, в разговорах с сочувствием и большим пониманием относилась к политическим ссыльным, которые жили в деревне. Осознавала, что всё их «преступление» - это стремление облегчить жизнь народа. Мать очень сочувствовала этим людям. Ф.Углов писал, что его мать была простой крестьянкой, но была в ней интеллигентность и душевность. Когда же Углов работал врачом, мать помогала его семье. «Всю работу по дому и заботу о нас брала на себя, создавая тот уют, без которого невозможна плодотворная работа», - вспоминал писатель. Часто мать приводила из жизни случаи, где справедливость всегда торжествовала. Автор пишет, что очень любил эти « мамины разговоры». Они всегда были проникнуты любовью к людям и верой в справедливость. « Ложь и зло на коротких ножках ходят, а добро живёт долго», - говорила мать. От таких слов легче становилось на душе, « быстрее забывались обиды». Мать Ф.Углова была беспокойным, неравнодушным человеком. Автор вспоминает тот случай, когда его мама рассказала ему о судьбе Наташи. Эта девушка жила в одной деревне с его матерью. После этой истории Углов понял, что от него ждут профессиональной помощи. Эту девушку считали безнадёжной больной. Никто из хирургов не брался её оперировать. Матери Углова было очень жаль Наташу, и она уговорила сына пойти на такую рискованную операцию. Внимание и забота матери хирурга, его « золотые руки » спасли девушку. Ф.Углов всегда прислушивался к материнскому наказу: « Федя, старайся делать людям добро. От этого им легче и сам делаешься чище. Да и такое оно, добро: сделал его в одном месте, оно возвращается к тебе в другом, когда и не ждёшь совсем…» Автор в своей книге пишет о том, что его мать была воплощением доброты и долготерпения, как и большинство простых русских женщин, чья душевная забота всегда согревала их детей. Писатель утверждает, что именно матери дают сыновьям силу и уверенность. Это они стоят у начала любого человеческого подвига.

В повести « Последний срок » В.Распутин рассказывает о последних днях старухи Анны и о поведении её взрослых детей, «преждевременно» съехавшихся в родительский дом. Поражает огромное жизнелюбие старой крестьянки. Жизнь её была тяжёлой: разруха, голод, война. Женщина вырастила пятеро детей. Люся и Варвара, а также старший сын Илья жили в городе. С младшим сыном Михаилом она «доживала свой век». Почувствовав приближение смерти, старуха Анна решила попрощаться со своими детьми. « Вот уже приехали четверо из них, теперь все ждали самую младшую из них – Татьяну». Старуха любила её больше всех, она была её «поздним и последним ребёнком». Анна считала, что именно младшая дочь будет её утешением в старости. С горечью пишет автор о том, что забывают дети о своих матерях, забывают приехать, поздравить, послать письмо. А ведь матери нужно очень немногое: любовь и внимание детей. Хорошо, когда между матерью и детьми есть взаимопонимание, когда не только мать несёт ответственность за судьбу детей, но и дети являются её защитой и опорой.

Тяжёлой была судьба русской женщины, русской крестьянки. О нелёгкой доле простой русской женщины пишет А. И. Солженицин в рассказе « Матрёнин двор ». Это произведение написано целиком о женщине. Несмотря на множество не связанных с нею событий, Матрёна является главным действующим лицом. Вокруг неё развивается сюжет рассказа. Эта женщина видела в жизни немало горя: смерть детей, предательство мужа. Тяжёлая работа изнуряла её физически, но душа у Матрёны была добрая, отзывчивая к чужой беде. Она не боялась никакой работы, трудилась в колхозе, за что получала копейки. Никогда не была ей работа в тягость, « ни труда, ни добра своего не жалела Матрёна ». Жила она бедно, убого, одиноко. Её считали «потерянной старухой», измотанной трудом и болезнью. Родные почти не появлялись в её доме, опасаясь, что Матрёна будет просить у них помощи. А когда погибла Матрёна Васильевна, опять же помогая своим родственникам, вспомнили её не только добрым словом. Говорили, что « не бережливая, помогала бесплатно ». Даже о сердечности и простоте Матрёны говорили с презрительным сожалением.. « Не понятая и брошенная даже мужем своим, сохранившая шесть детей, смешная, по – глупому работающая на других бесплатно, она не скопила имущества к смерти. Грязно – белая коза, колченогая кошка, фикусы…» Вот характеристика Матрены с точки зрения людей, живших рядом с ней. Всеми забытая, никому не нужная…А ведь не смогли – то разглядеть в этой женщине главного – доброты её, не поняли, что « есть она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит ни село, ни город, ни вся наша земля ».

