Взаимоотношения катерины и тихона в пьесе гроза. Сравнительный психологический анализ героев произведения А.Н. Островского "Гроза". Тихон и Катерина. Домашнее задание к уроку

На вопрос катерины и тихона островский гроза. заданный автором Ѝрик лучший ответ это Катерина вышла замуж за сына Кабанихй не по любви, а потому, что так хотели ее родители, ведь понятия «брак» и «любовь» имели совершенно разные значения.
Брак - это достойная жизнь, а любовь - это нечто грешное и запретное.
Тихон Кабанов - муж героини, купеческий сын. Он женился на Катерине, потому что этого требовала маменька, и считает, что он сам любит Катерину, но так ли это? Он сам безволен и полностью подчинен матери, он не решается даже защитить жену от нападок свекрови. Все, что он может ей посоветовать, - пропускать маменькины упреки мимо ушей. Он сам итак и делает всю жизнь, поддакивая матери и мечтая в то же время сбежать к соседу Савелу Прокофьеичу и выпить с ним. Счастье для Тихона - это отъезд на две недели в Москву по делам. Катерина в этом случае его уже не интересует, и, когда она просит его взять ее с собой, он откровенно признается: «Да как знаю я теперича, что недели две никакой грозы надо мной не будет, кандалов этих на ногах нет, так до жены ли мне? » Катерине жалко мужа, но может ли она его любить? Не видя от него ни понимания, ни поддержки, она невольно начинает мечтать об иной любви, и мечты ее обращаются к другому герою, и Борису. Герой ли он? Он отличается от жителей города Калинова - он образован, учился в Коммерческой академии, он единственный среди горожан ходит в европейском костюме. Но это все отличия внешние, а по сути Борис так же безволен и несамостоятелен.
После замужества жизнь Кати сильно изменилась. Из свободного,
радостного, возвышенного мира, в котором она чувствовала свое
слияние с природой, девушка попала в жизнь, полную обмана,
жестокости и опущенности.
Дело даже не в том, что Катерина вышла за Тихона не по своей воле:
она вообще никого не любила и ей было все равно за кого выходить.
Дело в том, что у девушки отняли ее прежнюю жизнь, которую она
создала для себя. Катерина уже не чувствует такого восторга от
посещения церкви, она не может заниматься привычными ей делами.
Грустные, тревожные мысли не дают ей спокойно любоваться
природой. Кате остается терпеть, пока терпится, и мечтать, но она уже
не может жить своими мыслями, потому что жестокая действительность
возвращает ее на землю, туда, где унижение и страдание.
Катерина пытается найти свое счастье в любви к Тихону: "Я буду мужа
любить. Тиша, голубчик мой, ни на кого я тебя не променяю". Но
искренние проявления этой любви пресекаются Кабанихой: "Что на
шею-то виснешь, бесстыдница? Не с любовником прощаешься". В
Катерине сильно чувство внешней покорности и долга, поэтому она и
заставляет себя любить нелюбимого мужа. Тихон и сам из-за
самодурства своей матери не может любить свою жену по-настоящему,
хотя, наверное, и хочет. И когда он, уезжая на время, покидает Катю,
чтобы нагуляться вволю, девушка становится совсем
одинокой.
Почему Катерина полюбила Бориса?
Наверное, причина в том, что ей недоставало чего-то чистого в душной
атмосфере дома Кабанихи. И любовь к Борису была этим чистым, не
давала Катерине окончательно зачахнуть, как-то поддерживала ее.
Катя не может жить дальше со своим грехом, и единственным способом
хоть частично от него избавиться она считает покаяния Она признается
во всем мужу и Кабанихе. Такой поступок в наше время кажется очень
странным, наивным. "Обманывать-то я не умею; скрыть-то ничего не
могу" - такова Катерина. Тихон простил жену, но простила ли она сама
себя? Будучи очень религиозной. Катя боится бога, а ее бог живет в
ней, бог - ее совесть. Девушку мучают два вопроса: как она вернется
домой и будет смотреть в глаза мужу, которому изменила, и как она
будет жить с пятном на своей совести. Единственным выходом из этой
ситуации Катерина видит смерть: "Нет, мне что домой, что в могилу -
все равно... В могиле лучше... Опять жить? Нет, нет, не надо.. . нехорошо"
Преследуемая своим грехом, Катерина уходит из жизни, чтобы спасти
свою душу.


Домашнее задание к уроку

1. Соберите цитатный материал для характеристики Катерины.
2. Прочитайте II и III действия. Отметьте в монологах Катерины фразы, свидетельствующие о поэтичности ее натуры.
3. Какова речь Катерины?
4. Чем отличается жизнь в доме родителей от жизни в доме мужа?
5. В чем неизбежность конфликта Катерины с миром "темного царства", с миром Кабановой и Дикого?
6. Зачем рядом с Катериной Варвара?
7. Любит ли Катерина Тихона?
8. Счастье или несчастье на жизненном пути Катерины Борис?
9. Можно ли считать самоубийство Катерины протестом против "темного царства»? Может быть, протест – в любви к Борису?

Задание

Используя материал приготовленный дома, охарактеризуйте Катерину. Какие черты ее характера проявляются в первых же репликах?

