Сложные музыкальные жанры. Какие бывают жанры музыки? Сложная двухчастная форма

Музыка родилась в глубокой древности как один из способов художественного выражения чувств человека. Ее развитие всегда было тесно связано с потребностями человеческого общества. Вначале музыка была бедна и маловыразительна, но за много веков своего существования она стала одним из сложнейших, выразительнейших искусств, обладающих исключительной силой воздействия на человека.

Классическая музыка богата разнообразными видами произведений, каждый из которых имеет свои отличительные черты, свое содержание, свое назначение. Такие виды музыкальных произведений, как песня, танец, увертюра, симфония и другие, называются жанрам и.

Музыкальные жанры образуют две большие группы, различаемые по способу исполнения: вокальную и. инструментальную.

Вокальная музыка тесно связана с поэтическим текстом, со словом. Ее жанры - песня, романс, хор, оперная ария - самые доступные для всех слушателей и популярные произведения. Они исполняются певцами с сопровождением инструментов, а песни и хоры нередко и без аккомпанемента.

Народная песня - древнейший по происхождению вид музыкального искусства. Задолго до того, как стала развиваться профессиональная музыка, в народных песнях сложились яркие музыкально-поэтические образы, правдиво и художественно убедительно отразившие жизнь людей. Это проявляется и в характере самих напевов, в ярком своеобразии мелодического склада. Именно поэтому великие композиторы ценили народные песни как источник развития национального музыкального искусства. «Создаем не мы, создает народ, - говорил М. И. Глинка, основоположник русской оперной и симфонической музыки, - а мы только аранжируем» (обрабатываем).

Существенная черта всякой песни - многократное повторение напева с разными словами. При этом основная мелодия песни сохраняется в том же виде, но каждый раз несколько изменившийся поэтический текст придает ей новые выразительные оттенки.

Даже самый простой аккомпанемент - инструментальное сопровождение - усиливает эмоциональную выразительность песенной мелодии, сообщает ее звучанию особую полноту и красочность, «дорисовывает» средствами инструментальной музыки те образы поэтического текста, которые не удается передать в напеве. Так, фортепьянное сопровождение в известных романсах Глинки «Ночной зефир» и «Уснули голубые» воспроизводит движение мерно катящихся волн, а в его песне «Жаворонок» - птичье щебетание. В аккомпанементе баллады Франца Шуберта «Лесной царь» слышится бешеная скачка коня.

В творчестве композиторов XIX в. наряду с песней излюбленным вокальным жанром стал романс. Это небольшое произведение для голоса с инструментальным сопровождением.

Обычно романсы значительно сложнее песен. Мелодии романсов бывают не только широкого песенного склада, но также и напевно-декламационного («Я не сержусь» Роберта Шумана). В романсах можно встретить и контрастное сопоставление музыкальных образов («Ночной зефир» М. И. Глинки и А. С. Даргомыжского, «Спящая княжна» А. П. Бородина), и напряженное драматическое развитие («Я помню чудное мгновенье» Глинки на стихи Пушкина).

Некоторые жанры вокальной музыки предназначены для группы исполнителей: дуэт (двое певцов), трио (трое), квартет (четверо), квинтет (пятеро) и т. д., а кроме того - хор (большой певческий коллектив). Хоровые жанры могут быть самостоятельными или входить в состав более крупного музыкально-драматического произведения: оперы, оратории, кантаты. Таковы хоровые композиции великих немецких композиторов Георга Фридриха Генделя и Иоганна Себастьяна Баха, хоры в героических операх Кристофа Глюка, в величественных эпических и героико-драматических операх русских композиторов М. И. Глинки, А. Н. Серова, А. П. Бородина, М. П. Мусоргского, Н. А. Римского-Корсакова, С. И. Танеева. В знаменитом хоровом финале Девятой симфонии Людвига ван Бетховена, прославляющем свободу (на слова оды «К радости» Фридриха Шиллера), воспроизведена картина величественного празднества миллионных народных масс («Обнимитесь, миллионы»).

Прекрасные хоры созданы советскими композиторами Д. Д. Шостаковичем, М. В. Ковалем, А. А. Давиденко. Хор Давиденко «На десятой версте от столицы» посвящен жертвам расстрела 9 января 1905 г.; другой его хор, проникнутый большим подъемом, - «Улица волнуется» - изображает ликование народа, свергнувшего самодержавие в 1917 г.

Оратория - крупное произведение для хора, певцов-солистов и симфонического оркестра. Она напоминает оперу, но исполняется в концертах без декораций, костюмов и сценического действия (оратория «На страже мира» советского композитора С. С. Прокофьева).

Кантата более проста по содержанию и по размерам меньше оратории. Существуют кантаты лирические, торжественные, приветственные, поздравительные, создаваемые в честь какой-то юбилейной даты или общественного события (например, «Кантата на открытие политехнической выставки» Чайковского). Советские композиторы тоже обращаются к этому жанру, создают кантаты на современные и исторические темы («Над Родиной нашей солнце сияет» Шостаковича, «Александр Невский» Прокофьева).

Самый богатый и сложный жанр вокальной музыки - опера. В ней слиты в единое целое поэзия и драматическое действие, вокальная и инструментальная музыка, мимика, жестикуляция, танцы, живопись, световые эффекты. Но все это подчинено в опере музыкальному началу.

Роль обычной разговорной речи в большинстве опер выполняет пение или речь нараспев - речитатив. В таких оперных жанрах, как оперетта, музыкальная комедия и комическая опера, пение чередуется с обычной разговорной речью («Белая акация» И. О. Дунаевского, «Аршин мал алан» Узеира Гаджибекова, «Сказки Гофмана» Жака Оффенбаха).

Оперное действие раскрывается прежде всего в вокальных сценах: арии, каватине, песне, музыкальных ансамблях и хорах. В сольных ариях, сопровождаемых могучим звучанием симфонического оркестра, воспроизводятся тончайшие оттенки душевных переживаний героев или их портретные характеристики (например, ария Руслана в опере «Руслан и Людмила» Глинки, арии Игоря и Кончака в «Князе Игоре» Бородина). Драматические столкновения интересов отдельных действующих лиц раскрываются в ансамблях - дуэтах, терцетах, квартетах (дуэт Ярославны и Галицкого в опере «Князь Игорь» Бородина).

