Сценарий праздника «Гулянье в казачьей станице. Праздники линейных казаков Кубани (сценарии)

Фольклорный утренник- посиделки "КАЗАЧИЙ КУРЕНЬ"

(в начальных классах.)

Учитель Колодезянской ОО школы Тарасовского МОУ Сиволапова Людмила Ивановна .

Цели и задачи утренника:

  1. Знакомить учащихся с обрядами и традициями донских казаков;
  2. Приобщать детей к творчеству жителей Дона;
  3. Развивать творческие способности, художественный вкус детей;
  4. Воспитывать любовь к родному краю, гордость за историческое прошлое и настоящее своей малой родины;
  5. Знакомить учащихся с творчеством писателя- земляка М.А. Шолохова.
  6. Развивать творческие способности учащихся.

Оборудование:

  1. класс оформлен предметами утвари (как казачий курень);
  2. каравай на рушнике;
  3. портрет М.А. Шолохова; на доске
  4. пословица: «Кто умеет трудиться, тот умеет и веселиться.»;
  5. атрибуты для танца, сценки, игр;
  6. дети одеты в народные костюмы;
  7. кассета с казачьими песнями, магнитофон.

Учитель: (Звучит тихая музыка с донскими напевами) Наша малая родина- край Донской. Прекрасен наш край. Это о нём так взволнованно написал наш земляк- писатель М. А. Шолохов: «Родимая степь под низким донским небом! Вилюжины балок, суходолов, красноглинистых яров, ковыльный простор с затравевшим гнездоватым следом конского копыта, курганы, в мудром молчании берегущие зарытую казачью славу… Низко кланяюсь и по-сыновьи целую твою пресную землю, донская, казачьей нержавеющей кровью политая степь.»

Наш утренник посвящается нашей малой родине. Сегодня мы приобщимся к творчеству донского народа и нашего земляка- писателя М.А. Шолохова, вспомним обряды и традиции жителей Донского края.

(монтаж в стихах)

Тем больше прошлым дорожим,

И в старом красоту находим,

Хоть ному принадлежим.

2 ученик: Россия- мать! Тебе хвала!

В веках ты видела немало.

Когда б ты говорить могла,

Ты многое бы рассказала.

3 ученик: От отцовского порога,

От заветного жилья,

Вьётся, вьётся путь- дорога,

Золотая колея.

4 ученик: Вьётся, вьётся путь- дорога

Мимо луга, мимо лога,

Мимо сёл и городов

Больше тысячи годов…

Учитель: С давних времён на берегах реки Дон селились люди, которых позже стали звать казаками. Казаки- это бывшие крестьяне, горожане, мелкие княжеские дружинники. Стремление к вольной жизни заставило их бежать на окраины страны. Там они ни от кого не зависели, становились свободными людьми.

Во все времена казаки были преданными и смелыми защитниками своей Родины. В 1737 году царица Анна Иоанновна повелела в этих землях создать войско для охраны Российских рубежей. За доблестную службу ни раз казаки были отмечены наградами.

Какие награды на гербе Ростовской области вы знаете? (бунчук, бобылёв хвост, булава…)

Кроме того, в подарок казакам было пожаловано сукно синее и красное. Так появилась у Донских казаков сине- красная форма.

Мы многое узнали о жизни, быте, народных традициях из произведений писателя, М.А. Шолохова. М. Горький сказал о его творчестве так: "Он пишет, как казак, влюблённый в Дон, в казацкий быт, в природу." В этом году в мае месяце исполнилось бы 100 лет этому великому русскому писателю, лауреату Нобелевской премии, нашему земляку М.А. Шолохову.

Родился Шолохов в хуторе Кружилине Вёшенского района. Сегодня Кружилин- большой благоустроенный хутор. А что видел Миша Шолохов в степном Кружилине чуть меньше 100 лет назад? Голая ложбина у небольшой речки Чёрной. Редко стоящие саманные завалюхи под камышом, убогие базы и сараи, чахлые деревца и безмолвная целинная степь на многие вёрсты. К крестьянскому труду казаки приучали детей сызмальства. С пяти- шести летнего возраста ребята всегда были при деле. А житейского опыта набирались у стариков. Бывальщины и небылицы, родословная хутора, прозвища, военные истории, случаи на рыбалке и охоте- всё, чем богата степная хуторская жизнь, передавалось, рассказывалось стариками. И не просто, а всегда между делом: сидит дед, чинит хомуты, сёдла, а вокруг детвора очищает кукурузные початки или перебирает картошку. Лясы точить без дела дед не станет.

Всё, что пережил Шолохов в своей жизни, что видел вокруг- природу, людей, исторические события на Дону, он описал в своих бессмертных романах и повестях. Давайте посмотрим одну из сцен из повести "Нахалёнок"

ИНСЦЕНИРОВКА ОТРЫВКА ИЗ ПОВЕСТИ М.А. ШОЛОХОВА "НАХАЛЁНОК" (книга издательство "малыш" Москва 1972, страницы11-13)

Учитель: С ранних лет Миша учился понимать народную песню. У него был хороший музыкальный слух. А какие напевные песни на Дону! Казачьи песни слушать- мёд ложкой кушать. Кто знает казачьи песни? Объявляется КОНКУРС (с привлечением гостей. Спеть куплет или припев)

А какие задорные танцы! Посмотрите танцевальную зарисовку "У Дона".

ДЕТИ ИСПОЛНЯЮТ ТАНЕЦ "У ДОНА" НА МОТИВЫ КАЗАЧИХ НАРОДНЫХ ПЕСЕН.

Учитель: Быт и жизнь казаков мы можем пронаблюдать и в народных пословицах: Без углов курень не строится, без пословицы речь не молвится. Одна из пословиц написана на доске, как эпиграф к нашему утреннику. Какие пословицы и поговорки донского народа знаете вы?

(Казак без коня- сирота.

И шашка остра, а дух сильнее.

Где казак, там и слава.

Не хвались в поход собираючись, а хвались с похода едучи.

С доброй песней и путь короче, и жизнь слаще, и смерть легче.

Дон тихий, а слава о нём громкая.

Казак без друзей что дуб без корней. И пр.)

Учитель: Казаки охраняли земли русские от врагов внешних. Ходили по степям с разъездами, на разведку. Из народных былин, из казачьей песни мы узнаём о казачьей службе Русскому государству. Давайте же и мы заведём казачью песню о храбрых казаках- воинах.

Ученик: Клинок и седло да конёк быстроногий-

Казачья судьбина- судьба…

Зовёт казака из станицы в дорогу,

В поход боевая труба.

Гей, гей, казаки, по полкам, эскадронам,

Питомцы студёной волны;

Мы тихого Дона, родимого Дона

И в жизни, и в смерти сыны.

ДЕТИ ИСПОЛНЯЮТ КАЗАЧЬЮ ПЕСНЮ "ИЗ-ЗА ЛЕСА, ЛЕСА, КОПИЙ И МЕЧЕЙ"

Учитель: Но не только сражаться и трудиться умели казаки, умели они отдыхать и веселиться. Кто умеет трудиться, тот умеет и веселиться.

А теперь представьте себе, что собрались бравые казаки да красавицы казачки на посиделки. Урожай в закромах, кони в вольных табунах. Путина кончилась. Теперь можно и погулять, повеселиться, песен попеть.

(стихотворный монтаж)

1 ученик: На завалинке, в светёлке

Иль на брёвнышках каких

Собирались посиделки

Пожилых и молодых.

При лучине ли сидели

Иль под светлый небосвод-

Говорили, песни пели,

Да водили хоровод.

Добрым чаем угощались

С мёдом, явно без конфет.

Как и нынче мы, общались-

Без общенья жизни нет.

2 ученик: А играли как? В горелки!

Ах, горелки хороши.

Словом, эти посиделки

Были праздником души.

Быт людей отмечен веком.

Поменялся старый мир.

Нынче все мы по "сусекам"

Личных дач, своих квартир.

Наш досуг порою мелок,

И чего там говорить,

Скучно жить без посиделок,

Их бы надо возродить.

3 ученик: Если вы в "своей тарелке"

И пришли к нам не на час,

Предлагаем посиделки

Провести вот здесь тотчас,

Огонёк души не тухнет.

Дедов искренний досуг!

Отдых- это не безделки-

Время игр и новостей.

Начинаем посиделки!

Открываем посиделки!

Для друзей и для гостей!

4 учение: Собирайтесь, гости дорогие,

Старые и молодые,

Весь люд честной.

На пир квасной.