Сколько бескорыстия, самоотверженности в поступках матери! Зачастую слепая любовь материнская, к сожалению, оказывается губительной для её детей. Об этом повествует рассказ В.Быкова « Свояки ». Оба сына крестьянки, совсем мальчишки, собрались в партизаны. «Отец их погиб на фронте, и так страшно матери отпускать детей, так жалко, так хочется остановить». И вот она растерянная, бежит в соседнюю деревню к свояку за помощью и советом. « Свояк – это же свой, родня, хоть и полицай, придёт не откажет, ведь всего – то и надо припугнуть немного»,- так думала женщина. А обернулось всё ужасной трагедией. Прибегает она домой вслед за полицаями, но поздно. Видит, как легко и просто убивают её мальчиков. И жить дальше она не смогла ». Мать добрела до колодца и торопливо ринулась в мрачную, зыбкую пройму. Материнский инстинкт обманул женщину. Дело – то и не в ней, а в жестоких обстоятельствах, делающих людей бесчеловечными.

Многое пришлось выстрадать матерям, вынести суровые испытания в годы Великой Отечественной войны, в послевоенное время. Современный писатель В.Астафьев утверждал: « Матери! Матери! Зачем вы покорились человеческой смерти?»

В великом и неоплатном долгу все мы перед своими матерями, низко склоняем колени перед их мужеством, бесконечной добротой и нежностью.

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ВОПЛОЩЕНИЕ ОБРАЗА МАТЕРИ В ПОЭЗИИ Н. А. НЕКРАСОВА

Т. В. Тулкина

ФГБОУ ВО «НИ МГУ им. Н.П. Огарёва»

Аннотация. В статье рассматривается специфика художественного изображения образа матери в поэтическом творчестве Н.А. Некрасова. Анализируются своеобразие воплощения материнского начала и система изобразительно-выразительных средств.

Ключевые слова: поэтическое творчество Н.А. Некрасова, художественное воплощение, образ матери, художественный образ, женщина-мать, материнское начало, мать-страдалица, национальный характер

Поэзия во все времена занимала в русском обществе важное место и пользовалась огромным вниманием. В глазах народа её миссия издавна была неизменно высока и священна. Она оказывала на самосознание нации большое воздействие. Поэзию любили, в ней искали поучения и совета, истины и красоты. Поэзия – это суждение автора о жизни, его высота профессиональная и гражданская, это печать его личности, его взгляд, воспитанный памятью, культурой.

Лирика утверждает в искусстве ценности возвышенных эмоциональных переживаний личности, связанных преимущественно со сферой индивидуального самосознания и личной жизни. Источник лирики в идейном интересе художника к эмоционально-личностной сфере, в связи с чем лирика отличается огромной силой, которая заключается в передаче чувств, мысли, переживания, характеризующих тем самым человеческие отношения, обстоятельства и т.д. Лирическое произведение рождается из потребности человека передать высокий строй чувств. Лирика - это форма повышено-эмоционального восприятия и отражения жизни. Жизнь предстаёт в лирическом творчестве прочувствованной и продуманной поэтом, само чувство, переживание находятся в центре произведения. Действительность отражена в нём через призму личности и индивидуальности художника.

Лирика - искусство личностное, она обращается к каждому человеку и как ни одно другое искусство, способна проникнуть во внутренний мир каждого, через красоту лирического слова, несущего в себе глубокую мысль и чувство, познаётся действительность, познаются общество и личность .

