Самые известные самозванцы лже-Романовы: интересные факты (13 фото). Престол русских царей. Лже-Романовы.Наше время

«Около 3 часов у Аликс начались сильные боли. В 4 часа я встал и пошёл к себе и оделся. Ровно в 6 утра родилась дочка Анастасия . Всё свершилось при отличных условиях скоро и, слава Богу, без осложнений. Благодаря тому, что всё началось и кончилось, пока все ещё спали, у нас обоих было чувство спокойствия и уединения! После этого засел за писание телеграмм и оповещение родственников во все концы света. К счастью, Аликс чувствует себя хорошо. Малышка весит 11½ фунта и рост имеет в 55 см».

Так последний русский император описал в своем дневнике рождение младшей, четвертой по счету дочери, которое произошло 18 июня 1901 года.

Появление на свет маленькой Анастасии не вызвало восторга среди Романовых. Сестра Николая, великая княгиня Ксения , написала об этом так: «Какое разочарование! 4-я девочка!... Мама мне телеграфировала о том же и пишет: «Аликс опять родила дочь!»

Согласно действовавшим на тот момент в Российской империи законам, введенным еще Павлом I , женщины могли наследовать престол только в случае пресечения всех мужских линий рода. Это означало, что наследником отца четверых дочерей Николая II должен стать его младший брат Михаил.

Эта перспектива не слишком радовала клан Романовых, а супругу императора Александру Федоровну и вовсе приводила в бешенство. На четвертые роды императрицы возлагали большие надежды, но вновь появилась девочка. Наследника Александре Федоровне удалось родить лишь с пятой попытки.

«Кубышка», не любившая арифметику

Великой княжне Анастасии перспектива занять трон не грозила. Как и сестры, она получала домашнее образование, которое началось в восьмилетнем возрасте. В программу входили французский, английский и немецкий языки, история, география, Закон Божий, естественные науки, рисование, грамматика, арифметика, а также танцы и музыка.

Учась, «Её императорское высочество великая княжна российская Анастасия Николаевна» особую неприязнь испытывала к арифметике и грамматике. Анастасия любила игры, танцы, шарады.

За подвижность и хулиганский нрав в семье ее звали «швыбзиком», а за небольшой рост и склонную к полноте фигуру — «кубышкой».

В соответствии с традициями императорской семьи, в 14 лет каждая из дочерей императора становилась почётным командиром одного из российских полков. В 1915 году Анастасия стала почетным командиром Каспийского 148-го пехотного полка.

Мария и Анастасия в госпитале в Царском Селе. Фото: Commons.wikimedia.org

Во время Первой Мировой войны Анастасия вместе с сестрой Марией устраивали для раненых солдат концерты в госпиталях, читали им, помогали писать письма домой.

Весной 1917 года дочери Николая II, уже отрекшегося от престола, переболели корью. Из-за высокой температуры и сильных лекарств у девочек стали выпадать волосы, и их обрили наголо. Их брат Алексей, которого болезнь обошла стороной, настоял, чтобы его постригли так же, как сестер. В память об этом было сделано фото — обритые головы детей императора, выступающие из-за черной драпировки. Сегодня некоторые видят в этом снимке мрачное предзнаменование.

Анастасия, Ольга, Алексей, Мария и Татьяна после кори (июнь 1917) Фото: Commons.wikimedia.org

Жизнь под домашним арестом дочерей Николая II не слишком тяготила — девочки не были избалованы и во дворце, где росли если и не в спартанских, то весьма жестких условиях.

Во время пребывания в Тобольске Анастасия с увлечением занималась шитьем и заготовкой дров.

День рождения в доме Ипатьева

В мае 1918 года семью Романовых доставили в Екатеринбург, в дом инженера Ипатьева . 18 июня Анастасия отпраздновала свое 17-летие.

Слева направо — Ольга, Николай, Анастасия, Татьяна. Тобольск (зима 1917) Фото: Commons.wikimedia.org

К этому времени детские забавы ее почти уже не интересовали — Анастасия, как и все девушки в ее возрасте, переживала из-за относительно мнимых и реальных недостатков собственной фигуры. С началом войны она, наравне с сестрами, пристрастилась к курению. В последний период до отречения отца Анастасия увлекалась фотографией и обожала болтать по телефону.

В роду Романовых вообще было мало людей с крепким здоровьем, и Анастасия не относилась к числу избранных. Медики полагали, что она, как и мать, является носительницей гемофилии. С детства она страдала от боли в ступнях — последствие врождённого искривления больших пальцев ног. Анастасия имела слабую спину, но от специальных упражнений и массажа, направленного на исправление этого недостатка, всячески уклонялась.

В ночь с 16 на 17 июля 1918 года Анастасия Романова была расстреляна в подвале дома инженера Ипатьева вместе с сестрами, братом, родителями и приближенными.

Короткая жизнь с печальным финалом. Но удивительным образом после своей смерти Анастасия стала самым известным в мире представителем семьи Николая II, затмив, пожалуй, и самого императора.

Девушка из берлинской клиники

История «чудесного спасения» великой княжны Анастасии будоражит умы вот уже почти столетие. О ней написаны книги, сняты фильмы, а в 1997 году вышел полнометражный мультфильм «Анастасия», собравший в мировом прокате 140 миллионов долларов. За лучшую песню «Анастасия» даже номинировалась на «Оскар».

Анастасия. Фото: Кадр из мультфильма

Почему из всей императорской семьи именно Анастасия обрела такую известность?

Произошло это благодаря женщине по имени Анна Андерсон , объявившей себя великой княжной, спасшейся от расстрела.

В феврале 1920 года в Берлине полицейский спас молодую женщину, пытавшуюся покончить с собой, прыгнув с моста. Из путаных объяснений дамы следовало, что в столице Германии она искала царственных родственников, но те якобы отвергли ее, после чего женщина решила свести счеты с жизнью.

Анна Андерсон. Фото: Commons.wikimedia.org

Неудавшуюся самоубийцу отправили в психиатрическую клинику, где при осмотре нашли у нее на теле многочисленные шрамы от огнестрельных ранений. Пациентка понимала по-русски, однако медики все-таки полагали, что ее родной язык — польский. В клинике она не называла своего имени и вообще неохотно вступала в беседы.

В 1921 году в Европе стали особенно активно циркулировать слухи о том, что одна из дочерей Николая II могла уцелеть при расстреле в Екатеринбурге.

Рассматривая фотографии дочерей русского императора, опубликованные в газетах, одна из пациенток клиники нашла, что ее соседка чрезвычайно похожа на одну из них.

С этого и началась эпопея Анны Андерсон — Анастасии.

«Я спряталась за спиной сестры Татьяны»

Русские эмигранты стали посещать клинику, пытаясь понять, действительно ли неизвестная, страдающая потерей память, является дочерью императора.

При этом изначально говорили о том, что пациентка психлечебницы — не Анастасия, а Татьяна.

Большинство посетителей из числа тех, кто знал царских дочерей, были убеждены, что никакого отношения к детям Николая II неизвестная дама не имеет.

Зато обратили внимание на то, что «царевна» все схватывает на лету — после того, как один посетитель, пытаясь напомнить ей о «царском прошлом», рассказывал ей эпизоды из жизни царских дочерей, следующему она передавала эти слова как собственные «воспоминания».

Анна Андерсон. Фото: Commons.wikimedia.org

В 1922 году Анна Андерсон впервые открыто объявила себя Анастасией Романовой.

«Я была вместе со всеми в ночь убийства, и, когда началась резня, я спряталась за спиной моей сестры Татьяны, которая была убита выстрелом. Я же потеряла сознание от нескольких ударов. Когда я пришла в себя, то обнаружила, что нахожусь в доме какого-то солдата, спасшего меня. Кстати, в Румынию я отправилась с его женой, и, когда она умерла, решила пробираться в Германию в одиночку», — так рассказывала женщина о своем «чудесном спасении».

Рассказы Анны Андерсон, покинувшей клинику и нашедшей поддержку у тех, кто ей поверил, со временем менялись и были полны несостыковок. Несмотря на это, мнение на ее счет разделилось: одни были убеждены, что Анна Андерсон — самозванка, другие также твердо настаивали, что она действительно Анастасия.

«Анна Андерсон против Романовых»

В 1928 году Анна Андерсон переехала в США, где стала активно бороться за признание себя Анастасией. В это же время появилась «Романовская декларация», в которой оставшиеся в живых члены русского императорского дома решительно открещивались от родства с ней.

Проблема, однако, заключалась в том, что из 44 Романовых под этим документом подписались меньше половины. Некоторые Романовы упорно поддерживали Анну Андерсон, к ним примкнули и Татьяна и Глеб Боткины , дети последнего лейб-медика двора, убитого вместе с царской семьёй.

В 1928 году Глеб Боткин стоял у истоков создания акционерной компании «Гранданор» («Grand Duchess Anastasia of Russia» — то есть «Российская великая княжна Анастасия».

Компания намеревалась отстаивать интересы Анны Андерсон в судах, добиваясь ее признания Анастасией. На кону стояло «царское золото» — заграничные сокровища Романовых, которые оценивали в десятки миллионов долларов. В случае успеха Анна Андерсон должна была стать их единственной наследницей.

Судебный процесс «Анна Андерсон против Романовых» стартовал в Берлине в 1938 году, растянувшись на несколько десятилетий. Это была череда тяжб, которая в 1977 году завершилась ничем. Суд счёл недостаточными имеющиеся доказательства родства Анны Андерсон с Романовыми, хотя и ее противникам не удалось доказать, что Андерсон в действительности не является Анастасией.