В русских классических операх мы встречаем чудесные образцы музыкальных ансамблей: драматичный дуэт Наташи и князя (из первого действия оперы «Русалка» Даргомыжского), задушевное трио «Не томи, родимый» (из оперы «Иван Сусанин» Глинки). Могучие хоры в операх Глинки, Мусоргского, Бородина правдиво воссоздают образы народных масс.

Немалое значение в операх имеют инструментальные эпизоды: марши, танцы, а иногда и целые музыкальные картины, помещаемые обычно между действиями. Например, в опере Римского-Корсакова «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» дается симфоническое изображение битвы древнерусской рати с татаро-монгольскими полчищами («Сеча при Керженце»). Почти каждая опера начинается с увертюры - симфонического пролога, в общих чертах раскрывающего содержание драматического действия оперы.

Инструментальная музыка сложилась на основе вокальной. Она выросла из песни и танца. Одна из старейших форм инструментальной музыки, связанных с народным творчеством,- тема с вариациями.

Такая пьеса построена на развитии и видоизменении основной музыкальной мысли - темы. При этом изменяются (варьируются) отдельные мелодические обороты, попевки, ритм и характер сопровождения. Вспомним фортепьянные вариации на тему русской песни «Выйду ль я на реченьку» русского музыканта XVIII в. И. Е. Хандошкина (см. ст. «Гусская музыка XVIII в.»). В симфонической фантазии Глинки «Камаринская» варьируется сперва величавая плавная свадебная песня «Из-за гор, гор высоких», затем быстрый плясовой напев «Камаринской».

Другая старейшая музыкальная форма - сюита, чередование разнообразных танцев и пьес. В старинной танцевальной сюите XVII в. сменяли друг друга противоположные по своему характеру, темпу и ритму танцы: умеренно-медленный (немецкая аллеманда), быстрый (французская куранта), весьма медленный, торжественный (испанская сарабанда) и стремительно-быстрый (жига, известная в ряде стран). В XVIII в. между сарабандой и жигой вставляли веселые танцы: гавот, буррэ, менуэт и другие. Некоторые композиторы (например, Бах) нередко открывали сюиту вступительной пьесой, не имевшей формы танца: прелюдией, увертюрой.

Последовательный ряд музыкальных произведений, объединенных в единое целое, называют циклом. Вспомним песенные циклы Шуберта «Любовь мельника» и «Зимний путь», вокальный цикл Шумана «Любовь поэта» на слова Генриха Гейне. Многие инструментальные жанры представляют собой циклы: это вариация, сюита, инструментальная серенада, симфония, соната, концерт.

Первоначально словом соната (от итальянского «звучать») обозначали всякую инструментальную пьесу. Лишь к концу XVII в. в творчестве итальянского скрипача Корелли сложился своеобразный жанр сонаты из 4-6 частей, ставший одним из наиболее популярных. Классические образцы сонаты из двух или трех частей в XVIII в. создали композиторы Карл Филипп Эммануил Бах (сын И. С. Баха), Иосиф Гайдн, Вольфганг Амадей Моцарт, И.Е.Хандошкин. У них соната состояла из нескольких частей, различных по музыкальным образам. Энергичную, стремительно развертывающуюся первую часть, построенную обычно на контрастном сопоставлении двух музыкальных тем, сменяла вторая часть - медленная, певучая лирическая пьеса. Завершалась соната финалом - музыкой в быстром темпе, но по характеру иной, чем первая часть. Иногда медленная часть заменялась танцевальной пьесой - менуэтом. Немецкий композитор Бетховен писал многие свои сонаты в четырех частях, помещая между медленной частью и финалом пьесу оживленного характера - менуэт или скерцо (от итальянского «шутка»).

Пьесы для солирующих инструментов (соната, вариации, сюита, прелюдия, экспромт, ноктюрн) вместе с разнообразными инструментальными ансамблями (трио, квартеты) составляют область камерной музыки (буквально - «домашней»), рассчитанной на исполнение перед сравнительно небольшим кругом слушателей. В камерном ансамбле партии всех инструментов одинаково важны и требуют от композитора особенно тщательной отделки.

Симфоническая музыка - одно из ярчайших явлений мировой музыкальной культуры. Лучшие произведения для симфонического оркестра отличаются глубиной и полнотой отражения действительности, грандиозностью масштабов и вместе с тем - простотой и доступностью музыкального языка, который подчас приобретает выразительность и красочность зрительных образов. Замечательные симфонические произведения композиторов Гайдна, Моцарта, Бетховена, Листа, Глинки, Балакирева, Бородина, Римского-Корсакова, Чайковского и других создавались для массовой демократической аудитории больших концертных залов.

Главные жанры симфонической музыки - это увертюры (например, увертюра Бетховена к трагедии «Эгмонт» Гёте), симфонические фантазии («Франческа да Римини» Чайковского), симфонические поэмы («Тамара» Балакирева), симфонические сюиты («Шехеразада» Римского-Корсакова) и симфонии.

Симфония, подобно сонате, состоит из нескольких ярко контрастных частей, обычно из четырех. Их можно сравнить с отдельными актами драматической пьесы или главами романа. В неисчерпаемо разнообразных сочетаниях музыкальных образов и в контрастном чередовании их движений - быстрого, медленного, легкого танцевального и снова стремительно-быстрого - композиторы воссоздают различные стороны действительности.

Композиторы-симфонисты отображают в своей музыке энергичную, деятельную натуру человека, его борьбу с жизненными невзгодами и препятствиями, его светлые чувства, мечту о счастье и грустные воспоминания, пленительную красоту природы, а наряду с этим - могучее освободительное движение масс, сцены народного быта и народных празднеств.

Инструментальный концерт по своей форме напоминает симфонию и сонату. Это очень сложное сочинение для солирующего инструмента (фортепьяно, скрипки, кларнета и др.) с оркестровым сопровождением. Солист и оркестр словно состязаются друг с другом: оркестр то замолкает, завороженный страстностью чувства и изяществом звуковых узоров в партии солирующего инструмента, то перебивает его, споря с ним, или мощно подхватывает его тему.

