"Темное царство" в произведениях А. Островского (по пьесам "Гроза" и "Бесприданница"). Трагическая судьба Ларисы в «темном царстве» (по пьесе А. Н. Островского «Бесприданница») Новое темное царство в бесприданнице

"Темное царство" в произведениях А.Н. Островского (по пьесам "Гроза" и "Бесприданница")

А.Н. Островский ввел читателя своими пьесами в мир купечества. Писатель удивительно ярко показал нам «темное царство» провинциальных российских городков. Особенно известны в этом плане две пьесы Островского – «Гроза» и «Бесприданница». В обеих драмах перед читателем предстает узкий консервативный мирок патриархального городка, в котором властвуют дикие нравы и обычаи. Там полновластные хозяева лишь те, у кого есть деньги, у остальных нет никаких прав по-своему думать, чувствовать, жить.

Обе пьесы показывают нам изнутри купеческую жизнь двух городов верховьев Волги – Калинова и Бряхимова. Калинов расположен в необыкновенно живописном месте, жителей города окружает прекрасный пейзаж. Но великолепие природы городка резко контрастирует с жизнью его обитателей. Калиновцы четко разграничивают свое поведение: для себя и напоказ. На виду горожане прогуливаются в лучших нарядах, имитируют смиренное, благочестивое поведение. Настоящая же их жизнь спрятана за высокими заборами. Об этом в пьесе хорошо говорит Кулигин: «И не от воров они запираются, а чтоб люди не видали, как они своих домашних едят поедом да семью тиранят. И что слез льется за этими запорами, невидимых и неслышимых!.. И что, сударь, за этими замками разврату темного да пьянства».

Главные самодуры и деспоты в «Грозе» - это Дикой и Кабаниха. Савел Прокофьевич – богатый в городе купец. Но известен он всем не только благодаря своему состоянию, но еще и благодаря своему нраву. Дикой обладает вспыльчивым, взбалмошным характером, он тиран, деспот, самодур. Он груб, жесток и неудержим в своей ярости. Часто достается от купца его племяннику Борису. Борис приехал к дяде, надеясь получить наследство. В итоге, он лишь оказался в полной власти Дикого. Савел Прокофьич издевается над ним, грубит, называет лентяем, не платит жалованья. Но Борис вынужден все это терпеть, так как находится в материальной зависимости от дяди.

В пьесе подчеркивается, что богатые и властимущие люди города корыстолюбивы: «У кого деньги, сударь, тот старается бедного закабалить, чтобы на его труды даровые еще больше денег наживать». В пример ставится именно Дикой, который недоплачивает мужикам по копейке, чтобы у него из этого составлялись тысячи. Но самое страшное то, что во всей округе нет силы, способной унять Дикого, поставить его на место. Даже городничий не может с ним справиться. В ответ на просьбу чиновника вести себя чуть более порядочно (слишком много жалоб стало поступать на купца), Дикой ведет себя вызывающе нагло. Он лишь «потрепал городничего по плечу»: «Стоит ли, ваше высокоблагородие, нам с вами о таких пустяках разговаривать!»

Другой яркий представитель купечества – это Марфа Игнатьевна Кабанова. Она тоже тиран и самодур, но у нее другие методы. Кабаниха старается в доме насадить прежние, давно изжившие себя порядки. Все новое пугает ее. Больше всего достается от нее молодому поколению, потому что от них идет угроза, они могут нарушить священные для Кабанихи правила домостроя. Поэтому Марфа Игнатьевна «поедом ест» своих домашних. Каждую секунду она указывает, что, кому и как делать. Катерина, по ее мнению, должна бояться своего мужа, быть безмолвной и покорной. Кабаниха требует от нее прилюдной демонстрации горя, когда Тихон собирается на некоторое время уехать в Москву по делам: «Другая хорошая жена, проводивши мужа-то, часа полтора воет, лежит на крыльце…» Раз Катерина так не делает, значит, по убеждению купчихи, недостаточно любит Тихона.

Кабаниха религиозна до фанатизма. Но вера ее выглядит, на мой взгляд, довольно странно. Она говорит только о грехе и воздаянии. В ее душе нет места прощению, она сурова и непреклонна. Зато в городе купчиха славится своей добродетельностью. В ее доме частенько останавливаются странницы, славящие отзывчивую хозяйку. «Ханжа… Нищих оделяет, а домашних совсем заела», - замечает Кулигин. Так выглядит «темное царство» в «Грозе».

Пьеса «Бесприданница» была написана Островским спустя почти двадцать лет. За это время в России многое изменилось. Преобразились и купцы. Это уже не невежественные дикие и кабанихи. «Теперь чистая публика гуляет, - говорит хозяин кофейной Гаврило, - вот Мокий Парменыч Кнуров проминает себя». Изменился купеческий облик, стиль и образ жизни. Например, Кнуров приобщился к культуре. У него правильная, изысканная речь. Примечательно то, что Кнуров появляется на сцене с французской газетой в руках, с которой невозможно было бы себе представить Дикого или Кабаниху. Василий Данилыч Вожеватов одет в европейский костюм, что может сказать о стремлении героя к европейской жизни. Но, несмотря на все это, «просвещенные» дельцы в нравственном отношении оказываются ничуть не выше невежественных купцов-самодуров. Это раскрывается через их отношение к Ларисе.