Противники «Анастасии» из числа Романовых, потратив немалые деньги на оплату частных сыщиков, привели доказательства, что Анна Андерсон на самом деле является полячкой Франциской Шанцковской , работницей берлинского завода взрывчатых веществ. Раны на ее теле, согласно этой версии, были получены при взрыве на предприятии.

Анне Андерсон даже устроили очную ставку с Шанцковскими, на которой те опознали в ней свою родственницу.

Однако их показаниям поверили далеко не все, тем более, что и сами Шанцковские то опознавали в Анне Франциску, то отказывались от своих слов.

«Увы, это была не она»

Долгий судебный процесс сделал предполагаемую «Анастасию» очень известной на Западе, вдохновив писателей и режиссеров на создание произведений о ее судьбе.

В конце жизни Анна Андерсон вновь оказалась в психиатрической клинике, на сей раз в Шарлоттсвилле, в американском штате Вирджиния. 12 февраля 1984 года она умерла от воспаления легких. Тело ее, согласно завещанию, предали кремации, а прах захоронили в часовне замка Зеон в Баварии.

К 2008 году многочисленные анализы ДНК предполагаемых останков царской семьи, найденных в 1991 году, проведенные экспертами в нескольких лабораториях различных стран, дали однозначный вывод — речь действительно идет о семье Николая II, и все ее представители действительно погибли в доме Ипатьева.

Анализ образцов тканей Анны Андерсон, взятых у нее при жизни и сохранившихся в клинике Шарлоттсвилля, показал, что она не имеет никакого отношения к Романовым. Зато два независимых ДНК-теста подтвердили ее генетическую близость к семье Шанцковских.

Великая княжна Анастасия, около 1912 г. Фото: Commons.wikimedia.org

Анна Андерсон была самой известной, но далеко не единственной лже-Анастасией. Праправнук императора Николая I князь Дмитрий Романов говорил: «Самозваных Анастасий на моей памяти было от 12 до 19. В условиях послевоенной депрессии многие сходили с ума. Мы, Романовы, были бы счастливы, если бы Анастасия, даже в лице этой самой Анны Андерсон, оказалась жива. Но, увы, это была не она».

«Дети императора» как «дети лейтенанта Шмидта»

Князь оказался неправ только в одном — лже-Анастасий было значительно больше. На сегодняшний день известно о 34 «чудесно спасшихся Анастасиях». Большинство из них не проявляли такой активности, как Анна Андерсон, некоторым «царское происхождение» приписывали посмертно разного рода любители исторических тайн.

Кого только не было среди «Анастасий» — и крестьянки, открывшие «тайну» своим детям перед смертью, и пациентки психиатрических клиник, и ловкие мошенницы, порой вообще не имеющие никакого отношения к России. Последняя из лже-Анастасий ушла из жизни в 2000 году, однако некоторые их наследников этих женщин до сих пор бьются за признание себя Романовыми.

«Но почему именно Анастасия?» — раздастся закономерный вопрос пытливого читателя.

На самом деле, не только Анастасия. «Чудесно спасшихся детей Николая II» ничуть не меньше, чем знаменитых «детей лейтенанта Шмидта» из «Золотого теленка». Исследователи этого феномена насчитали 28 лже-Ольг, 33-лже-Татьяны, 53 лже-Марии. Но все рекорды побили лже-Алексеи — таковых на сегодня набралось более 80 человек. И у каждого своя история спасения, свои сторонники, уверенные в истинности претендента.

Все это не имеет отношения к трагической судьбе Алексея, Анастасии, Марии, Татьяны и Ольги Романовых, как история Лжедмитрия не имеет отношения к судьбе несчастного младшего сына Ивана Грозного .

Но в истории порой случается так, что самозванцы оставляют в ней более яркий след, нежели те, чье имя оказалось присвоенным.

В ночь на 17 июля 1918 года в Екатеринбурге в подвале дома горного инженера Николая Ипатьева произошел расстрел царской семьи Романовых, в ходе которого погибли все: российский император Николай II, его жена императрица Александра Федоровна, их дети — великие княжны Ольга, Татьяна, Мария, Анастасия, наследник цесаревич Алексей. Это событие стало одним из самых таинственных в истории России 20 века, обросло множеством легенд и мифов.

Расстрел российского императора Николая II и членов его семьи 95 лет назад, в ночь с 16 на 17 июля 1918 года, в Екатеринбурге в подвале дома горного инженера Николая Ипатьева были расстреляны российский император Николай II, его жена императрица Александра Федоровна, их дети и приближенные.

Последствия трагической гибели династии не заставили себя долго ждать: в тот же год зародились слухи о чудесном спасении дочерей и сыновей императора. По количеству авантюристов, претендовавших на роль спасшихся от расстрела в июле 1918 года детьми последнего российского императора Николая II, династия Романовых находится на вершине пьедестала. На сегодняшний день по разным данным насчитывается около 230 самозванцев. Самозванцы делились в основном на две категории: психически ненормальные люди, которые искренне верили, что они имеют отношение к императорской семье и расчетливые аферисты, желающие получить мифические царские вклады. Причем нашествие одержимых престолом коснулось не только нашей страны, вся Европа также претерпевала появление из ниоткуда "воскресших" сыновей и дочерей Николая Второго.

Лже-Ольга

Самозванок, выступавших под именем Ольги Николаевны, старшей дочери императора, на сегодняшний день насчитывается около тридцати. Разные женщины из разных стран мира порой в одно и то же время объявляли себя старшей дочерью расстрелянного российского императора.

Марджа Боодтс — пожалуй, самая благополучная из "романовских самозванцев". Впервые появилась во Франции перед началом Второй мировой войны, собирая у доброхотов деньги для "чудом спасшейся великой княжны", совершенно обнищавшей и потому вынужденной просить милостыню. Ей удалось убедить самого принца Фридриха Саксен-Альтенбургского, который в свою очередь представил её ко двору принца Ольденбургского, крестника Фридриха-Вильгельма II. Бывший кайзер получил от неё письмо в 1949 году и выделил ей сумму в размере 80 000 золотых рублей. Принц Ольденбургский также платил ей пенсию вплоть до своей смерти в 1970 году. В конечном итоге лже-Ольга была арестована за мошенничество.

Лже-Анастасия

Самозваные Анастасии наиболее известны, поскольку этому всячески способствовала громкая слава первой из самозванок — Анны Андерсон.

Анна Андерсон, она же Франциска Шанцковска, появилась в Берлине, где после неудачной попытки самоубийства была заключена в психиатрическую клинику. По некоторым версиям, в этой клинике одна из пациенток "опознала" в ней великую княжну, после чего Шанцковска решила испытать удачу и вернуть себе "титул". В других источниках сообщается, что Андерсон приехала в Берлин, чтобы разыскать свою "тетю" принцессу Ирен, сестру царицы Александры, но, попав во дворец, была отвергнута и унижена, после чего решила свести счеты с жизнью.

Более двадцати лет претендентка пыталась добиться в европейских судах признания себя великой княжной, но так и не преуспела в этом.

В честь знаменитой авантюристки после ее смерти в 1986 году в США был снят фильм "Анастасия: Загадка Анны", рассказывающий одну из версий ее попыток стать княжной.

Лже-Алексеи

Число самозваных цесаревичей Алексеев доходит до 80 человек. Среди них: Алексей Пуцято, Василий Филатов, Николай Чеботарев, Эйно Таммет и многие другие. Первый, Алексей Пуцято, появился несколько месяцев спустя после расстрела и сразу же отправился с адмиралу Колчаку, которому поведал о своем чудном спасении. По объяснениям лже-цесаревича, ему удалось выпрыгнуть из движущегося поезда, который вез царскую семью в ссылку, а затем скрыться у друзей. Откровенная ложь была очевидна, и учитель цесаревича Пьер Жильяр разоблачил афериста и заставил сознаться в обмане.

Лже-Татьяны

После окончания гражданской войны, в 1923 году, в Лондоне стало известно о некой Маргерите Линдсей. После бракосочетания с капралом Линдсей таинственная мадам начала тщательно избегать разговоров о своем прошлом, что вызвало массовый резонанс и породило слух о том, что она — Татьяна из императорской семьи. Сама Маргерит никак не реагировала на людские сплетни.

Лже-Марии

Алина Карамидас, известная как "Бабушка Алина", выдавала себя за великую княжну Марию Николаевну, избежавшую расстрела в 1918 году. "Бабушка Алина" объявилась в 1954 году не в России, не в Европе, а в Южной Африке, вместе с пожилым мужчиной по имени Фрэнк, чуть позже ставшим ее мужем. По словам соседей, знавших Карамидас дольше и лучше остальных, в какой-то момент лже-царевна начала оговариваться, например, о том, что на самом деле она из России. Доказательства начал искать сам сосед, чем занимался на протяжении долгих лет.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

17 июля 1918 года была расстреляна царская семья. Недостаток сведений о случившемся породил мифы и «выживших Романовых». Самозванцев насчитывалось около 230 человек.

Успешная самозванка

Марджа Боодтс (самозваная Ольга) - без сомнения самая успешная из «романовских самозванцев»! Впервые объявилась во Франции перед началом Второй мировой войны: собирала у доброхотов пожертвования для совершенно обнищавшей «чудом спасшейся великой княжны». Естественно была арестована за мошенничество и на суде назвала себя польской шляхтянкой.

Второй раз появилась в начале 1950-х годов, рьяно отвергая своё тождество с «довоенной» мошенницей. Самозванка была довольна убедительна! В своей правдивости ей удалось убедить принца Николая Ольденбургского и кронпринца Вильгельма, которые платили ей до конца жизни довольно солидную пенсию. Пенсии хватало не много ни мало на безбедную жизнь на вилле у озера Комо (Италия).