Каждый поэт вносит свой вклад в культуру, в воспитание морально-нравственного поведения членов общества, в обогащение внутреннего мира человека в этическом и эстетическом плане. Н.А. Некрасов один из таких поэтов, чья лирика является целостным, монолитным пластом, в котором объединены самые разнообразные темы и проблемы, имеющие общую идею - повышение обшей культуры человека, воспитание социально значимой, одухотворенной личности . Во второй половине XIX века он привносит в русскую литературу обновленный образ матери – матери-крестьянки, матери - труженицы. Поэт впервые подошел к этой теме с социальной точки зрения. И если госпожа Головлева из повести М.Е. Салтыкова-Щедрина характеризовалась, в первую очередь, жадностью и черствостью даже в отношении собственных детей, то героини творчества Некрасова, напротив выступают в качестве носительниц материнской любви и материнского долга.

Жанрово-стилевые особенности поэзии Н.А. Некрасова разнообразны и многогранны. Его стилистической манере присуще использование художественных элементов фольклорного сказочно-песенного творчества, взаимодействующего с приемами и средствами поэзии XIX века, обогащенной национальными художественными традициями и опытом. Под его пером традиционные фольклорные поэтические формулы приобретают подвижность, становятся более гибкими, конкретно выразительными; постоянный творческий поиск, совершенствование жанров и жанровых форм, новых средств художественной выразительности; стремление к жизненной правде, желание и умение видеть жизнь в новом ракурсе воплощаются во всем разнообразии проявлений бытия. Сила стихов Н.А. Некрасова о матери - в близости к народным песням, в раскрытии противоречия между глубокой грустью, состраданием и восхищением, поклонением перед её искренностью и силой. Таким образом, он является создателем целого ряд весьма глубоких, художественно окрашенных лирических произведений, сочетающих в себе простоту и гармоничность. Поэт спокойно и ненавязчиво, на зримых и ясных примерах, образах, ситуациях раскрывает то, что является важнейшим в жизни человека. По твёрдому убеждению, художника слова – это мать.

Образ матери относится к особой категории общепринятых в русской литературе образов. В отечественной культуре он является национальным символом, не утратившим своего высокого значения от древнейших времен до наших дней. Стоя на ступень выше всех остальных, он по своей сути и содержанию остается своеобразным непрекословным авторитетом в литературе, являя собой фундаментальную основу всей жизни на Земле. Тем не менее, материнский образ в русской литературе на протяжении всего своего существования, начиная с момента зарождения и до наших дней, постепенно развивался, обогащался и трансформировался под влиянием времени.

Литература, как правило, стремится к идеализации образа матери, а русская литература в особенности, потому что великий писатель наблюдает в жизни слишком мало высокого и прекрасного, и его извечный порыв к идеалу естественным образом обращается на это прекрасное божье создание. «Прославим женщину-мать, - писал М. Горький, - неиссякаемый источник всепобеждающей жизни!». Русская литература в этом смысле представляет собой пример открытого представления данного образа. Но вместе с тем образ матери в литературе неоднозначен и зачастую диаметрально противоположен ранее созданным материнским образам. В лирике, прозе и драматургии данный образ также представлен с различных точек зрения.

Художественная литература неоднозначно трактует образ матери. Например, мать Недоросля в бессмертной комедии Д.И. Фонвизина, Кабаниха в «Грозе» Н. А. Островского, Арина Петровна из рода Головлевых, – все они, безусловно, выпадали из идеального образа. Эти персонажи воспринимаются как исключение из правил, а идеал меж тем продолжает существовать. И то, что мировая история и культура сохранили и донесли до нас фигуры не просто посредственных, а преступных матерей, таких как Иродиада и Медея, нисколько не разрушало идеального образа матери. Исключения лишь подтверждали правило. При этом созданный автором художественный образ матери играет ведущую роль и во многом определяет саму концепцию и специфику произведения.

В словаре литературоведческих терминов под ред. Л. И. Тимофеева и С. В. Тураева мы встречаем следующее определение художественного образа: «Художественный образ – форма отражения действительности искусством, конкретизация и вместе с тем обобщенная картина человеческой жизни, преображаемой в свете эстетического идеала художника, созданная при помощи творческой фантазии». Кроме того, художественный образ во многих отношениях исторически изменчивое понятие. Образ первобытного искусства отличается от образа античности, образ Средневекового искусства не похож на образ Возрождения. Есть свои особенности в образах классицизма, сентиментализма, разных направлений романтизма, критического реализма и др. По мере развития искусства меняется соотношение действительности и вымысла, реальности и идеала, общего и индивидуального, рационального и эмоционального, свободы и необходимости. В образах эпохи Возрождения на первом плане - титанические страсти, Просвещения – рационализм, романтики противопоставляют одинокую личность интересам своего времени. Новую страницу искусства открывает критический реализм, он идет и вширь, исследуя все стороны действительности, и вглубь, открывая диалектику души. Структура художественного образа исторически изменчива, поэтому нельзя признаки одного метода, например, критического реализма, прямолинейно переносить на образы других методов, например, классицизма или романтизма.