Героиня пьесы – бесприданница, поэтому у нее нет права на любовь. Она служит для богачей украшением их компании, прекрасной вещью. Полюбив всем сердцем Паратова, девушка как бы вверяет ему себя и свое сердце. Но она не нужна герою, так как за нее ничего не дают, и он уже нашел для себя вариант выгодной женитьбы: «Найду выгоду, так все продам, что угодно». Поэтому после ночи, проведенной на корабле, Сергей Сергеевич ловко отказывается от Ларисы. Видя ее страдания, Кнуров и Вожеватов цинично разыгрывают ее в орлянку. К бедной девушке в их мире может быть только одно отношение – вещь, которую можно купить, содержанка, наложница. Выигравший Кнуров не боится людского осуждения. Ведь те деньги, которые он собирается предложить Ларисе, «самые злые критики чужой нравственности должны будут замолчать». И, пожалуй, только смерть была способна спасти Ларису из этого беспросветного, унизительного положения. Ведь бедному в этом мире не положено иметь гордость, чувство собственного достоинства. Мы видим в «Бесприданнице», что «темное царство», купеческий мир, изменился внешне, приобрел внешний лоск, стал более образованным… Но в этом мире по-прежнему нет места любви, состраданию, милосердию, человечности.

Текст сочинения:

Название статьи Н. А. Добролюбова Темное царство относиҭся к комедиям А. Н. Островского, написанным задолго до Грозы и Бесприданницы, но обозначает явление, присущее в полной мере обеим эҭим драмам узкий консервативный мирок патриархального города, в котором полностью господствуюҭ дикие нравы и обычаи. Там власть принадлежиҭ тем, у кого есть деньги, там нет места свободной мысли и правам личности, там царят насилие и произвол.
Действие в обеих драмах происходиҭ в живописных городах верховьев Волги Калинове и Бряхи-мове. Калинов расположен в необыкновенно красивом месте, что подчеркнуто Кулигиным, одним из героев драмы. Но красота пейзажа, его великолепие резко контрастируюҭ с жизнью в городе. Она закрыта для постороннего глаза, в ней четко различаюҭся две стороны: для себя и напоказ. Публичная сторона этой жизни прогулки горожан в лучших нарядах, но прогулки редки, а подлинная жизнь в городе происходиҭ в ҭишине заперҭых домов, за высоким забором. Об этом говориҭ в своем монологе Кулигин: И не от воров они запираюҭся, а чтоб люди не видали, как они своих домашних едят поедом да семью ҭиранят. И что слез льется за эҭими запорами, невидимых и неслышимых!.. И что, сударь, за эҭими замками разврату темного да пьянства. Смотреть на чужую жизнь в людях да на улице, но не выносить сор из избы это сознательный принцип темного царства, ведь только так можно уҭвердить самодурство сильных и беззащиҭность слабых.
Типичным примером самодурства представлен Дикой богатый купец, не знающий меры своей жадности и грубости. Он не терпиҭ, чтоб ему перечили, лирикому всех домашних держиҭ в страхе, срывая на них злость по любому поводу. Он груб, и ничем нельзя удержать его гнева, если ему хочется показать, что он хозяин: А то я, что ли, покоряться стану! И все домашние терпят грубую брань и унижения, потому что находятся в материальной зависимости от Дикого. Сильные в городе корыстолюбивы: У кого деньги, сударь, тот старается бедного закабалить, чтобы на его труды даровые еще больше денег наживать.
Кулигин приводиҭ в пример Дикого, который недоплачивает мужикам по копейке, чтобы у него из этого составлялись ҭысячи. Но дело даже не в жадности Дикого, а в том, что городничий пытается урезонить купца так много на него жалоб, а тот лишь потрепал городничего по плечу: Стоиҭ ли, ваше высокоблагородие, нам с вами о таких пустяках разговаривать! Богатым принадлежат не только деньги, но, что важнее, полная власть в городе, лирикому невозможно говорить о каком-либо правосудии: ведь суды тоже продажны. В стремлении подложить свинью конкуренҭу хозяева жизни в городе даже находят удовольствие в судебных процессах, подрывая друг у друга торговлю не столько из корысти, сколько из зависти. Они готовы потратиться, да уж и ему станет в копейку, а для этого используюҭ пьяных приказных, которые за деньги строчат любые злостные кляузы на ближних. Произвол сильных и бесправие слабых не оставляюҭ надежды на торжество в этом обществе справедливости и закона.
Лицемерие и ханжество также являюҭся отличительной чертой этого мира. Всячески подчеркивается религиозное благочестие сильных, их благодеяния. Поэтому Кабанова всячески привечает странницу Феклушу, а та в благодарность всему городу рассказывает о ее щедрости. Только из реплики Кулигина мы узнаем, что Кабанова нищих оделяет, а домашних заела совсем. Марфа Игнатьевна постоянно говориҭ о грехе, о должном уважении к родителям, которого она не видиҭ, о порядке, который необходимо соблюдать в семье, о страхе Божьем. Она прикидывается слабой и беспомощной, но ҭуҭ же прорываюҭся властные нотки, и понятна реплика Варвары: Не уважишь тебя, как же! Марфа Игнатьевна целиком на стороне косных суеверий и дремучих обычаев (например, жена должна, проводив мужа, два часа выть на крыльце, чтобы все видели ее любовь к нему). Поэтому она, конечно же, яростная противница всякого прогресса: все новые достижения ей кажуҭся дьявольским наваждением, и на поезде она, хоть ҭы золотом осыпь, не поедет. Большинство жителей города так же невежественны и суеверны: они всерьез полагаюҭ, что Лиҭва с неба упала, и веруюҭ в геенну огненную. Гроза для них Божья кара, громоотвод шарлатанство, а дикие новости Феклуши они принимаюҭ с благодарностью. Таково темное царство в драме Гроза.
Драма Бесприданница написана А. Н. Островским на двадцать лет позже, и, конечно, темное царство изменилось. Уже не таковы купцы: у них иной масштаб деятельности, иной размах. Они образованные люди: Кнуров читает французскую газету, а речь их не только не груба, но даже изысканна. Они владеюҭ пароходами и вовсе не считаюҭ их изобретением дьявола. Они ездят за границу и живо обсуждаюҭ вопрос, как на днях поедуҭ на выставку в Париж и как хорошо бы взять с собой Ларису Дмитриевну. Но эҭи изменения темного царства не изменили его суҭи: произвола и деспотизма сильных, власти денег, униженности слабых. Кнуров и Вожеватов чувствуюҭ себя хозяевами этой жизни настолько, что даже удивлены, как это Карандышев бедный дворянин и чиновник позволил себе пригласить их на обед. И готовы унизить и Карандышева, и Робинсона, выставить шутом любого, кто слаб и зависим. И в этом мире так же, как и раньше, нет места глубоким, сильным чувствам. Для Паратова нет ничего заветного: Найду выгоду, так все продам, что угодно. Кнуров и Вожеватов, видя страдания Ларисы, обманутой в лучших чувствах, цинично разыгрываюҭ ее в орлянку. Проигравший Вожеватов утешает себя: Я не в убыҭке: расходов меньше. Поэтому слово, которое Лариса услышала для себя, открыло ей страшную трагедию ее положения в этом мире: ощуҭить себя вещью, игрушкой для богатых. Я не нашла любви, так буду искать золота, говориҭ она и не без основания: Кнуров готов взять ее на содержание. Он не боиҭся осуждения общества: за те деньги, что он собирается предложить Ларисе, самые злые криҭики чужой нравственности должны будуҭ замолчать.
За деньги в этом обществе можно купить все, и это наглядно подҭверждает, что темное царство стало более образованным, приобрело внешний лоск, но и не стало менее жестоким и циничным.