Концерты сочиняли многие выдающиеся композиторы XVII и XVIII вв. (Корелли, Вивальди, Гендель, Бах, Гайдн). Однако создателем классического концерта был великий композитор Моцарт. Замечательные концерты для различных инструментов (чаще всего для фортепьяно или скрипки) писали Бетховен, Мендельсон, Шуман, Дворжак, Григ, Чайковский, Глазунов, Рахманинов, советские композиторы А. Хачатурян, Д. Кабалевский.

Многовековая история музыки рассказывает нам, как на протяжении столетий зарождались и развивались разнообразные музыкальные формы и жанры. Иные из них существовали сравнительно недолго, другие выдержали испытание временем. Например, в странах социалистического лагеря отмирают жанры церковной музыки. Зато композиторы этих стран создают такие новые жанры, как пионерские и комсомольские песни, песни-марши борцов за мир.

Учебное пособие предназначено для студентов и преподавателей педагогических колледжей с целью использования на уроках "Игры на музыкальных инструментах". В пособие включён теоретический материал, знакомящий студентов с основными жанрами музыки. Приложение содержит нотный материал, который может быть использован для слушания и исполнения студентами на уроках.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Жанры музыки

В переводе с французского языка слово жанр означает тип, род, манера. Этим словом называют вид произведений, которые имеют свои отличительные черты, содержание, форму и назначение. Чтобы лучше понять, что такое жанр, обратимся к живописи. Вы хорошо знаете, что если на картине изображён человек, эта картина называется портретом. Если на полотне изображена природа - это пейзаж. Изображение фруктов, дичи называется натюрмортом. Портрет, пейзаж и натюрморт - жанры в живописи. В литературе это повесть, роман, рассказ, очерк.

В музыке тоже есть свои жанры. Начнём с трёх музыкальных жанров: песни, танца и марша. Замечательный педагог и композитор Д.Б. Кабалевский сравнил их с тремя китами, на которых держится вся музыка. Песня, танец и марш стали частью нашей повседневности и настолько слились с нею, что порой мы не замечаем и не воспринимаем их как искусство. Кто из нас задумывался, когда слушал мамину колыбельную, шагал в спортивном строю, или танцевал на дискотеке, что исполняется музыкальное произведение? Конечно, никто. Но они всегда рядом с нами — песня, танец и марш.

В опере, в симфонии и в хоровой кантате, в фортепьянной сонате и в струнном квартете, в балете, в джазовой, эстрадной и народной музыке, словом, в любой области музыкального искусства нас ждет поддержка «трех китов».

Песня

Задолго до того, как появилась профессиональная музыка, народные песни правдиво и художественно отражали типические черты национального характера того или иного народа. Рождение песни издавна было связано с жизнью людей, их трудовой деятельностью, бытом. Песня , как рыдание или смех, отражает состояние человеческой души, поэтому они так разнообразны и многочисленны. Особенность песни — в гармоничном сочетании слов и музыки .

Очень часто к слову «песня» прибавляют определение «народная». Каждая народная песня имеет ярко выраженный национальный колорит, потому что поют народы всех наций и всех континентов по-своему. Трудно спутать русскую песню с грузинской, узбекской, неаполитанской или негритянской. Как драгоценный камень передавалась песня из уст в уста от одного поколения к другому. Каждый исполнитель вносил в неё что - то своё, индивидуальное. Нередко поэтому одни и те же тексты пелись в разных селениях с разными напевами. Существуют различные виды народных песен: трудовые, игровые, обрядовые, семейно - бытовые, хороводные, плясовые, лирические, эпические и многие другие.

Чаще всего песня исполняется в сопровождении музыкального инструмента. Используя народную тематику, композиторы создают новые песенные жанры, а также монументальные произведения: кантаты, оратории, оперы и оперетты. Органично вошла песня в симфоническую музыку. И таких примеров множество.

Танец — одно из древнейших проявлений народного творчества. В

Ритмическом или плавном движении люди стремились передать свои чувства

настроения и мысли. Так появились ритуальные танцы, которые стали

непременным атрибутом каждого праздника. У многих народов они сохранились

И до нашего времени. Люди танцуют, иногда превращая свой танец в искусство

— балет. Танцуют, участвуя в торжественных церемониях или веселясь в

свободные вечера и на праздниках. У каждого народа сложились свои

Национальные традиции танца с характерной, присущей ему музыкой.

Французский танец куранта (courante — «бегущая», «текущая»)

Придворного происхождения, но довольно быстрый, отличающийся

сложными, затейливыми фигурами и соответствующей им музыкой.

Совсем иной танец сарабанда — медленный, величественный. Он родился

в Испании и возник из торжественного траурного обряда. Это отразилось в

Названии (sacra banda по-испански — «святое шествие»).

Жига — старинный танец английских моряков, быстрый, веселый,

непринужденный. Эти четыре танца издавна объединялись композиторами

в сюиты.

Множество чудесных танцев издавна бытовало в Польше. Наиболее

Известными из них стали полонез, мазурка, краковяк.

Самый древний из них — полонез . В старину он назывался великим или

пешим танцем. Нынешнее его название произошло от французского

polonaise («польский»). Полонезом — парадным шествием открывались

придворные балы. Кроме придворного существовал и крестьянский

Полонез, более спокойный и плавный. Излюбленным танцем была и

мазурка , точнее - мазур (от названия одной из областей Польши —

Мазовии). Народная мазурка с веселой, задорной, резко акцентированной

Мелодией — это парный танец, в котором нет заранее придуманных фигур.

Третий танец — краковяк отличается от первых двух четким размером.

Все эти танцы представлены в творчестве Шопена, Слышим их мы и в

Опере Глинки «Иван Сусанин».

Танец полька принадлежит другому славянскому народу — чехам.

Название его происходит от слова pulka — «половина», так как танцевали

его мелкими шажками. Это живой, непринужденный танец, который

Танцуют парами по кругу. Самый любимый из чешских танцев, он звучит в

опере Сметаны «Проданная невеста».

Интересная судьба австрийского крестьянского танца лендлера. Парный

Круговой танец, получивший название от австрийской области Ландль, он в

начале XIX века перекочевал из сел в города Австрии и Германии. Его

стали танцевать на балах, и постепенно он превратился во всем известный и

всеми любимый вальс .