Марджа Боодтс утверждала, что своим чудесным спасением она же была обязана некоей крестьянке, подменившей её в доме Ипатьева.

Деталь: всего самозваных Ольг было 28!

Самозванка-загадка

Мишель Анше убеждала, что в Париж приехала прямо из Сибири! Ее появление в начале 1920-х годов в столице Франции по-настоящему заинтересовало публику: дело в том, что внешне Мишель действительно очень напоминала великую княжну.

О том, как ей удалось «избегнуть Екатеринбургского расстрела», самозванка говорить не желала, заявляя лишь, что откроет всю правду с глазу на глаз своей «бабушке» вдовствующей императрице Марии Фёдоровне. Но...свидание не состоялось! Здесь начинается самая загадочная часть истории: Мишель Анше погибла при загадочных обстоятельствах в своём доме в одном из парижских предместий. Паспорт на имя Мишель Анше оказался фальшивым, а обстоятельства гибели французская полиция засекретила, что породило новую волну слухов. Один из самых популярных: до «спасшейся Татьяны» добрались большевики.

Деталь: всего самозваных Татьян - 33!

Скрытная самозванка

Неизвестная, именовавшая себя Аверис Яковелли появилась в одной из польских деревень 23 января 1919 года. Односельчане сразу обратили внимание, что все тело её тело покрыто шрамами от ранений. Позднейшие врачебные свидетельства подтвердили: ранения были достаточно серьёзны!

Аверис Яковелли предпринимала несколько попыток вернуться в Россию, но в конечном итоге в 1921 году вышла замуж за польского солдата по имени Карл Дьяногий и родила сына Николая.

В 1956 году Николай Дьяногий умер от гемофилии, болезни которая преследовала императорскую семью. Тогда она не раз повторяла, что «погибла вся семья, все до единого», это было воспринято как запоздалое признание в «царственном происхождении».

Деталь: всего самозваных Марий - 53!

Самозванка с “головокружительной карьерой”

Анна Андерсон. Вероятно, настоящим именем самозванки было Франциска Шанцковска. После неудачной попытки самоубийства она попала в психиатрическую клинику Берлина. Там одна из пациенток «опознала» в ней великую княжну, после чего легенда была активно поддержана русскими эмигрантами.

Более двадцати лет претендентка пыталась добиться в европейских судах признания себя великой княжной, но не особенно преуспела в этом. Однако ее персона до сих пор пользуется популярностью: современные поклонники Андерсон уверены, что генетическая экспертиза, доказавшая её родство с семьей Шанцковских не более чем фальшивка.

Деталь: самозваные Анастасии наиболее известны благодаря “головокружительной карьере” первой Анны Андерсон. Последняя из лже-Анастасии- Наталья Билиходзе умерла в 2000 году. Всего самозваных Анастасий - 33!

Самозванец неудачник

Cлухи о том, что расстреляли не всех членов царской семьи, а Алексей Николаевич чудом остался жив и теперь где-то скрывается, создают благоприятную почву для самозванцев. Алексей Пуцято был одним из первых, пытавшихся выдать себя за «чудом спасшегося» цесаревича.

О его личности и происхождении известно достаточно мало. Считается, что он родился в благополучной интеллигентной семье, иначе как объяснить его хорошую образованность, начитанность и отличные манеры?! Все это, вкупе с хитрым умом и сообразительностью, надоумило молодого человека назвать себя царским сыном, все же избежавшим смерти.

Алексей Пуцято решил попытать счастье, но ему не повезло! Его обман раскрыл бывший учитель цесаревича, француз Жийяр. В конце концов, самозванцу пришлось признаться в своем обмане, после чего он был арестован.

Деталь: всего самозваных Алексеев - 81.

“Пятая дочь Романова” №1

Сюзанна Катарина де Грааф объявила себя никогда не существовавшей Александрой Романовой, «пятой дочерью» царя. Легенда самозванки была довольно смелой: она появилась на свет в 1903 году, когда «официально» у царицы наблюдалась ложная беременность. Николай и Александра не могли предъявить двору и народу пятую дочь, и потому её отдали на воспитание в Голландию, куда её тайно переправил Филипп Низьер - «ясновидец и чародей» бывший доверенным человеком императрицы Александры.

“Пятая дочь Романова” №2

Ирина Романова - настоящее имя неизвестно. Аргентинка, выдававшая себя за «пятую дочь царя», рождённую во время ссылки в Тобольск. Девочку якобы удалось переправить за границу с тайного согласия Советского правительства.

За два последних столетия наши историки до предела мифологизировали роль Романовых в Смутное время. На фоне злодея и неврастеника Бориса Годунова, отпетых негодяев Гришки Отрепьева и Тушинского вора перед нами предстоит доброе патриархальное семейство Романовых. Романовы-де имели самые большие права на престол, но им чуждо стремление к власти, они далеки от политических интриг. И вот за эту доброту и бескорыстность все правители, начиная с царя Бориса и кончая Тушинским вором, всячески мучают праведное семейство. Лжедмитрий I Наконец храбрый воевода освобождает Москву от злых иноземцев, и весь народ, начиная с самого воеводы и кончая простым казаком, молит юного ангелоподобного отрока стать царем московским. Надо ли говорить, что тут не обошлось без вмешательства небесных сил. Отрок и его мать долго отказываются, они, мол, никогда и не думали, чтобы Миша мог стать царем. Миф о Романовых нашел отражение даже в пушкинском «Борисе Годунове».

Там дворянин Афанасий Пушкин говорит Рюриковичу Шуйскому:
«Знатнейшие меж нами рода – где?
Где Сицкие князья, где Шестуновы,
Романовы, отечества надежда?»
Шуйский: «Ты прав, Пушкин».

Ну ладно, что князья Сицкие и Шестуновы уже три года, как прощены и исправно служат Борису, поэт мог и не знать, но чтобы Шуйский – потомок Андрея Ярославича и ненавистник выскочек Романовых признал их «знатнейшими меж нами» и «отечества надеждой»? Это уже топорная лесть, граничащая с издевательством над семейством Романовых.

Пушкин писал П.А. Вяземскому сразу после окончания «Годунова»: «Жуковский говорит, что царь меня простит за трагедию – навряд, мой милый. Хоть она и в хорошем духе писана, да никак не мог упрятать всех моих ушей под колпак юродивого. Торчат!» Лжедмитрий 2 Тушинский вор На самом деле Романовы были до неприличия беспородны. 550 лет Русью правили князья – потомки варяжского князя Рюрика. Власть Рюриковичей наследовалась двумя способами: по горизонтали – старшему в роду, и по вертикали – от отца к сыну. В XV в. окончательно утвердился второй способ наследования. Но всегда наследование шло исключительно по мужской линии.

Князья обычно вступали в брак с княжнами из соседних княжеств, иногда с боярскими дочерьми, были браки с половецкими, а потом и татарскими княжнами. Боярская дочь, став женой Рюриковича, получала титул княгини, но никогда ни при каких обстоятельствах ее родичи не становились князьями и уж подавно не могли претендовать на княжеский престол. То же самое можно сказать о половецких и татарских князьях (ханах).

Семейство Романовых считало своим прародителем Андрея Кобылу – дружинника московского князя Симеона Гордого. Историкам о Кобыле известен лишь один факт, что он вместе с Алексеем Босоволоковым ездил в Тверь за невестой для Симеона. Предполагается, подчеркиваю, предполагается, поскольку неоспоримых доказательств нет, что Кобыла отличался большой плодовитостью. Позже ему приписали 5 сыновей, 14 внуков и 25 правнуков, но никаких достоверных документов на сей счет нет. Не только Романовы, но и десятки известных дворянских фамилий считали Кобылу своим предком. Среди них Бутурлины, Челядины, Пушкины, Свибловы и другие.

Потомки Кобылы – Кошкины (4 поколения), Захарьины (2 поколения) – постоянно были рядом с московскими князьями, но всегда на вторых ролях. Ни громких побед, ни больших опал. Кошкины и Захарьины преуспевали лишь в накоплении богатств. Самым прибыльным промыслом в средние века на Руси была добыча и продажа соли. В начале XV в. Кошкиным удалось стать владельцами самых крупных варниц в Нерехте.

В 1547 г. Романовы (они тогда назывались еще Захарьиными) породнились с родом Ивана Калиты. Царь Иван IV, еще не Грозный, женился на шестнадцатилетней Анастасии, дочери умершего четыре года назад окольничего Романа Захарьевича.

Брак Ивана IV с Анастасией Романовной не представлял ничего экстраординарного в истории России. Подавляющее большинство жен московских князей были дочерьми бояр или даже дворян. Да и у самого Ивана Грозного было семь жен и, соответственно, куча родни по женской линии, начиная с Романовых (Захарьиных) и кончая Нагими.

За тринадцать лет жизни с царем Иваном Анастасия Романовна родила шестерых детей: Анну (родилась 18 августа 1549 г., умерла в августе 1550 г.), Марию (родилась 17 марта 1551 г., умерла в младенчестве), Димитрия (родился 11 октября 1552 г., умер в июне 1553 г.), Иоанна (родился 28 марта 1554 г., убит отцом 19 ноября 1582 г.), Евдокию (родилась 26 февраля 1554 г., умерла в 1558 г.) и будущего царя Федора (родился 11 мая 1557 г., умер 7 января 1598 г.).

Сама Анастасия умерла 7 августа 1560 г. сравнительно молодой, ей было около тридцати лет, что дало повод многим современникам и потомкам предполагать отравление царицы. 18 марта 1584 г. внезапно умирает царь Иван. К этому времени все мужское потомство Захарьиных и Яковлевых или перемерло, или было казнено царем. В живых остался лишь Никита Романович Захарьин и его дети, которых по деду стали называть Романовыми.