Особые изменения образ матери претерпел в русской литературе XIX века, став в своем роде своеобразным отражением жизни целой эпохи великого государства.

Современный исследователь творчества Некрасова Н. Н. Скатов в конце XX века в своей работе «Поэма Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» писал: «В поэзии Некрасова мать всегда была безусловным, абсолютным началом жизни, воплощенной нормой и идеалом ее. В этом смысле мать есть главный положительный герой некрасовской поэзии. Сам образ родины, России у поэта неизменно соединяется с образом матери. Родина - мать, матушка - Русь - именно от Некрасова, через его поэзию эти привычные уже сейчас сочетания вошли в нашу жизнь, в наше сознание» .

Сама тема нелегкой женской судьбы проходит через многие произведения Некрасова. Поэт постоянно подчеркивает, что женщина несет на себе двойной гнет: крепостной и семейный. В стихотворении «Тройка» мы читаем горькие слова: «Будет бить тебя муж-праведник и свекровь в три погибели гнуть» . Поэт с болью в сердце говорит о суровой доле женщины-труженицы, женщины-матери, женщины-страдалицы. В стихотворении «В дороге» обрисована загубленная жизнь крепостной девушки, которую маленькой девочкой взяли господа в барский дом и воспитали вместе с барышней. Благодаря милости барина она получила образование, но, когда он умер, новый владелец поместья - зять, воротил «ее на село - знай-де место свое, ты, мужичка» . Девушку против воли выдали замуж за крепостного мужика-извозчика. Но несмотря на все тяготы положения её материнская любовь и забота проявляются со всей нежностью и щедростью. По существу это новелла в стихах - рассказ ямщика, который хотя и не способен до конца понять настоящую причину жизненной драмы, все же приходит к выводу: Погубили ее господа, / А была бы бабенка лихая! .

Примечательно, что многие стихотворения Некрасова стали народными песнями, как и стихотворение «Тройка», рассказывающее о молодой красивой крестьянке, которой откровенно любуется автор: Сквозь румянец щеки твоей смуглой / Пробивается легкий пушок, / Из-под брови твоей полукруглой / Смотрит бойко лукавый глазок. Быстро увянет девичья красота от безрадостного, непосильного труда, от горьких слез, незаслуженных обид. На лице некогда прекрасной девушки «появится вдруг выраженье тупого терпенья и бессмысленный вечный испуг» .

Невыносимо тяжелым был труд женщины-крестьянки в летнее время: нещадно жжет солнце, но молодая крестьянка-мать жнет рожь, а у соседней полосы заходится от крика грудной ребенок. Таков мотив стихотворения «В полном разгаре страда деревенская...»

С глубоким благоговением писал Некрасов о матерях, о печальной и тягостной их судьбе. В трудных условиях большой крестьянской семьи растили детей русские крестьянки, отдавая им всю любовь своего материнского сердца.

О горьких слезах матерей по погибшим детям говорится в стихотворении «Внимая ужасам войны». А поэма «Орина, мать солдатская» рассказывает «о крестьянке, у которой умер сын-солдат, замученный в царской армии. Недолгой была радость Оринушки, когда сын пришел домой: Воротился сын больнехонек, / Ночью кашель бьет солдатика, / Белый плат в крови мокрехонек!». Орина вспоминает, что ее Иванушка «здоровенный был детинушка», что его богатырское сложение удивляло самого генерала. Забрали сына в солдаты крепким парнем, а вернули калекой. Страшная картина медленной смерти Вани на руках безутешной матери заканчивается словами: Мало слов, а горя реченька, / Горя реченька бездонная!» .