В «Венгерских рапсодиях» Листа, в «Венгерских танцах» Брамса звучат

характерные мелодические обороты, острые, ритмические фигуры. Они

сразу узнаются на слух, напоминая о венгерском народном танце чардаше .

Название его происходит от слова csarda — «трактир», «корчма».

Венгерские корчмы издавна служили своеобразными клубами, где

собирались окрестные жители. В них или на площадке перед ними и

танцевали. Чардаш возник к началу XIX в., причем не в крестьянской

Среде, а в городе. Танец этот состоит из двух частей: медленной,

патетической и подвижной, огневой пляски.

На юге Италии расположился город Торонто. Он дал название

национальному танцу тарантелле .

Очень колоритны танцы Испании. Хота — любимый танец испанских

Провинций Арагон, Каталония, Валенсия — отличается быстрым темпом,

острым ритмом, который подчеркивается щелканьем кастаньет. Это парный

танец, исполняемый под гитару или мандолину. Своеобразием хоты

пленился Глинка во время своего путешествия по Испании. Его оркестровая

«Арагонская хота» написана на подлинную народную тему.

Другой распространенный танец — болеро (по-испански volar — «летать»)

более умеренный, с ритмом, напоминающим ритм полонеза.

В России чисто инструментальная танцевальная музыка не получила столь

широкого распространения: русские издавна любили петь, и все танцы — и

быстрые веселые пляски, и плавные хороводы — обычно сопровождались

пением. Наиболее популярная в XIX веке задорная пляска «Барыня» даже

название свое получила от припева песни «Сударыня-барыня». Среди

танцев других народов известны украинский казачок , быстрая, задорная

молдовеняска .

Огромную популярность приобрел кавказский танец лезгинка . Музыка

Лезгинки — с четким ритмом и энергичными движениями — привлекла к

себе внимание многих композиторов. Бурная, полная стихийной силы и

страсти лезгинка звучит в опере «Руслан и Людмила» Глинки, в балете

«Гаянэ» Хачатуряна.

Марш. Французское слово marche означает «ходьба». В музыке так называют пьесы, написанные в чётком, энергичном ритме, под который удобно маршировать. Хотя марши отличаются друг от друга, их объединяет одно: марш всегда пишется в чётном размере - на две или четыре четверти, чтобы идущие не сбивались с ноги. Но в каждом правиле есть исключения. Послушайте песню А. Александрова на стихи В. Лебедева - Кумача «Священная война». Она написана в трёхдольном размере, и всё же это настоящий марш, под который воины уходили на фронт.Марш является важным организующим, объединяющим началом. Не случайно многие революционные песни написаны в ритме марша. Это знаменитые «Марсельеза», «Интернационал», «Варшавянка». Королём марша называли советского композитора И.О. Дунаевского. Он написал многие известные марши: «Марш энтузиастов», «Марш физкультурников», «Спортивный марш».Есть несколько типов маршей: строевой, встречный, концертный, похоронный.

Чайковский. Марш деревянных солдатиков ;
Похороны куклы (« Детский альбом »);
«Свадебный марш» Мендельсона;

Марши из опер: М. Глинка « Руслан и Людмила» ;
Дж. Верди « Аида»; Ш. Гуно « Фауст» ;
Ф. Шопен. Соната си-бемоль-мажор ;
Л. Бетховен. Финал Пятой симфонии;
В. Агапкин. « Прощание славянки» ;
В. Александров. «Священная война» ;
И. Дунаевский . Марш из кинофильма « Веселые ребята ».

Определение жанра в произведениях классической музыки.

Музыкальные жанры различаются и по способу исполнения. В симфонической музыке это симфония, концерт, сюита.

Симфония — музыкальное произведение для оркестра, написанное в сонатной циклической форме, высшая форма инструментальной музыки.

Концерт — произведение для одного или (реже) нескольких солирующих инструментов и оркестра, а также публичное исполнение музыкальных произведений.

Времена года венецианского композитора Антонио Вивальди — первые четыре скрипичных концерта из его восьмого опуса, представляющего собой цикл из 12 концертов, одно из знаменитейших его произведений, также одно из известнейших музыкальных произведений в стиле барокко. Написано в 1723 году, впервые опубликовано два года спустя. Каждый концерт посвящён одному времени года и состоит из трёх частей, соответствующих каждому месяцу. Каждому из концертов композитор предпослал сонет - своего рода литературную программу. Предполагается, что автором стихов является сам Вивальди. Нужно добавить, что парадигма художественного мышления не ограничивается единственным смыслом или сюжетом, и предполагает побочные смыслы, намёки, символы. Первая напрашивающаяся иллюзия — четыре возраста человека, от рождения до смерти (финальная часть содержит недвусмысленный намёк на последний круг дантова ада). Столь же неприкрыт намёк на четыре региона Италии, согласно четырём сторонам света и пути солнца по небу. Это восход (восток, Адриатика, Венеция), полдень (сонный, жаркий юг), пышный закат (Рим, Лаций) и полночь (холодные предгорья Альп, с их замёрзшими озёрами). Но в целом содержание цикла гораздо богаче, что было ясно любому тогдашнему просвещённому слушателю. В то же время Вивальди достигает здесь высот жанровости и прямой изобразительности, не чуждаясь юмора: в музыке присутствуют лай собак, жужжание мух, рёв раненого зверя и т. п. Всё это, вкупе с безукоризненно прекрасной формой, и обусловило признание цикла как бесспорного шедевра.

Сюита — произведение для одного или двух инструментов из нескольких разнородных пьес, связанных общим замыслом.

В камерной музыке различают жанры: трио, квартет, соната, прелюдия.

Три́о (от латинского tria — «три») — музыкальный ансамбль из трёх музыкантов-исполнителей, вокалистов или инструменталистов .

Кварте́т — музыкальный ансамбль из четырёх музыкантов-исполнителей, вокалистов или инструменталистов .

Соната — музыкальное произведение из трех или четырех частей различного темпа и характера.

Прелюдия (от латинского - перед и игра) — короткое музыкальное произведение, не имеющее строгой формы.

В вокальной музыке - романс, оратория, кантата.

Рома́нс - вокальное сочинение, написанное на небольшое стихотворение лирического содержания, преимущественно любовного; камерное музыкально-поэтическое произведение для голоса с инструментальным сопровождением.