Никита Романович оказался самым плодовитым в роду Захарьиных. От двух жен – Варвары Ивановны Ховриной и Евдокии Александровны Горбатой- Шуйской – он имел пятерых сыновей и пятерых дочерей (Федора, Михаила, Александра, Василия, Ивана, Анну, Евфимию, Ульяну, Марфу и Ирину). Из них только Ульяна умерла в младенчестве. В 1565 г. старшая дочь Анна была выдана замуж за князя Ивана Федоровича Троекурова. Рюриковичи Троекуровы вели свой род от ярославских удельных князей. Иван и Анна Троекуровы нажили двоих детей – Бориса и Марину. 6 декабря 1586 г. Анна Никитична умерла, а И.Ф. Троекуров взял новую жену – Вассу Ивановну.

Дочь Евфимию Никита Романович выдал за князя Ивана Васильевича Сицкого. Марфа стала женой Бориса Камбулатовича Черкасского. Он был сыном кабардинского владетеля Камбулата – родного брата Темрюка, отца Марии – второй жены Ивана Грозного. Два сына Камбулата – мурзы Хокяг и Хорошай – приехали на службу в Москву, крестились и получили имена Гавриил и Борис Камбулатовичи. В 1592 г. Борис становится боярином. У Марфы Никитичны и Бориса Камбулатовича было трое детей – Иван, Ирина и Ксения. Иван при царе Михаиле стал боярином, Ирина выдана за боярина Федора Ивановича Шереметева, а Ксения – за Ивана Дмитриевича Колычева.

Младшая дочь Никиты Романовича Ирина вышла замуж за боярина Ивана Ивановича Годунова. Потомства у них не было. Наиболее выдающейся личностью из большой семьи Никиты Романовича стал его старший сын Федор. Он был красив и статен. Он, по-видимому, первым из московской знати стал брить бороду и носить короткую прическу. О щегольстве Федора и умении одеваться иностранные послы говорили, что если московский портной хотел похвалить свою работу заказчику, то он говорил: «Вы теперь одеты как Федор Никитич». В 1586 г. Федор прямо из рынд прыгнул в бояре.

Федор Никитич оказался плодовит: с 1592 по 1599 г. у него родилось шесть детей, но выжили лишь двое – Татьяна и Михаил, а остальные умерли в младенчестве (Борис в 1593 г., Никита в 1593 г., Лев в 1597 г. и Иван в 1599 г.). Позже Татьяна выйдет замуж за князя Ивана Михайловича Катырева- Ростовского, а Михаил, родившийся 12 июля 1596 г., станет царем. Романовы не поддержали Бориса в самые трудные для него дни. Видимо, Романовы участвовали в попытке возведения на престол низложенного царя Симеона Бекбулатовича и в других интригах против Бориса, но никакими достоверными данными на этот счет историки не располагают.

Не было претензий к Романовым и у новоизбранного царя Бориса. Мало того, в сентябре 1598 г. царь Борис пожаловал боярство Александру Никитичу Романову, а также романовской родне Михаилу Петровичу Катыреву- Ростовскому и князю Василию Казы Кардануковичу Черкасскому. Формально Романовым не на что было жаловаться, и мирное сосуществование Романовых и Годуновых длилось до 1600 г.

В конце 1599 г. – начале 1600 г. Борис Годунов тяжело заболел. К осени 1600 г. состояние здоровья царя настолько ухудшилось, что он не мог принимать иностранных послов и даже самостоятельно передвигаться – в церковь его носили на носилках.

Братья Романовы решили, что настал их час, и начали подготовку к перевороту. Из многочисленных романовских вотчин в Москву стали прибывать дворяне и боевые холопы. Несколько сот вооруженных людей сосредоточилось на Варварке в усадьбе Федора Никитича. Среди них был и молодой дворянин Юрий Богданович Отрепьев. Однако спецслужба Бориса не дремала. По приказу царя в ночь на 26 октября 1600 г. несколько сот стрельцов начали штурм усадьбы на Варварке. Десятки сторонников Романовых были убиты при штурме, а многие казнены без суда и следствия.

Обвинение Романовых в организации государственного переворота Годунову было нецелесообразно, поскольку это произвело бы невыгодное для новой династии впечатление как внутри страны, так и за границей. Поэтому Романовым было поставлено в вину колдовство. Братья Никитичи были отданы на суд Боярской думы. Титулованная знать Рюриковичи и Гедеминовичи ненавидели безродных выскочек, как Годуновых, так и Романовых. Надо ли говорить, что сочувствия в думе Романовы не нашли.

Колдовские процессы над знатью в Западной Европе обычно кончались кострами и лишь в единичных случаях плахами и виселицами. Однако Годунов поступил с Романовыми относительно мягко. Федора Никитича Романова постригли в монахи под именем Филарета и послали в Антониев Сийский монастырь. Его жену Ксению Ивановну также постригли под именем Марфы и сослали в один из заонежских погостов. Ее мать сослали в монастырь в Чебоксары. Александра Никитича Романова сослали к Белому морю в Усолье- Луду, Михаила Никитича – в Пермь, Ивана Никитича – в Пелым, Василия Никитича – в Яренск, сестру их с мужем Борисом Черкасским и детьми Федора Никитича, пятилетним Михаилом и его сестрой Татьяной, с их теткой Настасьей Никитичной и с женой Александра Никитича сослали на Белоозеро. Князя Ивана Борисовича Черкасского – на Вятку в Малмыж, князя Ивана Сицкого – в Кожеозерский монастырь, других Сицких, Шастуновых, Репниных и Карповых разослали по разным дальним городам.

Первые слухи о живом царевиче Димитрии появляются одновременно с опалой бояр Романовых. Допустим пока, что это простое совпадение, и подумаем, кто мог быть инициатором этой затеи. Простые крестьяне, задавленные гнетом господ и лишенные права ухода от них, в Юрьев день стали мечтать о царе- освободителе и выдумали воскресение царевича Димитрия? Нет, это слишком хорошая сказка, она вполне подходит для историка-народника XIX в., но не для крестьянина начала XVII в. На Руси с IX по XVI в. и слыхом не слыхивали о самозванцах. И приписывать самозванческую интригу неграмотным крестьянам просто смешно.

А теперь обратимся на Запад. Молодой португальский король Себастьян Сокровенный отправился в 1578 г. завоевывать Северную Африку и без вести пропал в сражении. Король не успел оставить потомства, зато после его исчезновения в Португалии появилась масса самозванцев Лжесебастьянов. Кстати, папа Климент VIII на полях донесения от 1 ноября 1603 г., извещавшего его о появлении Димитрия, написал: «Португальские штучки». Одновременно в Молдавии прекратилась династия Богданников и тоже появилось немало самозванцев. То, что для Руси было в диковинку, в Европе давно стало нормой.

Мы можем только гадать об имени сценариста Великой смуты, но достоверно можно сказать, что это был не крестьянин или посадский человек, а интеллектуал XVII в. Он мог быть боярином или дворянином, исполнявшим роль советника при большом боярине, а скорее всего это было лицо духовное. В любом случае это был москвич, близкий ко двору и хорошо знавший тайные механизмы власти. Можно предположить, что через иностранцев и чиновников Посольского приказа сей «интеллектуал» знал о событиях в Португалии и Молдавии.

Заметим, что слух в конце 1600 г. – начале 1601 г. ходил не по низам, а по верхам. О нем уже знали иностранцы, но ничего не знали в провинциальных городках, не говоря уже о селах. Таким образом, пропаганда велась крайне грамотно. Синхронно пошел и «девятый вал» дезинформации о Борисе Годунове, что тот-де всех поизвел, кого мог – поубивал, а царя Симеона колдовством зрения лишил. Столь же синхронно появились различные байки о хороших боярах Романовых, «сродниках» царя Федора. Не буду утомлять читателя их пересказом, а интересующихся отправлю к исследованиям по средневековой русской литературе и эпосу. Замечу лишь одно, сей народный фольклор касался только Романовых. Нет ни песен, ни сказок про Шуйских, Мстиславских, Оболенских и про другие древние княжеские рода. Неужели нужно пояснять, что режиссер у этого спектакля был один и тот же, как, впрочем, и заказчики. Итак, царь – изверг на троне, хорошие бояре в опале, а где-то скитается восемнадцатилетний сын Ивана Грозного.

Естественно, спасенный Димитрий не мог не явиться, даром, что ли, велась вся кампания. И вот в 1602 г. в Польше объявился долгожданный царевич Димитрий. О личности самозванца спор идет уже 400 лет. Версий на сей счет имеется три: самозванец был настоящим царевичем, самозванец был Юрием Отрепьевым, и самозванец не был ни тем, ни другим. Любопытно, что сторонники последней версии не могут даже предположительно указать на конкретное историческое лицо, ставшее самозванцем. Их аргументы сводятся к критике первых двух версий, после чего методом исключения делается вывод – «откуда следует, что Лжедмитрием был кто-то другой».

Версия же о чудесном спасении царевича очень нравится сентиментальным дамам и мужчинам-образованцам. Этой версии посвящено уже не менее двух десятков душещипательных романов, и нет сомнения, что появятся и новые шедевры. Версии спасения Димитрия одна фантастичнее другой. Некоторым же «историкам» мало традиционной сказки о чудесном спасении, и они идут дальше. Так, Лжедмитрий действительно оказывается царевичем Димитрием, но не сыном Ивана Грозного, а его племянником. Далее следует драматический рассказ, как Соломония Сабурова родила в монастыре сына от Василия III. А вот внук Соломонии и Василия Димитрий и стал самозванцем.