Ответ

Д.I, явл. V, стр.232: Неспособность лицемерить, лгать, прямота. Конфликт намечается сразу: Кабаниха не терпит в людях чувства собственного достоинства, непокорности, Катерина не умеет приспосабливаться и покоряться. В Катерине есть – наряду с душевной мягкостью, трепетностью, песенностью – и ненавистная для Кабанихи твердость, волевая решительность, которые слышатся и в ее рассказе об отплытии на лодке, и в отдельных ее поступках, и в ее отчестве Петровна, производном от Петр – «камень». Д.II, явл. II, стр. 242–243, 244.

Поэтому Катерину не удается поставить на колени, и это значительно осложняет конфликтное противостояние двух женщин. Возникает ситуация, когда, по пословице, коса нашла на камень.

Вопрос

Чем еще отличается Катерина от обитателей города Калинова? Найдите места в тексте, где подчеркивается поэтичность натуры Катерины.

Ответ

Катерина – натура поэтическая. В отличие от грубых калиновцев она чувствует красоту природы и любит ее. По утру ранехонько я вставала… Ах, да я у матушки жила, как цветок цвела…

"Встану я, бывало, рано; коли летом, так схожу на ключик, умоюсь, принесу с собой водицы и все, все цветы в доме полью. У меня цветов было много, много", – рассказывает она о своем детстве. (д.I, явл. VII, стр. 236)

Ее душа постоянно тянется к красоте. Сны ее были наполнены чудесными, сказочными видениями. Часто снилось ей, что она летает, как птица. О желании лететь она заговаривает несколько раз. (д.I, явл. VII, стр. 235). Этими повторениями драматург подчеркивает романтическую возвышенность души Катерины, ее свободолюбивые стремления. Выданная рано замуж, она пытается ужиться со свекровью, полюбить мужа, но в доме Кабановых искренние чувства никому не нужны.

Катерина религиозна. При ее впечатлительности религиозные чувства, привитые ей в детстве, прочно овладели ее душой.

"До смерти я любила в церковь ходить! Точно, бывало, я в рай войду, и не вижу никого, и время не помню, и не слышу, когда служба кончится", – вспоминает она. (д.I, явл. VII, стр. 236)

Вопрос

А как вы охарактеризуете речь героини?

Ответ

В речи Катерины отражается все богатство ее внутреннего мира: сила чувств, человеческое достоинство, нравственная чистота, правдивость натуры. Сила чувств, глубина и искренность переживаний Катерины находят выражение и в синтаксической структуре ее речи: риторические вопросы, восклицания, незаконченные предложения. А в особо напряженные моменты речь ее обретает черты русской народной песни, становится плавной, ритмичной, певучей. В ее речи встречаются просторечия, слова церковно-религиозного характера (жития, ангелы, храмы золотые, образа), выразительные средства народно- поэтического языка ("Ветра буйные, перенесите вы ему мою печаль-тоску"). Речь богата интонациями – радостными, печальными, восторженными, грустными, тревожными. Интонации выражают отношение Катерины к окружающим.

Вопрос

Откуда появились в героине эти черты? Расскажите, как жила Катерина до замужества? Чем отличается жизнь в доме родителей от жизни в доме мужа?

В детстве

«Точно птичка на воле», «маменька души не чаяла», «работать не принуждала».

Занятия Катерины: ухаживала за цветами, ходила в церковь, слушала странниц и богомолок, вышивала по бархату золотом, гуляла в саду

Черты Катерины: свободолюбие (образ птицы): независимость; чувство собственного достоинства; мечтательность и поэтичность (рассказ о посещении церкви, о снах); религиозность; решительность (рассказ о поступке с лодкой)

Для Катерины главное – жить согласно своей душе

В семье Кабановых

«Я у вас завяла совсем», «да здесь все как будто из-под неволи».

Атмосфера дома – страх. «Тебя не станет бояться, меня и подавно. Какой же это порядок-то в доме будет?»

Принципы дома Кабановых: полное подчинение; отказ от своей воли; унижение попреками и подозрениями; отсутствие духовных начал; религиозное лицемерие

Для Кабанихи главное – подчинить. Не дать жить по-своему

Ответ

С.235 д.I, явл. VII («Такая ли я была!»)

Вывод

Внешне условия жизни в Калинове ничем не отличаются от обстановки детства Катерины. Те же молитвы, те же обряды, те же занятия, но "здесь", отмечает героиня, "все как будто из-под неволи". А неволя несовместима с ее свободолюбивой душой.

Вопрос

В чем заключается протест Катерины против «темного царства»? Почему мы не можем назвать ее ни «жертвой», ни «хозяйкой»?

Ответ

Катерина отличается по складу характера от всех действующих лиц "Грозы". Цельная, честная, искренняя, она неспособна ко лжи и фальши, поэтому в жестоком мире, где царят Дикие и Кабановы, ее жизнь складывается трагично. Она не желает приспосабливаться к миру «темного царства», но и жертвой ее назвать нельзя. Она протестует. Ее протест – это любовь к Борису. Это свобода выбора.

Вопрос

Любит ли Катерина Тихона?

Ответ

Выданная замуж, видимо, не по своей воле, она поначалу готова стать примерной женой. Д.II, явл. II, стр. 243. Но такая богатая натура как Катерина не может любить примитивного, ограниченного человека.