Орато́рия - крупное музыкальное произведение для хора, солистов и оркестра. В прошлом оратории писались только на сюжеты из Священного писания. Отличается от оперы отсутствием сценического действия, а от кантаты — бо́льшими размерами и разветвлённостью сюжета.

Кантата (итал. cantata , от латинского саntare — петь ) — вокально-инструментальное произведение для солистов, хора и оркестра.

К музыкально - театральным жанрам относятся опера, оперетта и балет.

Опера - произведение для театра, которое исполняется артистами - певцами и оркестром. В этом музыкальном жанре слиты в единое целое поэзия и драматическое искусство, вокальная и инструментальная музыка, мимика, танцы, живопись, декорации и костюмы.

Литературная основа оперы - либретто. Часто основой либретто становится какое - либо литературное или драматическое произведение. Например, опера «Каменный гость» Даргомыжского написана на полный текст «Маленькой трагедии» Пушкина. Но обычно либретто перерабатывается, так как текст должен быть сжатым и лаконичным.

Практически каждая опера начинается увертюрой - симфоническим вступлением, которое в общих чертах знакомит слушателя с содержанием всего действия.

Музыка в опере раскрывает сокровенные чувства героев, их характер,

рассказывает об их мыслях. В драматических спектаклях это передаётся в

монологах актёров. В опере роль монолога играет ария (в переводе с

Итальянского - «песня»). Ариям свойственна широкая распевность. Чтобы более

Полно показать героя, в оперу вводится несколько его арий. В опере П. И.

Чайковского «Евгений Онегин» Ленский исполняет арию «Куда, куда вы удалились», которая показывает его душевные переживания, волнение,

неуверенность в грядущем дне. Ариозо Ленского «Я люблю вас, Ольга» -

Небольшая ария свободного построения лирического характера.

Ещё один важный компонент оперы - ансамбли. Во время одновременного

Пения нескольких солистов мы не только слышим голос каждого

Исполнителя, но и ощущаем красоту такого совместного звучания.

Самый большой ансамбль, без которого не обходится ни одна опера, - хор.

Важное место в опере занимает оркестр. Он не только сопровождает всю оперу,

но и является своеобразным действующим лицом, так как музыка, исполняемая

Оркестром, выявляет идею произведения, раскрывает мысли, чувства,

взаимоотношения героев, обуславливает драматическое развитие сюжета.

Важным компонентом оперы являются танцевальные сцены. В опере М.И.

Глинки «Иван Сусанин» второе действие почти полностью построено на

танцах. Это своеобразная характеристика надменной, уверенной в своей

победе польской шляхты. Поэтому и танцуют на этом балу полонез,

краковяк, мазурку, представленные композитором не народными, а

Рыцарскими танцами.

Опере́тта (от итальянского operetta , дословно маленькая опера ) —

Театральное представление, в котором отдельные музыкальные номера

Чередуются с диалогами без музыки. Оперетты пишутся на

Комический сюжет , музыкальные номера в них короче оперных , в целом

музыка оперетты носит лёгкий, популярный характер, однако наследует

напрямую традиции академической музыки.

Бале́т (от итальянского ballo — танцую) — вид сценического искусства ;

спектакль, содержание которого воплощается в музыкально-

хореографических образах. Чаще всего в основе балета лежит

определённый сюжет, драматургический замысел, либретто, но бывают и

бессюжетные балеты. Основными видами танца в балете

являются классический и характерный танец. Немаловажную роль здесь

Играет пантомима, с помощью которой актёры передают чувства героев, их

«разговор» между собой, суть происходящего. В современном балете

широко используются также элементы гимнастики и акробатики. Балет

требует выдержки и выносливости от любого человека, занимающегося им.

Музыкальные жанры.

Му́зыка (греч. μουσική, прилагательное от греч. Μούσα - муза) - искусство, средством воплощения художественных образов для которого являются звук и тишина, особым образом организованные во времени.

Музыка́льный жанр - род музыки, музыкальных произведений, отличающийся особыми, только ему свойственными стилистическими признаками. Понятие жанра в музыке стоит на границе категорий содержания и формы и позволяет судить об объективном содержании произведения, исходя из комплекса использованных выразительных средств. Характеризует, как правило, исторически сложившиеся роды и виды музыкальных произведений. В музыковедении сложились различные системы классификации музыкального жанра, которые зависят от того, какой из обусловливающих жанр факторов рассматривается в качестве основного. Нередко одно и то же произведение может быть охарактеризовано c разных точек зрения или один и тот же жанр можно отнести к нескольким жанровым группам. Можно выделить и «жанры внутри жанров», например, входящие в оперу различные жанры вокальной и инструментальной музыки. Опера же является по существу синтетическим жанром, в котором объединяются различные виды искусства. Поэтому при классификации необходимо иметь в виду, какой именно фактор или сочетание нескольких факторов является решающим. Жанровые черты могут переплетаться: например, песенно-танцевальные жанры. Состав исполнителей и способ исполнения определяют наиболее распространенную классификацию жанров. Это, прежде всего, разделение на вокальные и инструментальные жанры. Некоторые жанры имеют сложную историю, затрудняющую их классификацию. Tак, кантата может представлять собой и камерное сольное произведение, и крупное сочинение для смешанного состава (xop, солисты, оркестр).

Жанр – своего рода модель, с которой соотносится конкретная музыка. У него есть определённые условия исполнения, предназначение, форма и характер содержания. Так, у колыбельной цель – успокоить малыша, поэтому для неё типичны «покачивающиеся» интонации и характерный ритм; в марше – все выразительные средства музыки приспособлены к чёткому шагу.

Самая простая классификация жанров – по способу исполнения . Это две большие группы:

инструментальные (марш, вальс, этюд, соната, фуга, симфония);

вокальные жанры (ария, песня, романс, кантата, опера, мюзикл).

Другая типология жанров связана с обстановкой исполнения . Она принадлежит А. Сохору – учёному, который утверждает, что жанры музыки бывают:

1.Обрядовые и культовые (псалмы, месса, реквием) – для них характерны обобщённые образы, господство хорового начала и одинаковые настроения у большинства слушателей.

Псало́м (греч. «хвалебная песнь») - гимны иудейской и христианской религиозной поэзии и молитвы из Ветхого Завета.