Были и попытки комбинировать первую и вторую версии. В этом варианте в 1602 г. в Польшу, а затем в Италию бежал-де настоящий сын Грозного, но затем он умер на чужбине, а его имя принял Григорий (Юрий Отрепьев). Я умышленно не привожу названий этих «исторических трудов», не желая делать им рекламу. Полемизировать же с ними просто смешно. Любой нормальный человек до самой смерти помнит события, происходившие с ним в возрасте четырех – восьми лет, причем часто запоминает мелкие детали, забытые его взрослыми родственниками. Самозванец же о своей жизни в Угличе рассказывал хуже, чем сын лейтенанта Шмидта Шура Балаганов о восстании на «Очакове». В частности, он утверждал, что убийство в Угличе случилось ночью. О том же, что происходило с ним с 8 до 19 лет, он отделывался общими фразами, что его-де приютили и воспитали какие-то хорошие люди.

Ну, допустим, в Польше он мог опасаться за жизнь своих покровителей, оставшихся в России под властью Годунова. Зато, взойдя на московский трон, его первым желанием стало бы найти этих «благодетелей», показать их народу и примерно наградить. Причем дело тут не в благодарности, доказательство чудесного спасения в Москве было вопросом жизни или смерти Лжедмитрия. Наконец, неопровержимый довод дает медицина – эпилепсия никогда не проходит сама по себе и не лечится даже современными средствами. А Лжедмитрий никогда не страдал припадками эпилепсии, и у него не хватило ума их имитировать.

Практически все серьезные историки приняли вторую версию и отождествляют Лжедмитрия с иноком Григорием, в миру Юрием Богдановичем Отрепьевым. Он происходил из дворянского рода Нелидовых. В 70-х годах XIV века на службу к московскому князю Дмитрию Ивановичу из Польши прибыл шляхтич Владислав Нелидов (Неледзевский). В 1380 г. он участвовал в Куликовской битве. Потомки этого Владислава стали зваться Нелидовыми. Род был в общем-то захудалым. Автору удалось найти в летописях лишь одно упоминание о Нелидовых. В 1472 г. великий князь Иван III послал воеводу князя Федора Пестрого наказать жителей Пермского края «за их неисправление». Одним из отрядов в этом войске и командовал Нелидов. Часть Нелидовых поселилась в Галиче, а часть – в Угличе. Один из представителей рода Нелидовых, Данила Борисович, в 1497 г. получил прозвище Отрепьев. Его потомки и стали носить эту фамилию.

Согласно «Тысячной книге» 1550 г. на царской службе состояли пять Отрепьевых. Из них в Боровске сыновья боярские «Третьяк, да Игнатий, да Иван Ивановы дети Отрепьева, Третьяков сын Замятня». В Переславле- Залесском служил стрелецкий сотник Смирной-Отрепьев. Его сын Богдан тоже дослужился до чина стрелецкого сотника. Но его погубил буйный нрав. Он напился в Немецкой слободе в Москве, где иноземцы свободно торговали вином, и в пьяной драке был зарезан каким-то литовцем. Так Юшка остался сиротой, воспитала его мать.

Едва оперившийся Юрий поступил на службу к Михаилу Никитичу Романову. Выбор Юшки не был случайным – детство он провел в имении дворян Отрепьевых на берегах реки Монзы, притоке Костромы. Рядом, менее чем в десяти верстах, была знаменитая костромская вотчина боярина Федора Никитича – село Домнино. Вскоре Отрепьев поселился в Москве на подворье Романовых на Варварке. Позже патриарх Иов говорил, что Отрепьев «жил у Романовых во дворе и заворовался, спасаясь от смертной казни, постригся в чернецы». «Вор» в те времена было более широким понятием, включавшим в себя и государственную измену. Так против кого «заворовался» Юшка?

Если против своих благодетелей Романовых – так ему нужно было идти не в монастырь, а во дворец к Борису с доносом. Значит, «заворовался» он все-таки против царя. Или он был посвящен в заговор Романовых, или как минимум активно участвовал в бою с царскими стрельцами. В любом случае ему грозила смертная казнь. Борис по конъюнктурным соображениям был снисходителен к боярам, но беспощадно казнил провинившуюся челядь. Спасая свою жизнь, Юшка принял постриг и стал смиренным чернецом Григорием. Некоторое время Григорий скитался по монастырям. Так, известно о его пребывании в суздальском Спасо-Ефимьевом монастыре и монастыре Ивана Предтечи в Галичском уезде.

Через некоторое время чернец Григорий оказывается в привилегированном Чудовом монастыре. Монастырь находился на территории Московского Кремля, и поступление в него обычно сопровождалось крупными денежными вкладами. О приеме Григория просил архимандрита Пафнутия протопоп кремлевского царского Успенского собора [Успенский собор служил местом венчания царей, в соборе хоронили московских митрополитов и патриархов.] Ефимий. Как видим, влиятельные церковные деятели просят за монашка, бегающего из одного монастыря в другой, бывшего государственного преступника.

Первое время Григорий жил в келье своего родственника Григория Елизария Замятни (внука Третьяка Отрепьева). Всего до побега Григорий провел в Чудовом монастыре около года. В келье Замятни он пробыл совсем недолго. Архимандрит Пафнутий вскоре отличил его и перевел в свою келью. По представлению архимандрита Григорий был рукоположен патриархом в дьяконы. Вскоре Иов приближает к себе Григория. В покоях патриарха Отрепьев «сотворил святым» каноны. Григорий даже сопровождал патриарха на заседаниях Боярской думы. Такой фантастический взлет всего за год! И время было не Ивана Грозного или Петра Великого.

При Годунове головокружительные карьеры не делались. И при такой карьере вдруг удариться в бега?! А главное, как двадцатилетний парень без чьей-либо поддержки вдруг объявил себя царевичем? До этого на Руси со времен Рюрика не было ни одного самозванца. Престиж царя был очень высок. Менталитет того времени не мог и мысли такой допустить у простого чернеца.

Наши дореволюционные и советские историки крайне мало интересовались, кто же стоял за спиной Григория. И в этом в значительной мере виноват Пушкин, точнее, не Пушкин, а царская цензура. Как у Александра Сергеевича решается основной вопрос драмы – решение монаха Григория стать самозванцем? Вот сцена «Келья в Чудовом монастыре». Отец Пимен рассказывает чернецу Григорию антигодуновскую версию убийства царевича Дмитрия. И все… Следующая сцена – «Палаты патриарха». Там игумен Чудова монастыря докладывает патриарху о побеге чернеца Григория, назвавшегося царевичем Дмитрием.

Можно ли поверить, что восемнадцатилетний мальчишка, выслушав рассказ Пимена, сам рискнет на такое? И дело совсем не в неизбежности наказания – дыба и раскаленные клещи на допросе, а затем четвертование или кол. Дело в другом – Гришка стал первым в истории России самозванцем. И одному юнцу в одночасье дойти до этого было невозможно. Психология русского феодального общества начала XVII в. не могла этого допустить. Тут нужен изощренный зрелый ум. Так кто же подал идею Гришке? До 1824 г. эту тему никто не поднимал. А Пушкин? Сейчас вряд ли удастся выяснить, знал ли Пушкин что- то, не вошедшее в историю Карамзина, или его озарила гениальная догадка.

Но начнем по порядку. Пушкин приступил к работе над «Борисом Годуновым» в ноябре 1824 г. К концу декабря – началу января он дошел до сцены в Чудовом монастыре и остановился. Пушкинисты утверждают, что он занялся четвертой главой «Онегина». Возможно, это и так, а скорее – не сходились концы с концами у «Годунова». Но в апреле 1825 г. Пушкин возвращается к «Годунову» и одним духом пишет сцены «Келья в Чудовом монастыре» и «Ограда монастырская». Позвольте, возмутится внимательный читатель, какая еще «Ограда монастырская», да нет такой сцены в пьесе. Совершенно верно, нет, но Пушкин ее написал. Сцена короткая, на две страницы, а по времени исполнения на 3–5 минут. Там Гришка беседует со «злым чернецом». И сей «злой чернец» предлагает Гришке стать самозванцем. До Гришки доходит лишь со второго раза, но он соглашается: «Решено! Я Дмитрий, я царевич». Чернец: «Дай мне руку: будешь царь». Обратим внимание на последнюю фразу – это так-то важно говорит простой чернец?! Ох, он совсем не простой, сей «злой чернец». Сцена «Ограда монастырская» имела взрывной характер. Она не только прямо обвиняла духовенство в организации смуты, но поднимала опасный вопрос – кто еще стоял за спиной самозванца. Поэтому Жуковский, готовивший к публикации в 1830 г. первые сцены «Бориса Годунова», не дожидаясь запрета цензуры, сам выкинул сцену «Ограда монастырская». Опубликована эта сцена была лишь в 1833 г. в немецком журнале, издававшемся в Дерпте.

На поиски «злого чернеца» я потратил более 5 лет. Им оказался сам архимандрит Чудова монастыря Пафнутий. Очень странно, что все наши историки прошли мимо ключевой фигуры Смутного времени. А церковные власти сделали все, чтобы вычеркнуть имя «злого инока» Пафнутия из церковной и светской истории. Так, в огромном труде «История русской церкви», написанном митрополитом Макарием, в VI томе, посвященном Смутному времени, о Пафнутии упоминается вскользь всего два раза в двух строчках. Причем последний раз сказано с явной злобой: «…как и когда он умер и где погребен неизвестно».