Д. V, явл. III, С.279 "Да постыл он мне, постыл, ласка-то его мне хуже побоев."

Уже в начале пьесы мы узнаем о ее любви к Борису. Д. I, явл.VII, с.237.

Вопрос

Счастье или несчастье на жизненном пути Катерины Борис?

Ответ

Сама любовь к Борису – это трагедия. Д.V, явл. III, стр. 280 «На беду я увидела тебя.» Даже недалекий Кудряш это понимает, с тревогой предупреждая: "Эх, Борис Григорьич! (...) Ведь это значит, вы ее совсем загубить хотите, Борис Григорьич! (...) А ведь здесь какой народ! Сами знаете. Съедят, в гроб вколотят. (...) Только вы смотрите – себе хлопот не наделайте, да ее-то в беду не введите! Положим, хоть у нее муж и дурак, да свекровь-то больно люта".

Вопрос

В чем сложность внутреннего состояния Катерины?

Ответ

Любовь к Борису – это: свободный выбор, диктуемый сердцем; обман, который ставит Катерину в один ряд с Варварой; отказ от любви – это подчинение миру Кабанихи. Любовь-выбор обрекает Катерину на мучения.

Вопрос

Как в сцене с ключом и сценах свидания и прощания с Борисом показаны мучения героини, борьба с собой, ее сила? Проанализируйте лексику, построение предложений, фольклорные элементы, связи с народной песней.

Ответ

Д.III, сцена II, явл. III. стр. 261–262, 263

Д.V, явл. III, стр. 279.

Сцена с ключом: «Да что я говорю-то, что я себя обманываю? Мне хоть умереть, да увидеть его». Сцена свидания: «Пусть все знают, пусть все видят, что я делаю! Коли я для тебя греха не побоялась, побоюсь ли я людского суда?» Сцена прощания: «Друг мой! Радость моя! Прощай!» Все три сцены показывают решительность героини. Она нигде не изменила себе: решилась на любовь по велению сердца, призналась в измене по внутреннему чувству свободы (ложь всегда несвобода), пришла проститься с Борисом не только из-за чувства любви, но и из-за чувства вины: он пострадал из-за нее. Она бросилась в Волгу по требованию своей свободной натуры.

Вопрос

Так что же лежит в основе протеста Катерины против «темного царства»?

Ответ

В основе протеста Катерины против гнета "темного царства" лежит естественное стремление отстоять свободу своей личности. Неволя – вот имя ее главного врага. Всем своим существом Катерина чувствовала, что жить в "темном царстве" хуже смерти. И она предпочла смерть неволе.

Вопрос

Докажите, что смерть Катерины – это протест.

Ответ

Смерть Катерины – это протест, бунт, призыв к действию. Варвара сбежала из дома, Тихон обвинил мать в смерти жены. Кулигин бросил упрек в немилосердии.

Вопрос

Сможет ли город Калинов жить по-старому?

Ответ

Скорее всего, нет.

Судьба Катерины обретает в пьесе символический смысл. Гибнет не только героиня пьесы – гибнет и уходит в прошлое патриархальная Россия, патриархальная нравственность. Драма Островского как бы запечатлела народную Россию на переломе, на пороге новой исторической эпохи.

Для заключения

Пьеса по сей день задает много вопросов. Прежде всего необходимо уяснить жанровую природу, основной конфликт "Грозы" и понять, почему Н.А.Добролюбов в статье "Луч света в темном царстве" написал: "Гроза" есть, без сомнения, самое решительное произведение Островского. Сам автор назвал свое произведение драмой. Со временем исследователи все чаще стали именовать "Грозу" трагедией, исходя из специфики конфликта (явно трагедийного) и характера Катерины, которая подняла остававшиеся где-то на периферии внимания общества большие вопросы. Почему погибла Катерина? Потому, что ей досталась жестокая свекровь? Потому, что она, будучи мужней женой, совершила грех и не выдержала мук совести? Если ограничиться этими проблемами, содержание произведения значительно обедняется, сводится к отдельному, частному эпизоду из жизни такой-то семьи и лишается высокого трагедийного накала.

На первый взгляд кажется, что основной конфликт пьесы – это столкновение Катерины с Кабановой. Будь Марфа Игнатьевна добрее, мягче, человечнее, вряд ли случилась бы трагедия с Катериной. Но трагедии могло бы и не быть, если бы Катерина умела лгать, приспосабливаться, если бы не судила себя столь строго, если бы проще и спокойнее смотрела на жизнь. Но Кабаниха остается Кабанихой, а Катерина – Катериной. И каждая из них отражает определенную жизненную позицию, каждая из них поступает в соответствии со своими принципами.

Главное в пьесе – внутренняя жизнь героини, возникновение в ней чего-то нового, еще неясного ей самой. "Что-то во мне такое необыкновенное, точно я снова жить начинаю, или... уж и не знаю", – признается она сестре мужа Варваре.