С песнями да плясками,

Частушками да сказками.

С блинчиками подовыми,

Оладушками медовыми,

Да с русским квасом,

Да с переплясом.

(открывается занавес. Импровизированная горница. Дети в казачьих костюмах занимают места в «избе»)

ВХОДЯТ КАЗАК И КАЗАЧКА С КАРАВАЕМ НА РУШНИКЕ.

Казак: Добрых гостей встречаем

Круглым пышным караваем.

Он на блюде расписном

С белоснежным рушником.

Каравай мы вам подносим,

Поклоняясь, отведать просим.

Казачка: Жива традиция.

Жива- от поколенья старшего.

Важны обряды и слова,

Из прошлого из нашего.

И потому принять изволь,

Тот, кто пришёл на посиделки,

На этой праздничной тарелке

Из наших рук и хлеб и соль!

ОБХОДЯТ ГОСТЕЙ, УГОЩАЮТ КАРАВАЕМ.

Казак: Дроля, гармонист, кудесник,

На вечернице в строю.

Песне, доброй русской песне

Слово первое даю.

ИНСЦЕНИРОВАННАЯ ПЕСНЯ "МОЛОДА Я, МОЛОДА…"

Казачка: Покатилась вечеринка!

Заглянула ночь во двор…

У зачина есть разминка,

Как бы нитка, паутинка-

Та, что вяжет разговор.

Как когда-то в век старинный,

В те далёкие года

Проводились викторины

Типа "что, где и когда".

Как тогда, друзья, для вас

Проведём её сейчас.

ВИКТОРИНА "МОЙ КРАЙ ДОНСКОЙ":

  1. Какие казачьи традиции вы знаете?
  2. Какая отличительная особенность формы донских казаков?
  3. Назовите воинские звания войска донского.
  4. Назовите родину М.А. Шолохова.
  5. Как в древности называлась река Дон?
  6. Почему Дон называется Тихим?
  7. Почему Дон ещё называют Ивановичем? (берёт начало с Иван озера)
  8. Назовите животных (растения) донского края.

ЗАГАДКИ ЖИТЕЛЕЙ ДОНА:

* Крепка, звонка да отточена.

Кого поцелует, тот с ног долой. (сабля).

* На чужой спине едет, на своей груз везёт. (седло).

* Погоны жёлтые, шашки острые,

Пики длинные, кони борзые,

Полем едут с песнями

Искать царю честь, а себе- славы! (казаки).

* На солнышке полежал, да весь в ерик убежал. (снег весной).

* Не казак, а с усами; о четырёх ногах, а не конь. (кот).

* Пришли казаки без топоров, срубили избу без углов. (муравьи).

* Лохматый казак, посерёдке кушак, по двору ходит, порядок

Наводит. (метла).

* Кривой двух братцев понёс к Дону купаться. Пока братцы купаются, кривой без дела валяется. (вёдра и коромысло).

Казачка: Раз, два, три, четыре, пять,

Мы собрались поиграть.

Учитель: Одной из самых любимых детских игр была игра в "Коршуна".

Дети выбирают "коршуна" и "наседку", остальные "цыплята".

Выбор осуществляется с помощью считалок:

Казак: Прилетел издалека,

Из высока- высока,

Опустился он на баз,

Чтоб ловить цыплят у нас.

Аты- баты, ата- ты,

Этот коршун будешь ты!

Казачка: На базу цыплятки- детки

Разбежались без наседки.

Чтобы горю пособить,

Знать, тебе наседкой быть!

(Условия игры)

Передний игрок- «наседка»; остальные выстраиваются в затылок за «наседкой», взявшись за талию впередистоящего. «Коршун» роет ямку. «Наседка» ходит вокруг «коршуна» (а цыплята за ней) и припевает:

Вокруг коршуна хожу,

По три денежки ношу:

По копеечке, по совелочке…

«Коршун» перестаёт рыть. Топчется вокруг ямки, приседает, машет руками, как крыльями. Происходит диалог:

Коршун, коршун, что ты делаешь?

Ямку рою. Копеечку ищу.

На что тебе копеечка?

Иголочку купить, мешок пошить, камешки сложить. В твоих детушек кидать, чтобы после их поймать.

Зачем?

Чтоб ко мне в огород не лазили!

А ты сделай плетень повыше. А нет- так лови!

«Коршун» старается поймать «цыплят», а «наседка»- преградить ему путь. «Цыплята» вслед за «наседкой» движутся цепочкой, уклоняясь от «коршуна». «Наседка» старается всё время быть лицом к «коршуну», кричит: «Кыш!». Машет руками, но хватать «коршуна» ей нельзя. Игра идёт до тех пор, пока «коршун» не переловит всех «цыплят». При разрыве «цыплята» стараются тут же восстановить цепочку.

ИГРА «КОРШУН»

Учитель: Какие ещё игры Донских казаков вы знаете? ("В пряжки", "Горелки", "В чехарду", "В краски", "В цыгана"..) Также проводились игры соревновательного характера: на ловкость, силу, смекалку.

Казак: Отдохнуть пришла пора,

И сейчас без подготовки

Начинается игра

"Кто сегодня самый ловкий?"

ИГРА- СОРЕВНОВАНИЕ "НАКИНЬ ПОДКОВКУ" (НАБРОСИТЬ КОЛЕЧКИ НА СТЕРЖЕНЬ)

Учитель: Девушки на посиделках вечеринках не сидели без дела. С разговорами, песнями они шили, вязали, пряли пряжу.

Казачка: Подходите ближе, пряхи,

Пряжу тките на рубахи.

Тот, кто нить длинней спрядёт,

Вот того подарок ждёт.

ИГРА ДЛЯ ДЕВОЧЕК "НАМОТАЙ НИТКУ НА ВЕРЕТЕНО"

Учитель: А вокруг бабушки собралась ребятня. Они заворожено слушают бабушкины сказки. Послушаем и мы.

ДЕВОЧКА В КОСТЮМЕ БАБУШКИ РАССКАЗЫВАЕТ СКАЗКУ "КАЗАК И ЛИСА" ("Край родной" хрестоматия для чтения. Стр.47-48.)

Казак: Чтоб потешить вашу душу

И в душе оставить след,

Предлагаю спеть частушки,

Лучше этих песен нет.

ДЕВОЧКИ ИСПОЛНЯЮТ ЧАСТУШКИ:

1. Эх, топни нога, топни правенькая,

Я плясать пойду, хоть и маленькая.

Пойду плясать по соломушке,

Раздайся, народ, по сторонушке!

2.Шире круг, шире круг

Дайте круг пошире.

Не одна иду плясать,

Нас идёт четыре.

3. Не хотела я плясать,

Стояла и стеснялася,

А гармошка заиграла,

Я не удержалася.

4.А у нас во дворе

Квакали лягушки,

А я с печи башмаком,

Думала- подружки.

5.По деревне я шла

И Ванюшку видела-

Под кустом сидел и плакал:

Курица обидела.

6. Я плясала в три ноги,

Потеряла сапоги,

Оглянулася назад:

Сапоги мои лежат.

7. Сидит ёжик на берёзе-

Белая рубашечка.

На головке сапожок,

На ноге фуражечка.

8. Если б не было воды,

Не было б и кружки,

Если б не было девчат,

Кто бы пел частушки?

Учитель: Казаки всегда отличались не только храбростью, но и остроумием, весельем.

Казачка: Небылицы в лицах

Сидят в светлицах,

Да творят насмешки.

Хотите знать какие?

А вот такие…

ШУТКИ- ДИАЛОГИ:

1. (Хозяйка и Федул):

Федул, что губы надул?

Кафтан прожог.

Можно зашить?

Да иглы нет.

А велика ли дыра?

Один ворот остался.

2.(Хозяйка и Фома):

Фома, что из леса не идёшь?

Да медведя поймал!

Так веди сюда!

Да он не идёт!

Так сам иди!

Да он меня не пускает!

3. (Хозяйка и сынок):

Сынок, сходи за водицей на речку!

Брюхо болит!

Сынок, иди кашу есть!

Что ж, раз мать велит- надо идти! Где моя большая ложка?

Итог:

(монтаж в стихах)

1 Ученик: В небе будто от побелки

Засветился млечный путь,

Отшумели посиделки

В нашей праздничной светёлке,

Где пришлось нам отдохнуть.

2 Ученик: Дни общенья- счастья вехи,

Посиделкам каждый рад.

Делу время, а потехе

Рады люди как- никак.

3 Ученик: Мы делились новостями,

Мы старались вас развлечь.