Мне удалось найти сведения о Пафнутии в житиях святых Никодима, Адриана и Ферапонта Монзенского. Итак, вернемся в 1593 год. Жили-были в Троицком Павло-Обнорском монастыре два приятеля инока Адриан и Пафнутий. Им явился, каждому отдельно, во сне неизвестный инок и повелел основать обитель на берегу лесистой реки Монзы при впадении ее в Кострому, а настоятелем обители должен был стать старец Адриан. Причем явившийся прибавил, что место это будет указано чудом и на нем явится святой. Так и случилось: когда там воздвигли часовню, то в ней получили исцеление два отрока. А отцы их рассказали, что каждому из них явился во сне неизвестный инок и сказал, что сын его будет исцелен в обители старца Адриана. В это время старец Пафнутий был назначен настоятелем Чудова монастыря в Москве.

Создается впечатление, что текст жития подвергся основательной цензуре. Зачем сразу двум старцам «является» один и тот же сон? Понятно, если бы они стали вместе строить на Монзе монастырь, но ведь Пафнутий выбывает из игры. Его кто-то назначает, и неизвестно за что, архимандритом придворного Чудова монастыря в Москве! Видимо, Пафнутию приснился другой куда более чудесный сон, но позже кто-то изъял сей сон из рукописи.

Обратим внимание на географию. Река Обнора, где находился Павло- Обнорский монастырь, и река Монза, где Адриан основал новый монастырь, – правые притоки реки Костромы и расположены почти рядом. Итак, район реки Монзы – это вотчины бояр Романовых, имение дворян Отрепьевых и место иноческого послушания Пафнутия. Уж что-то не верится, что это простое совпадение. Практически невероятно, чтобы бояре Романовы не посещали соседний Павло-Обнорский монастырь. Зато очень странно, что, став царем, туда наведывался Михаил Романов. Видимо, что-то сильно связывало это семейство с монастырем на Обноре.

Нетрудно догадаться, что в Чудов монастырь Пафнутий попал по протекции своих соседей Романовых. 1593–1594 гг. – время тесного альянса Романовых и Годуновых. Кстати, и патриарх Иов благоволил тогда к Романовым. Ведь с 1575 по 1581 г. Иов был архимандритом Новоспасского монастыря, который давно уже существовал под патронатом Романовых и служил их родовой усыпальницей. Только таким способом ничем не прославившемуся иноку захолустного монастыря удалось попасть в Кремль.

Почти сразу после возведения Пафнутия в сан архимандрита к нему в Чудов монастырь явился кузнец Никита. И Пафнутий, «испытав терпение и смирение Никиты посредством различных послушаний», сделал его своим келейником. Осенью 1595 г. послушник Никита был пострижен в монахи под именем Никодима. Запомним это имя, к нему мы позже вернемся. Итак, именно в келье архимандрита Пафнутия долгое время жил чернец Григорий. И вряд ли архимандрит допустил бы, чтобы его воспитанник попал под влияние другого чудовского «злого чернеца».

Возникает естественный вопрос: мог ли Пафнутий действовать один, без сговора со светскими лицами? Ответ очевиден. И это были люди романовского круга. И если братья Никитичи сидели под крепким караулом, то в Москве находилась их многочисленная родня, в том числе по женской линии, их служилые дворяне и прочая клиентура.

Не исключено и участие в заговоре, причем на самой ранней стадии, и поляков. Под большим подозрением оказывается канцлер и великий гетман литовский Лев Сапега. Первый раз он приезжал послом в Москву еще в царствование Федора Иоанновича. Еще тогда он писал гетману Кристофу Радзивиллу, что разные его информаторы сходятся в одном: большая часть думных бояр и воевод стоит за Романова; меньшие чины, особенно стрельцы и чернь, поддерживают Годунова. Второй раз Лев Сапега прибыл в Москву 16 октября 1600 г. и уехал почти через год, в августе 1601 г. Через десять дней после приезда Сапега и другие члены посольства были свидетелями ночного штурма царскими стрельцами романовского подворья. В посольском дневнике, а также в донесении королю Сигизмунду Сапега и его товарищи весьма положительно отзываются о братьях Никитичах, называя их «кровными родственниками умершего великого князя». (Ляхи не признавали царский титул Федора.)

Сапега уехал из Москвы крайне озлобленным на царя Бориса. Позже в Вильне Сапега перед русскими послами, приехавшими на ратификацию, говорил королю Сигизмунду: «Как приехал я в Москву, и мы государских очей не видали шесть недель, а как были на посольстве, то мы после того не видали государских очей 18 недель, потом от думных бояр слыхали мы много слов гордых, все вытягивали они у нас царский титул.

Я им говорил так же, как и теперь говорю, что нам от государя нашего наказа о царском титуле на перемирье нет, а на докончанье наказ королевский был о царском титуле, если бы государь ваш по тем по всем статьям, которые мы дали боярам, согласился». То есть Сапега начал торговаться, мы, мол, признаем Бориса царем, а вы, мол, признайте Сигизмунда шведским королем. На что московские послы резонно отвечали: «Вы говорите, что государь ваш короновался шведскою короною, но великому государю нашему про шведское коронованье государя вашего никакого ведома не бывало… Нам лишь ведомо, что государь ваш Жигимонт король ходил в Швецию и над ним в Шведской земле невзгода приключилась.

Если бы государь ваш короновался шведскою короною, то он прислал бы объявить об этом царскому величеству и сам был бы на Шведском королевстве, а не Арцы-Карло (герцог Карл). Теперь на Шведском королевстве Арцы- Карлус, и Жигимонту королю до Шведского королевства дела нет, и вам о шведском титуле праздных слов говорить и писать нечего».


Это был страшный удар по самолюбию короля и королевского посла. После прибытия Гришки Отрепьева в Польшу Лев Сапега стал одним из наиболее активных его покровителей. Таким образом, есть большая вероятность того, что Сапега стал соучастником заговора Пафнутия и романовской клиентуры. Об этом предположительно писал Д. Лавров: «В это время польским послом в Москве был Лев Сапега, и Отрепьев, состоя при патриархе, мог войти в сношение с ним и убедиться, что в Польше можно найти себе поддержку». [Лавров Д. Святой страстотерпец, благоверный князь угличский царевич Димитрий, московский и всея России чудотворец. Сергиев Посад: Типография Св. – Тр. Сергиевой Лавры, 1912. С. 90.] То же утверждает в 1996 г. и Д. Евдокимов. [Евдокимов Д. Воевода. М.: Армада, 1996. С. 53.]

Наличие треугольника Пафнутий – Романовы – Сапега сразу же снимает все загадки и противоречия в истории самозванческой интриги.

Главным действующим лицом страшной драмы, потрясшей Русское государство, стал не Годунов, якобы доведший страну до кризиса, не бояре, затаившие на него злобу, и тем более не чудовский чернец Григорий, а ляхи. Предположим, что Отрепьев бежал бы не на запад, а на север к шведам или на юг к турецкому султану или персидскому шаху. В любом случае он стал бы лишь мелкой разменной монетой в политической игре правителей означенных стран. В худшем случае Отрепьев был бы выдан Годунову и кончил жизнь в Москве на колу, в лучшем – жил бы припеваючи во дворце или замке под крепким караулом и периодически вытаскивался бы на свет божий, дабы немного пошантажировать московитов.

Именно поляки устроили разорение государства Российского, сопоставимое разве что с нашествием Батыя. В советских учебниках истории все объяснялось просто и ясно. В XIV–XV вв. польско-литовские феодалы захватили западные и юго-западные русские земли, а в 1605 г. устроили интервенцию в Московскую Русь, взяв с собой за компанию шведов. Увы, эта версия годилась лишь для школьников, думавших не столько о Смутном времени, сколько о времени, оставшемся до перемены. Анализа же причин «польско-шведской интервенции» отечественная историография дать не сумела.

Польша в XVI–XVIII вв. не являлась государством в современном понимании этого слова. Это был конгломерат владений польских и литовских магнатов под номинальной властью короля. Власть короля была пожизненной, но нового короля выбирали сами магнаты. Магнаты содержали частные армии и постоянно вели войны между собой, а периодами – с собственным королем и соседними странами.

Увы, я нисколько не преувеличиваю. Вот только два примера. Через 40 лет после описываемых событий восстание Хмельницкого начнется с того, что шляхтич Чаплинский силой отнял у чигиринского сотника любовницу и десять копен сена. Богдан схватился за саблю… и пошло-поехало. А вот более близкий пример. В конце XVI в. семейство князей Вишневецких захватило довольно большие территории вдоль обоих берегов реки Сули в Заднепровье.

В 1590 г. польский сейм признал законными приобретения Вишневецких, но московское правительство часть земель считало своими. Между Польшей и Россией был «вечный» мир, но Вишневецкий плевал равно как на Краков, так и на Москву, продолжая захват спорных земель. Самые крупные инциденты случились на Северщине из-за городков Прилуки и Сиетино. Московское правительство утверждало, что эти городки издавна «тянули» к Чернигову и что «Вишневецкие воровством своим в нашем господарстве в Северской земли Прилуцкое и Сиетино городище освоивают».

В конце концов, в 1603 г. Борис Годунов велел сжечь спорные городки. Люди Вишневецкого оказали сопротивление. С обеих сторон были убитые и раненые. Вооруженные стычки из-за спорных земель могли привести и к более крупному военному столкновению. Именно эта перспектива и привела Отрепьева в Брачин – вотчину Вишневецких. По планам Гришки Вишневецкий должен помочь ему втянуть в военные действия против Московского государства татар и запорожцев.

Царь Борис обещал князю Вишневецкому щедрую награду за выдачу «вора», но получил отказ. Тогда Вишневецкий, опасаясь того, что Борис применит силу, отвез Отрепьева подальше от границы в городок Вишневец.