Чувство любви к человеку, желание найти родственный отзыв в другом сердце, потребность нежных наслаждений естественным образом открылись в Катерине и изменили ее прежние, неопределенные и бесплотные мечты. «Ночью, Варя, не спится мне, — рассказывает она, — все мерещится шепот какой-то: кто-то так ласково говорит со мной, точно голубь воркует. Уж не снятся мне, Варя, как прежде, райские деревья да горы; а точно меня кто-то обнимает так горячо-горячо и ведет меня куда-то, и я иду за ним, иду...» Она сознала и уловила эти мечты уже довольно поздно; но, разумеется, они преследовали и томили ее задолго прежде, чем она сама могла дать себе отчет в них. При первом их появлении она тотчас же обратила свое чувство на то, что всего ближе к ней было, — на мужа. Она долго усиливалась сроднить с ним свою душу, уверить себя, что с ним ей ничего не нужно, что в нем-то и есть блаженство, которого она так тревожно ищет. Она со страхом и недоумением смотрела на возможность искать взаимной любви в ком-нибудь, кроме его. В пьесе, которая застает Катерину уже с началом любви к Борису Григорьичу, все еще видны последние, отчаянные усилия Катерины — сделать себе милым своего мужа. Сцена ее прощания с ним дает нам чувствовать, что и тут еще не все потеряно для Тихона, что он еще может сохранить права свои на любовь этой женщины; но эта же сцена в коротких, но резких очерках передает нам целую историю истязаний, которые заставили вытерпеть Катерину, чтобы оттолкнуть ее первое чувство от мужа. Тихон является здесь простодушным и пошловатым, совсем не злым, но до крайности бесхарактерным существом, не смеющим ничего сделать вопреки матери. А мать — существо бездушное, кулак-баба, заключающая в китайских церемониях — и любовь, и религию, и нравственность. Между нею и между своей женой Тихон представляет один из множества тех жалких типов, которые обыкновенно называются безвредными, хотя они в общем-то смысле столь же вредны, как и сами самодуры, потому что служат их верными помощниками.

Тихон сам по себе любил жену и готов бы все для нее сделать; но гнет, под которым он вырос, так его изуродовал, что в нем никакого сильного чувства, никакого решительного стремления развиться не может. В нем есть совесть, есть желание добра, но он постоянно действует против себя и служит покорным орудием матери, даже в отношениях своих к жене. Еще в первой сцене появления семейства Кабановых на бульваре мы видим, каково положение Катерины между мужем и свекровью. Кабаниха ругает сына, что жена его не боится; он решает возразить: «да зачем же ей бояться? С меня и того довольно, что она меня любит». Старуха тотчас же вскидывается на него: «как, зачем бояться? Как, зачем бояться! Да ты рехнулся, что ли? Тебя не станет бояться, меня и подавно: какой же это порядок-то в доме будет! Ведь ты, чай, с ней в законе живешь. Али, по-вашему, закон ничего не значит?» Под такими началами, разумеется, чувство любви в Катерине не находит простора и прячется внутрь ее, сказываясь только по временам судорожными порывами. Но и этими порывами муж не умеет пользоваться: он слишком забит, чтобы понять силу ее страстного томления. «Не разберу я тебя, Катя, — говорит он ей: — то от тебя слова не добьешься, не то что ласки, а то так сама лезешь». Так обыкновенно дюжинные и испорченные натуры судят о натуре сильной и свежей: они, судя по себе, не понимают чувства, которое схоронилось в глубине души, и всякую сосредоточенность принимают за апатию; когда же наконец, не будучи в состоянии скрываться долее, внутренняя сила хлынет из души широким и быстрым потоком, — они удивляются и считают это каким-то фокусом, причудою, вроде того, как им самим приходит иногда фантазия впасть в пафос или кутнуть. А между тем эти порывы составляют необходимость в натуре сильной и бывают тем разительнее, чем они дольше не находят себе выхода. Они неумышленны, не соображены, а вызваны естественной необходимостью. Сила натуры, которой нет возможности развиваться деятельно, выражается и пассивно — терпением, сдержанностью. Но только не смешивайте этого терпения с тем, которое происходит от слабого развития личности в человеке и которое кончает тем, что привыкает к оскорблениям и тягостям всякого рода. Нет, Катерина не привыкнет к ним никогда; она еще не знает, на что и как она решится, она ничем не нарушает своих обязанностей к свекрови, делает все возможное, чтобы хорошо уладиться с мужем, но по всему видно, что она чувствует свое положение и что ее тянет вырваться из него. Никогда она не жалуется, не бранит свекровь; сама старуха не может на нее взнести этого; и, однако же, свекровь чувствует, что Катерина составляет для нее что-то неподходящее, враждебное. Тихон, который как огня боится матери и притом не отличается особенною деликатностью и нежностью, совестится, однако, перед женою, когда по повелению матери должен ей наказывать, чтоб она без него «в окна глаз не пялила» и «на молодых парней не заглядывалась». Он видит, что горько оскорбляет ее такими речами, хотя хорошенько и не может понять ее состояния. По выходе матери из комнаты он утешает жену таким образом: «всё к сердцу-то принимать, так в чахотку скоро попадешь. Что ее слушать-то! Ей ведь что-нибудь надо ж говорить. Ну, и пущай она говорит, а ты мимо ушей пропущай!» Вот этот индифферентизм точно плох и безнадежен; но Катерина никогда не может дойти до него; хотя по наружности она даже меньше огорчается, нежели Тихон, меньше жалуется, но в сущности она страдает гораздо больше. Тихон тоже чувствует, что он не имеет чего-то нужного; в нем тоже есть недовольство; но оно находится в нем на такой степени, на какой, например, может быть влечение к женщине у десятилетнего мальчика с развращенным воображением. Он не может очень решительно добиваться независимости и своих прав — уже и потому, что он не знает, что с ними делать; желание его больше головное, внешнее, а собственно натура его, поддавшись гнету воспитания, так и осталась почти глухою к естественным стремлениям. Поэтому самое искание свободы в нем получает характер уродливый и делается противным, как противен цинизм десятилетнего мальчика, без смысла и внутренней потребности повторяющего гадости, слышанные от больших. Тихон, видите, наслышан от кого-то, что он «тоже мужчина» и потому должен в семье иметь известную долю власти и значения; поэтому он себя ставит гораздо выше жены и, полагая, что ей уж так и бог судил терпеть и смиряться, — на свое положение под началом у матери смотрит как на горькое и унизительное. Затем, он наклонен к разгулу, и в нем-то главным образом и ставит свободу: точно как тот же мальчик, не умеющий постигнуть настоящей сути, отчего так сладка женская любовь, и знающий только внешнюю сторону дела, которая у него и превращается в сальности: Тихон, собираясь уезжать, с бесстыднейшим цинизмом говорит жене, упрашивающей его взять ее с собою: «с этакой-то неволи от какой хочешь красавицы жены убежишь! Ты подумай то: какой ни на есть, а я все-таки, мужчина, — всю жизнь вот этак жить, как ты видишь, так убежишь и от жены. Да как я знаю теперича, что недели две никакой грозы на меня не будет, кандалов этих на ногах нет, так до жены ли мне?» Катерина только и может ответить ему на это: «как же мне любить-то тебя, когда ты такие слова говоришь?» Но Тихон не понимает всей важности этого мрачного и решительного упрека; как человек, уже махнувший рукою на свой рассудок, он отвечает небрежно: «слова — как слова! Какие же мне еще слова говорить!» — и торопится отделаться от жены. А зачем? Что он хочет делать, на чем отвести душу, вырвавшись на волю? Он об этом сам рассказывает потом Кулигину: «на дорогу-то маменька читала-читала мне наставления-то, а я как выехал, так загулял. Уж очень рад, что на волю-то вырвался. И всю дорогу пил, и в Москве все пил; так это кучy, что нa-поди. Так, чтобы уж на целый год отгуляться!..» Вот и всё! И надо сказать, что в прежнее время, когда еще сознание личности и ее прав не поднялось в большинстве, почти только подобными выходками и ограничивались протесты против самодурного гнета. Да и нынче еще можно встретить множество Тихонов, упивающихся если не вином, то какими-нибудь рассуждениями и спичами и отводящих душу в шуме словесных оргий. Это именно люди, которые постоянно жалуются на свое стесненное положение, а между тем заражены гордою мыслью о своих привилегиях и о своем превосходстве над другими: «какой ни на есть, а все-таки я мужчина, — так каково мне терпеть-то». То есть: «ты терпи, потому что ты баба и, стало быть, дрянь, а мне надо волю, — не потому, чтоб это было человеческое, естественное требование, а потому, что таковы права моей привилегированной особы»... Ясно, что из подобных людей и замашек никогда и не могло и не может ничего выйти.