Мы прощаемся с гостями,

Говоря: до новых встреч!

4 Ученик: Не потухнет, не погаснет,

Если ты не нем, не глух,

Самый светлый, самый ясный

Посиделок русский дух.

5 Ученик: Посиделки, вечеринки,

Звёзды в праздничной выси-

Это русские картинки

Нашей жизни на Руси.

6 Ученик: Жизнь такая- не иная,

Не заморская, чужая,

Это наша сторона.

Всё, что было вспоминая,

Пусть живёт страна родная

Очень русская, земная,

В мире лучшая страна!

Учитель: В моей придонской стороне

Дышу полынью в час восхода.

Не знаю как кому, а мне

Вода донская слаще мёда.

Не знаю как другой, но я

Весь- слух, весь- жадное вниманье,

Когда услышу соловья

Возвышенное ликованье.

Осенний лес затих, замолк,

Над степью прошумели ливни,

Но соловьиный свист и щёлк

Звучат в душе напевом дивным.

Чуть- чуть взгрустнули небеса,

В природе ярких красок мало,

Но радует мои глаза

Литая кисть калины алой.

Пусть облетели тополя,

Я у степной твержу криницы:

"Благословенной будь земля,

Где довелось и мне родиться".

И хочется закончить наш утренник теми же словами М.А. Шолохова, которыми мы начали наш праздник: «Низко кланяюсь и по-сыновьи целую твою пресную землю, донская, казачьей, не ржавеющей кровью политая, степь!»

Приложение:

"МОЛОДА Я МОЛОДА"

1.Молода я молода, не догадливая

Девчёночка игривая, разговорчивая.

2.Пойду в огород- меня горе берёт,

Огородная беда- по колено лебеда.

3.Пойду побреду по колено в лебеду,

Выйду ль, выйду ль я, да на гору крутую.

4.Пошла в огород лебеду свою полоть,

Оглянулася назад- позади стоит казак.

5.Казак, казак, казачок, казак миленький дружок

Ты почаще ходи, да побольше носи.

6.Когда рубль, когда два, когда рубля полтора,

Когда гривенничек, семигривенничек.

7.Молода я, молода нагулялася

В огороде лебеда вся осталася.

ИЗ-ЗА ЛЕСА КОПИЙ И МЕЧЕЙ.

Из-за леса, леса копий и мечей

Едет сотня казаков-усачей

Ей, ей, говори!

Едет сотня казаков-усачей.

Попереди командир наш боевой,-

Ведёт сотню казаков за собой

Ей, ей, говори!

Ведёт сотню казаков за собой.

"Ей, вы, братцы, усачи, усачи!

Ей, ей, говори!

Шашки вон! За мною по полю скачи!

Вы, ребята, не робей, не робей!

На завалы поспешай поскорей!

Ей, ей, говори!

На завалы поспешай поскорей!

Пуля сыпалась, летела, как пчела,

Ей, ей, говори!

Кровь геройская лилася, как река.

Танцевальная зарисовка «У Дона»

  1. «По Дону гуляет казак молодой»

Девочка в казачьем костюме. С коромыслом и ведёрками.:

1) (куплет)

Тройным переменным шагом выходит слева, обходит по кругу, останавливается на средине.

2) припадание (куплет)

3)назад тройной переменный шаг, (куплет)

«пружинка».

Поворот вокруг себя в припадании (влево, затем вправо)

  1. «При лужке, при лужке»

Мальчик в казачьем костюме на лошадке.

1)Бег с высоким подниманием колен (куплет), «выезжает» с противоположной стороны. Оббегает сцену, останавливается на средине. (Девочка в это время«набирает воду в вёдра»)

2)боковой шаг скрестно, прыжок на двух ногах (повторить 4 раза)

Поворот в беге вправо, затем влево.

3) (куплет) Увидел девушку. Девочка в это время идёт простым шагом к центру сцены, снимает косынку, накидывает себе на плечи). Мальчик «объезжает вокруг неё, ставит лошадку у дерева.

  1. «Из-под дуба, дуба…»
  1. (куплет с припевом)Девочка на носочках выполняет «пружинку». Мальчик подкрадывается сзади, срывает косынку, оббегает вокруг девочки, дразнит её, размахивая косынкой. Девочка пытается забрать косынку, безуспешно, машет рукой в сердцах, топает ногой, руки кладёт на пояс.
  2. (куплет с припевом) Мальчик шуточно повязывает косынку себе на голову. Идёт «гусиным шагом» вокруг девочки. Она делает вид, что не замечает его. Накидывает платок на девочку (в области талии), пытаясь её поймать, пятится назад, увлекая её за собой.
  1. «Пчёлушка златая»

Девочка освобождается из «плена», идёт вперёд, топает ногой (трижды). Притопами (казачий припляс) она движется назад на средину сцены. Мальчик в это время притопами движется вперёд, Становятся рядом. Мальчик отдаёт один конец косынки девочке, второй конец у него.

Девочка заворачивается в платок, притоп; затем разворачивается, притоп (повторить 2 раза), опять заворачивается, мальчик держит её за талию, притопом они вместе поворачиваются вокруг себя.

Мальчик бросает платок. Они поворачиваются друг к другу лицом. Мальчик пытается обнять девочку, она выскальзывает под рукой.

Девочка исполняет притоп, игриво закрывает лицо косынкой. Мальчик пытается заглянуть под косынку. Девочка взмахнув косынкой, отдаёт её мальчику, он кладёт её себе в карман.

Мальчик пляшет вприсядку, девочка хлопает в ладоши.

Девочка выполняет дробушку (или «моталочку», или «каблучки»- зависит от таланта исполнительницы), мальчик хлопает в ладоши.

5. «Как за Доном, за рекой..»

Мальчик обнимает девочку за талию, ведёт её к коромыслу, помогает поднять коромысло, берёт лошадь (как бы ведёт её рядом), неспешно уходят. (Движение простой шаг).

Движения в танце простые, главное артистизм: необходимо передать игривость, задор.


В гостях у казаков

Ведущий. Здравствуйте, дорогие ребята, уважаемые гости. Здорово ночевали, казаки и казачки. Сегодня у нас с вами праздник.

Ведущий: Представьте себе, что мы оказались на станичных посиделках, где по обычаю молодые казаки и казачки ведут беседу, поют, танцуют. И как на любом казачьем празднике здесь звучат шутки, присказки, прибаутки.

(Под музыку выходит с шарами петух)

Петух: Кукареку! Кукареку!

Ну, вот все в сборе

Можно праздник начинать,

В круг друзей всех собирать.

Эй, ребята, детвора!

Петь, плясать пришла пора

Давайте знакомиться.

Гребень красный,

Рубаха алая

Я ребята - петух-зазывала!

Подходи по одному

Расскажу вам, что к чему.

Никакого тут секрета,

Хоть кого я расспрошу:

Ведь праздника, как этот,

Не бывало на Дону!

(Звучит плясовая музыка, петух пляшет)

А сейчас настало время

К творчеству народ будить;

Все традиции забыты -

Нужно срочно возродить.

Выходят казачьи пары с песней «Эй, донские казаки»

Эх, донские казаки,

Эх, донские казаки,

Казаки, Казаки,

Казаки, Казаки,

По станицам гуляли,

По станицам гуляли,

Гуляли, гуляли,

Гуляли, гуляли.

Молодушек любили,

Молодушек любили,

Любили, любили,

Любили, любили.

К одной двое ходили,

К одной двое ходили,

Ходили, ходили,

Ходили, ходили.

Одну двое любили,

Одну двое любили,

Любили, любили,

Любили, любили.

Подарочки носили,

Подарочки носили.

Носили, носили,

Носили, носили.

Подарочек не простой,

Подарочек не простой,

Не простой, не простой,

Не простой, не простой,

С ручки перстень золотой,

С ручки перстень золотой,

Золотой, золотой,

Золотой, золотой.

Серябряна калечка,

Серябряна калечка,

Калечка, калечка,

Калечка, калечка.

Балить мая сердечка,

Балить мая сердечка,

Сердечка, сердечка,

Сердечка, сердечка.

Балить сердце и живот,

Балить сердце и живот,

И живот, и живот,

И живот, и живот.

Далеко милай живет,

Далеко милай живет,

Он живёт, он живёт,

Он живёт, он живёт.

Часто вести подаёт,

Часто вести подаёт,

Подаёт, подаёт,

Подаёт, подаёт.