Ме́сса - основная литургическая служба в латинском обряде Католической Церкви. Состоит из начальных обрядов, Литургии Слова, Евхаристической Литургии и заключительных обрядов

Ре́квием (лат. «упокой») - заупокойная служба (месса) в католической и лютеранской церквях, соответствует заупокойной литургии в Православной церкви.

2. Массово-бытовые жанры (разновидности песни, марша и танца: полька, вальс, регтайм, баллада, гимн) – отличаются простой формой и привычными интонациями;

3. Концертные жанры (оратория, соната, квартет, симфония) – характерно исполнение в концертном зале, лирический тон как самовысказывание автора;

Орато́рия - крупное музыкальное произведение для хора, солистов и оркестра. Отличается от оперы отсутствием сценического действия, а от кантаты - бо́льшими размерами и разветвлённостью сюжета.

Сона́та (итал. звучать) - жанр инструментальной музыки, а также музыкальная форма, называемая сонатной формой. Сочиняется для камерного состава инструментов и фортепиано. Как правило, соло или дуэта.

Кварте́т - музыкальный ансамбль из 4 музыкантов, вокалистов или инструменталистов.

Симфо́ния (греч. «созвучие», «благозвучие») - музыкальное произведение для оркестра. Как правило, симфонии пишутся для большого оркестра смешанного состава (симфонического), но существуют и симфонии для струнного, камерного, духового и других оркестров; в симфонию могут вводиться хор и сольные вокальные голоса.

Наро́дная му́зыка , музыка́льный фолькло́р, или фолк-му́зыка (англ. folk music) - музыкально-поэтическое творчество народа, неотъемлемая часть народного творчества (фольклора), существующего, как правило, в устной (бесписьменной) форме, передаваемого из поколения в поколение.

Духо́вная му́зыка - музыкальные произведения, связанные с текстами религиозного характера, предназначенные для исполнения во время церковной службы или в быту.

Классическая музыка (от лат. сlassicus – образцовый) - образцовые музыкальные произведения выдающихся композиторов прошлых лет, выдержавшие испытание временем. Музыкальные произведения, написанные по определенным правилам и канонам с соблюдением необходимых пропорций и предназначенные для исполнения симфоническим оркестром, ансамблем или солистами.

Латиноамерика́нская му́зыка (исп. música latinoamericana) - обобщённое название музыкальных стилей и жанров стран Латинской Америки, а также музыка выходцев из этих стран, компактно проживающих на территории других государств и образующих большие латиноамериканские сообщества (например, в США).

Блюз - это музыкальный стиль, который создали чернокожие музыканты проживающие в Соединенных Штатах Америки. Впервые блюз начали играть в конце девятнадцатого века в южных штатах, в окрестностях дельты реки Миссисипи. Музыка этого стиля очень разнообразна, многие музыканты создали свою собственную манеру исполнения.

Джаз (англ. jazz) - форма музыкального искусства, возникшая в конце XIX - начале XX века в США в результате синтеза африканской и европейской культур и получившая впоследствии повсеместное распространение. Характерными чертами музыкального языка джаза изначально стали импровизация, полиритмия, основанная на синкопированных ритмах, и уникальный комплекс приёмов исполнения ритмической фактуры - свинг. Дальнейшее развитие джаза происходило за счёт освоения джазовыми музыкантами и композиторами новых ритмических и гармонических моделей.

Ка́нтри (англ. сountry от country music - сельская музыка) - наиболее распространённая разновидность североамериканской народной музыки, по популярности в США не уступающая поп-музыке.

Романс в музыке - вокальное сочинение, написанное на небольшое стихотворение лирического содержания, преимущественно любовного.

Электро́нная му́зыка (нем. Elektronische Musik, англ. Electronic music, в просторечии также «электроника») - широкий музыкальный жанр, обозначающий музыку, созданную с использованием электронных музыкальных инструментов и технологий (чаще всего при помощи специальных компьютерных программ).

Рок-му́зыка (англ. Rock music) - обобщающее название ряда направлений популярной музыки. Слово «rock» - (в переводе с английского «качать, укачивать, качаться») - в данном случае указывает на характерные для этих направлений ритмические ощущения, связанные с определённой формой движения, по аналогии с «roll», «twist», «swing», «shake» и так далее. Некоторые отличительные особенности рок-музыки, например, использование электромузыкальных инструментов либо творческая самодостаточность (для рок-музыкантов характерно исполнение композиций собственного сочинения) являются вторичными и часто вводят в заблуждение.

Ре́гги (англ. reggae; другой вариант написания - «реггей») - ямайская популярная музыка, появившаяся в 1960-е годы и ставшая популярной с 1970х.

Поп-му́зыка (англ. pop-music от popular music) - направление современной музыки, вид современной массовой культуры. Является отдельным жанром популярной музыки, а именно, легко запоминающаяся песня.

Доклад на тему «Жанры музыки», кратко изложенный в этой статье, поможет Вам узнать много полезной информации о музыкальных жанрах, в том числе современных.

Какие бывают музыкальные жанры?

Жанры музыки определяют характер и стиль музыкального направления. Первые жанры, которые выделились, относились к церковной музыке. Это были матет и месса. Позже возник жанр светской песни. В ХVII веке появились оратория, опера, кантата. С развитием камерной музыки появились и новые жанры, такие как народная песня, романсы, баллада, реквием, вокализ, серенада, кант.

В дальнейшем развитие музыкальных жанров происходило очень быстро. Сегодня выделяют 4 их категории:

  • Театральные жанры. Сюда входят балет и опера, мюзиклы, музыкальные драмы, оперетты, водевили, мелодрамы и музыкальные комедии.
  • Концертные жанры. Сюда входят сонаты, оратории, симфонии, кантаты, квартеты и квинтеты, трио, сюиты.
  • Массово-бытовые жанры. К ним принадлежат песни, марши и танцы.
  • Культово-обрядные жанры. Произведения связаны с праздничными или религиозными обрядами. Например, масленичные песни, рождественские колядки, заклинания, погребальные и свадебные плачи, тропари, колокольные звоны и кондаки.