Права на сочинение "♦Темное царство в драмах А. Н. Островского Гроза и Бесприданница" принадлежат его автору. При цитировании материала необходимо обязательно указывать гиперссылку на

Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие!

А. Н. Островский

В драме Островского «Гроза» широко поставлены проблемы нравственности. На примере провинциального города Калинова драматург показал царящие там воистину жестокие нравы. Островский изобразил жестокость людей, живущих по старинке, по «Домострою», и новое поколение молодежи, отвергающее эти устои. Персонажи драмы делятся на две группы. По одну сторону стоят старики, поборники старых порядков, которые, в сущности, и осуществляют этот «Домострой», по другую - Катерина и молодое поколение города.

Герои драмы живут в городе Калинове. Этот город занимает маленькое, но не последнее место в России того времени, в то же время он - олицетворение крепостничества и «Домостроя». За стенами города чудится другой, чужой мир. Не зря Островский в ремарках упоминает Волгу, «общественный сад на берегу Волги, за Волгой сельский вид». Мы видим, насколько жестокий, замкнутый мир Калинова отличается от внешнего, «безудержно огромного». Это мир Катерины, родившейся и выросшей на Волге. За этим миром кроется та жизнь, которой так боятся Кабаниха и ей подобные. По словам странницы Феклуши, «старый мир» уходит, лишь в этом городе «рай и тишина», в других же местах «просто содом»: люди в суете друг друга не замечают, запрягают «огненного змия», а в Москве «теперь гульбища да игрища, а по улицам-то индо грохот идет, стон стоит». Но и в старом Калинове что-то меняется. Новые мысли несет в себе Кулигин. Кулигин, воплощающий идеи Ломоносова, Державина и представителей более ранней культуры, предлагает поставить на бульваре часы, чтобы смотреть по ним время.

Познакомимся с остальными представителями Калинова.

Марфа Игнатьевна Кабанова - поборница старого мира. Уже само имя рисует нам грузную, тяжелого характера женщину, а прозвище «Кабаниха» дополняет эту неприятную картину. Кабаниха живет по старинке, в соответствии со строгим порядком. Но она соблюдает только видимость этого порядка, который поддерживает на людях: добрый сын, послушная невестка. Даже сетует: «Ничего-то не знают, никакого порядка... Что будет, как старики перемрут, как будет свет стоять, уж и не знаю. Ну, да уж хоть то хорошо, что не увижу ничего». В доме же царит настоящий произвол. Кабаниха деспотична, груба с крестьянами, «поедом ест» домашних и не терпит возражений. Ее воле полностью подчинен сын, этого ждет она и от невестки.

Рядом с Кабанихой, которая изо дня в день «точит всех своих домашних, как ржа железо», выступает купец Дикой, чье имя ассоциируется с дикой силой. Дикой не только «точит и пилит» членов своей семьи. От него страдают и мужики, которых он обманывает при расчете, и, конечно, покупатели, а также его конторщик Кудряш, непокорный и дерзкий парень, готовый кулаками проучить «ругателя» в темном переулке.



Характер Дикого Островский обрисовал очень точно. Для Дикого главное - деньги, в которых он видит все: власть, славу, поклонение. Особенно это бросается в глаза в маленьком городке, где он живет. Он уже запросто может «потрепать по плечу» самого городничего.