А я ево не боюсь,

А я ево не боюсь,

Не боюсь, не боюсь,

Не боюсь, не боюсь,

На улицу покажусь,

На улицу покажусь,

Покажусь, покажусь,

Покажусь, покажусь.

Чубатые ребяты,

Чубатые ребяты,

Ребяты, ребяты,

Ребяты, ребяты,

Прелестнаи казаки,

Прелестнаи казаки,

Казаки, казаки,

Казаки, казаки!

Ведущий. Такие праздники на Дону проводились после того, как с полей был убран урожай до последнего зернышка. И только тогда пекли караваи из нового урожая, играли свадьбы, устраивали посиделки. Одним словом, всем можно было отдохнуть.

У куреня, где собиралась молодежь на посиделки, по обычаю гостей встречали хозяин и хозяйка.

(Выходят хозяин и хозяйка)

Хозяин : Добрый день, гости званые и желанные.

Хозяйка: Гости дорогие! Слава Богу, на многие лета!

Хозяин: Милости просим к нашему куреню!

Хозяйка: Ждет вас здесь угощение знатное и времяпровождение приятное. И по старому донскому обычаю, дорогих гостей встречаем хлебом-солью. А главный хлеб на Дону - это, конечно, каравай.

(Выходит каравайщица с хлебом-солью)

Каравайщица: Здорово ночевали, казаки и казачки. Милости просим к нашему куреню.

Ведущий. Слово «каравай» происходит от слова «кара» - круг; потому, что каравай - круглый хлеб. А наши предки в понятие «круг» вкладывали большой смысл - круглое красное солнышко, круглый годовой цикл. Вселенная нашими предками представлялась тоже замкнутой в виде круга, да и вся жизнь, так считали, развивается по кругу...

Ведущий. Поэтому, после уборки девушки водили хороводы.

(Хороводный танец «Заплетайся плетень» )

Ведущий. В давние времена собирались люди на праздники, устраивали пиры. И к этому дню пекли особый хлеб - он получил название «пирог», от слова «пир».

(Звучит лирическая музыка)

Ведущий: Наиболее древние пироги - пироги из пресного теста.

Ведущий: Дрожжевое тесто готовили простое и сдобное - только по большим праздникам.

Ведущий. Слоеное тесто появилось значительно позже. В старину начинки пирогов отличались большим разнообразием.

Ведущий: Готовили пироги с мясом, грибами, яблоками, маком, рыбой и даже с кислицей.

Ведущий: Овощная начинка тоже была самая разнообразная, были даже огуречники - пироги с солеными огурцами.

Ведущий. Были и хлебальные пироги. С них срезали корку и начинку ели ложками.

Ведущий: Готовили такие пироги-тарелки с начинками из лука, капусты и моркови.

(Музыка затихает)

Ведущий. По форме пироги различались на долгие, круглые и треухи. В круглый пирог, как уже говорилось раньше, вкладывался большой смысл.

Ведущий. В нашей области кроме пасхальных куличей, Вознесенских рогулек, модников, картофельников, пекли уризники и сеченики, т.е. сочни с картошкой и капустой, топтаники из гороховой муки и многое другое.

Ведущий. Ох, казаки и казачки, загутарились мы с вами. Давайте лучше споем.

Ведущий. Собирайся, народ,

В наш веселый хоровод.

Песни петь, да плясать,

Всех вокруг забавлять.

Песня «Посею лебеду…»

Посею лебеду на берегу,

Мою крупную рассадушку,

Мою крупную зеленую.

Погорела лебеда без дождя,

Моя крупная рассадушка,

Моя крупная зеленая.

Пошлю казака по воду,

Ни воды нет, ни казаченька,

Ни воды нет, ни казаченька.

Кабы мне да, младой, ворона коня,

Я бы вольная казачка была,

Я бы вольная казачка была.

Скакала, плясала б по лугам,

По зеленым по дубравушкам,

По зеленым по дубравушкам.

С донским, с молодым казаком,

С удалым добрым молодцем,

С удалым добрым молодцем.

Девочка. Ой, ребята, а я что видела!

Все. Что!?

Девочка.

Ехала станица мимо казака,

Вдруг из подворотни

Лают ворота!

Мальчик.

Лошадь ела кашу,

А казак – овёс.

Лошадь села в сани,

А казак - повёз!

Девочка.

Стучит – бренчит по улице,

Фома едет на курице.

А Тимошка – на кошке

По кривой дорожке!

Мальчик.

Катя-Катюха

Оседлала петуха.

Петух заржал,

На базар побежал!

Девочка.

Синее море огнём горит,

Белая рыба по небу летит,

По чистому полю корабль плывёт,

На корабле серый волк стоит.

Мальчик.

А проворная лисица потявкивает:

Хоть вправо держи, хоть влево держи,

А потом куда хочешь, сворачивай!

Девочка.

Ну, ребята, вы загнули,

Чуть не до смерти пугнули.

Да и где же это видано?

Да и где же это слыхано?

Мальчик.

Ты играй, гармонист,

Играй, не стесняйся,

Ты сегодня, гармонист,

Для нас постарайся.

Частушки

Говорят, частушки вроде

В наши дни уже не в моде.

Только как они не в моде

Если любят их в народе.

Эй, девчонки-хохотушки,

Запевайте-ка частушки.

Запевайте поскорей,

Чтобы было веселей!

Веселей играй, гармошка,

Будем петь вам от души.

Мы, девчоночки- дончанки,

До чего же хороши!

Эх, сторонушка родная,

Дорогая сторона!

Здесь повсюду нас встречает

Эх, донская- то земля.

Старину мы уважаем,

Старину мы бережём.

О любимом нашем крае

Песни звонкие поём.

Мы с весёлой песней дружим,

Мы вам честно говорим,

Хорошо живём, не тужим,

Хлеб с икоркою едим.

Мы вам пели и плясали,

Каблучками топали,

А теперь мы вас попросим,

Чтобы нам похлопали

Ведущий. Любо казаки и казачки, любо.

Каравайщица: А я хочу спросить у вас, ребята. Скажите-ка мне, как толкуется в русском языке слово «пирожница»?

Казачка: Это женщина, которая торгует пирожками.

Казак: Да нет, это доска, на которой стряпают пироги.

Каравайщица: Хорошо, хорошо. Не нужно спорить. Оба ответа верны, так как это слово имеет два значения.

А скажите, люди добрые, почему говорят: «Покамест пироги в печи - не садись на печь»?

Казак: Да потому что испортятся - тесто сядет.

Каравайщица: Верно. А еще, чтобы пирог и хлеб не испортились, нельзя голик под печь класть и разрезать хлеб, пока все хлебы не испеклись.

А почему за ужином казак новый хлеб не начинал резать?

Казак: А потому, что спор будет в доме и нищета одолеет.

Каравайщица: А как же тогда каравай хлеба правильно начинать нужно?

Казак: Резать надо с головы, с краю, который повыдался.

Каравайщица: Ну, молодцы, казаки и казачки.

Уважаемые казаки и казачки, я предлагаю отправиться сейчас в путешествие по Дону, себя показать да на людей посмотреть.

Хозяин: Любо! Честнохваленая каравайщица, мы согласны. Только куда мы отправимся, кто нам путь укажет?

Каравайщица: А специально для этого я испекла колобок, чтобы путь нам указывал. Нужно только сказать: «Катись по блюдечку колобок. Покажи нам заветный уголок».

Ведущий. Замечательно. Только перед путешествием я предлагаю набраться сил, отдохнуть немножко.

Все . Любо, любо!

Песня «По полю, полю»

По полю-полю, по полю-полю,

По широкому полю,

По широкому полю

Летал-вылетал, летал-вылетал

Сизголубчик молодой,

Сизголубчик молодой.

Кликал-выкликал, кликал-выкликал

Сизголубицу свою,

Сизголубицу свою.

Ты ходи сюда, ты ходи сюда,

Сизголубушка моя,

Сизголубушка моя.

Я тебя люблю, я тебя люблю

За походочку твою,

За походочку твою.

По двору идёшь,

По двору идёшь,

Словно павушка плывёшь,

Словно павушка плывёшь.

По полю-полю, по полю-полю,

По широкому полю,

По широкому полю

Летал-вылетал, летал-вылетал

Сизголубчик молодой,

Сизголубчик молодой.

По полю-полю, по полю-полю,

По широкому полю,

По полю-полю, по полю-полю,

По широкому полю.

Полю.

Ведущий. Ну вот, казаки и казачки, можно и в путешествие отправляться. Катись по блюдечку, колобок, покажи нам заветный уголок.