7 октября 1603 г. Адам Вишневецкий пишет коронному гетману и великому канцлеру Польши Яну Замойскому о появлении царевича Димитрия, и бродяга становится для панов законным претендентом на престол. Для Отрепьева самой трудной частью авантюры было признание его польскими магнатами. Вторая же фаза – сбор частных армий польских магнатов для вторжения в Россию – особой сложности не представляла. Константин Вишневецкий (двоюродный брат Адама Вишневецкого) познакомил Лжедмитрия со своим Как писал С.М. Соловьев, «Мнишек собрал для будущего зятя 1600 человек всякого сброда в польских владениях, но подобных людей было много в степях и украйнах…». [Соловьев С.М. История России с древнейших времен. Кн. IV. С. 410.] Цитата приведена умышленно, дабы автора не заподозрили в предвзятости.

Первоначально местом сбора частной армии Мнишка был Самбор, но затем ее передислоцировали в окрестности Львова. Естественно, что это «рыцарство» начало грабить львовских обывателей, несколько горожан было убито. В Краков из Львова посыпались жалобы на бесчинства «рыцарства». Но король Сигизмунд вел двойную игру, и пока воинство Мнишка оставалось во Львове, король оставлял без ответа жалобы местного населения на грабежи и насилия. Папский нунций Рангони получил при дворе достоверную информацию о том, что королевский гонец имел инструкцию не спешить с доставкой указа во Львов.

Любопытно, что польские историки оправдывают поход этого сброда на Москву. Тот же Казимир Валишевский писал: «В оправдание Польши надлежит принимать в соображение то обстоятельство, что Московия семнадцатого века считалась здесь страной дикой и, следовательно, открытой для таких предприятий насильственного поселения против воли туземцев; этот исконный обычай сохранился еще в европейских нравах, и частный почин если и не получал более или менее официальной поддержки заинтересованных правительств, всегда пользовался широкой снисходительностью». [Валишевский К. Смутное время. М.: СП «Квадрат», 1993. С. 111.] Таким образом, с польской точки зрения сей поход был лишь экспедицией в страну диких туземцев.

Говоря о событиях в Москве, мы почти упустили из виду главных зачинщиков Смуты – бояр Романовых. К октябрю 1604 г. все Романовы, за исключением Филарета, оказались на свободе. Кто состоял на царской службе, а кто вольготно жил в своих поместьях. В частности, восьмилетний Михаил Федорович жил в селе Клин в вотчине отца. Его опекали тетки – Марфа Никитична, вдова Бориса Камбулатовича Черкасского и вдова Александра Никитича Романова. Вместе с Михаилом жила и его сестра Татьяна. Надо ли говорить, что эта дамская компания тряслась над мальчиком и воспитала из него не рыцаря, а слабовольного и капризного барчука.

Сам же монах Филарет, в миру Федор Никитич Романов, тихо поживал в Антониев-Сийском монастыре. Этот монастырь был основан в 1520 г. преподобным Антонием на реке Сие, притоке Северной Двины, в 90 верстах от города Холмогоры. Это был один из самых богатых северных монастырей России.

В монастыре за Филаретом наблюдал пристав Богдан Воейков, который регулярно слал в Москву отчеты о поведении опального инока. Филарет вел себя довольно тихо, конфликты с приставом Воейковым носили мелкий, чисто бытовой характер. Так, к примеру, Филарет поселил у себя в келье какого-то парнишку. Пристав донес царю. Борис указал: «Малому у него в келье быть не вели, вели с ним жить в келье старцу, в котором бы воровства никакого не чаять».

В итоге из кельи Филарета «малого» вытурили, а вместо него поселили старца Иринарха, чтобы тот приглядывал за ссыльным. Надо ли говорить, что новый сосед-старец не понравился Филарету, и, видимо, от некоторых утех с «малым» пришлось отказаться. Тем не менее вел себя Филарет тихо и богобоязненно. Но вот до Антониев-Сийского монастыря дошли слухи о походе Лжедмитрия на Москву, и смиренный инок Филарет буквально начинает скакать от радости. В начале 1605 г. пристав Воейков шлет несколько доносов в Москву о бесчинствах Филарета и жалобы на игумена монастыря Иону, который смотрит на них сквозь пальцы.

В марте 1605 г. царь Борис делает игумену Ионе строгое внушение: «Писал к нам Богдан Воейков, что рассказывали ему старец Иринарх и старец Леонид: 3 февраля ночью старец Филарет старца Иринарха бранил, с посохом к нему прискакивал, из кельи его выслал вон и в келью ему к себе и за собою ходить никуда не велел. А живет старец Филарет не по монастырскому чину, всегда смеется неведомо чему и говорит про мирское житье, про птиц ловчих и про собак, как он в мире жил, и к старцам жесток, старцы приходят к Воейкову на старца Филарета всегда с жалобою, бранит он их и бить хочет, и говорит им: “Увидите, каков я вперед буду!”».

Обратим внимание на фразу Филарета: «Увидите, каков я вперед буду!» Кем же видит себя смиренный монах – царем или патриархом? Да и откуда такая спесь взялась? Ну, допустим, услышал он об успехах самозванца, так что же из того? Ну, придет Лжедмитрий, какой-нибудь Стенька или Емелька, и станет бояр вешать да топить, не вникая в их свары и обиды. Тут Филарет выдает себя с головой. Он прекрасно знает, что идет на Москву не просто его бывший холоп Юшка, а его «изделие». Другой вопрос, что он недооценивает польское влияние. У его «изделия» теперь совсем другие кукловоды.

20 июня 1605 г. Лжедмитрий I торжественно въезжает в столицу и сразу же призывает найти и вернуть в Москву своих бывших хозяев. В начале июля 1605 г. в Антониев-Сийский монастырь прибыли посланцы самозванца и с торжеством повезли Филарета в Москву.

В Москве Романовы получили щедрые награды. Скромный инок Филарет возведен в сан ростовского митрополита, а прежний ростовский митрополит Кирилл Завидов был без объяснения причин попросту согнан с кафедры. Причем нет никаких сведений, что Кирилл мог чем-то прогневать самозванца. За что же такая милость простому монаху? За то, что он с начала 1605 г. перестал вообще ходить на службы? Неужто за познания в ловчих птицах и собаках?

Димитрий дал третий по значимости чин в церковной иерархии Филарету. Сделать монаха сразу патриархом было бы слишком, да и на том месте уже сидел послушный Игнатий. А крутицким митрополитом стал, как мы уже знаем, старый знакомый Гришки Пафнутий.

Младший брат Филарета, Иван Никитич Романов, получил боярство. Не был обойден и единственный сын Филарета – девятилетний Миша Романов стал стольником. Замечу, что возведение даже двадцатилетнего князя Рюриковича в чин стольника на Руси было событием экстраординарным. Даже тела умерших в ссылке Никитичей по царскому указу были выкопаны, доставлены в Москву и торжественно перезахоронены в Новоспасском монастыре.

Многие наши историки утверждают, что Лжедмитрий пожаловал Романовых как своих родственников, чтобы таким образом подтвердить свою легитимность. Такой взгляд не выдерживает критики. Ну, во-первых, настоящему Димитрию Романовы и родственниками не были. Попробуйте в русском языке найти степень родства Федора Никитича и Димитрия Ивановича! Мало того, именно царь Федор, сын Анастасии Романовой, упрятал Димитрия со всей родней в ссылку в Углич, а бояре Романовы во главе с Федором Никитичем с большим усердием помогали царю. Да и не в этом дело. Зачем самозванцу лишний раз напоминать народу, что есть живые родственники царя Федора, которые за неимением лучшего могут стать претендентами на престол? Увы, на этот вопрос ни один наш историк дать ответа не может.

Мало того. Зачем давать Романовым власть и вотчины? Неужели самозванец так глуп, что думает, что гордый и честолюбивый Федор Никитич станет его верным холопом? А ведь чины и вотчины могли так пригодиться польским и русским сторонникам Лжедмитрия. Вот они бы и стали навсегда преданными холопами царя Димитрия I.

Наконец, чем черт не шутит, ведь Романовы могли и опознать Юшку Отрепьева, который пять лет назад жил у них на подворье. Из всего этого можно сделать лишь один логичный вывод – бояре Романовы были в сговоре с заговорщиками церковными, главой которых был Пафнутий. Теперь Отрепьеву пришлось платить по счетам. Был ли удовлетворен наградами честолюбец Федор Никитич? Конечно, нет, но качать права было рано. Пока Романовы рассматривали полученные чины, вотчины и другие блага как промежуточную ступеньку для дальнейшего подъема вверх. Теперь Федору и Ивану Никитичам казалось, что еще чуть-чуть, и московский трон станет собственностью их семейства.

2 мая 1606 г. в Москву прибывает невеста Димитрия Марина Мнишек. Ее сопровождали послы-шляхи, их оруженосцы и слуги, всего около двух тысяч человек. Свадьба царя и поведение молодых возмутили московских дворян и духовенство.

Ряд историков утверждает, что народ любил царя Димитрия. Начнем с того, что реакция толпы на явление царя или вождя крайне обманчива. Вот, например, какие огромные толпы восторженных людей собирались по ходу путешествия Николая II с семьей по романовским местам в честь трехсотлетия династии. А через четыре года вся страна ликовала, узнав об отречении царя. Предположим, что в 1913 г. в Кострому приехал не православный царь с семейством, а, скажем, персидский шах с гаремом из трехсот красавиц, одетых в абсолютно прозрачную ткань. Так что, народу на пристани собралось бы меньше? В 1799 г. по пути в Париж Бонапарта встречали восторженные толпы, но когда адъютант Жюно обратил внимание на них генерала, тот ответил: «Еще больше народа собралось бы смотреть, как меня повезут на казнь». Московский люд собирался глазеть на забавы нового царя, как на шоу, и соответственно к Димитрию и относился. Не следует забывать, что за несколько месяцев своего правления Лжедмитрий растратил большую часть казны Московского государства, которая собиралась много веков. Надо ли говорить, что большая часть денег, розданных царем своим польским и русским сторонникам, оседала у московского населения – торговцев, шинкарей, девиц из Лоскутного ряда и т. д. Ясно, что поддержка этой части населения вряд ли могла удержать самозванца на престоле.