Дикому и Кабанихе - представителям старого порядка, противостоит Кулигин. Кулигин - изобретатель, его взгляды соответствуют просветительским взглядам. Он хочет изобрести солнечные часы, «перпетуум мобиле», громоотвод. Его изобретение громоотвода символично, так же как в драме символична гроза. Недаром так не любит Кулигина Дикой, который обзывает его «червяком», «татарином» и «разбойником». Готовность Дикого отправить изобретателя-просветителя к городничему, его попытки опровергнуть знания Кулигина, основываясь на самом диком религиозном суеверии, - все это тоже в пьесе приобретает символическое значение. Кулигин цитирует Ломоносова и Державина, ссылается на их авторитет. Он живет в старом «домостроевском» мире, где еще верят в предзнаменования и людей с «песьими головами», однако образ Кулигина - свидетельство того, что в «темном царстве» уже появились люди, которые могут стать нравственными судьями тех, кто над ними господствует. Поэтому в конце драмы именно Кулигин выносит тело Катерины на берег и произносит полные укоризны слова.

Образы Тихона и Бориса разработаны незначительно. Добролюбов в известной статье говорит, что Бориса можно скорее отнести к обстановке, чем к героям. В ремарке Борис выделяется только одеждой: «Все лица, кроме Бориса, одеты по-русски». Это первое отличие его от жителей Калинова. Второе отличие в том, что он учился в коммерческой академии в Москве. Но Островский сделал его племянником Дикого, а это говорит о том, что, несмотря на некоторые отличия, он принадлежит к людям «темного царства». Это подтверждает и тот факт, что он не способен бороться с этим царством. Вместо того что-



бы протянуть Катерине руку помощи, он советует ей покориться своей судьбе. Такой же и Тихон. Уже в списке действующих лиц о нем сказано, что он «ее сын», то есть сын Кабанихи. Он действительно скорее просто сын Кабанихи, нежели личность. У Тихона нет силы воли. Единственное желание этого человека - вырваться из-под опеки матери, чтобы за весь год отгуляться. Тихон тоже не в состоянии помочь Катерине. И Борис и Тихон оставляют ее наедине со своими внутренними переживаниями.

Если Кабаниха и Дикой принадлежат к старому укладу, Кулигин несет идеи просвещения, то Катерина находится на распутье. Выросшая и воспитанная в патриархальном духе, Катерина полностью следует этому образу жизни. Измена здесь считается непростительной, и, изменив мужу, Катерина видит в этом грех перед Богом. Но ее характер от природы гордый, независимый и свободный. Ее мечта летать означает вырваться на свободу из-под власти деспотичной свекрови и из душного мира дома Кабановых. В детстве она однажды, обидевшись на что-то, ушла вечером на Волгу. Такой же протест слышится и в ее словах, обращенных к Варе: «А уж коли очень мне здесь опостылеет, так не удержат меня никакой силой. В окно выброшусь, в Волгу кинусь. Не хочу здесь жить, так не стану, хоть ты меня режь!» В душе Катерины идет борьба между муками совести и стремлением к свободе. Катерина отличается и от представителей молодежи - Варвары и Кудряша. Она не умеет приспосабливаться к жизни, лицемерить и притворяться, как это делает Кабаниха, не умеет смотреть на мир так легко, как Варя. Островский мог бы закончить драму сценой покаяния Катерины. Но это бы значило, что «темное царство» победило. Катерина погибает, и в этом ее победа над старым миром.

По словам современников, пьеса Островского «Гроза» имела очень большое значение. В ней показаны два мира, два образа жизни - старый и новый с их представителями. Гибель главной героини Катерины наводит на мысль, что новый мир победит и что именно этот мир придет на смену старому.

МБОУ ВСОШ №5 г. Кунгура Пермского края.

Конспект урока литературы на тему:

Выполнил: учитель русского языка и литературы Шавырин Сергей Николаевич.

Кунгур 2015 г.

«Темное царство» в драме А.Н.Островского «Бесприданница»

Цели урока

Обучающие:

1) проверить знание текста драмы А.Н.Островского «Бесприданница»;

2) проанализировать взаимоотношения героев драмы – представителей «темного царства»;

3) раскрыть жизненные позиции Х.И.Огудаловой, М.П.Кнурова, В.Д. Вожеватова, Ю.К.Карандышева, С.С.Паратова.

Развивающие:

1) развивать память, внимание, мышление с помощью операций синтеза, анализа, сравнения, сопоставления.

Воспитательные:

1) формировать уважение учащихся к личности человека;

2) воспитывать неприятие отрицательных качеств человека – эгоизма, бессердечия, жестокости.

3) способствовать воспитанию разносторонне развитой личности.

Тип урока: комбинированный

Оборудование и материалы : презентация, DVD с фильмом «Жестокий романс», тексты произведения.

Методические приемы: беседа, демонстрация, доклады учащихся.

План урока

    Организационный момент.

    Тест на знание текста драмы «Бесприданница».

    Оформление тетрадей, эпиграф.

    Доклад учащегося «Говорящие фамилии в пьесе А.Н.Островского».

    Аналитическая беседа с учащимися с просмотром фрагментов фильма «Жестокий романс».

    Домашнее задание.

    Подведение итогов урока.

Ход урока

    Орг. момент , включающий настрой на занятие и сообщение целей урока.