Жанры современной музыки

В современной музыке существует много направлений и жанров. Давайте разберем основные:

  1. Рок (более тяжелая музыка для восприятия с элементами народных мотивов):
  • Поп-рок
  • Хард-рок
  • Фолк-рок

2.Поп

  • Хаус – это музыка, исполняемая на синтезаторе.
  • Транс – это музыка с комическими и печальными мелодиями.
  • Диско - это музыка с ритмическими секциями баса и ударных.

3.Рэп

  • Альтернативный рэп.
  • Рэпкор – смесь рэпа тяжелой музыкой.
  • Джаз-рэп.
  • Dirty rap.
  • Comedy Rap.

4.Электронная музыка

  • Дип хаус
  • Гараж хаус
  • Нью диско
  • Соул фул хаус

Также существует классификация жанров таких основных направлений, как:

  1. Классическая музыка . Они распространились в XVIII веке. Среди них увертюра (инструментальное вступление к пьесам, спектаклю или произведениям), соната (для камерных исполнителей), этюд (маленькая пьеса для оттачивания исполнения музыки), скерцо (живая и стремительная музыка), симфония, опера, оратория.
  2. Рок музыка. Мы уже говорили о ней выше. Еще в список жанров рок музыки входят Grunge (гитарное звучание), Gothic rock (готическая музыка), Viking rock (панк рок в соединении с народной музыкой).
  3. . Список ее жанров составляют литургия (рождественское или пасхальное богослужение), антифон (музыка с чередованием хоровых групп), рондель (оригинальная мелодия на один мотив), проприум (часть мессы), ординариум.
  4. Светская музыка. Список ее жанров составляют гильярда (ритмическая и быстрая), баллада, вильянсико (баллада с поэтическим текстом).

Надеемся, что доклад о жанрах музыки помог Вам подготовиться к занятию, и Вы узнали много интересной информации для себя. А рассказ о музыкальных жанрах Вы можете оставить через форму комментариев ниже.

Стиль в музыке. Классификация музыкальных жанров

Тема 1.3. Жанры музыкального искусства

Цель : ознакомление со стилем в музыке, классификацией музыкальных жанров.

1. СТИЛЬ В МУЗЫКЕ

Слово «стиль» латинского происхождения и в переводе значит способ изложения, склад речи. Стилем в музыке называется сумма всех элементов и приёмов, использованных в ней, её «итоговый» вид. Стили обычно классифицируются по композиторам и по эпохам.

Под стилем подразумеваются:

Устойчивое единство образных принципов художественных направлений различных исторических эпох;

Характерные черты как отдельного произведения, так и жанра в целом;

Творческая манера отдельных композиторов.

Стиль в музыке предполагает общность произведе­ний музыкального искусства с характерными чертами произведе­ний других видов искусства того или иного исторического перио­да: барокко, клас­сицизм, романтизм, импрессионизм, экспрессионизм и др.

Барокко (итал. barocco – причудливый, вычурный, странный) – стиль, господствовавший в искусстве с кон­ца XVI до первой половины XVIII столетия. Барокко отразил внутренние противоречия эпохи в связи с феодально-католической реакцией и активным подъёмом передовых сил. Ведущее положение жанров – фуги, кантаты, оратории, оперы, возникновение инструментальных жанров сонаты, концерта. Ярчайшими представителями эпохи барокко явились А.Ви­вальди, И.С.Бах и Г.Ф.Гендель.

Классицизм (от лат. classicus – образцовый)стиль в искусстве XVII – XVIII веков. Идеалами классицизма явились идеи философии рационализма – убеждение в разумности бытия, нали­чии всеобщего порядка, гармоничности человеческой натуры.

Высшей стадией классицизма явилась венская классическая школа – художественное направление в европейской музыкальной культуре XVIII – начала XIX века, к которой принадлежат Й. Гайдн, В.А.Моцарт и Л. ван Бетховен. Каждый из них являлся яркой индивидуальностью: стиль Гайдна – светлое мировосприятие, ведущая роль – жанрово-бытовые элементы; у Моцарта – лирико-драматическое начало; у Бетховена – воплощение героического пафоса борьбы.

Романтизм (от франц. romantisme) – художественное направление конца XVIII – начала XIX века. Особенности направления в музыкальном искусстве – яркое индивидуальное, личностное начало, отражение эмоциональной жизни человека, духовная возвышенность, интерес к на­родному творчеству, отрицание бездушности, рель­ефная образность, фантастическое видение мира. Лирическое началообусловило стремление романтиков к бесконечности музыкального развития, а также интерес композиторов к камерным формам (поэмы, баллады, фантазии).


Яркие представители романтизма в музыке: Ф. Шуберт, Ф.Мендельсон, Р.Шуман, Р.Вагнер, И.Брамс, Ф.Лист, Ф.Шопен, Н.Паганини и др.

Импрессионизм (от франц. impression – впечатление) возник в Западной Европе в последней четверти XIX – начале XX века. Характерные признаки – стремление к воплощению мимолётных впечатлений, одухотворенной пейзажности, психологических нюансов, к созданию колоритных жанровых зарисовок и музыкальных портретов.

Классическое выражение импрессионизма в музыке – творчество французских композиторов К.Дебюсси и М.Равеля.

Реализм (от позднелат. realis – вещественный, действительный) – творческий метод в искусстве, подразумевающий правдивое и многостороннее отражение действительности в совокупности с очевидной авторской позицией, типизацию характеров и обстоятельств, интерес к проблеме ценности личности в обществе.

В творчестве западноевропейских композиторов второй половины XIX века реализм нашел отражение в произведениях Ж.Бизе, Дж.Верди, И.Брамса, Ф.Листа и др.

Основоположником реалистической школы в русской музыке явился М. И. Глинка, чьи традиции получили развитие в творчествеА.С.Даргомыжского, А.П.Бородина, М.П.Мусоргского, Н.А. Римского-Корсакова, П. И. Чайковского, СВ. Рахманинова и др.

В музыке XX века реализм получил дальнейшее развитие в произведениях С.С.Прокофьева, Д.Д.Шостаковича, А.И.Хачатуряна, Г.В.Свиридова, Р.К.Щедрина и др.

Экспрессионизм (от лат. expressionis – выражение) – направление в европейском искусстве первой четверти XX века, в основе которого лежит трагическое мироощущение человечества в преддверии и в ходе Первой мировой войны и в послевоенные годы. Экспрессионизм – протест против абсурдности мира и унижения человека.