Сразу после приезда Марины Василий Шуйский организовывает настоящий заговор. Во главе заговора становятся он сам, Василий Васильевич Голицын и Иван Семенович Куракин. К ним присоединяется и крутицкий митрополит Пафнутий. Для сохранения единства, необходимого в таком деле, бояре решили первым делом убить расстригу, «а кто после него будет из них царем, тот не должен никому мстить за прежние досады, но по общему совету управлять Российским царством». К заговорщикам примкнуло несколько десятков московских дворян и купцов.

Готовясь к войне с Турцией, [Все наши историки считают, что Димитрий всерьез собирался воевать с Оттоманской империей. По мнению же автора, это было блефом, предназначенным для польского короля, римского папы, а также для внутреннего потребления.] самозванец выслал на южную границу войско под началом Шереметева. Одновременно в Москву были вызваны новгородские дворяне, расположившиеся лагерем в миле от города. Их численность, по Соловьеву, составляла семнадцать тысяч, по Скрынникову – одна-две тысячи человек. Особого значения это не имеет, поскольку и тысячи ратников хватило бы для государственного переворота. Заговорщикам удалось привлечь новгородцев на свою сторону.

В светлую ночь с 16 на 17 мая 1606 г. бояре-заговорщики впустили в город около тысячи новгородских дворян и боевых холопов. На подворье Шуйских собралось около двухсот вооруженных москвичей, в основном дворян. С подворья они направились на Красную площадь. Около четырех часов утра ударили в колокол на Ильинке, у Ильи Пророка, на Новгородском дворе, и разом заговорили все московские колокола. Толпы народа, вооруженные чем попало, хлынули на Красную площадь. Там уже сидели на конях около двухсот бояр и дворян в полном вооружении.


Император Николай II с супругой и детьми.

В 1918 году большевики без суда и следствия вынесли приговор царской семье. Романовых расстреляли на рассвете 17 июля, добили штыками, останки облили серной кислотой и закопали. Это жестокое убийство вскоре начало обрастать слухами и легендами, которые сочиняли аферисты, пытавшиеся доказать свою причастность к императорскому роду. Почти все лже-Романовы убеждали, что им чудом удалось спастись от казни в доме инженера Ипатьева, где свершилось одно из самых чудовищных злодеяний в истории России.

Цесаревич Алексей

Цесаревич Алексей

Через некоторое время после расстрела царской семьи некий Алексей Пуцято, предстал перед адмиралом Колчаком и рассказал ему о том, что при отправке поезда, в котором везли Романовых в ссылку, ему, наследнику престола, организовали побег сочувствующие царю люди. Они же помогли Алексею скрываться несколько месяцев. Но аферист был сразу же разоблачен, так как один из учителей цесаревича был жив, и вывел самозванца на чистую воду.


Алексей Пуцято - первый самозванец, разоблачённый учителем цесаревича.

Некий Филипп Семенов долгое время убеждал окружающих в своем “царском происхождении”. Он даже рассказывал подробности из своей дворцовой жизни. В конце концов, он был помещен в психиатрическую лечебницу, где находились прочие Наполеоны и Македонские.


Филипп Семенов - цесаревич из колонии.

Эстонец Эйно Таммет выдвигал следующую версию своего спасения. Юровский, возглавлявший группу расправы с царской семьей, стреляя в него, сына царя, использовал холостые патроны. Затем, во время транспортировки тел к месту захоронения, Алексей бежал и был передан семье дальних родственников придворных царя, проживавших в Эстонии.


Эйно Таммет - самозванец эстонского происхождения.

Достигнув совершеннолетия, уехал в Канаду. В настоящее время его наследники продолжают претендовать на фамилию Романовых и царскую корону.

Николай Дальский, доказывая, что он является Алексеем Романовым, утверждал, что его под видом помощника царского повара сочувствующая монархистам охрана вывезла из места заключения монаршей семьи в город Суздаль, в семью неких Дальских, у которых в это время скончался сын - ровесник цесаревича. Там “наследника престола” якобы излечили от гемофилии. Позже он стал офицером-красноармейцем.

Всего же в разное время самозванцев, которые выдавали себя на цесаревича Алексея, было 81.

Царевна Мария


Мария Николаевна Романова, Святая царевна

Когда Алина Карамидас, проживавшая в Южной Америке, дожила до почтенных лет, ее родные услышали, что она начала говорить по-русски. Лингвист перевел следующее. Она утверждала, что родилась в России и была княжной Романовой, спасшейся в свое время от расстрела. Дети и внуки долгое время искали доказательства словам бабушки Алины, но тщетно.

В начале 1919-го в одной польской деревне появилась девушка с царственной осанкой и светскими манерами. Ее звали Аверис Яковелли. Вокруг начали появляться слухи, что это чудом выжившая Мария Николаевна Романова. Девушка никак не комментировала данные высказывания. Жила тихо и замкнуто. Однако, после ее смерти были обнаружены дневники, записи в которых показывали на тождественность с княжной.

Претендентка на звание российской царевны Мария Марти открыто заявляла, что она - урожденная Мария Романова. Ее дети до сих пор указывают на идентичность почерков своей матери и великой княжны российской. Они даже открыли страницу в Интернете, где собрали множество сторонников своей версии.

Анастасия

Княжна Анастасия.

Наиболее обсуждаемая личность из династии Романовых. Именно ей приписывают случайное спасение из уральских застенков, и число самозванок в этом случае колоссально.

Одной из Анастасий была некая Анна Андерсон, ее настоящее имя - Франциска. Когда ее поместили в берлинскую психиатрическую лечебницу, в бреду она называла себя княжной Романовой. Одна из медсестер увидела потрясающее сходство девушки с любимицей Николая Второго. Русские эмигранты с готовностью поддержали этот миф, и в течение двадцати лет самозванка через суды пыталась доказать свое царское происхождение. Она с точностью рассказывала об обстановке во дворце, прислуге, предметах обихода и разных мелочах, подтверждающих ее версию. Сторонники Андерсон до сих пор считают ее единственной уцелевшей особой из императорской семьи.


Анна Андерсон.

Надежда Иванова-Васильева, находясь в психиатрической больнице города Казани, рассказывала, что спаслась из дома Ипатьевых, соблазнив офицера охраны. Доказывая свою причастность к царской семье, объявила голодовку. Позже была приговорена НКВД к расстрелу за ведение подпольной монархической деятельности.

Эугения Смит, известная американская художница, автор книги “Анастасия”, которая является будто бы автобиографией великой княжны. Смит настолько вдохновенно фантазировала, что сама поверила в подлинность происходившего с ней в молодости. Что, собственно, очень свойственно творческим натурам. Но проверку на полиграфе самозванка не прошла.

Татьяна

Княжна Татьяна.

В 20-х годах прошлого столетия во Францию из Сибири приехала некая дама, утверждавшая, что она Татьяна Романова. Внешне она, действительно была очень похожа на княжну. Обстоятельства своего бегства она обещала рассказать только в присутствии бабушки, императрицы Марии Федоровны. Перед самой встречей женщина погибла при невыясненных обстоятельствах. Ее звали Мишель Анше. Паспорт при проверке оказался поддельным. Обстоятельства ее гибели засекретили, но средства массовой информации на Западе раструбили, что карающий меч большевиков добрался до единственной избежавшей казни дочери Николая Второго.


Ее звали Мишель Анше.

Марго Линдсей известна как константинопольская танцовщица. После окончания Гражданской войны в России она прибыла в Лондон и вышла замуж за военного. Свое прошлое Маргарет ни с кем не обсуждала, даже с мужем, но ее огромное состояние и сходство с Татьяной Николаевной породили определенные слухи.

Марго Линдсей.
Марго Линдсей.

Впрочем, женщина их не опровергала, как и не объявляла себя наследницей Романовых.

Ольга

Княжна Ольга.

Самой известной и удачливой из всех мошенниц, называвших себя Ольгой Николаевной Романовой, была, пожалуй, Марга Боодтс. В начале Второй мировой войны она поселилась во Франции, исполняя роль чудом избежавшей расстрела и обнищавшей дочери убиенного императора российского. Долгое время романовская самозванка собирала значительные суммы у доверчивых и сочувствующих граждан. Такая милостыня обеспечивала Марге далеко не бедное существование и кое-какие привилегии в парижском обществе. Ее мошенничество было раскрыто, и аферистка предстала перед судом.

Аферистка Марга Боодтс.

После отбывания срока ей удалось каким-то удивительным образом убедить в правдивости своей версии кронпринца Вильгельма и других высокопоставленных особ древа Романовых, которые до конца жизни Боодтс обеспечили ее солидной пенсией и подарили роскошную виллу в Италии.
Вспоминая события той страшной ночи в доме Ипатьевых, Марга рассказывала, что ее спасла простая крестьянка, подменив на девушку-сироту, которая даже не подозревала, что через несколько часов будет расстреляна. Лже-Ольга утверждала, что кроме нее самой никому из царской семьи спастись не удалось.

В начале 90-х годов прошлого века российскими криминалистами была проведена реконструкция лиц царской семьи по черепам, найденным в предполагаемом месте их захоронения. И многие, ранее засекреченные материалы по делу царской семьи, остаются очень противоречивыми. Но все-таки в этой горькой истории существует много темных пятен, которые заставляют задуматься: а все ли лже-Романовы были аферистами?..

error: Content is protected !!