    Тест (презентация)

1.Перечислите фамилию, имя и отчество основных героев драмы «Бесприданница» (Харита Игнатьевна Огудалова, Лариса Дмитриевна Огудалова, Сергей Сергеевич Паратов, Юлий Капитоныч Карандышев, Мокий Парменыч Кнуров, Василий Данилыч Вожеватов).

2.Угадайте героев «Бесприданницы»?

А) он учился русскому языку у бурлаков, а французскому – у английского лорда;

Б) он играл в оперетте «Птички певчие» нотариуса, а в «Лесе» – лакея.

В) он чуть не женился на Ларисе, а ее маму называет тетенькой?

3.Кто из героев сказал следующие фразы?

А) Эта женщина создана для роскоши. Дорогой бриллиант дорогой и оправы требует (Кнуров)

Б) Мы люди бедные, нам унижаться-то всю жизнь. Так уж лучше унижаться смолоду, чтоб потом пожить по-человечески (Харита Игнатьевна).

В) Мой родной, разбирайте людей. Я еду-еду, не свищу, а наеду – не спущу! (Паратов)

Г) Вещь… да, вещь. Они правы, я вещь, а не человек. Наконец слово для меня найдено (Лариса).

Д) Я любви искала и не нашла. На меня смотрели и смотрят, как на забаву! (Лариса)

Е) Я смешной человек. Да разве людей казнят за то, что они смешны? Я смешон – ну, смейся надо мной, смейся мне в глаза! (Карандышев).

4.О ком это сказано?

А) Он давно у них в доме вертится, года три. Гнать не гнали, а и почету большого не было. Когда перемежка случалась, никого из богатых женихов в виду не было, так и его придерживали, чтоб не совсем пусто было в доме (о Карандышеве).

Б) Ничего земного, этого житейского нет. Она создана для блеску (о Ларисе).

В) Кто приехал? Промотавшийся кутила, развратный человек, и весь город рад! (о Паратове).

Г) Она теперь находится в таком положении, что нам, близким людям, не только позволительно, но мы даже оязаны принять участие в ее судьбе (о Ларисе)

    Оформление тетрадей, запись темы, эпиграф.

Тема «Темное царство» в драме А.Н.Островского «Бесприданница».

Эпиграф

«В драме нарисована простая, но глубоко верная картина того бесстыдного и холодного бессердечия, которое сделалась чуть ли не основной чертой текущего прогресса во всех общественных «слоях» (В.П.Буренин).

    Доклад учащегося на тему «Говорящие фамилии в пьесе А.Н.Островского».

    Беседа

Одним из самых близких людей для главной героини пьесы-Ларисы Огудаловой - является ее мать, Харита Игнатьевна Огудалова. Что мы знаем о нравственном облике и жизненных принципах Хариты Игнатьевны?

Нравственный облик Хариты Игнатьевны определяется прежде всего ее общественным положением, ее бедностью. Чтобы обеспечить свою старость, Огудалова способна обманывать, хитрить и унижаться. Дочери она говорит: «Мы люди бедные, нам унижаться-то всю жизнь!»

Просмотр сцены, в которой Харита Игнатьевна берет у Кнурова деньги за подарок Вожеватова.

Сцена, в которой Огудалова берет деньги за подарок своей дочери у Кнурова показывает, что она способна врать и хитрить, и что своего она не упустит.

Каковы взаимоотношения матери и дочери?

Харита Игнатьевна готова торговать даже красотой и молодостью своей дочери. При этом она оправдывается тем, что это все она делает не для себя. Когда Кнуров намекает ей на то, что готов взять Ларису на содержание, Огудалова как бы не понимает намека, но в то же время ободряет Кнурова, не противоречит ему. А позже Огудалова почти не прекословит, когда Лариса уезжает на Волгу на пикник.

Как Харита Игнатьевна относятся к другим героям пьесы – Кнурову, Вожеватову. Карандышеву, Паратову?

К каждому из героев пьсы у Огудаловой свой подход. Кнурова, например, она очень уважает, заискивает перед ним, соглашается с каждым его словом. С Паратовым Сергеем Сергеевичем Огудалова тоже любезна, ведет с ним дружеские беседы, называет родным. А он в свою очередь называет её тетенькой. С Карандышевым Огудалова говорит пренебрежительно, с иронией, подшучивает над ним, потому что он бедный жених и незнатный.

Кто является идеалом для Хариты Игнатьевны?

Кнуров – богатый, сильный человек, перед которым она готова заискивать и унижаться

Кто такие Кнуров и Вожеватов? Каковы взаимоотношения между купцами? Как характеризуют Кнурова и Вожеватова их отношение к Ларисе?

Это богатые состоятельные купцы, которые очень гордятся своим положением С одной стороны, они друг к другу относятся с почтением, уважительно разговаривают друг с другом, но за всем этим видно их недоверие друг другу, настороженность. Особенно это проявляется, когда они говорят о Ларисе.

А как Кнуров и Вожеватов относятся к Ларисе?

Кнуров всегда почтительно разговаривает с Ларисой, вроде бы доброжелательно. Но на самом деле он её не уважает. Видит в ней только предмет своих желаний, вещь, которую хотел бы иметь.

Вожеватов тоже очень расчетлив. Хотя он знает Ларису с детства, но к ней тоже пренебрежителен и бездушен.

Просмотр сцены, в которой Кнуров и Вожеватов ведут разговор о Ларисе.