(Звучит песенка колобка)

Ведущий. Катился, катился колобок и прикатился в замечательную страну под названием «Детство». Да и как ему было туда не прикатиться. Ведь человек в самом раннем возрасте знакомится с понятием «пирог», а круглый пирог служил еще и оберегом, поэтому так часто это слово встречается в детских потешках, прибаутках и колыбельных песнях.

Ведущий. А хотите посмотреть и послушать, как казачки своих малышей спать укладывали, как их качали, что им пели?

(На сцене, в избе у колыбели хозяйка поет колыбельную)

Хозяйка:

Котя, котенька, коток,

Котя - серенький хвосток.

Приди, Котя, ночевать.

Нашу девочку качать.

Уж как я тебе, коту,

За работу заплачу,

Дам кусочек пирога

Да кувшинчик молока,

Кушай, Котя, не проси.

(Выходит дочка с куклой)

Дочка:

О, качи-качи-покачать,

Испеку тебе калач,

Спи-ко, Танечка, не плачь.

Дочка. А мою Танечку надо под квашню посадить да перепекчи.

Хозяйка: А ты разве знаешь, как это делается?

Дочка: Конечно. Надо, как пекутся хлебы, из квашни- то тесто вынуть, посадить туда куколку, как бабушка делала с маленьким Ванюшкой. А еще надо куколку на лопатку посадить да в печку засунуть.

А вот вопрос к вам, казаки и казачки. Почему маленьких детей под квашню сажали да в печку на лопате совали?

Ведущий. Если ребенок плохо говорит и растет, его сажали под квашню. Руки смачивали водой, которой смазывали поделанные хлебы, и говорили: «Как мои хлебы кислы, так и ты, мое дитятко, кисни. Как мои хлебы всходили, так и ты ходи.

Ведущий. А когда ребенок был хилым и болезненным, совершали обряд перепечения - сажали на лопатку и в печку, как пирог совали.

Хозяин: Прекрасная страна - Детство, но нам нужно отправляться дальше в путешествие.

Хозяйка: Катись по блюдечку, колобок, Покажи нам заветный уголок.

Мы с вами попали в страну под названием «Загадка». Очень загадочная страна.

Каравайщица:

Не сиди на печи,

Налетай на калачи,

Пироги получит тот,

Кто отгадку назовет.

    1. Что на сковороду наливают, да вчетверо сворачивают? (Блины)

      Меня бьют, колотят, режут, а я все терплю, людям плачу. (Хлеб)

      Возьму пышно, сделаю жидко, брошу в пламень, будет как камень. (Пирог)

Хозяин: Любо, казаки и казачки! В праздники на Руси, да и у нас на Дону любили устраивать состязания. Состязались в пляске, песнях, в удали молодецкой, в силе.

- А давайте мы устроим состязание в смекалке, находчивости, уме? Тогда внимательно слушайте.

Викторина

Жителей Дона отличал особый диалект, и сейчас проведем викторину по словарю донского говора.

Горище – чердак

Гутарить – говорить

Гумно – место для хранения зерна

Курень – дом

Вечерить – ужинать

Шлях – дорога

Атаман – вожак

Казаки – вольные люди

Майдан – площадь

Станица – село большое

Хутор – село маленькое

Кочет – петух

Чувяки – тапки

Хворать – болеть

Цибарка – ведро

Завеска – фартук

Баз – сарай

Нехай – пусть

Ноне – сегодня

Ведущий: Казаки – вольные люди, но всегда соблюдали кодекс чести, и имели свои заповеди, которые нарушать было нельзя. А какие? Знаете?

(дети в зале перечисляют)

Заповеди казаков:

- Честь и доброе имя для казака дороже жизни.

- По тебе судят обо всем казачестве.

- Служи верно своему народу, а не его вождям.

- Держи слово! Слово казака дорого.

- Чти старших, уважай старость.

- Сам погибай, а товарища – выручай.

- Пуще всех благ и самой жизни ставь казачью волю, но помни – воля не своеволие! Лихость – не разбой! А доблесть – не жестокость!

- Помни – храбрые всегда добрые, потому, что они сильные!

- Не мсти! Оставляй врага своего на суд божий!

Каравайщица: Любо, казаки и казачки. Загутарились, пора бы и честь знать.

Хозяйка: На Дону гуляют волны,
Гребешочки пенятся,
Мы умеем веселиться,
И в труде не ленимся.

Хозяин: Из-за Дону песню выведу,
По России поведу,
Голосистую, задорную,
С подголосками в ладу.

Давайте и мы споем песню

Звучит «Песня о России»

    Посмотри, как всё красиво,

Посмотри - простор какой.

Точно мать, склонилась ива

Над заснувшею рекой.

Ветерок метнулся разом,

Облаков прорвав кольцо.

И ромашка жёлтым глазом

Смотрит солнышку в лицо.

Припев:

Над Россией солнце светит,

И дожди шумят над ней.

/В целом свете, в целом свете

Нет страны её родней,

Нет страны её родней.-2р./

    Посмотри, леса какие

И сады шумят кругом.

Наша Родина - Россия

Хорошеет с каждым днём.

Видишь - яблони и сливы

Вдоль дороги стали в ряд.

О житье-бытье счастливом

В русских сёлах говорят.

Припев.

    И берёзку молодую,

И кустарник, и траву, -

Беззаветно всё люблю я,

Всё я родиной зову.

Хорошо костер походный

На поляне разжигать,

Хорошо в стране свободной

Мне с друзьями подрастать.

Петух: Ну вот, дорогие гости, мы с вами еще раз услышали о донском каравае, о казачьих обычаях, традициях. И помните, что ничего нет роднее и дороже, чем, то место, где ты родился и вырос.

Сценарий мероприятия «Казачьи посиделки»

Задачи: Познакомить детей с историческим прошлым родного края; развивать творческий потенциал детей средствами фольклора и словотворчества, связанных передачей художественных традиций, бытующих в Ростовской области; воспитывать гордость за героическое прошлое казаков, интерес к родным традициям.
Материал: зал оформлен в виде казачьих посиделок.

Атрибуты: атрибуты к играм.

Ход праздника

Слайд 1-2 (Звучит музыка)

Ведущий:
Дорогие гости сегодня мы приглашаем вас на НАШИ РОДНЫЕ ДОНСКИЕ казачьи посиделки! На завалинках в светелках
Иль на бревнышках, каких,
Собирали посиделки
Молодых и пожилых
Любили казаки, да что там говорить, любят и сейчас
Собраться в светёлке, поговорить, повеселиться.

Казачка : Здорово дневали! (кланяется)

Казак: Здорово ночевали! (кланяется)

К-ка: Есть у нашего народа
Вечные, особые черты –
Не берут ни годы, ни невзгоды,
Ни капризы ветреной моды –
От души они, от доброты.

К-к: Гость, войди,
Традиций не нарушив!
Мы всегда чайку попьем.
Всем известно- казаков радушие:
Хлебосольство и открытый дом.
Ведущий: А знаете ли вы, ребята, кто такие казаки? (вольные, свободные люди, удалые) Откуда они появились?

Ведущий:
Давным-давно вдоль берега реки Дон стали селится беглые крепостные люди, которых помещики заставляли работать от зари до зари. Они не могли прокормить свои семьи. Вот и бежали люди в степи, где было много дичи. Селились сначала на островах, вблизи рек.

Слайд(3 -6) песня
Исполнение песни «Как за Доном, за рекой казаки гуляют»
Как за Доном, за рекой казаки гуляют

Е-ей живо не робей казаки гуляют

Казаки не простаки вольные ребята

Е-ей живо не робей вольные ребята

У них шапки тумаком, но живут богато
Е-ей живо не робей но живут богато

Они выпьют, посидят про горя забудут

Е-ей живо не робей про горя забудут

И калёную стрелу всё за Дон пущают

Е-ей живо не робей всё за Дон пущают

9-й. слайд
В природе ярких красок мало.
Но радует мои глаза
Литая кисть калины алой.

10-й.слайд
Пусть облетели тополя.
Я у степной твержу криницы:
"Благословенной будь земля.
Где довелося нам родиться""

11-й. слайд
И вот сегодня вечерком
Мы дорогих гостей встречаем
Круглым, пышным караваем.
Он на блюде расписном,
С белоснежным рушником
Каравай мы вам подносим.
Поклоняясь, отведать просим.

12-й. слайд
Вы бывали на Юге России,
Где станицы у самой реки.
Там рассветы такие красивые,
И седлают коней казаки.