Но не похоже на них новое движение народной жизни, о котором мы говорили выше и отражение которого нашли в характере Катерины. В этой личности мы видим уже возмужалое, из глубины всего организма возникающее требование права и простора жизни. Здесь уже не воображение, не наслышка, не искусственно возбужденный порыв является нам, а жизненная необходимость натуры. Катерина не капризничает, не кокетничает своим недовольством и гневом, — это не в ее натуре; она не хочет импонировать на других, выставиться и похвалиться. Напротив, живет она очень мирно и готова всему подчиниться, что только не противно ее натуре; принцип ее, если б она могла сознать и определить его, был бы тот, чтобы как. можно менее своей личностью стеснять других и тревожить общее течение дел. Но зато, признавая и уважая стремления других, она требует того же уважения и к себе, и всякое насилие, всякое стеснение возмущает ее кровно, глубоко. Если б она могла, она бы прогнала далеко от себя все, что живет неправо и вредит другим; но, не будучи в состоянии сделать этого, она идет обратным путем — сама бежит от губителей и обидчиков. Только бы не подчиняться их началам, вопреки своей натуре, только бы не помириться с их неестественными требованиями, а там что выйдет — лучшая ли доля для нее или гибель, — на это она уж не смотрит: в том и другом случае для нее избавление... О своем характере Катерина сообщает Варе одну черту еще из воспоминаний детства: «такая уж я зародилась горячая! Я еще лет шести была, не больше — так что сделала! Обидели меня чем-то дома, а дело было к вечеру, уж темно — я выбежала на Волгу, села в лодку, да и отпихнула ее от берега. На другое утро уж нашли, верст за десять...» Эта детская горячность сохранилась в Катерине; только вместе с общей возмужалостью прибавилась в ней и сила выдерживать впечатления и господствовать над ними. Взрослая Катерина, поставленная в необходимость терпеть обиды, находит в себе силу долго переносить их, без напрасных жалоб, полусопротивлений и всяких шумных выходок. Она терпит до тех пор, пока не заговорит в ней какой-нибудь интерес, особенно близкий ее сердцу и законный в ее глазах, пока не оскорблено в ней будет такое требование ее натуры, без удовлетворения которого она не может оставаться спокойною. Тогда она уж ни на что не посмотрит Она не будет прибегать к дипломатическим уловкам, к обманам и плутням, — не такова она. Если уж нужно непременно обманывать, так она лучше постарается перемочь себя. Варя советует Катерине скрывать свою любовь к Борису; она говорит: «обманывать-то я не умею, скрыть-то ничего не могу», и вслед за тем делает усилие над своим сердцем и опять обращается к Варе с такой речью: «не говори мне про него, сделай милость, не говори! Я его и знать не хочу! Я буду мужа любить. Тиша, голубчик мой, ни на кого тебя не променяю!» Но усилие уже выше ее возможности; через минуту она чувствует, что ей не отделаться от возникшей любви. «Разве я хочу о нем думать, — говорит она: — да что делать, коли из головы нейдет?» В этих простых словах очень ясно выражается, как сила естественных стремлений, неприметно для самой Катерины, одерживает в ней победу над всеми внешними требованиями, предрассудками и искусственными комбинациями, в которых запутана жизнь ее. Заметим, что теоретическим образом Катерина не могла отвергнуть ни одного из этих требований, не могла освободиться ни от каких отсталых мнений; она пошла против всех них, вооруженная единственно силою своего чувства, инстинктивным сознанием своего прямого, неотъемлемого права на жизнь, счастье и любовь... Она нимало не резонирует, но с удивительною легкостью разрешает все трудности своего положения. Вот ее разговор с Варварой:

Варвара . Ты какая-то мудреная, бог с тобой! А по-моему — делай что хочешь, только бы шито да крыто было.

Катерина . Не хочу я так, да и что хорошего! Уж я лучше буду терпеть, пока терпится.

Варвара . А не стерпится, что ж ты сделаешь?

Катерина . Что я сделаю?

Варвара . Да, что сделаешь?

Катерина . Что мне тогда захочется, то и сделаю.

Варвара . Сделай попробуй, так тебя здесь заедят.

Катерина . А что мне! Я уйду, да и была такова.

Варвара . Куда ты уйдешь! Ты мужняя жена.

Катерина . Эх, Варя, не знаешь ты моего характеру! Конечно, не дай бог этому случиться, а уж коли очень мне здесь опостынет, так не удержат меня никакой силой. В окно выброшусь, в Волгу кинусь. Не хочу здесь жить, так не стану, хоть ты меня режь.

Вот истинная сила характера, на которую во всяком случае можно положиться! Вот высота, до которой доходит наша народная жизнь в своем развитии, но до которой в литературе нашей умели подниматься весьма немногие, и никто не умел на ней так хорошо держаться, как Островский. Он почувствовал, что не отвлеченные верования, а жизненные факты управляют человеком, что не образ мыслей, не принципы, а натура нужна для образования и проявления крепкого характера, и он умел создать такое лицо, которое служит представителем великой народной идеи, не нося великих идей ни на языке, ни в голове, самоотверженно идет до конца в неровной борьбе и гибнет, вовсе не обрекая себя на высокое самоотвержение. Ее поступки находятся в гармонии с ее натурой, ни для нее естественны, необходимы, она не может от них отказаться, хотя бы это имело самые гибельные последствия. Претендованные в других творениях нашей литературы сильные характеры похожи на фонтанчики, бьющие довольно красиво и бойко, но зависящие в своих проявлениях от постороннего механизма, подведенного к ним; Катерина, напротив, может быть уподоблена многоводной реке: она течет, как требует ее природное свойство; характер ее течения изменяется сообразно с местностью, через которую она проходит, но течение не останавливается: ровное дно — она течет спокойно, камни большие встретились — она через них перескакивает, обрыв — льется каскадом, запруживают ее — она бушует и прорывается в другом месте. Не потому бурлит она, чтобы воде вдруг захотелось пошуметь или рассердиться на препятствие, а просто потому, что это ей необходимо для выполнения ее естественного требования, — для дальнейшего течения. Так и в том характере, который воспроизведен нам Островским: мы знаем, что он выдержит себя, несмотря ни на какие препятствия; а когда сил не хватит, то погибнет, но не изменит себе...

Добролюбов Н.А. "Луч света в темном царстве"

Сочинение: Островский А. Н. - Гроза - "СВОЕОБРАЗИЕ КОНФЛИКТА В ПЬЕСЕ А. Н. ОСТРОВСКОГО “ГРОЗА”"

"СВОЕОБРАЗИЕ КОНФЛИКТА В ПЬЕСЕ А. Н. ОСТРОВСКОГО “ГРОЗА”"

СВОЕОБРАЗИЕ

КОНФЛИКТА

В ПЬЕСЕ А. Н.