Просмотр сцены, когда Лариса обращается за помощью к Вожеватову.

Почему он ей не помог?

Он говорит, что у него слово честно- купеческое. Но мне кажется, что этим он только прикрывается, потому что у него нет настоящих теплых искренних чувств к Ларисе – ни любви, ни дружбы. Он считает, что в этом мире каждый сам за себя. А так как он знает, что Лариса не будет с ним, то он теряет к ней всякий интерес.

В драме есть герой, который иначе относится к Ларисе. Это Карандышев?

Кто такой Карандышев?

Как он держится с другими героями пьесы – Кнуровым, Вожеватовым, Паратовым?

Карандышев – небогатый мелкий чиновник. Он не любит богатых людей, потому что они унижают его. Он осуждает Кнурова. Паратова, Вожеватова, и в то же время завидует им.

Карандышев очень горд и в то же время боится попасть в смешное положение, хотя все время в него попадает (например, сцена неудачного самоубийства). Он постоянно пытается всех поучать, но никто его не слушает, все над ним смеются, никто не принимает его всерьез. И это злит и раздражает Карандышева, он решает отомстить

Как складываются взаимоотношения Карандышева и Ларисы? (цитаты в презентации)

Лариса не любит, конечно. Карандышева. Сначала она даже не обращает на него внимание. Но от безысходности она решается выйти за него замуж и пытается найти в нем что-нибудь хорошее, говорит ему, что хотела бы полюбить его в дальнейшем. Но Карандышев, несмотря на уверения в любви, Ларису не понимает. Он не соглашается уехать из города, не соглашается устроить скромную свадьбу, потому что брак этот для него – это способ выйти в люди, стать наравне с теми, кому он завидует, то есть наравне с Кнуровым, Паратовым

Просмотр сцены, в которой Карандышев решает мстить.

Каким мы видим Карандышева в сцене, когда он узнает о бегстве Ларисы на Волгу?

Он очень жалкий и несчастный здесь. Бегство Ларисы для него - страшный удар. Он оскорблен, унижен, чувствует горечь и растеренность, и в то же время злобу. Это было последней каплей, потому что он решается мстить и даже хватается за пистолет, решает отомстить обидчикам.

Какие чувства Карандышев вызывает у вас?

- он жалок и смешон, особенно когда он пытается всем доказать, что он чего-то стоит. Например, на званом обеде он даже не замечает, что все над ним издеваются и никто его не принимает всерьез.

- да, он вызывает с одной стороны чувство смеха, потому что он нелеп и смешон, а с другой стороны, чувство жалости, потому что он несчастный человек, ему больно и тяжело от пренебрежения других.

- я его в какой-то степени осуждаю, потому что он тоже эгоист и хотя он говорит, то любит Ларису, и действительно он ее любит, относится к ней лучше, чем другие, но он ее не понимает, и не жалеет. Вместо того, чтобы бросить это общество Кнуровых и Паратовых, уехать с Ларисой, как она просит, он решает всем отомстить и тем самым приближает трагическую развязку.

Верно, мы видим, что нигде Лариса, главная героиня, не встречает понимания.

А что объединяет всех этих героев – Огудалову Хариту Игнатьевну, Кнурова, Вожеватова, Карандышева? При ответе на этот вопрос обратите внимание на записанную нами тему урока.

-Все они относятся к этому «темному царству», являются его представителями.

-В переносном значении эти люди, наверное, и живут в этом темном царстве, где нет ничего светлого, у них только темные мысли и желания.

Какие черты темного царства вы можете назвать?

Самодурство (они думают, что им все дозволено, что для них нет преград), жадность, любовь к деньгам, богатству, жестокость, эгоизм, бессердечие, отсутствие искренности, доброты.

Учитель:

Верно, каждый из перечисленных нами героев – это представитель «темного царства» царства самодурства и жестокости, в котором одни мнят себя хозяевами, попирая все нравственные законы (Кнуров, Вожеватов), другие – рабски приспосабливаются к сильным этого мира, унижаются перед ними (Харита Игнатьевна), третьи – тайно ненавидят более успешных окружающих и в то же время зависят от них, и даже стремятся стать такими же (Карандышев).

На следующем занятии мы продолжим тему «темного царства» и попытаемся увидеть, проникают ли в «темное царство» лучи света. Мы поговорим с вами об образе Ларисы Огудаловой.

6.Домашнее задание

Подумайте над вопросами:

1.Кто такой Паратов? Как характеризуют его другие герои пьесы? Каковы его жизненные принципы?

2.Какой мы видим главную героиню? К кому из литературных героинь она близка? В чем причина её гибели?

7.Подведение итогов урока.

Что нового вы узнали на уроке?

К каким выводам пришли?

Мы говорили о говорящих фамилиях, оказывается, каждая фамилия героев драмы что-либо обозначает, как-то раскрывает героев.

Говорили о взаимоотношениях героев драмы, о их принципах, о том, как они относятся к Ларисе, главной героине.

Мы пришли к выводу, что все эти герои – Кнуров, Вожеватов, Карандышев, Огудалова – относятся к «темному царству», царству самодурства и жестокости.

Сочинение

А. Н. Островский в очерке страну, . Это земля, живущая традициями седой старины, - . Современники за открытие этой стра-ны назвали Островского Колумбом Замоскворечья. И в самом деле, в своих пьесах он обличает стороны купеческой жизни.