Поэма «Мороз, Красный нос» - это также трогательная повесть о трагической женской доле. «Но в крестьянке Дарье мы видим тип величавой славянки. Это трудолюбивая, духовно и внешне красивая женщина. Образ Дарьи передает все лучшее, чем славилась русская красавица: Есть женщины в русских селеньях / С спокойною важностью лиц, / С красивою силой в движеньях, / С походкой, со взглядом цариц . И нестерпимо больно, что её жизнь заканчивается трагически: после смерти мужа груз житейских забот становится непосильным для женщины. Когда ей пришлось отправиться в лес за дровами, чтобы согреть продрогших от холода детей. Героиня поэмы замирает, завороженная красотой зимнего леса, и засыпает. Ей суждено замерзнуть, и перед смертью на какой-то миг она ощущает себя счастливой, почувствовав наконец душевный покой. Т.И. Журавлёва справедливо замечает, что «судьба Дарьи в поэме «Мороз, Красный Нос» воспринимается как типичная участь русской женщины-крестьянки. Некрасов неоднократно отмечает это в своих стихах: Три тяжкие доли имела судьба, / И первая доля: с рабом повенчаться, / Вторая – быть матерью сына раба, / А третья – до гроба рабу покоряться, / И все эти грозные доли легли / На женщину русской земли. Эта суровая доля крестьянки и воплощена в образе Дарьи. Правда, она избежала одной из тяжких доль – «до гроба рабу покоряться». Муж ее любил той сдержанной, несколько суровой любовью, которая характерная для крестьянских семей. Героизм Дарьи – в ее мужественной, стойкой борьбе с несчастьями и лишениями. Забота о семье, о каком-то, хоть самом скромном достатке, воспитание детей, работа по дому и в поле, даже самый тяжелый труд – все это лежала на ней. Но она не согнулась, не сломилась под этой непосильной тяжестью» .

В мозаичной галерее женских образов, созданных поэтом в лучших пушкинских традициях, присутствуют и образы женщин из мира городской бедноты. Н.А. Некрасов в Петербурге наблюдал все противоречия большого города: пышность Невского проспекта и нищету окраин: Еду ли ночью по улице темной, / Бури заслушаюсь в пасмурный день - / Друг беззащитный, больной и бездомный, / Вдруг предо мной промелькнет твоя тень .

Ярким хороводом проходят перед нами один за другим образы русских женщин-матерей, созданные поэтом. Это и Катеринушка, стремящаяся к счастью, и красавица Дарья, и Матрена Тимофеевна, в сердце которой зреет гнев за обиды смертные; это и жены сосланных в Сибирь декабристов. Образы эти яркие, выразительные, запоминающиеся. Русская женщина предстает во всем многообразии ее переживаний, с удивительной красотой ее многострадальной души. И говоря о невыносимо горькой женской участи, художник неустанно восхищается удивительными духовными качествами своих героинь, их огромной силой воли, чувством собственного достоинства, гордостью, не задушенной тяжелыми условиями жизни, «грязь обстановки убогой к ним словно не липнет», русская женщина «коня на скаку остановит, в горящую избу войдет».

Но всё же главным достоинством русской женщины Н.А. Некрасов считает её удивительную способность быть матерью, настоящей, ласковой, чуткой, бесконечно заботливой и самоотверженной.

Таким образом, со страниц некрасовской лирики встают перед нами русские женщины-матери во всем величии русского национального характера.

1. Тулкина Т.В. Поэзия и проза В.А. Гадаева: художественные искания: диссертация... кандидата филологических наук: 10.01.02. - Саранск,2006. – 170с.

2. Бойко, М. Н. Лирика Некрасова / М. Н. Бойко. – М. : Ху-дож. лит., 1977. - 118 с.

3. Головин, В. В. Н. А. Некрасов: три опыта в одном жанре // Вестн. С.-Петерб. гос. ун-та культуры и искусств. – 2006. – № 1. – С. 80–85.

4. Журавлева, Т. И. Анализ одного перепева: («Колыбельная песня» Н. А. Некрасова) // Актуальные проблемы современного лите-ратуроведения. – 2001. – № 5. – С. 62–64.

5. Лебедев, Ю. В. О народных истоках поэзии Н. А. Некрасова // Лит. в шк. – 1988. – № 5. – С. 16-25.