13-й. слайд
А зори алые встают играючи.
Станицы вольные и вольный Дон.
Мужчины храбрые¸ казачки жгучие.
Хранят и славят Русь с былых времен.

14-й. слайд
Родная степь!
Бескрайние покосы!
Кузнечики звенят, как камыши.
Да солнце по колено бродит в росах,
Да шепчутся о чем-то ковыли.

15-й. слайд
Откуда Дон берет свое начало,
Где скрыта вечная струя,
Что вниз по руслу величаво
Уходит в дальние края?

16. слайд
Под невысокою березкой
Начало Дон свое берет,
Из под травы земли Московской
С Ивана-озера течет.

17-й слайд
Мой край донской с садами белыми,
Не любо все и глаз не оторвать,
Я помню все, и где бы ни был я
Слова любви мне хочется сказать.

Слайд 17
Вед : Веселыми рассказчиками и сочинителями докучных сказок были наши предки – казаки. Любили они дурачить друг друга.

К-к: Как это?

Вед: А вот как

Ребенок: Жил был царь, у царя двор, на дворе кол, на колу мочало, а не начать ли сказку сначала?

Вед: Начни

Ребенок 1: Жил был царь, у царя двор, на дворе кол, на колу мочало, а не начать ли сказку сначала?
Ребенок 2: А я знаю другую сказку.
Ребенок 3: Какую?
Ребенок 2: Мы с тобой шли?
Ребенок 3:Шли
Ребенок 2: Кожух нашли?
Ребенок 3: Нашли
Ребенок 2: Я тебе его дал?
Ребенок 3: Дал
Ребенок 2: Ты его взял?
Ребенок 3: Взял
Ребенок 2: Где же он?
Ребенок 3:Что?
Ребенок 2: Да кожух
Ребенок 3: Какой
Ребенок 2: Мы с тобой шли? (тон повышается)
Ребенок 3: Шли
Ребенок 2: Кожух нашли?
Ребенок 3: Нашли
Ребенок 2: Я тебе его дал?
Ребенок 3: Дал
Ребенок 2: Ты его взял?
Ребенок 3: Взял
Ребенок 2: Так, где кожух? (на повышенном тоне)
Ребенок 3: Что?
Ребенок 2: Да кожух
Ребенок 3: Какой?

Вед: И так до бесконечности.

Исполняется пеня «Юта-Любимый мой»

Солнце да яркое белое гори,
Ой ночи тёмные, да горячи объятья.

Ой мама маменька да не умею врать я.



Любимый мой один такой на свете,
Да не судьба нам вместе быть с тобой
Любимый мой, любимый мой.

Степь да ковыль до самой до зари,
Долго ли, коротко, а на двоих дорога.
Сердце да девичье ты заговорил,
Ой люди добрые да не судите строго.

Любимый мой, лети как вольный ветер,
Казачья кровь да конь твой вороной.
Любимый мой, любимый мой.

Вед. : Но не только дурачить друг друга любили казаки. Они были очень наблюдательными людьми и на основе своих наблюдений составляли приметы, пословицы, поговорки.

Слайд 19-й (нажимать)

Гриб хорош белый, а казак умелый.
- Казачьему роду нет переводу;
- Казачья голова, что под дождиком трава;
- Донской казак часть не кинет, хоть головушка стынет;
- Казак без песен, что виноградная лоза без гроздьев;
- Казачьи песни слушать, что мед ложкой кушать;
- Казак с конем и ночью и днем;

Ведущий : Теперь мы с вами узнали некоторые казачьи поговорки.
Ну да на этом посиделки - продолжаются

Слайд 20-й
Казак: Одно нам солнце светит,
Одно и небо и земля.
Мы все твои России дети.
Одна великая земля.
Берегите Россию-
Нет России другой.
Берегите ее тишину и покой,
Это небо, это солнце.
Этот хлеб на столе
И родное оконце в позабытом селе.
Берегите Россию-
Без нее нам не жить.
Берегите ее,
Чтобы вечно ей быть
Нашей правдой и силой.
Хранить огонь родного очага
И не позарься на костры чужие-
Таким законам наши предки жили
И завещали нам через века.
Славься, славься ты, Русь моя!
Славься, великая наша земля!
Славься, славься из рода в род.
Славься великий наш народ.

Ведущий:
Собрались мы позабавиться
Да потешиться, поиграть.
У кого там хмурый вид?
Снова музыка звучит! Собирайся, детвора,
Ждет казачья вас игра!
Игра в шапку (песня)
На площадке играющие становятся, образуя круг, в центре стоит один из игроков. стоящие по кругу игроки бросают один другому шапку. Стоящий в кругу должен поймать шапку в тот момент, когда она перелетает от одного игрока к другому, или попытаться вырвать ее из рук игроков.
Правила игры:
Шапку перебрасывают, не соблюдая порядка, взад или вперед; если стоящему в кругу удается поймать шапку, то он садится в кругу. А тот игрок, у которого была отнята шапка или который вовремя не поймал шапку, остается стоять в кругу.
Игра «Веревочка» (песня)
Один ученик крутит веревку, а другие прыгают через нее, кто не успел, выходит из игры. Кто дольше продержится

Ведущий:
А теперь мы отдохнем
Да загадки разберем!

Слайд (21-26)
1. Крепка, звонка да отточена? (Сабля)
2. На чужой спине едет, на своей груз везет?(Седло)
3. На солнышке полежал, да весь в Дон убежал? (Снег весной)
4. Пришли казаки без топоров срубили избу без углов (Муравьи)
5. Лохматый казак, посередке кушак, по двору ходит, порядок наводит? (Метла)
6. Кривой двух братцев понес к Дону купаться. Пока братцы купаются, кривой без дела валяется? (Ведра и коромысло)

Ведущий:
Молодцы, поиграли, загадки отгадали.
А теперь пришел черед
поиграть частушки.

Музыка (Частушки)

1. Щука плавает в Дону.
Спит на яблоне в саду...
Шерсть смотали мы в клубок,
Выйдет шелковый платок.
2.Закудахтал пес Барбос,
В конуре яичко снес,
В марте стаял снег и лед –
Это к нам зима идет.

3. Из-за Дона, из-за гор,
Едет дедушка Егор.
Дети на телятках
Внуки на козлятках.

4. Чтобы печка разгорелась,
Надо жару поддавать,
Чтоб частушка лучше пелась.
Надо пляской помогать.

5.Сидит ежик на березе -
Новая рубашка,
На головке сапожок,
На ноге фуражка.

6. Ой, ребята, та-ра-ра,
На Дону стоит гора.
А на той горе дубок,
А на дубе воронок.

7. Ходит милый по деревне,
Ходит, улыбается,
Оказалось, зубы вставил,
Рот не закрывается.

8. Моя милая красива,
За рекой она жила,
Захотела повидаться,
В решете переплыла.

9. Ой, бяда, бяда-
В огороде лебяда,
Черемушка белая,
Что любовь наделала?

10. Раньше были русы косы
У моей у милочки,
А теперь по новой моде
Стриженый затылочек.

11.Два каржонка на юру
Раскричались поутру:
Карр да карр, карр да карр.
Вот устроили базар.

12. Мы частушки вам пропели
Хорошо ли, плохо ли.
А теперь мы вас попросим,
Чтобы нам похлопали.

Слайд 27-й
Ведущий:
Прекрасна наша родина-
наш донской любимый край.

Казачка:
Ты – Дон, ты – наша Родина
Нет тебя прекрасней.
Нет земли богаче и щедрей,
Ты – жемчужина страны моей!
Бескрайни донские просторы,
Плодородна щедрая земля,
Нивы необъятные, как море,
Край Ростовский – Родина моя!

Исполняется песня «Выйду ночью в поле с конем» (презентация).
Выйду ночью в поле с конём,
Ночкой тёмной тихо пойдём.
Мы пойдём с конём,
По полю вдвоём,
Мы пойдём с конём по полю вдвоём (х3)
Ночью в поле звёзд благодать,
В поле никого не видать,
Только мы с конём,
По полю идём (х4)
Сяду я верхом на коня,
Ты неси по полю меня.
По бескрайнему, полю моему (х2)
Дай-ка я разок посмотрю,
Где рождает поле зарю.
Ай брусничный свет, алый да рассвет,
Али есть то место, али его нет. (х2)
Полюшко моё, родники.
Дальних деревень огоньки.
Золотая рожь, да кудрявый лён,
Я влюблён в тебя Россия, влюблён. (х2)
Слайд 28-й

Казачка:
Мы сегодня вместе веселились,
Край Донской прославлять не ленились,
Угощенье приготовили на славу
Веселились, танцевали мы по праву!
Все:
Любим мы Дон всегда!
Казаки мы – хоть куда!