Общественный подъем 60-х годов захватил Островского, и в 1859 году он создал драму, о которой Добролюбов сказал: - без сомненья, самое решительное произведение Островского, взаимные отношения самодурства и безгласности доведены в ней до самых трагических последствий>.

Среди раздолья русской природы, на крутом берегу Волги рас-кинулся утопающий в зелени садов город Калинов. А за Волгой виднеются селения, поля и леса. , - восхищается Кулигин, глубоко чувствую-щий поэтическую прелесть родного пейзажа. Казалось бы, и жизнь людей этого города должна быть красивой и счастливой. Однако бо-гатые купцы создали в нем мир. Городок известен крепкими запорами и глухими заборами, заковавшими всякое новое проявление жизни. Островский критически изображает быт и нравы купечества. Всех жителей города он делит на бедных и богатых, угнетателей и угне-тенных. О тяжести жизни бедняков города рассказывает Кулигин:. А причина нищеты, по его мнению, в бессо-вестной эксплуатации бедных богатыми: . Странница же Феклуша восхваляет кали-новскую жизнь: Так сталкиваются две оценки одного и того же явления. Феклуша - ярая защитница суеверий, воплощение невежества, пользуется по-кровительством властителей. Невежественные жители города Калииова слушают Феклушу и верят ее рассказам.

Олицетворением жестокости, невежества, самодурства являют-ся Дикой Савел Прокофьевич и Марфа Игнатьевна Кабанова, купцы города. Кабанова - богатая купчиха, вдова. В своей семье она считает себя главной, держит ее крепко, соблюдает в доме из-жившие себя порядки и обычаи, основанные на религиозных пред-рассудках и Домострое. Только и слышится из уст Кабанихи брань и попреки за несоблюдение отживших порядков. Жертву свою она, . Добролюбов говорит о ней:. Катерину она заставляет кланяться в ноги мужу при отъезде, ругает ее за то, что она не на людях, провожая мужа. Велит Тихону бить Катерину, после того как она призналась в своем, считает, что ее надо. Речь властной Кабанихи звучит как приказ. Кабаниха - выразитель идей и прин-ципов. (Она очень богата. Об этом можно судить по тому, что ее торговые дела выходят ва пределы Калинова, по ее поручению Тихон ездил в Москву.) Ее уважает Дикой, для которого главное в жизни - деньги. Кабаниха понимает, что одни деньги власти еще не дают, другим непременным условием является по-корность тех, кто денег не имеет. Она хочет убить в домашних волю, всякую способность к сопротивлению. Кабаниха лицемерна, прикрывается добродетелью и набожностью, в семье - бесчеловеч-ный деспот и тиран, но оделяет нипщх.Тупая, невежественная, считающая паровоз, она окружает себя такими же мракобесами, как и сама. Ее умствен-ные интересы не идут дальше нелепых рассказов бродячих богомо-лок о странах, где правят и. Скрывая деспотизм под личиной благочестия, Кабаниха доводит свою семью до того, что Тихон не смеет ей противоречить ни в чем. Варвара на-училась врать, скрывать и изворачиваться. Своей тиранией она до-вела Катерину до гибели. Варвара, дочь ее, убегает из дома, а Тихон жалеет, что не погиб вместе с женой: Так, желая сохра-нить старинный уклад жизни в семье, основанный на всеобщем подчинении главе семьи, то есть ей, Кабаниха довела ее до развала.

Но если Кабаниха защищает идеи, то Дикой просто грубый самодур. (И Дикой, и Кабаниха относятся к. У них очень много общих черт.) Речь Дикого груба и невежественна. Он ничего не хочет знать о науке, культуре, изобре-тениях, улучшающих жизнь. Предложение Кулигина поставить громоотвод приводит его в бешенство. (Дикой считает, что гроза - божье предзнаменованье.) Дикой постоянно воюет, но только с теми, кто его боится или полностью от него зависит. Домашние прячутся от него по чердакам и подвалам, Борис, племянник, тер-пит его ругань, так как материально зависим от Дикого. Самая главная черта характера Дикого - жадность. Смысл жизни Дикого - приобретение и увеличение богатства. Для этого он не брезгу-ет никакими средствами. (Городничему, которому мужики жалуют-ся, что их обсчитывают. Дикой отвечает:) Имея тысячи, он чувствует свою силу и нагло требует всеобщего уважения и покорности.

В облике Дикого, несмотря на всю его воинственность, есть черты комического. Кабаниха же (с ее хитростью, лицемерием, хо-лодной, неумолимой жестокостью и жаждой власти страшна по-настоящему) - это самая зловещая фигура в городе. (Дикой стремится грубо утвердить свою власть, Кабаниха же спокойно утверждает себя, охраняя все старое, уходящее.)

Жители города Калинова живут в постоянном страхе перед силами природы, перед богатыми купцами. В пьесе большое количество массовых сцен, в которых мы видим всех жителей города и уз-наем о них. Узнаем, что на бульваре, созданном для них, они не гу-ляют, к улучшению жизни не стремятся. Богатые купцы тиранят домашних за высокими заборами. Невежество калиновцев проявляется в сцене, когда рассматривают картину и идет разговор о Литве, которая. Бедным же, по словам Кулигина, гулять некогда, так как у них. Купцы же гра-бят дальних и ближних, чужих и родных. - таков, по словам Кулигина, секрет помыслов богатых жителей города.