Представители экспрессионистского направления в музыке – А.Шёнберг, А.Берг, Б.Барток и др.

2. КЛАССИФИКАЦИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ ЖАНРОВ

Музыкальный жанр (от лат. genus – род, вид) – одно из важнейших средств художественного обобщения. Являясь многозначным понятием, музыкальные жанры характеризуют исторически сложившиеся роды и виды музыкальных произведенийв связи с их происхождением, назначением, способом, условиями исполнения и восприятия, а также с особенностями содержания и формы.

По происхождению и жизненному назначению жанры подразделяются на бытовые жанры и жанры, не имеющие определённых жизненно-бытовых функций. К бытовым (первичным) жанрам, зависящим от функций, выполняемых музыкой в различных бытовых, трудовых, обрядовых ситуациях, следует отнести песню, танец, марш . Вторичные жанры (опера, симфония, балет и др.) в отличие от первичных обусловлены автономностью творчества. При этом вторичные жанры музыки связаны генетически с первичными как с содержательно-ассоциативными моделями.

По способу и условиям бытования музыкальные жанры делятся на камерные и концертные . Камерные жанры (квартеты, трио, сонаты, романсы, пьесы) обусловлены практикой музицирования в домашней среде; кон­цертные жанры (концерты для солирующих инструментов с оркестром) с их виртуозностью – предназначены для концертного исполнительства.

По составу исполнителей и способу исполнения музыкальные жанры подразделяются на вокальные и инструментальные . Вокальные жанры в свою очередь условно делятся на сольные (песня, романс, ария), ансамблевые и хоровые. В зависимости от участни­ков исполнения различают чисто вокальные и вокально-инструментальные жанры. Вокально-инструментальные подразделяются на камерные (вокальное произведение в сопровождении одного или нескольких инструментов) и оркестровые. К оркестровым относятся оратории, мессы, реквиемы.

К инструментальным жанрам относятся сольные (баллада, по­эма, лирическая миниатюра), ансамблевые (квартет, соната для солирующего инструмента с сопровождением) и оркестровые (сим­фонии, концерты, увертюры).

Песня (от лат. cantus) – наиболее распространенный жанр вокальной народной и профессиональной музыки, основанный на взаимосвязи музыки и поэтических образов. Как правило, песня имеет куплетную форму. Существует ряд классификаций произведений песенного жанра – по содержанию (колыбельные, лирические, плясовые, исторические и т.д.), происхождению и сфере бытования (городские, крестьянские), складу (одноголосные и многоголосные), формам исполнения (сольные и хоровые, с сопровождением и без него).

Танец (от нем. Tanz) – вид искусства, основным средством создания художественного образа которого является движение.

История танца насчитывает тысячи лет. На начальной стадии своего формирования танец существовал в синкретической форме – как единство пения, танца и звукового сопровождения. В Древней Индии танец понимал­ся как раскрытие сущности вещей. В Древней Греции танец почитал­ся как средство облагораживания человека. В странах средневековой Европы и на Руси танец не признавался христианской моралью, хотя и продолжал своё существование в народе.

Гавот (от франц. gavotte) – уме­ренный танец французского происхождения; танец гавотов, жителей области Франции.

Менуэт (от франц. menu pas – маленький шаг) – танец французского происхождения.

Мазурка (точнее – Мазур от названия жителей Мазовии – Мазуров) – быстрый трёхдольный танец с характерным смещением акцента на вторую, иногда третью долю.

Полонез (от франц. polonaise – «пеший танец», танец-ществие) – польский танец торжественного характера, изначально деревенский народный, затем им открывались придворные балы.

Краковяк – двудольный польский танец, возник­ший в Краковском воеводстве.

Вальс (от нем. Walzen – кружиться в танце) – плавный танец, основанный на плав­ном кружении в сочетании с поступательным движением; возник на основе танцев Австрии, Чехии, Германии.

Полька (от чешcк. polka – полшага, половинка) – живой и простой по форме чешский танец.

Халлинг (от названия долины на юго-западе Норвегии) – норвежский умеренный сольный мужской танец.

Камаринская – русская народная плясовая песня и танец (главным образом мужской), перепляс, преимущественно шуточного характера. Музыкальный размер 2/4, иногда 3/4.

Трепак – русский народный танец, быстрый, задорный, ритмически чёткий, с лихим притопыванием. Основные фигуры импровизируются танцорами, показывающими свою ловкость и изобретательность; размер 2/4.

Гопак (от укр. гоп – восклицание, которое произносят во время танца; отсюда же глаголы гопати – топать, гопкати – прыгать) – украинский народный танец, быстрый, стремительный; мужчины импровизируют сложные фигуры, вплоть до высоких прыжков, соревнуясь в ловкости; размер 2/4.

Бульба (белорус. – картошка) – современная белорусская народная плясовая песня. Поётся и танцуется девушками в характере народной польки. Темп живой, задорный, размер двухдольный.

Крыжачок (от белорус. крыж, польск. krzyz – крест), народная песня и танец в Белоруссии и Польше. Музыкальный размер 2/4 и 4/4.

Лезгинка – народный танец лезгин, живущих в Дагестане. Ныне распространен почти у всех народов Кавказа (грузин, кабардинцев, осетин, ингушей, чеченцев и др.).

В XX столетии популярными стали румба (афро-американский танец в двудольном размере, с остросинкопированным ритмом и акцентами на слабых долях такта), фокстрот (от англ. fox – лиса и trot – быстрый шаг, салонный танец в умеренно быстром темпе с маршеобразной ритмикой), чарльстон (бальный танец, возник­ший в г. Чарльстон, разновидность фокстрота), самба (подвиж­ный бразильский танец городского происхождения) и др.

Марш (от франц. marche – шествие, движение вперед) – музы­кальный жанр, характерными чертами которого являются стро­гий, размеренный темп, чёткий ритм. Разновидности марша: во­енный, спортивный, траурный. Помимо прикладного значения марш является жанром сценической музыки (Марш Черномора из оперы «Руслан и Людмила» М.И.Глинки, Марш из балета «Щелкунчик» П.И.Чайковского) и концертной музыки («Марш деревянных солдатиков» из «Детского альбома» П.И.Чайковского).

error: Content is protected !!