6. Русская литература 18-19 вв. : учебное пособие для пед. вузов / сост. Н. Н. Скатов [и др.]. - М. : Просвещение, 1995 г. – С. 89-94.

Мама - первое слово,

Главное слово в каждой судьбе.

Мама жизнь подарила,

Мир подарила мне и тебе.

Песня из к/ф «Мама»

Нет, наверное, ни одной страны, где бы не отмечался День матери.

В России День матери стали отмечать сравнительно недавно — с 1998 года.

Среди многочисленных праздников, отмечаемых в нашей стране, День матери занимает особое место. Это праздник, к которому никто не может остаться равнодушным. В этот день хочется сказать слова благодарности всем Матерям, которые дарят детям любовь, добро, нежность и ласку.

Каждую минуту на планете происходит чудо. Это чудо — рождение ребенка, появление нового человека на свет. Когда рождается маленький человечек, то, конечно же, он ничего не понимает и практически ничего не знает. Почему практически? Да потому что малыш точно знает, что где-то рядом должна быть его мама – самый родной и близкий человек. Да-да, мама и ребенок неразрывно связаны друг с другом и эта связь начинается в утробе матери. «Мама» — самое святое слово на свете. Любовь к матери заложена самой природой. Это чувство живет в человеке до конца его дней. Как можно не любить мать, если ты обязан ей своим появлением на свет? Место матери всегда особое в нашей жизни, исключительное. Именем матери названы самые главные святыни нашей жизни.

На протяжении всей истории человечества воспевается образ Божией Матери. Богородице посвящают свои творения художники и скульпторы, поэты и композиторы. Образ матери столь издавна и органично присущ русской литературе, что представляется возможным его рассмотрение как особого литературного явления, которое имеет глубинные корни и занимает важное место как в классической, так и в современной литературе. Беря исток от самого зарождения русской словесности, образ матери последовательно проходит через все этапы ее развития, но даже в литературе XX века сохраняет свои главные, от начала свойственные ему черты. Русский образ матери является национальным культурным символом, не утратившим своего высокого значения от древнейших времен до наших дней. Не случайно, говоря о национальном русском космосе, русском сознании, русской модели мира, философы и культурологи говорили, прежде всего, о «материнском» в основании русского. Мать-земля, мать-Россия, Богоматерь - главнейшие и высшие аспекты этого материнского. Облик матери уже в устном народном творчестве приобрёл пленительные черты хранительницы очага, работящей и верной жены, защитницы собственных детей и неизменной радетельницы за всех обездоленных, оскорблённых и обиженных. Эти определяющие качества материнской души отображены и воспеты ещё в русских народных сказках и народных песнях.

Именно этому празднику в Центральной городской библиотеке посвящена выставка «Образ матери в русской литературе».

На выставке представлены следующие книги:

** Сборник стихотворений «Мать» — своеобразная антология русской и советской поэзии, посвященная дорогой и близкой для каждого человека теме — теме матери. В сборник вошли лучшие произведения поэтов, созданные почти за три столетия.

** Сборник «Мама», в котором собраны произведения посвященные матери. Вы ощутите благоговейную любовь и беспредельную благодарность, которые питал к матери Петр Ильич Чайковский; узнаете, какой нежной и мужественной матерью была Мария Николаевна Волконская. Строки Льва Толстого и Максима Горького, Николая Некрасова, проникновенные слова Александра Фадеева и Александра Твардовского помогают нам лучше понимать и ценить наших матерей.

** Сборник Николая Алексеевича Некрасова , в котором образ женщины – матери ярко представлен во многих его произведениях: «В полном разгаре страда деревенская», «Орина, мать солдатская», «Внимая ужасам войны», поэма «Кому на Руси жить хорошо».

** Сборник великого русского поэта С. А. Есенина , создавшего удивительно искренние стихи о своей матери-крестьянке.

** Поэма «Реквием» А.А. Ахматовой .

** Роман Василия Гроссмана «Жизнь и судьба»

** «Матерь человеческая» Виталия Закруткина — героическая поэма о беспримерном мужестве, стойкости и человечности русской женщины – матери.

На выставке читатели смогут познакомиться и с другими произведениями русских и советских писателей и поэтов.

Выставка представлена в зале абонемента ЦГБ до конца ноября 2014 года.

error: Content is protected !!