Бесчеловечным нравам все-таки придет конец, так как новое властно вторгается в жизнь. Гибель Катерины - вызов, страстный призыв к борьбе со всем деспотическим укладом жизни. Бегут в другие края Кудряш и Вар-вара, борьба нового со старым началась и продолжается. Остров-ский в этой драме обличил жестокие нравы купеческой жизни: дес-потизм, невежество, самодурство, жадность. Добролюбов считал: в изображено не только невежественное купечество города Калинова, но и весь самодержавно-крепостнический строй России. Протест, выраженный в, он распространил на всю царскую Россию: . - не единственная пьеса А. Н. Островского, которая обличает жестокие нравы купечества, к таким произведениям отно-сятся и, и, и.

Другие сочинения по этому произведению

В чем причина драмы героини пьесы А. Н. Островского «Бесприданница»? В чём причина драмы героини пьесы Островского «Бесприданница» В чём состоит драма Ларисы Огудаловой В чём трагедия Ларисы Огудаловой? (по пьесе А.Н. Островского "Бесприданница") Гроза, разразившаяся в двух драмах А. Н. Островского — «Бесприданница"и «Гроза» Драма «Бесприданница» Драма «горячего сердца» в пьесе А.Н. Островского «Бесприданница» Женские образы в пьесах А. Н. Островского \"Гроза\" и \"Бесприданница\" За что я не люблю пьесу А. Н. Островского «Бесприданница» Знакомство Паратова и Карандышева Знакомство Паратова и Карандышева (анализ сцены из 2 действия пьесы А. Н. Островского «Бесприданница»). Какие иллюзии утрачивают герои пьесы А. Н. Островского «Бесприданница»? Карандышев и Паратов: их отношение к Ларисе Огудаловой (по пьесе А. Н. Островского «Бесприданница») Любовь или неспособность выстоять в мире "золотого тельца"? (по пьесе А. И. Островского "Бесприданница") Мать и дочь в драме А. Н. Островского Мотивы, идейное содержание и детальный анализ «Жестокого романса» Новое поколение купцов в драме Островского «Бесприданница» Нравственная проблематика пьес А. Н. Островского на примере "Бесприданницы" Образ города в произведениях А.Н. Островского "Гроза" и "Бесприданница" Образ Ларисы Огудаловой (по пьесе А. Н. Островского «Бесприданница») Образы жестокого мира в драматургии А. Н. Островского (на примере пьесы «Бесприданница») Образы купцов в пьесах А. Н. Островского «Гроза» и «Бесприданница» Особенности конфликта в драме А. Н. Островского "Бесприданница" Паратов и Карандышев (по пьесе А.Н. Островского "Бесприданница" Почему Лариса поблагодарила Карандышева за выстрел? (по пьесе А. Н. Островского «Бесприданница») Психологизм драмы А. Н. Островского "Бесприданница" Развитие споров за любовь между Паратовым и Карандышевым Разговор Кнурова с Вожеватовым (анализ 2-го явления I действия пьесы А. Н. Островского «Бесприданница») Разговор Ларисы с Карандышевым (анализ 4-го явления I действия пьесы А. Н. Островского «Бесприданница»). Сравнение произведений А. Н. Островского "Бесприданница" и "Гроза" Судьба бесприданницы Тема «маленького человека» в драме А.Н. Островского «Бесприданница» Тема утраченных иллюзий в драме А. Н. Островского «Бесприданница» Тема утраченных иллюзий в пьесе А.Н. Островского «Бесприданница» Трагедия Ларисы несчастная любовь или неспособность выстоять в мире "золотого тельца" (Пьеса А.Н. Островского "Бесприданница") Трагическая судьба Ларисы в "темном царстве" (по пьесе А. Н. Островского "Бесприданница") Характеристика образа Ларисы по пьесе Островского "Бесприданница" Трагедия Ларисы Огудаловой (по пьесе Островского «Бесприданница») Трагедия Ларисы в пьесе «Бесприданница» Тема "маленького человека" в драме А.Н.Островского "Бесприданница" Характеристика купца Паратова (по пьесе Островского «Бесприданница») Сочинение по пьесе Островского «Бесприданница» 2 Паратов и Лариса в драме «Бесприданница» Сочинение по пьесе Островского «Бесприданница» 3 Образ Юлия Капитоныча Карандышева в пьесе Островского «Бесприданница» Образ "жестокого мира" в драматургии А.Н.Островского Трагическая судьба Ларисы в пьесе «Бесприданница» Мать Ларисы, Харита Игнатьевна в пьесе «Бесприданница» Паратов и Карандышев Персонажи в драме Островского «Бесприданница» Сочинение А. Н. Островский Бесприданница Система образов в пьесе «Бесприданница» Лариса: «Я любви искала и не нашла» Образ "жестокого мира" в драматургии А.Н Островского. (По пьесе "Гроза" или "Бесприданница".) Главный конфликт пьесы А. Островского «Бесприданница» Человек или вещь Лариса в пьесе Островского «Бесприданница» Лариса Дмитриевна и Харита Игнатьевна Огудаловы Судьба Ларисы в контексте знакомства Паратова и Карандышева Моя любимая героиня - Лариса Огудалова Что сильнее власть денег или власть чувств власть подлинного таланта (мои рассуждения по поводу прочтения пьесы Островского "Бесприданница") Жертвы "темного царства" в пьесе "Гроза" Художественное своеобразие драмы А. Н. Островского «Гроза» и «Бесприданница» Система образов в драме Островского «Бесприданница»
error: Content is protected !!