Казак и казачок (хором)
Вот и настал момент прощанья,
Будет краткой наша речь.
Говорим мы «До свиданья,
До счастливых новых встреч!»

Ведущая: В нашем детском саду была создана группа казачьего воспитания. Потому, что наш детский сад располагается рядом с бывшей Казачебугоринской станицей. Мы изучаем традиции, обычаи казачьего рода. Сегодня (10 апреля) отмечаем образование Астраханского казачьего войска. И в этот день мы хотели бы вам показать чему научились.

Дети входят в зал под музыку, садятся на стулья.

Ведущая: Приветствуем вас, люди добрые! Добро пожаловать, гости дорогие! Просим в курень. Красному гостю – почётное место! Милости просим.

Входит атаман.

Атаман: Слава, России!

Все дети : Героям слава!

Атаман: Доброго здоровья, дорогие станичники! Мир вам соседи!

Ведущая : Здорово живёшь, батька Атаман! Рады тебя видеть в своём курене. С добром к нам пожаловал, аль с печалью?

Атаман : Конечно с добром. Да с любовью к вам, станичники дорогие. Радостно мне, что собрались вы все вместе. Только вот скажите, по какой причине?

Ведущая : А собрались мы, чтобы песни казачьи спевать, игры да обычаи казачьи вспоминать. Чтоб не сгинули они в веках, а достались детям нашим и внукам.

Атаман : Добре, хозяюшка, гуторишь. Любо-дорого слушать такие речи.

Казачок: Господин, атаман! Дозволь слово молвить.

Атаман : Ну, говори.

Ребёнок:

Мы астраханские казачата

Очень дружные ребята.

Век готовы мирно жить

Нашей родине служить.

Малышей не обижать

Славу предков прославлять

Чтить законы казаков

Каждый с юности готов.

А без шашки и коня

Не прожить нам даже дня.

Ведь не зря все казаки

Своей родине верны.

Вот такие мы ребята

Все лихие казачата.

Век готовы в дружбе жить

И Россией дорожить.

Атаман : Гляньте, гости дорогие! Какие у нас хлопцы, да девчата повырастали. В народе говорят: что есть в сыне лучшее – от родителей. Наши деды и прадеды завсегда могли народ повеселить песнями, да шутками, плясками, да прибаутками. А вы готовы повеселить?

Казачок : Мы завсегда готовы веселье справлять. Дай только знак, господин, атаман.

Атаман : Даю приказ: песню запевай.

Дети исполняют казачью песню «Браво, казаки ».

Атаман : Молодцы, детвора. Согрели мою душу, тем, что знаете и храните казачьи песни. Ведь песня отрада для души казака.

Казачок : Песню мы спевали, батька атаман. Теперь хотим удаль свою показать.

Проводится подвижная игра «Курень».

Ведущая : Есть такая казачья мудрость: Злой песен не поёт! Злоба у человека голос душит, а значит – будь на стороже с тем человеком, который петь не любит. Позволь, атаман, и нам песню спеть.

Исполняется песня «Белоснежная вишня». (взрослый хор).

Казачок: Атаман! Так мы же не только петь любим, но и плясать горазды. Дозволь нам пляску, казачью кадриль, закрутить.

Атаман : Гости, дорогие! Разрешите кадриль. Земля у вас не провалится, когда казаки в пляс пойдут?

Ведущая: Пускай пляшут. Казак должен уметь свою удаль показать не только в бою, но и в пляске.

Атаман : Ай да, братья-казаки в пляс.

Танец «Кадриль».

Атаман : Ну и сильные наши хлопцы, и девчата в пляске. А теперь время пришло хлопцев испытать, как они нашу славу казачью и старину берегут. Помнят ли они заветы, знают ли казачьи обычаи и заповеди?

Дети читают заповеди казаков .

За Россию, честь свою

Жизнь не грех отдать в бою.

Не для собственной корысти

Службу в жизни выбирай,

А служение Отчизне

За казачий долг считай.

Не твори себе кумира –

А борись за справедливость.

Веру в бога почитай

И Россию защищай.

Честь и имя казака

В жизни главные всегда.

С детства честью дорожи,

И достоинство держи.

Коль не прав, так признавай,

Злобу в сердце не пускай.

Не завидуй и не льсти,

С высока всех не учи,

Над гордынею борись,

Если надо, то смирись.

Стойким будь везде, всегда.

Пусть открытая душа

Добродушием слывёт.

Так казак всегда живёт.

Атаман: Молодцы! А теперь пора играть, свои косточки размять. Становитесь в хоровод впереди казак Федот.

Проводится подвижная игра «Кубаночка».

Ведущая: У казаков веселье не бывает без казачьей частушки. Марьяна начинай.

Девочки исполняют частушки.

Караул! Караул!

Казак Миша утонул.

Не в болоте, не в реке,

Просто в кислом молоке.

На болоте, на снегу,

Укусил комар блоху.

Сидит заяц на берёзе

Умирает со смеху.

Я сидела на окошке,.

Ехал казачок на кошке

Стал к окошку подъезжать,

Не смог кошку удержать.

Казаченьки-казаки

Удалы головушки.

Долго будете стоять

Вы от нас в сторонушке.

Ведущая: Ну, что хлопцы? Не дело казаку унывать. Казак всегда должен быть впереди, такая его доля.

Песня «Казачья песня» (мальчики маршируют).

Дети говорят пословицы и поговорки .

Казак родился – Отчизне пригодился.

Казачье братство – милее богатства.

Казачьему роду – нет переводу.

Казаком быть – значит Родину любить.

Атаман: Ай да, молодцы!

Ведущая : Батька Атаман! Бери их под своё атаманово крыло, ведь птенцы вырастают в орлов.

Атаман: Не опозорьте плохим словом или дурным делом наш казачий род и свою родную станицу. Пусть будут у вас горячее сердце, холодный ум, добрая душа и чистые руки.

Ведущая говорит атаману : И пусть ваша рука всегда крепко держит казачий кинжал и шашку, чтобы всегда вы были готовы защищать слабого, защитить свой дом, защитить русскую землю.

Все дети говорят девиз Астраханского казачьего

войска.

Ведущая: Милости прошу к нашему шалашу,

Пирогов накрошу, и откушать приглашу.

Сценарий Казачьих посиделок.

Цели:

Познакомить с историческим прошлым родного края, с историей возникновения казачества на Дону, культурой и миропониманием казаков

Прививать любовь к родному краю

1 ЧТЕЦ: Мой край, где невесты-березы

Зеленые косы плетут,

Где первые вешние грозы

Саблями небо секут,

Над речкою мостик горбатый

И месяц, упавший в траву,-

Все это – что с детства так свято

Я Родиной милой зову.

1 ВЕДУЩИЙ: Здравствуйте, гости дорогие! Приглашаем вас на казачьи посиделки! Каждый из нас, кто живет в славном Донском крае, должен знать его историю, гордиться ею, глубоко и преданно любить великий тихий Дон.

2 ЧТЕЦ: Мы – гордое племя! Мы вольные птицы!

В нас кровь – горячее огня –

За наши курганы и наши станицы

И горе соседям, коль в бешеном споре

Весной заколышется степь.

И вспенит волну до широкого моря

Ковыль – наша белая лепь!

2 ВЕДУЩИЙ: Диким полем назвали пять веков тому назад донские степи. Здесь бродили вооруженные татарские отряды, часто нападавшие на русскую землю, иностранные купеческие и посольские караваны. С конца 15 века безбрежные просторы донских степей все более привлекали решительных и смелых русских людей, мечтавших освободиться от наступающего на них крепостничества. Бежавшие из Московского государства на Дон смельчаки объединялись в отряды и вели жизнь опасную и полную тревог. За ними закрепилась тюркское название – казаки – вольные, свободные люди, легковооруженные воины.

3 ЧТЕЦ: Сабли, пики, чубы вихрастые –

Храбрецам дозор по силе.

С казаков начиналась Астрахань –

Крепостица южная России.

Укрепив себя станицами,

Рос над Волгой красавец – город,

И его низовой столицею

Казаки называли гордо.

1 ВЕДУЩИЙ: Казаки прибыли сюда семьями. Здесь жили калмыки-скотоводы. Казаки стали обживать Донские земли: строили дома и содержали скот, пахали землю и разбивали сады.