ОСТРОВСКОГО “ГРОЗА”

драматическом произведении связь между

композицией, конфликтом и жанром очень

тесна, эти три слагаемые произведения

просто не могут не перекликаться друг с

другом, и часто, прочитав жанровое

определение, выделенное мелким шрифтом на

титульном листе, мы уже угадываем не только

форму, но подчас и сюжет, а вместе с ним и

идею, тему всего произведения,

соответственно и конфликт, порождающий эти

идеи. Иногда само жанровое определение (в

может просто не соответствовать основным

традициям жанрового деления в литературе.

вдруг не соответствует форме или

тут намного глубже, чем диктуют рамки

одного избранного жанра. Если же писатель

нарочно подчеркивает это несоответствие

между формой и содержанием, то

исследователи, критики сталкиваются с еще

одной загадкой, разрешение которой важно

для понимания конфликта, а следовательно, и

идеи произведения. Ярким примером могут

служить гоголевские “Мертвые души”, не

случайно названные поэмой. Своим

произведением Н. В. Гоголь как бы подводит

итог всей предшествующей литературе,

заставляя отточенные до совершенства уже

существующие жанры

работать по-новому, и целью такой работы

является выявление

нового глубокого конфликта.

Ситуация в

пьесе “Гроза”, история ее создания и

похожа и разнится

от высказанных выше наблюдений. А. Н.

Островский не подводил итоги, не

синтезировал новые жанры, тем не менее

жанровое определение “Грозы” как бытовой

социальной драмы, данное им самим, является

не совсем правильным, а соответственно, и

один, лежащий на поверхности конфликт, по

сути, заменяется другим, более глубоким и

сложным. Жанровое определение А.

Островского явилось лишь данью

литературной традиции. Конфликту же здесь

суждено сыграть совсем иную роль. Если

рассматривать “Грозу” как социально-бытовую

драму, то и вытекающий из этого конфликт

выглядит довольно просто: он как бы внешний,

социальный; внимание зрителей поровну

распределено между героями, все они,

как шашки

на доске, играют почти одинаковые роли,

необходимые для создания сюжетной канвы,

они запутывают и потом, мелькая и

перестраиваясь, как в пятнашках, помогают

разрешить запутанный сюжет. Если система

персонажей раскладывается таким образом,

что и конфликт возникает и разрешается как

бы с помощью всех действующих лиц. Тут мы и

имеем дело с драмой бытового характера, ее

конфликт прост и легко угадывается. Что же

происходит в “Грозе”? Замужняя женщина,

довольно богобоязненная, полюбила другого

человека, тайно встречается с ним, изменяет

мужу. Единственное, что волнует ее - это ее

отношения со свекровью, которая является

представителем “века минувшего” и свято

охраняет именно букву закона,

Катерина при такой раскладке конфликта и

таком его понимании в свете жанрового

определения “Грозы” как социально-бытовой

драмы является олицетворением нового

времени, “века нынешнего”, и наряду с

Тихоном, Варварой, Кудряшом борется против

пережитков прошлого, против домостроя,

против самой атмосферы застойника отмерших

правил и порядков, олицетворением которого

является дореформенный Калинов. Легко

выявляются и главные антагонисты -

Катерина и Кабаниха. В таком духе понимали

“Грозу” многие критики и, в частности, Н. А.

Добролюбов. Вот сталкиваются сильные

личности, два антагониста, кто-то из них

должен уйти, и вдруг... Этим, казалось бы,

обреченным человеком оказывается не старая

Кабаниха со своими архаическими

взглядами на жизнь, а молодая, полная сил

Катерина, окруженная своими

единомышленниками. В чем же дело? Что же

произошло? Конфликт старого и нового, “века

нынешнего и века минувшего”, казалось бы,

разрешен, но несколько странным образом.

Все это приводит нас к мысли о том, что

конфликт в пьесе гораздо глубже, сложнее и

тоньше, чем на первый взгляд кажется.

Безусловно, искусно выстроенная сюжетная

линия, противостояние двух сильных

личностей - Катерины и Кабанихи имеют

место и дают нам возможность наблюдать

конфликт социально-бытового характера,

напоминающий любой нынешний телесериал. Но

глубоко скрытый конфликт выявляется здесь

при несколько ином прочтении пьесы и другом

жанровом определении, при другой трактовке

сюжета “Грозы”. Определение жанра “Грозы”

и понимание конфликта как социально-бытового,

данного А. Н. Островским, является здесь не

только данью традиции, но и, пожалуй,

единственно возможным вариантом в то время.

А. И. Журавлева так объясняет это явление:

“...вся история предшествовавшей

Островскому русской драматургии не давала

образцов такой трагедии, в которой героями

были бы частные лица, а не исторические

деятели, хотя бы и легендарные”. Итак,

жанровое определение “Грозы” при другой

трактовке - трагедия, а трагедия,

соответственно, предполагает более высокую

ступень конфликта, чем в драме.

Противоречие осуществляется не на уровне

системы персонажей, а на более сложном

уровне. Конфликт возникает прежде всего в

сознании героя, который борется с самим

трагедии уходит далеко в глубь веков, но

обычно действующими лицами, начиная от

античной трагедии, являлись исторические

личности. Достаточно вспомнить Антигону

Софокла, которая не знает, как ей поступить,

не нарушив своих моральных, внутренних

нравственных принципов (а отнюдь не “внешних”,

синтезированных государственных законов).

классицистов примерная ситуация в “Сиде”

Корне ля, она разрешается лишь путем

устранения борющихся в Родри-го

нравственных сомнений. Таков и конфликт у А.

Н. Островского, он внутренний, нравственный,

только его переживает не царская дочь или

знатная дама, а простая купеческая жена.

Воспитанная на христианской морали и

домостроевских принципах, она с ужасом

видит их крушение не только вокруг, но и

внутри себя, в своей душе. Все вокруг нее

рушится, “время стало в умоленье приходить”,

говорит странница Феклуша. Сознание своей

греховности и в то же время понимание того,

что она ни в чем не виновата и не в ее силах

противостоять страсти, доводит ее до

неразрешимого противоречия внутри

Катерина не может не любить Тихона - ведь

так она предает Бога в своей душе, но тем не

менее случается страшное, и Катерина не в

силах что-либо изменить. Конфликт состоит

не в антагонизме Кабанихи и Катерины,

которая на первый взгляд добивается права

на свободу выбора чувств, конфликт заложен

в самой Катерине, видевшей в такой борьбе

преступление против Бога и не сумевшей

смириться с этим. И не Каба-ниха губит

Катерину, как в финале восклицает Тихон,

воспринимающий все происходящее с точки

зрения человека нового времени, - Катерину

губит собственная гнетущая

противоречивость ее чувств. Но понимание

внутренних переживаний Катерины

недоступно Тихону, как и всем другим

персонажам пьесы. Они как бы отодвигаются

на второй план, служат лишь фоном,

декорацией для проявления характера

Катерины, как, например, Дикой или барыня. А

по сути, один из главных героев, Борис,

вообще характеризуется как “принадлежащий

более к обстановке”. Все герои как бы

образуют единое целое - их неверие вкупе с

прогрессивным мировоззрением Кулигина

выступает своеобразным противовесом

фанатичной вере Катерины. В то же время

почти сектантская вера Катерины приводит к

неразрешимому противоречию в ее душе, тогда

остальные давно примирились со своей

совестью. Это противоречие не может мирно

разрешиться, и Катерина не способна пойти

на компромисс с самой собой.

Катерина

резко отличается от всех остальных героев,

тем не менее она очень похожа на Кабаниху.

Обе фанатично верят, обе осознают ужас

проступка Катерины, но если Кабаниха

охраняет старое, отжившее, то Катерина к

тому же верит всей душой, и для нее все эти

испытания во много раз тяжелее, чем для

Кабанихи. Не выдерживая состояния

неопределенности, Катерина видит выход в

покаянии, но и это не приносит ей облегчения.

Покаяние уже не играет особой роли,

возмездие неотвратимо, Катерина, как все

истинные верующие, фаталистка и не верит в

то, что можно что-либо изменить. Покончить с

трагическим конфликтом в душе можно лишь

одним способом - лишиться ее, лишить ее

бессмертия, и Катерина совершает самый

тяжкий грех - самоубийство.

, Конкурс «Презентация к уроку»

Презентация к уроку


















Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель:

  • Обучающая – с помощью классического произведения продемонстрировать влияние семьи и социума на формирование личности.
  • Воспитательная – воспитывать нравственную жизненную позицию учащихся,
  • Развивающая – построение собственных жизненных целей, как основу саморазвития

Задачи:

  • На основе прочитанного материала проанализировать историю жизни Катерины и Тихона, формирование их, как личностей.
  • Актуализация исторической ситуации в России.
  • Развитие критического мышления учащихся.
  • Соотнести реальные социальные возможности людей 19 века и наших современников.
  • Проговорить возможные выходы из кризисных ситуаций.

Ход урока

1. Теоретический экскурс в историю эпохи: Россия перед грозой.

2. Рассказ о критиках, писавших о драме А.Н. Островского “Гроза”

  • Н.А. Добролюбов (1836-1861)
  • Д.И. Писарев (1840-1868)

3. Принципы воспитания Катерины и Тихона.

4. Основные черты характеров, сформировавшиеся при разном стиле воспитания у Катерины и Тихона.

5. Образ Тихона

6. Образ Катерины

7. Образование Катерины

8. Мечты Катерины

9. Особенности Характеров Катерины и Тихона

10. Понимание любви героями

11. Поступки Катерины и Тихона

12. Возможность позитивного выхода для Катерины и наше отношение к самоубийству?

Темы для обсуждения:

  • Чей образ, Катерины или Тихона, нам понятнее и ближе?
  • Был ли другой выход у Катерины с точки зрения автора?
  • Какие позитивные выводы может сделать для себя современная молодежь?

Список литературы.

  1. “Гроза” А.Н. Островского. – М., 1975.
  2. Драма Островского “Гроза” в русской критике. – Л., 1990.
  3. Добролюбов Н.А. Статья "Луч света в темном царстве".
  4. Писарев Д.И. Статья "Мотивы русской драмы"
  5. Силинская Л.Н. "Поурочное планирование по литературе" К учебнику "В мире литературы. 10 класс" под ред. А.Г.Кутузова. - Экзамен, 2006 г.
  6. Фадеева Т.М. Тематическое поурочное планирование по литературе к учебнику Ю.В.Лебедева. - Экзамен, 2005 г.
error: Content is protected !!