2 ВЕДУЩИЙ: Потомки тех казаков – Ширяевы, Смирновы, Деревягины, Багаевы, Абакумовы – и сейчас живут в этих местах.

(Ведущие уходят. На сцену выходят КАЗАК и КАЗАЧКА)

КАЗАК: Урожай в закромах, кони в вольных табунах, теперь можно и повеселиться, попеть песни.

КАЗАЧКА: Песня рождается от избытка чувств там, где много солнца, где вольный ветер, где нарядны и красивы девушки!

(Звучит песня в исполнении учащихся).

КАЗАЧКА: А теперь, гости дорогие, отгадайте-ка казачьи загадки!

1) Крепка, звонка да отточена. (Стрела)

2) Шесть ног, две головы, один хвост. (Всадник на лошади)

3) Какая обувь в огне изготавливается и с ног не снимается? (Подкова)

4) Желтая свинка без щетинки

На пригорке разлеглась, вся травою оплелась. (Дыня).

5) Сом с одним усом. (Кнут)

6) У кого в темнице семья родится? (У картошки)

7) Десять братьев в двух домах, в разных квартирах. (Пальцы в перчатках).

8) Зубы, как у щуки, рога, как у быка.

Испокон веку служит человеку. (Пила)

КАЗАК: Казаки, прежде всего, были воинами. Поэтому в сыновьях они воспитывали смелость, ловкость, находчивость, смекалку. По обычаю, когда в семье рождался сын, родные и знакомые приносили в дар ему «на зубок», стрелу, патрон, пулю, лук, ружье. Все это развешивали на стене. Когда сын подрастал, совершался обряд посвящения в казаки. Отец брал сына на руки, надевал на него саблю, сажал на коня, подстригал волосы в кружок, а затем возвращал матери, поздравляя ее с казаком.

С детства казак приучался чувствовать себя военным. О сражениях пела ему мать в колыбели, рассказывал о службе дед, отец. В возрасте 3 лет казачонок ездил на лошади по двору, в 7-8 бесстрашно скакал без седла по улице, по степи, смело переплывал через Дон, стрелял из ружья. Любимым занятием были скачки, выливавшиеся в торжественный праздник. Казачьи военные игры развивали ловкость и отвагу, готовили к будущей тяжелой военной службе.

КАЗАЧКА: Проводы на службу совершались так: в определенное время, в курене новобранца собирались родственники и друзья на прощальный обед. У ворот собирался народ. Отец брал в руки икону и благословлял воина.

(Сценка в исполнении учащихся «Проводы». Действующие лица: отец, мать, сын, невестка).

ОТЕЦ: Вот икона святая, дорогой сын. Помни Бога в начале и не забывай его заповеди. Служи царю верой и правдой, слушайся своих начальников, помни родителей своих и не забывай, что они вскормили и вспоили тебя на служение царю и Отечеству. Вот тебе благословенье от меня и матери твоей и знай, что с верой в Бога и его Пречистую Матерь, тебе не будут страшны ни вражеские пули, ни мечи неприятеля. Послужи батюшке царю, как и деды и отцы твои служили.

СЫН: Прости меня родной батюшка! Прости меня, родная матушка! Прости меня милый друг (жене). Бог даст – свидимся!

КАЗАЧКА: По обычаю, казаки, уходившие на войну, обязательно брали горсть родной земли, зашивали в специальный мешочек и вешали на грудь к кресту. Если суждено было умереть на чужбине – первой на его гроб падала родная земля. Считалось: хоть он и похоронен в чужом краю, но в родной земле. А переходя Дон, казаки черпали священную воду родной реки, прощались с ней, быть может навсегда.

(Продолжение сценки)

СЫН: С нетерпением ожидали моего возвращения из похода домой, устраивали мне торжественную встречу, высылался вестовой, чтобы оповестить станичного атамана о прибытии. С оружейными залпами встречали меня. Трижды я кланялся в ноги родителям и целовал их.

НЕВЕСТКА: Кланялась я в ноги мужу в благодарность за благополучное возвращение мужа.

(На сцене - КАЗАК и КАЗАЧКА).

КАЗАК: Казак – это особая философия и образ мыслей. Казачьи пословицы и поговорки не знают границ, они живут веками. Ребята, а кто знает казачьи пословицы? Ну-ка, помогайте, пословицы выдавайте!

(Помощь учащихся из зала).

КАЗАЧКА: Молодцы, вспомнили!

А знаете ли вы, откуда взялась пословица «Напекли и наварили как на Маланьину свадьбу!»? Ведь она связана с действительным историческим фактом. Войсковой атаман, Степан Ефремов, проходя однажды по базару, увидел за прилавком молодую красивую казачку – Маланью, обратившую на себя его внимание бойкой речью и редкой находчивостью. Атаман приказал ей выйти за него замуж, и яств и питья на той свадьбе было множество.

КАЗАК: А пословицы: « Терпи казак – атаманом будешь», « где наше казачье не пропадало», « жизнь собачья, да слава казачья!» - говорили о тяжелой участи рядового казака, всю жизнь проводившего в трудных походах, и о том, как нелегко доставалась ему казачья слава.

А теперь мы побываем на казачьей ярмарке.

(Сценка «Ярмарка»)

На сцену выходят казаки и казачки.

1 КАЗАК:

Внимание! Внимание! Внимание!
Открывается весёлое гуляние!
Торопись, честной народ,
Тебя ярмарка зовёт!

2 КАЗАК:

Не ходите никуда, подходите все сюда!
Диво дивное, чудо - чудное, а не товар!
Гляди, не моргай, рот не разевай!
Ворон не считай, товар покупай!
Вот товары хороши! Что угодно для души!
Тары – бары - растабары,
Расторгуем все товары!

1 КАЗАК: А посмотрите-ка, к нам коробейники пожаловали!

КОРОБЕЙНИКИ:

Бубны, румбы, трещотки, ложки!
Кто хочет поиграть немножко?
Становись в ряд! Выбирай подряд!
Красиво – приятно, а для всех занятно!

Игра “Карусель”: Дети, взявшись за ленточки, идут под музыку по кругу, убыстряя темп движения. А потом карусель останавливается.

Звучит песня “Где был, Иванушка?”

(Инсценировка русской народной песни.)

Где был, Иванушка?
- На ярмарке.
- Что купил, Иванушка?
- Курочку.


- Где был, Иванушка?
- На ярмарке.
- Что купил, Иванушка?
- Уточку.
Курочка по семечкам зёрнышки клюёт.

Иванушка в горенке песенки поёт.
- Где был, Иванушка?
- На ярмарке.
- Что купил, Иванушка?
- Барашка.
Курочка по семечкам зёрнышки клюёт.
Уточка по лужицам взад вперёд идёт.
Барашек на лугу травку жуёт.
Иванушка в горенке песенки поёт.
- Где был, Иванушка?
- На ярмарке.
- Что купил, Иванушка?
- Коровушку.
Курочка по семечкам зёрнышки клюёт.
Уточка по лужицам взад вперёд идёт.
Барашек на лугу травку жуёт.
Коровка детям молоко даёт.
Иванушка в горенке песенки поёт.

(Все уходят. На сцену снова выходят казак и казачка).

КАЗАЧКА: Ну, казаки, осталось рассказать предание, как во времена Ермака на Дон было прислано царское жалование: деньги, хлеб, вино, порох, селитра и сукно красного и синего цвета. Собравшись на круг для раздела казаки обнаружили недостаток красного сукна. Зашумел круг. Нахмурился атаман. И порешили казаки делить все поровну. Пришлось синюю одежду отделать узкими полосками красного сукна, так и повелось на Дону – иметь одежду из синего сукна с ярко красной отделкой.

КАЗАК: Посиделки - посиделками, а про веселье забыли. Ну-ка, гармонист! Частушки!

(Исполнение частушек на казачью тему.)

Мы с веселой песней дружим,

По-казачьи говорим,

Хорошо живем, не тужим,

Со сметаной хлеб едим.

Эх! Донское государство!

Возле Дона куреня.

До чего же ты красива,

Дорогая сторона!

(Выходит 1 ВЕДУЩИЙ)

1 ВЕДУЩИЙ: Говорить о казаках можно бесконечно, как бесконечны наши степи. Не забудем и мы теперь о наших легендах и песнях, о донских традициях, об удали и походах, о нелегкой жизни казаков и любви к Дону.

КАЗАК и КАЗАЧКА:

Вот настал момент прощанья,

Будет краткой наша речь

Говорим мы «До свиданья!»

До счастливых новых встреч!

error: Content is protected !!